реферат. Введение. На протяжении многих тысячелетий философия, религия и наука находятся в союзе или противостоят друг другу. Они существуют рядом в мифах и картинах мира, в научных достижениях человечества
Скачать 33.47 Kb.
|
Введение На протяжении многих тысячелетий философия, религия и наука находятся в союзе или противостоят друг другу. Они существуют рядом: в мифах и картинах мира, в научных достижениях человечества. Каково отношение между философией, религией и наукой? Находятся они в оппозиции или могут ли свободно развиваться, не препятствуя друг другу? Может ли научно образованный и мыслящий человек быть философом, иметь религиозную веру? Однако гораздо большего внимания и действительно серьезного обсуждения заслуживает другая сторона вопроса: в какой мере философия, религия и наука могут притязать на истинность и нужно ли разделять их? Или это всего лишь способы объяснения одной и той же реальности, а именно: сущности и происхождения мира, жизни, человека? Прежде чем разобраться в этом вопросе, обратим внимание на тот факт, что очень многие величайшие философы, ученые, истинные творцы в области научного знания до конца жизни оставались глубоко и искренне верующими людьми. Сошлемся на самые известные примеры. Аристотель - отец современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии в христианское мышление. Вопросами естествознания живо интересовались и св. Василий Великий, и Блаженный Августин. Ньютон, открывший законы движения небесных тел, был верующим человеком и занимался богословием. Великий Паскаль, гений математики и физики, был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Пастер-творец всей современной бактериологии, мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни - был глубоко религиозной натурой. Даже Дарвин не только никогда не думал сам, что его учение о происхождении животных видов и человека противоречит религии, но, напротив, всю жизнь оставался искренне верующим человеком. Бессарабова Н.В. Религиоведение: курс лекций. М., 2011.-С.108 Так что же такое философия, в чём смысл религии и задачи науки? Каково их взаимное отношение? Может быть, религия принадлежит прошедшему, временам рождения человеческого рода, а наука будущему, эпохе зрелости, философия же призвана соединить или примирить их? Или же, наоборот, религия составляет краеугольный камень всякой истины для человека, и наука только в ней может найти разрешение всех своих противоречий? Цель данной работы-ещё одна попытка найти взаимосвязи между религиозным, философским и научным видением мира -- проблема не просто важная, но по ряду причин должна быть сегодня отнесена и к наиболее актуальным. Для достижения поставленной цели необходимо дать определение философии, религии и науки, а также найти точки соприкосновения и различия между ними. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература и информация сети Интернет. 1. Определение и суть философии, религии и науки философия религия наука Философия - это наука, которая изучает универсальные принципы развития и существования материального и духовного мира. Зародившись в VII-VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Как правило, философия описывается как одна из форм мировоззрения. С другой стороны, она являет собой особый способ познания. Конечная цель философского знания состоит в установлении и постижении взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира. Философия (от греч. phileo -- люблю и sophia -- мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия -- это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий -- философией. Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. -- М.: 1983.-С.73 В процессе исторического развития менялась структура философского знания. Вначале философия выступала единым и нерасчлененным теоретическим знанием о мире, но затем от неё стали отделяться конкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика, а внутри философии формировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этика, эстетика, философия истории, социальная и политическая философия, философия права, философия науки и техники, история философии, философия религии и ряд других. Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивала всё более глубокое постижение основ человеческого бытия. В силу специфики философского знания развитие философии нельзя представить только как последовательное разрешение возникавших проблем и накопление положительного опыта; для движения философской мысли характерны миграция и переформулирование ряда основных проблем на протяжении всей своей истории. Стремление ко все более глубокому осознанию собственных предпосылок и задач является основной чертой философского познания, которая реализуется в противоборстве различных подходов к определению предмета философии, её структуры и специфики развития. Развитие и соперничество различных философских концепций и школ отражает многообразие и противоречивость социальной действительности во всех её проявлениях. Вместе с тем, философия сама оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствуя формированию новых идеалов, социальных норм и культурных ценностей. Религии в современном мире принадлежит очень важная роль. Практически в любой исторический период она выступала носителем духовности, сохраняя и приумножая человеческие определения добра, любви и милосердия. Те ценности, которые принято считать общечеловеческими, формировались и развивались, как правило, в рамках различных религиозных систем. Истина религии заключена не в знаниях, аргументах и доказательствах. Она богаче, поскольку допускает возможность необыкновенных вещей, чудес. Здесь люди находят утешение и надежду в вере, в открытии человеческой сущности через её связь с чем-то высшим, понимаемым как Божественное. Это истина, которую человек осознаёт как личную, глубоко интимную связь с Божественным Абсолютом, как средоточие духовного, отделённого от привычной суеты повседневной жизни. Религия предлагает человеку картину мира, наполненную, прежде всего, морально-ценностным смыслом, способствует мирровозренческим поискам. Что же такое религия? Многие поколения исследователей и философов пытались разрешить этот вопрос, предлагая разные варианты ответа. Самый простой из них определяет религию как «веру в сверхъестесвенные существа». Другое определение называет религией специфическое преломление в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровенная Божественная Сущность. Само слово «религия» большинство исследователей связывают с латинским religio-«благочестие, набожность»; другие учёные производят его от латинского же religo-«связываю» или «объединяю». Феномен появления религии люди пытались объяснить с древних времён. Уже в античную эпоху мыслители Древней Греции, а позднее Древнего Рима высказывали интересные-подчас, очень точные суждения о различных аспектах возникновения религиозных верований. Так, афинский философ V в. до н.э. Критий считал, что боги выдуманы людьми, чтобы внушать страх и принудить исполнят законы. Один из основоположников античного материализма Демокрит (около 470-380 гг. до н.э.) высказал предположение о том ,что в основе религии лежал страх первобытных людей перед неведомыми и грозными силами природы. Французские просветители XVIII в. относились к религии критически ,как к ненужному суеверию, многие из них обличали религию как способ обмана людей правителями и жрецами. В то же время Вольтер (1694-1778),один из самых известных представителей французского Просвещения, подвергал критике не вообще религию, которую считал необходимой, а католическую церковь. Широкую известность получило следующее изречение Вольтера: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Грязнов А.Ф.Аналитическая философия - ("Классика философской мысли") М.: Высш. шк.,2006.-С.71 Существовали и другие интересные теории, но, конечно, дать исчерпывающее объяснение возникновению религиозных представлений у людей учёные и мыслители не могли. Понятие «наука» в современном мире достаточно многозначно. Во-первых, под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности, основная функция которой -- выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). Во-вторых, под наукой понимается особый способ познания мира, отличный, например, от художественного или обыденного познания, то есть от искусства и жизненного опыта. В этом смысле говорят о научном подходе, о научности данных. В-третьих, под наукой имеется в виду сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности. В этом смысле мы говорим о так называемой Науке с большой буквы (например, «наука утверждает, что…»), физической науке (то есть о системе знаний, выработанных физикой), биологической науке и т. д. «Тело» науки в этом смысле составляют законы -- открытые устойчивые связи между явлениями, -- формулировка которых позволяет описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности. Наконец, в-четвертых, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т. п.), в рамках которой организуется исследовательская (научная)деятельность. В контексте данной работы наука будет рассматриваться как сфера человеческой познавательной деятельности, предметом которой является выработка организованных в систему обоснованных и объективных знаний о действительном мире. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации. Наука -- это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. 2. Философия, религия и наука - их единство Религия, философия, наука являются тремя основными движущими силами человеческой цивилизации, которая всегда устремлена к одной цели -- поиску совершенного блага человека. В качестве основных форм духовной деятельности философия и религия оформились несколько тысячелетий назад. Одно время они были даже неразрывно связаны, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными воззрениями древних. Философские идеи в средние века часто были облачены в религиозные одежды. Основное сходство между религией и философией состоит в том, что обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение истины. Как религия, так и философия стремятся глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на те вопросы, которые волнуют человечество с давних времен. Религии, как и философии, свойственно стремление получить ответ на вопрос о движущих силах жизни в наиболее общем смысле этого слова. В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт. Философия и религия фактически помогают человеку создать цельную картину мира. При этом часто не имеет значения, какие способы и методы используются для достижения этой цели. Оба направления взаимно обогащают и дополняют друг друга, оказывают непосредственное влияние на формирование личности человека и систему его взглядов на жизнь, природу и общество. Что такое жизнь и смерть? Каково предназначение человека и человечества в целом? Эти и подобные вопросы стоят в центре религии и философии, хотя могут решаться с разных позиций. Философия неоднократно вступала в союз с религией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религиозных течений. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всегда даже признается различие между философией и религией как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Итак ,в общности религии и философии можно выделить два основных момента. Первый-свойство их предмета: и предмет религии, и предмет философии бесконечен. И религия, и философия являются способами осмысления бесконечности и вечности бытия. Второй заключается в том, что и философия ,и религия рассматривает вещи и явления не сами по себе, а в их человеческом измерении; мир(Бог) в его отношении к человеку и отношение человека к миру(Богу). На протяжении многих веков наука и философия были также тесно связаны друг с другом. Сначала люди просто задумывались о жизни, спрашивали себя: «Почему мы живем?», «Что происходит после смерти?», «Каким образом происходят те или иные вещи?». После у людей стали появляться знания, полученные преимущественно опытным путем. Благодаря этим знаниям и стала зарождаться наука, которая описывала