Главная страница
Навигация по странице:

  • Макс Вебер

  • Структура социологии как науки. Специальные социологические теории. Соотношение социологии с другими науками об обществе.

  • Общесоциологические теории

  • Частные теории социологии

  • 3. Предпосылки возникновения социологии. