Эссе. эссе.платон.макиавелли. Несомненно, что данная проблема важнейшая для человечества, поскольку вне общества личность редко может существовать
Скачать 17.29 Kb.
|
Нужно представить аргументы обоих авторов (почему для Платона лучше быть справедливым, чем казаться, а для Макиавелли - наоборот) Справедливость вообще это важнейшая категория социальной и политической философии, в которой она понимается как грамотное и правильное соотношение основных социально-политических ценностей, в которые входят свобода и предполагаемые блага для общества и личности, а также обеспечение свободы и равенства всех членов общества или группы. Несомненно, что данная проблема важнейшая для человечества, поскольку вне общества личность редко может существовать. В виду того, что человеческое общество состоит из совершенно различных личностей с различными материальными, умственными, психологическими и физиологическими возможностями так актуально стоит вопрос о справедливости, но при этом она должна гармонично сочетаться с вопросами свободы, равенства и безопасности всех людей. И уже в античной философии этот вопрос был один из центральных. Классическое определение справедливости принадлежит Аристотелю: «...справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных». Однако не меньший интерес представляет работа его учителя Платона «Государство», в которой ещё раньше начал об этом размышлять. Анализируя «Государство. Книга I», можно отметить, что у Сократа три главных собеседника, с которыми он обсуждает справедливость. Это Фрасимах, Полемарх и Кефал. Полемарх предложил считать справедливостью – «Отдавать каждому должное… что долг друзей делать что-нибудь хорошее своим друзьям и не причинять им никакого зла». Однако бурное обсуждение привело к вопросу, а не может ли быть, что справедливость – «Не слишком важное дело, раз она бывает полезной лишь при бесполезности, а потом и вовсе о том, что справедливый человек оказывается каким-то вором». Поэтому родилось даже такое интересное утверждение - : «Однако вот на чем я все еще настаиваю: приносить пользу друзьям и вредить врагам – это и будет справедливость». Здесь налицо субъективное утверждение справедливости, в котором она напрямую зависит от личности, по отношению которой совершаются определённые поступки и от того насколько личность отличается высокими моральными качествами и нравится тем, кто совершает эти определённые поступки и наполняет понимание справедливости. Например, один и тот же поступок - физическое наказание будет справедливым по отношению к человеку, совершившему преступление или другие неправомерные действия и несправедливым по отношению к тому, кто вёл себя достойно. Фрасимах рассматривает справедливость через силу - Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно и сильнейшему». То есть он считает справедливым то что полезно для власти и поэтому каждая сильная власть устанавливает свои собственные законы. В тот момент, когда Сократ призывает его задуматься о явных случаях несправедливости и даже ошибочности законов принятых властями, Фрасимах говорит о том, что если власть может ошибаться, обманывать и совершать подлости, то она уже не сильнейшая и поэтому она теряет право устанавливать законы. Какое же мнение Платона и Сократа в книге о том как решить вопрос касающийся справедливости? Прежде, чем задавать подобные вопросы Сократ призывает задуматься том, что есть сама справедливость и какие качества в неё входят: «Раз я не знаю, что такое справедливость, я вряд ли узнаю, есть ли у нее достоинства или нет, и несчастлив ли обладающий ею или, напротив, счастлив». В итоге оказывается, с точки зрения античного философа справедливость - это нечто несущее пользу для человека и общества. Это нечто хорошее, например, мудрость правителя, доблесть воина, законопослушность гражданина. Несомненно, в общем смысле справедливости является идеалом совершенства для общества как модели взаимодействия людей и для каждого гражданина как члена идеального общества. Именно поэтому Платон убеждён, что человек должен быть а не казаться справедливым. Чтобы построить реально существующее гармоничное общество, каждый его член должен тоже стремиться стать максимально приближённым к идеалу гражданина и стремиться нести справедливость в каждом своём поступке. Макиавелли был жёстким политическим философом Нового времени, который искренне считал, что человеческой историй управляет три силы: Бог, судьба и великая личность. А значит самое главное над чем нужно размышлять - это способность правительства грамотно управлять своими подданными опираясь на их страх и любовь, внимательно подавляя все попытки заговоров и возмущений. Таким образом, политика это есть борьба за власть. Успех в борьбе за власть в обществе на стороне тех, у кого больше наличных средств (денег, связей, людей, административных возможностей и другого). Такое понимание происхождения государства позволило Н. Макиавелли выработать новый подход к политике как к борьбе за власть. В этот момент происходит разделение и отделение политики от морали Именно поэтому политической добродетелью становится способность защищать своё государство для безопасности которого оправдываются жестокость и сила. Так идеальный правитель, по мнению философа, должен обладать не какими-то абстрактными критериями типа добра и справедливости, а пределёными конкретными то есть способностью удерживать власть, расширять сферы влияния и гарантировать безопасность государства. Таким образом, справедливость является неким формальным понятием, под которым скрывается оправдание любых поступков для достижения важнейшего результата - сохранение власти правителя и целостности страны. Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких, которые могут лишить его власти. Важно понимать, что интересом и целью в философии Макиавелли является не личная нажива правителя, не его удовольствие или счастье, а исключительно интересы государства, которая должно быть сильным, единым и национальным ради всеобщего блага. Именно поэтому власть имеющие люди должны казаться справедливыми, формально придерживаться всех существующих норм и законов, чтобы не возбуждать против себя народные массы и не давать своим врагам возможности очернить свою репутацию. Итак, Платон рассматривает справедливость через образец справедливого общества, которое отвечает всем правилам и нормам справедливости и пропитано его идеалами, а так же состоит из людей, придерживающихся высочайших личных и социальных правил и норм. Тогда как Макиавелли разрабатывает новый подход к политике как в борьбе за власть и ставит перед собой практические задачи захвата и организации жёсткой центральной ветви власти. Самое главное для власть имеющих людей сохранить сильную и цельную страну. А ради этого многие средства и способы хороши. Поэтому справедливость выходит за рамки общечеловеческих абстрактных понятий и становится внешним атрибутом. |