Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Теоретические основы дипломного проекта 1.1 Историческая справка. проектирование формы изделия

  • 1.2 Актуальность работы

  • Глава 2. Практические основы дипломного проекта 2.1 Этапы выполнения

  • 2.2 Расчетная часть

  • Список использованной литературы

  • Набор декоративных шкатулок Овстуг


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеНабор декоративных шкатулок Овстуг
    Дата05.08.2022
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDiplom_Shkut_Lilia.pdf
    ТипПояснительная записка
    #641073

    ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «Брянский областной колледж искусств»
    Отделение изобразительного искусства
    Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе на тему: «Набор декоративных шкатулок «Овстуг»»
    Выполнила:
    Студентка 4 курса специальности
    54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
    Художественная роспись по дереву
    Шкут Лилия Николаевна
    Руководитель:
    Гридина Екатерина Владимировна
    _____________(подпись)
    Рецензент:
    Краснослободцева Ольга Владиславовна
    Дата сдачи в ГЭК «___» ___________ 2021г.
    Выпускная квалификационная работа защищена
    «___» ___________ 2021г.
    Оценка __________________
    Брянск 2021

    2
    Оглавление
    Глава 1. Теоретические основы дипломного проекта ......................................... 6 1.1 Историческая справка. проектирование формы изделия .............................. 6 1.2 Актуальность работы ........................................................................................ 8
    Глава 2. Практические основы дипломного проекта .......................................... 9 2.1 Этапы выполнения ............................................................................................ 9 2.2 Расчетная часть ................................................................................................ 15
    Заключение ............................................................................................................ 17
    Список использованной литературы ................................................................... 18
    ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................................... 19

    3
    Введение
    Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных вида искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия и относящихся к чистому искусству, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство).
    Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
    Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира.
    И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-

    4 прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.
    Особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью.
    Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.
    Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры, мастера в
    1903 г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла.
    Миниатюра — в изобразительном искусстве небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Особая разновидность миниатюры — живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий. В искусстве миниатюры существуют различные школы и направления.
    Исторически искусство миниатюры было известно как искусство оформления рукописных книг – это изображения заглавных букв, затем появился орнамент, который затем перерос в бордюр, а бордюр – в рамку вокруг страничного текста. В XIII в. Миниатюры, заняв уже целую страницу в книге, превратились в отдельные картины.
    Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А

    5 небольшие, удобные для перевозки вещи – сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.

    6
    Глава 1. Теоретические основы дипломного проекта
    1.1
    Историческая справка. проектирование формы изделия
    Украшения привлекают людей на протяжении многих веков: подвески, кольца, серьги, все, что вызывает чувство прекрасного, имеет ценность и передается по наследству из поколения в поколение.
    Шкатулка – небольшой ящик с крышкой для хранения мелких, обычно ценных, вещей. История возникновения шкатулки для украшений такова, что еще 3000 лет назад в древности, в Египте у богатых людей была причуда убирать и прятать с глаз свои ценности в кувшинах, затем в Китае появились коробки и начали складывать свои ценные вещи туда.
    Шкатулки изготавливаются из очень разного материала, так, например, в Африке их делали из камня, а ближе к современности везде стали использовать в основном дерево.
    История возникновения шкатулки в России похожа с предыдущими тем, что в древности, девушки скрывали свои безделушки в них, а мужчины ценные вещи. Подобием шкатулок были небольшие ларцы или сундуки.
    Люди думали и, наверно, думают по сей день, что в шкатулках прячется какая-то тайна – это создает атмосферу таинственности, придает загадочности.
    На самом деле, шкатулки изготавливали не только для красоты и всеобщего восхищения, внутри них делали потайные отделы, скрытые в дне, сбоку или в самой крышке. Их точно также раскрашивали, покрывали лаком, но можно было открыть только с помощью потайных клавиш.
    Шкатулки очень любили украшать резьбой, различными рисунками и всё это делали вручную.
    Также у богатых людей были шкатулки с инкрустированным золотом, далеко не каждый раньше мог такое себе позволить. Популярность шкатулок росла, и вместе с этим развивались технологии изготовления, везде они были разными.

    7
    История создания шкатулки из дерева началась с того, что сам материал был гораздо проще и легче для русских мастеров, но самое главное
    – это доступность. Постепенно у всех стали появляться оригинальные шкатулки из дерева, их можно было хранить дома, а можно было взять с собой в поездку.
    Предела фантазии не было, мастера воплощали любую идею в реальность, были очень разнообразные рисунки и формы шкатулок. Очень модным было дарить подарки в виде шкатулок, у девушек даже перехватывало дыхание, потому то внутри могло оказаться, всё что угодно.
    По сей день очень у многих в доме есть шкатулка, она может быть обычной деревянной, может быть расписной, как в древности, а может быть музыкальной, такой подарок является очень популярным в настоящее время.

    8
    1.2 Актуальность работы
    Тема данной дипломной работы – Овстуг.
    Июльским светом Овстуг полон

    Овраги, взгорки да лески.
    Высокий день почти безмолвен.
    И вдруг — от грома на куски.
    И вдруг ударит светлый ливень

    Короткий, теплый и крутой.
    И снова четкость плавных линий,
    За глубиной и высотой, —
    Живописны и красивы здесь места. Расположенный на холмах, прилегающих к речушке Овстужанке, смотрит Овстуг зачарованно на
    Брянский лес, на мерцающую вдали ленту реки Десны.
    Сколько поэтических строк посвящено этому селу, написано о нем. И неслучайно, Овстуг — родина Ф. И. Тютчева, классика русской поэзии XI века.
    Стиль художественной росписи был выбран как миниатюра.
    Живописный характер росписи хорошо передает красоту этих мест.
    Дипломный проект состоит из четырёх шкатулок, которые размещаются на подносе. Форма шкатулок и подноса квадратная, крышки срезаны, так изделие выглядит изящнее. На крышках шкатулок выполнены живописные пейзажи Овстуга. Боковые стороны шкатулок и подноса украшены растительным орнаментом.
    В таком изделии можно хранить украшения, а также оно является подарочным набором.

    9
    Глава 2. Практические основы дипломного проекта
    2.1 Этапы выполнения

    Копирование образцов;

    Поиск художественного образа и композиционного решения
    (графические эскизы и поиск цветового решения);

    Перенос рисунка на изделия (шкатулки);

    Выполнение росписи.
    Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке реалистично. Копирование бывает разное, в зависимости от условий и цели. Самый действенный и простой способ копирования – определять соотношения частей путём сравнения одного с другим и распределение частей рисунка друг относительно друга на глаз. Одновременно развивается глазомер, чувство пропорций и соразмерности, острота детали, твёрдость руки, чувство формата и так далее.
    Копирование лучших произведений изобразительного искусства всегда считалось одной из основ обучения будущих художников.Также изучая произведения состоявшихся, признанных художников приобретается необходимый навык видения композиции, колорита, композиции росписи.
    Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов, особая форма отражения действительности. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит.

    10
    Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия, и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно- образное воссоздание реальной жизни.
    При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа
    — писатель, поэт, художник или артист — не просто пытается повторить,
    «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.
    В отличие от научной деятельности художественное творчество глубоко субъективно и носит авторский характер. Поэтому на каждой картине, в каждом стихе, в каждой роли отпечатывается личность творца. В искусстве особенно значительна роль воображения, фантазии, вымысла, что недопустимо в науке.
    Самые яркие художественные образы пополняют сокровищницу культурного наследия человечества, оказывая влияние на сознание человечества.
    Пейзаж это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.
    Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа. В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку.
    Существует наиболее известные виды пейзажа.
    ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует от художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте.
    Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым

    11 ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.
    МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.
    СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.
    ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.
    АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.
    ПАРКОВЫЙ (усадебный) – пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.
    ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.