нашу жизнь, процессы и явления. В древние времена наука и философия, по сути, являлись одним и тем же, ведь научных знаний как таковых тогда не было, все строилось в основном на интуитивных представлениях о мире. Далее стали выделяться отдельные науки: астрономия, физика, математика и многие другие. В наше время взаимоотношение науки и философии является предметом множества дискуссий. Одни считают философию одной из разделов наук, другие полагают, что философия -- это обобщение науки, «метанаука», третьи разделяют науку и философию как две совершенно разные сферы человеческой деятельности. Однако, в любом случае нельзя отрицать то, что и наука, и философия занимаются изучением Вселенной и человеческой жизни, хоть и имеют совершенно разные результаты деятельности. Философия, как известно, была не только знанием о мире, но и знанием о самом процессе познания, теорией познания. В качестве теории о знаниях философия исследует методы познания, связь знания и практики, проблему истины и т.д. Тем самым она выступает как общая методология в отношении конкретных научных дисциплин. Кроме того, философия выполняет важную функцию интеграции научного знания. Основываясь на данных конкретных наук, философия создает общее представление о мире, выполняя мировоззренческую функцию. Таким образом, философия выполняет в отношении науки две важные функции: мировоззренческую и методологическую. Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то её, очевидно, можно считать матерью всех научных изысканий. В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной». Томас Манн считает философию «царицей наук»: «Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки». «Философия-это сжатое изложение науки своего времени»-утверждал Огюст Конт. Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание. Взаимосвязь религии и науки всегда была очень непростой. Существовало и существует распространённое мнение, что наука противоречит религии. Его причина в поверхностном знании, как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него». Развитие науки, связанное на первом этапе с именами Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона, а затем блестяще продолжавшееся в XVIII и XIX веках привело к широчайшему распространению атеизма, в частности, среди учёных и образованной части общества. Легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли. Эти объекты и эти вопросы, поэтому называются трансцендентными (выходящими за пределы науки). Касавин И.Т Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход: Научные труды .- Канон+,2006.-С 98. Таким образом, религия, сформулировав целостную картину мира, создала философскую основу для развития отдельных наук, изучающих различные «силы природы», или иными словами, формы движения и уровни организации материи. Достижения науки, в свою очередь, создавали и поддерживали тот интеллектуальный потенциал, который необходим для существования монотеистической религии; препятствовали суеверному обожествлению явлений природы. Подводя итог, можно сказать, что наука и религия необходимы друг другу. Это два взаимодополняющих пути, которые могут помочь полностью осознать тот мир, в котором мы существуем. Поэтому нет необходимости выбирать между наукой и религией. Естественные науки могут раскрыть законы физического мира и способствовать развитию технологий, которые создадут более высокий уровень материального благополучия. Однако наука нуждается в нравственных ценностях, которые берут свое начало в религии, для того чтобы руководствоваться ими в своей собственной деятельности и осуществлять ответственное использование научного знания во благо, а не во вред человечеству. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Наука без религии ущербна, религия без науки -- слепа". Эйнштейн А.Эйнштейн о религии . Альпина нон-фикшн.-М.,2011.-С 17. 3. Различие философии, религии и науки И все же между философией, религией и наукой существует не только сходства, но и различия. Религиозные воззрения подразумевают жизнь в единении с Богом. Цель такого духовного общения нередко состоит в отыскании путей для спасения души и нахождении прочной жизненной основы. Те, кто постоянно пребывают в религии, часто обретают радость и душевный покой, испытывают умиротворение и удовлетворенность. Философия - это наука о наиболее общих законах бытия, общества и человеческого мышления. Она стоит выше личных интересов. Конечная цель философского знания состоит в установлении и постижении взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира. Постижение религиозных истин не требует от человека логических построений и четко выведенных доказательств бытия Бога, являющегося, по мнению богословов, основой мироздания. Догматы церкви требуют веры, а не научных поисков и строго выверенных обоснований. Философия же стремится отыскать объективную первооснову мира, опираясь на достижения современных наук и эмпирические данные, которые можно измерить и систематизировать. Если религия подразумевает главенство веры, то философия строится на прочном фундаменте объективного и проверяемого знания. Качественно различаются философия и религия и по общему складу и характеру соответственно философского и религиозного сознания и мышления, используемых для достижения выдвигаемых ими целей и задач, и по способам и средствам получения и обоснования своего знания. В отличие от религии философия как форма ценностного нормативного сознания избрала своим ориентиром, прежде всего и главным образом познавательную установку, опирающуюся на максимально возможное использование в поисках предельных, последних оснований бытия всех тех духовных и душевных сил и способностей, которые органически присущи самой природе человека. Это установка, ориентирующая на сознательный поиск подобных представлений, на их критическое осмысление, на принятие каких-либо из них на основе тщательного анализа и аргументации. Специфика философии как особого вида духовной деятельности может быть понята только с учетом плюрализма (множественности) философских установок, предпочтений и ориентаций. Проблема «философия и наука» возникла относительно недавно, в XIX веке, когда отдельные научные дисциплины - физика, химия, биология, математика и др. - окончательно отделились от философии. В настоящее время естественные науки, а не философия создают объективно-истинное знание о мире. Различие философского и научного познания определяется концептуальными установками по отношению к действительности: они "смотрят" на мир с помощью разных систем координат. