Документ. Научноисследовательская работа Художник, пишущий добро
Скачать 83.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеигнатовская СОШ» Научно-исследовательская работа «Художник, пишущий добро…» ( по творчеству А.Баргова) Выполнила ученица 10 класса Бочкарева Юлия Руководитель Калякова Н.Г. Большое Игнатово 2015 Содержание. Введение 2 Природа в творчестве русских художников 4 Анатолий Баргов, детство и юность 7 Основные направления в живописи 10 Эрзянский колорит в творчестве 11 Общественная работа Заключение 21 Литература 22 Введение Безусловно, изобразительное искусство является неотъемлемой частью культуры духовной. Искусство художников и живописцев позволяет посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства. Всё живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы картины, на которых запечатлены красоты родного края. Безгранично любя свою маленькую Родину, художники в разное время стремились воплотить в своём творчестве её образ. Для некоторых из них родина – это берёза у окна, серебристый иней, погрузившийся в тихий сон зимний лес, розовый закат солнца над озером, весёлые ромашки на лесной полянке, куст душистой сирени в саду. Для других она – бескрайние поля, луга, реки, близ лежащие деревни, земляки, высокое небо с плывущими по нему облаками. Привязанность к отеческой земле, хранение того, что всего роднее, ближе и дороже – свидетельство культурной ценности личности. Это патриотизм. Он даёт человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Этому нужно воспитывать с детства. Знакомство с историей изобразительного искусства Мордовии ,творчеством художника А.Н. Баргова ,поможет определиться каждому человеку, чтобы не растерять в своей душе того, что её укрепляет, облагораживает. Актуальность нашей темы мы видим в возможности систематизировать информацию о художнике- земляке в анализе его картин с точки зрения неповторимости эрзянской культуры . Целью данной работы является анализ отражения культуры эрзян в творчестве А.Н.Баргова. Для достижения данной цели перед нами ставятся и решаются следующие задачи: 1. Подобрать и изучить литературу по данной теме. 2. Изучить особенности изобразительного искусства в творчестве А.Н.Баргова. 3. Определить основное направление изобразительного искусства художника. Проблема: не всегда, любому жителю нашего района или гостю можно найти информацию о жизни и творчестве А.Н.Баргова. Необходимо затратить много времени в поисках необходимой литературы в библиотеках, пролистать подшивки газет в читальном зале, с целью знакомства с художественным творчеством нашего земляка. Разработанность исследуемой проблемы: Тематическое интервью с матерью художника (биография собеседника как часть конкретного периода истории); изучение и анализ литературы; метод сравнения; изучение картин из семейных архивов; просмотр информации из газетных источников музейного архива. Основные информанты: Мама художника- Баргова Нина Ивановна, архивы Центральной районной библиотеки, редакции районной газеты «Восход». 1 Природа в творчестве русских художников Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического восприятия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким бы он был. Но не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова и наконец, не было бы плеяды замечательных художников- пейзажистов: Саврасова, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других. Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране, любви к малой родине. Картины хороши тем, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый , но всегда чем-то новый мир нашей природы,- стоит только переступить порог рамы. Трудно поверить, что еще в начале XIX века некоторые критики считали пейзаж ненужным, а о художниках и писателях- пейзажистах говорили, что они « прячутся в пейзаж от действительности» и тем самым выдают себя с головой как недругов прямого восприятия и отражения действительности. В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру. Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы. В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций. В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление- реалистический, национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть “золотым” веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа. Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов. Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (1780—1847), который известен всем как непревзойденный мастер бытового жанра. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа. Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, "не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства". Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов. Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Обращался к красоте родного края и наш земляк- художник Федот Васильевич Сычков (1870-1958), талантливый, самобытный, художник-бытописатель деревни, стоявший у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки, - своеобразная летопись жизни родного края. Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник. Анатолий Баргов, детство и юность Из воспоминаний мама художника Н.И.Барговой : …Далекий уральский город Магнитогорск. Там 22 июля 1955 году родился маленький Толя. Но свое детство и юность он провел в селах Андреевка и Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия. Любовь к искусству и привели молодого его после окончания школы в Ичалковское педагогическое училище, которое он закончил в 1974 году. С теплотой и любовью он вспоминает хороших людей из педагогического училища–Евгению Петровну Кузнецову, Михаила Федоровича Еделькина, Василия Трофимовича Вильдякскина. После окончания педагогического училища, Анатолий Николаевич занимается педагогической деятельностью в школах №16 и №18 города Саранска. В 1975-1977 он проходит службу в Советской Армии. В 1987г. А.Н.Баргов поступает в Чувашский государственный инсти-тут им. И.Я.Яковлева на художественно-графический факультет, в мастерскую народного художника России Р.Ф.Федорова. И снова ему встречаются добрые люди – Равель Федорович Федоров, Ананий Александрович Флегентов -педагоги института.С 1987 года он участник республиканских, региональных, всероссийских художественных выставок.В 1995г. А.Н.Баргова принимают в члены Союза художников России. 3 Основные направления в живописи Анатолий Николаевич начинал как пейзажист, создал серии «Времена года», «Болдинская осень»(1999г.), «Монастыри России»(2000-2003г.). С легендарными местами Болдина и его окрестностями Анатолия Баргова связывают самые яркие впечатления детства, ведь оно прошло неподалеку-в соседних с Пушкинскими местами селами Большое Игнатово и Андреевка. А десяток километров, разделяющих их, он легко преодолевал на велосипеде, когда с друзьями мчался, чтобы успеть на пушкинский праздник. По барговски неторопливо раскрывается замысел картины «Дорога в имение А.С.Пушкина», змейкой поднимается в гору тропинка, по которой вот уже много лет люди идут в поместье поэта. И становится ясной главная идея триптиха-к Пушкину нужно идти неторопливо размышляя, созерцая красоту окружающей природы, вспоминая строчки стихов, знакомых с детства…Художник ведет нас по тропинке, которая, поднявшись в гору, в его следующем полотне «Пруд.Мостик» спускается в знаменитый парк, пересе-кает мостик над прудом и приводит к самому дому А.С.Пушкина. 4 Эрзянский колорит в творчестве В настоящее время он один из немногих российских художников Мордовии, который обращается к сюжетно-бытовой картине. Мастер активно разрабатывает национальную тему, стремясь к художественно-философскому осмыслению родной культуры, утверждает необходимость возрождать, беречь и продолжать народные традиции мордвы. Оптимистическими образами многофигурных композиций с ярко выраженным в них хоровым, соборным началом он показывает истинную силу народа в единении, в обращении к духовной жизни предков, в уважении к этнической архаике национального костюма, танца, песни, обычая и ее современного бытования («Шумбрат, фестиваль!»,2007; «Воскресный день»,2009.) Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма. За серию работ на национальную тему А.Н.Баргов награжден почетным званием лауреата Премии Главы Республики Мордовия.Творчество пейзажиста А.Баргова подкупает своей искренностью именно потому, что он пишет только то, что хорошо знает, что любит и считает своим. Основная тема его пейзажей-родная земля. И хотя сам художник родился на Урале, вся его жизнь связана с Мордовией, с землей его предков, которые веками жили на ней, сеяли хлеб, растили детей, а умирая, уходили в нее, чтобы потом, взорвавшись жизнью, снова вернуться в этот мир. …На огромной зеленой поляне в летний полдень красиво звучит ста-ринная мордовская песня. Нескончаемой лентой струится вокруг высокого кургана хоровод. Это эрзяне со всех концов России съехались на священную для них поляну между мордовскими поселениями Селищи и Чукалы. Забытый в годы советского лихолетья многовековой обычай древнего народа собираться вместе и всем миром решать насущные проблемы вновь возвращается к нам, возрождается национальное самосознание малых народов России, люди хотят знать свою культуру, историю, обычаи. И потянулся нескончаемый людской ручеек к священному кургану, чтобы, как встарь, принести на него горсть земли со всех уголков страны, из-за ее пределов, где живут эрзяне-потомки тех, кто столетиями молился здесь, доверяя милосердным богам свои беды, прося