    12
    ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.
    Целостность композиции зависит от:
    • смыслового замысла;
    • соотношения главного и второстепенного;
    • гармоничного размещения объекта изображения, контрастов форм, цветов, выразительности линий и объемов;
    • соотношения светлых и темных пятен; закономерности и средства композиции.
    Точка, линия, пятно – основные средства изображения на плоскости.
    Неделимость, наличие конструктивной объединяющей идеи, связь и взаимная согласованность всех элементов — все это создает целостность композиции: соразмерность и соподчинение элементов, наличие композиционного центра.
    Стилизация — это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой — сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.
    В декоративно-прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Стилизация формы необходима для того, чтобы сделать вещи и их изображения более выразительными.
    Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Он отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала;

    13 использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы.
    Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, декоративно-прикладное искусство никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
    Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.
    Колорит изображения — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.
    При создании композиции определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.
    Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Цветовое решение необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу.
    Время года – осень. Это самая яркая и трогательная пора, где собраны красно-жёлтые, золотистые и тёплые краски.
    Осень наиболее выразительное время года и само по себе декоративно.
    Приступая к работе с древесиной, необходимо хорошо знать ее свойства, так как правильное их использование может во многом помочь при создании изделий декоративно-прикладного искусства.
    В росписи широко применяются липа, осина, ольха. Самым лучшим деревом для росписи считается липа. Она менее трудоемка в работе: при правильной сушке очень мало растрескивается и впитывает влагу и поэтому

    14 хорошо тонируется водными растворами и красками. Липа широко используется в производстве благодаря таким положительным качествам.
    Разрабатывается форма изделия, чертеж, по которому мастер выполнил из дерева поднос и четыре шкатулки из липы.
    Изделия необходимо тщательно подготовить к росписи, чтобы краска не впитывалась и не растекалась, а ложилась ровно, рисунок не тускнел и не деформировался со временем.
    Сначала нужно счистить шероховатости изделия шлифовальной бумагой. После того, как изделие приобрело нужную гладкость, его необходимо покрыть акриловым грунтом.
    Дожидаемся, пока дерево высохнет. Далее необходимо счистить шлифовальной бумагой, высохший слой грунта.
    Готовый эскиз, его необходимо перенести на деревянные заготовки.
    На гладкую сторону кальки наносим нужный рисунок. Обратную
    (шероховатую) сторону кальки жирно штрихуем мягким простым карандашом. Затем кальку заштрихованной стороной вниз прикладываем на изделие и проводим по лицевой стороне рисунка шариковой ручкой.
    После чего приступаем к работе с красками, находим основные цветовые отношения и закладываем их. Переходим к прописыванию деталей.
    Далее покрываем изделие лаком, в данном выборе был использован
    Яхтный глянцевый лак, он защищает изделие от ударов и в случае попадания воды.

    15
    2.2 Расчетная часть
    Все затраты, понесенные на выполнение выпускной квалификационной работы представлены в таблице 1.
    Таблица 1
    Себестоимость проекта

    Наименования материалов и инструментов
    Единица измерения
    Количе ство
    Цена за штуку (в рублях)
    Всего (в рублях)
    1
    Деревянная заготовка
    4 шкатулки на подносе
    Штук
    1 1500 1500 2
    Акриловый грунт левкас
    Штук
    1 250 250 3
    Темперная краска
    (белила титановые)
    Штук
    1 170 170 4
    Темперная краска
    (кадмий желтый средний)
    Штук
    1 270 270 5
    Темперная краска
    (сиена натуральная)
    Штук
    1 170 170 6
    Темперная краска
    (изумрудно-зеленая)
    Штук
    1 170 170 7
    Темперная краска
    (кадмий красный темный)
    Штук
    1 270 270 8
    Темперная краска
    (ультрамарин)
    Штук
    1 170 170 9
    Темперная краска
    (охра светлая)
    Штук
    1 170 170 10
    Темперная краска
    Штук
    1 270 270

    16
    (кадмий красный светлый)
    11
    Темперная краска
    (краплак красный)
    Штук
    1 270 270 12
    Темперная краска
    (голубая фц)
    Штук
    1 170 170 13
    Калька в рулоне
    Штук
    1 75 75 14
    Темперная краска
    (сажа газовая)
    Штук
    1 170 170 15
    Бумага А4
    Штук
    10 10 100 16
    Темперная краска
    (кадмий лимонный)
    Штук
    1 270 270 17
    Кисть Roubloff №01
    Штук
    1 115 115 18
    Кисть Roubloff №02
    Штук
    1 105 105 19
    Кисть Roubloff №03
    Штук
    1 115 115 20
    Кисть Синтетика №3
    Штук
    1 125 125
    Общая сумма:
    4925

    17
    Заключение
    Поставленные цели и задачи были полностью выполнены в ходе работы над дипломным творческим проектом. Была проделана большая работа по подбору, копированию и анализу аналогичных предметов декоративно-прикладного искусства, подробно изучен исторический аспект темы.
    Эскизная часть диплома представлена в приложении, по ней можно судить о том, как разрабатывалась общая идейная концепция. Поиск декоративной композиции велся последовательно от графических поисков, тонового решения, подбора подходящего колорита и других выразительных средств (контраст, выделение доминанты, движение в композиции, ритм и тд.).
    Роспись изделия велась методически грамотно и последовательно, выполнялись все этапы ведения длительной работы с изделием.
    Это был первый опыт самостоятельного творческого решения комплексных задач и умение работать с требованиями, предъявляемыми к такого рода работе.
    Решена композиция, соответствующая идейному замыслу проекта.
    Выдержан колорит, в котором использовалось определенное количество цветов, была построена грамотная композиция.
    В процессе творческой деятельности был создан дипломный проект
    «Декоративные шкатулки на тему "Овстуг"».
    Теоритическую часть дипломного проекта можно использовать при изучении основ создания изделия ДПИ.
    Практическую часть можно использовать как выставочный экспонат и украшение интерьера.

    18
    Список использованной литературы
    1.
    Василенко, В.М., Артамонов М. Федоскино. — М.; Л., 2016. – 328 с.
    2.
    Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство [Текст] : учебное пособие / В.Н. Молотова, 2018. – 579 с.
    3.
    Соколов, М.В. Декоративно-прикладное искусство [Текст] : учебное пособие / М.В. Соколов, М.С. Соколова. – М.: Владос, 2019. – 399 с.
    4.
    Шелухин, М.В., Монашов В. С. Лаковая миниатюра. Lacquer miniature. — 2017. –
    397 с.
    5.
    Уханова, И.Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. — Л.: Изд-во Гос.
    Эрмитажа, 2016. – 219 с.
    6.
    История Декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс].
    – URL: https://studbooks.net/665717/kulturologiya/issledovatelskiy_razdel
    (Дата обращения: 17.05.2021)
    7.
    Федоскинская лаковая миниатюра и музей народных художественных промыслов в Федоскино [Электронный ресурс]. – URL: https://anashina.com/fedoskinskaya-lakovaya-miniatura/
    (Дата обращения:
    29.05.2021)
    8.
    Овстуг – родовая усадьба Ф.И. Тютчева [Электронный ресурс]. –
    URL: https://studbooks.net/665717/kulturologiya/issledovatelskiy_razdel
    (Дата обращения: 17.04.2021)
    9.
    Федоскинская миниатюра и её уникальная технология [Электронный ресурс].

    URL: https://studbooks.net/665717/kulturologiya/issledovatelskiy_razdel
    (Дата обращения: 02.04.2021)
    10.
    Русские лаки
    [Электронный ресурс].

    URL: https://www.culture.ru/materials/166475/russkie-laki
    (Дата обращения:
    17.05.2021)

    19
    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Приложение 5

    Приложение 6

    Приложение 7


    написать администратору сайта