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на опыт, естественнонаучные данные. "Естественнонаучная картина мира" в этом смысле всегда объективна, философское же понятие "мира в целом" включает в свое содержание объективную данность через исторически развивающиеся способности человеческого освоения мира, как его "жизненное пространство", проецирующее его деятельно-познавательные, смысло-созидательные возможности и установки. Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности "истинно человеческого" является одним из основополагающих центров философской мысли. В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие. Мир философии -- это особый мир, где действуют свои критерии, своя шкала "точности", свой "масштаб" измерений. Понятия и категории философских теорий не выводятся только лишь дедуктивным методом и также не являются результатом опытных обобщений. Критерием философского знания не может служить научно-экспериментальная практика, связанная с фактами опыта. Таким образом, философия не является ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества. Вальяно М.В. История и философия науки: Учебное пособие - ("Магистратура. Аспирантура") (ГРИФ) ,2015.-С.38 Фридрих Энгельс утверждал: «Наука и религия -- антиподы, в корне противоположные, взаимно исключающие друг друга формы общественного сознания. Наука -- это система достоверных знаний о природе, обществе, мышлении и объективных законах их развития, правильное, соответствующее действительности отображение в головах людей предметов, явлений, закономерностей природы и общественной жизни. Религия же является не соответствующим действительности, от начала до конца извращенным, «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Ф. Энгельс, Анти-Дюринг.Госполитиздат,1953.- С .299 И действительно - наука опирается на факты, на научные опыты и строго проверенные, подтвержденные практикой выводы. Религия опирается исключительно на слепую веру людей в разного рода чудеса, сверхъестественные силы, на фантастические вымыслы и библейские предания. Наука содействует повышению сознательности и росту культуры людей, возвышению человека над окружающими его условиями, превращению его в хозяина и вершителя своей собственной судьбы. Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Её задачей является воспитание в человеке понимания мира как единого, гармоничного целого, составляющие которого органично взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к значительным последствиям глобального масштаба. Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов, событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные закономерности, события, факты. Поэтому становится ясна противоположность религии и науки в воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления, закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться человечество, является одной из основ бытия. Заключение Признавая многообразие и противоречивость человеческого мира, философия, религия и наука в настоящее время все больше подчеркивают его целостность, ограниченность, возможность самоуничтожения и обусловленную этим необходимость подчинения многообразных, более или менее частных интересов и целей самому главному, коренному интересу выживания человечества и сохранения природы как первого условия жизни. Историческое взаимодействие между философией, религией и наукой всегда является конкретным, выраженным в учении философа или философской школы, соединяющейся с определенной религиозной традицией или научным опытом. Интерес философов к религии обусловлен существенной ролью последней в мировосприятии и самоопределении человека. Религиозная традиция - один из важных факторов формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Она духовно наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сакральное измерение социальному пространству. Вне науки нет общества, а без общества нет человека. Философия, религия и наука - всего лишь разные «системы знаний о фундаментальных принципах бытия». Причём системы, в идеале не имеющие точек пересечения. Конечно, только в идеале. Исторически религия, философия, наука, искусство возникли из единого корня - архаического мышления, где прототипы их находились в слиянии - синкретическом единстве. Исторически религия выделилась из этого сплава первой, а потому ей пришлось взять на себя и функции объяснения явлений, которые сегодня относятся к компетенции науки. В свою очередь вторжение науки на территорию религии неизменно доказывает лишь ограниченность науки, которая объясняет происхождение и смысловые функции религии на основе господствующих в научной среде течений. Так, теории классиков материализма, основанные на социальном, а то и классовом подходе, сегодня подвергаются критике со стороны тех, кто во главу угла ставит психологию, в том числе и психологию бессознательного. Степин В.С .История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук - 3-е изд. - ("Университетский учебник") (ГРИФ) : Акад. Проект,2014.-С.338 Человеческое общество -- это целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. И не вызывает сомнений, что одной из серьезнейших ошибок, совершенных в последние два-три столетия в нашем цивилизованном мире, является противопоставление знания научного и философского религиозному, высевания, по выражению Ломоносова, вражды между ними и отсюда полная потеря взаимопонимания и согласия между этими тремя важнейшими сферами духовной и интеллектуальной жизни человека в осмыслении основополагающих принципов его деятельности. |