их заступничества, благодаря за помощь. И, как тогда, горит свеча на вершине древнего холма, даря надежду всем, кто верит, всем, кто способен ощутить глубочайший смысл происходя-щего действа, становясь его участником. Красив и поэтичен этот обычай, и разве может удержаться художник от желания поведать о нем всему миру. Художник в своем триптихе «Эрзянь Озкс» (Эрзянский праздник) сумел нетолько тонко почувствовать истинно народный характер праздника, но и найти наиболее убедительные художественные средства для его выражения. Художник пишет майскую зелень рощи ярко и сочно, «Весна», а лес поздней осенью- призрачно- серебристыми красками. Живописец не любит резкого освещения и ярких цветов, справедливо считая, что они вносят сумятицу в строй природы. Зимняя свежесть, наоборот, бодрит, и в его зимних пейзажах пре-обладает четкий рисунок ветвей, графическая ясность очертаний предметов в морозный день, а нередко и ощущение оттепели, подчеркнутое теплым коло-ритом. Именно в образах зимней природы А.Баргову особенно удается пере-дать национальный колорит. Например, в «Зиме на Суре» настроение опре-деляет столь всем знакомый и любимый в русской классике тоскливый мотив дороги, усиливающийся маленькой фигуркой едущего не санях путника, а го-ризонтальный формат полотна оттеняет неторопливую повествовательность рассказа. Тематика пейзажей «чистой» природы, созданных Анатолием Барго-вым, разнообразна- он не отдает предпочтения какому-то одному времени го- да, в каждом открывая неповторимую прелесть. Удивительно тонко живопи-сец ощущает внутреннюю связь состояния природы и человека. Неуютно и грустно поздней осенью, а весна-это мощный прилив сил и энергии. Лето ху-дожник ассоциирует с нагретым солнцем стволами сосен на песчаном берегу, источающими благоуханный аромат, смешивающийся с запахом реки, летоэто ярко цветущие палисадники деревенских домов, сочные всполохи закатов… Почти во всех полотнах художника неизменно присутствует река или озеро. Вода «притягивает» его внимание, ее зеркальная гладь создает дополнительный изобразительный эффект- в ней отражаются берег и небо, но, живя на холсте по собственным законам, она, тем не менее, всегда, орга-нично включается автором в окружающий пейзаж. Любимые реки живописца :Сура, Алатырь, Сивинь. Они текут по мордовской земле, придавая ей своеобразное очарование. Эти реки мы видим на таких картинах как «Пробуждение.Сивинь»(1998г.), «Весна.Ледоход на реке Алатырь»(1997г.), «Летняя Сура»(1998г.).Беспокойная Сура будоражит окружающий мир, вовлекая его в свой водоворот. «Бурная, сильная», именно она соответствует темпераменту художника -активного, деятельного. Совсем другой характер у Сивини -спокойная и мелководная, она притягивает своей неброской красотой и безмятежной тишиной. И живопи-сец обращает внимание то на старое сухое дерево на берегу, то на пышно цветущий кустарник, то на обрыв, поросший густой травой. Для него Си-винь, затерявшаяся среди полей и лугов, «река пряная и ароматная», словно молодая девушка. В разные годы своей творческой жизни А.Н.Баргов пишет и натюр- морты. Они отличаются чувством преклонения художника перед красотой мира в букетах нарядных цветов-(«Цветы»2009г.), душистых гроздей сирени («Сирень»1993г.), пышных пионов («Пионы»2000г.). Эти картины раскры-вают особое праздничное ощущение жизни. Часто «главными героями» его натюрмортов становятся красиво выписанные предметы и детали мордовско-го национального костюма и народного быта-(«Натюрморт со свечой» 1987г.). Он видит красоту и выражает свой линией то, что хочет -рука ему подвластна. Рука сильная и красивая. И когда держит кисть, и когда держит руль машины, и когда поднимает ребенка. В его мастерской как реликвия хранится портрет бабушки, покой-ной Анастасии Федоровны Мамаевой, которая давным-давно позировала двум студентам педучилища: внуку и его другу Вите Вечканову, ставшему известным художником, но рано ушедшему из жизни. Других портретов Баргов не пишет. Его сдерживает природная осторожность и тактичность.Ведь в портрете настоящий живописец отражает не только внешние черты,но и характер, внутреннее состояние человека, в чем не всякий решится признатся… В последние годы и архитектура начинает активно входить в пейзажи А.Баргова. В поисках разнообразия сюжетов он постепенно отходит от образа «чистой» природы и стремится сообщить ей эффект присутствия человека, сотворившего «рукотворную» красоту. При этом живописца инте-ресует лишь то, что не соперничает с природой, органично сочетается с ее красотой, подчеркивает достоинства и, в свою очередь составляет с ней единое целое. Такими качествами, по мнению А.Н.Баргова, обладает лишь гениальная по своей простоте и изяществу архитектура старинных соборов и церквей. И он, увлекшись новой темой, создает ряд интереснейших пейза- жей, посвященных местным монастырям: Наровчатскому, Санаксарскому и Макаровскому. В картине «Норовчатский женский монастырь» особенно активен зеленый цвет, прекрасно передающий прохладную свежесть майского утра, это ощущение усиливает и контраст с большим темным пят-ном спаханного поля на первом плане, терпеливо ждущего своего работника, красив и точеный силуэт собора и колокольни вдали. Мажорное настроение пробуждающейся природы создает художник и в «Са-наксарском монастыре», увиденном им ранней весной во время разлива Мокши. На полотне «Макаровский погост» яркое пятно ранней зелени эффектно сочетается с благородством охры, подчеркивая приподнятое на-строение, которое невольно испытываешь, созерцая картину пробуждающей-ся природы. На заднем плане художник изобразил множество дорог-со всех сторон ведут они путников к храму, стоящему на пригорке. А объединяет все эти архитектурные пейзажи столь любимая живописцем полоска водоема на первом плане. Она словно отделяет зрителя от сказочных образов, возни-кающих на дальнем берегу, маня и в то же время преграждая путь к ним-таким прекрасным и недоступно-призрачным, словно былинный образ града Китежа. Как легко и изящно кисть живописца вписывает линии соборов в не-бо, как загадочно отражаются они в зеркале реки! Художник Анатолий Баргов сумел создать в своих полотнах поэ-тичный образ пейзажа родной мордовской земли, неразрывно связанный с историей и культурой великой России. Но как бы ни был широк и разно-образен тематический диапазон творчества пейзажиста, его основная идея заключается в том, что для него именно природа и есть тот храм, в котором каждый день творит свою молитву живописец. 5 Общественная работа Много сил и энергии А.Н. Баргов отдает общественной работе. С 2002 года он являелся председателем правления Союза художников Республики Мордовия. Под его руководством Союз активно занимается выставочной деятельностью на уровне республики, региона и России, организует большие художественные форумы в Мордовии (Региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья », Саранск, 2004, Международная художественная выставка «Ялгат», в рамках фестиваля финно-угорских культур «Шумбрат, Финно-Угрия!», Саранск, 2007), тесно сотрудничает с Союзами художников соседних республик и областей, поддерживает возникновение новых художественных коллективов (группа «Артома» и молодежное творческое объединение «Сияж-Арт»), способствует развитию нового направления профессиональной художественной деятельности – дизайна, возрождает практику летних пленэров. С 2004 года А.Н. Баргов работает в МГУ имени Н.П. Огарева в должности профессора кафедры традиционной мордовской народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры, преподает живопись студентам специальности «Декоративно-прикладное творчество», прививая им лучшие традиции русского реалистического искусства. 2012 год стал для художника знаменательным , Анатолий Николаевич осуществил свою давнюю мечту- выставка его работ прошла в районах Мордовии и, в том числе, в родном Большеигнатовском районе. Мне тоже посчастливилось присутствовать на открытии. Очень интересно было видеть художника «В живую»,слушать его воспоминания о детстве, рассказы людей, знавших известного художника еще ребенком. Заключение …У слова «живопись» две корневые основы-«живой» и «письмо». Великая мудрость русского языка проявилась и в этом случае. Картина, написанная настоящим мастером, и в самом деле словно окно в живую жизнь, мгновение, оставленное рукой художника. Чем талантливее мастер, тем ярче созданная им картина или рисунок. мы будто смотрим на мир его глазами. Глядя на картины Анатолия Баргова, душой успокаиваешься и светлая радость посещает тебя, чего так не хватает всем в суматохе дней. Как знать, может когда-нибудь Анатолий Баргов обратится к друго-му жанру. Ну а пока он пишет родную природу, чье великолепие- и в снегах, и в буйной зелени, и в блеске воды, и в золоте осени- непреходяще. Мы, игнатовцы, гордимся нашим земляком -заслуженным художником Республики Мордовия, живописцем, педагогом и просто замечательным человеком. Литература 1 Большое Игнатово. История земли игнатовской, запечатленная в археологических находках, исторических документах, воспоминаниях, рассуждениях ее уроженцев : Очерки/ Т.Баргова ,-Саранск: Мордов. кн. изд-во,2000,-224с.:стр 108. 2 ООО "Редакция еженедельной газеты "Столица С" (Мордовия, Саранск - новости Саранска и Мордовии) от 13.04. 10. 3 Википедия-свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EB%F2%E0%E3%. 4 Личный архив семьи Барговых. 5 Финно-угорский культурный центр Российской Федерации. http://www.finnougoria.ru/community/artist/424/5834 |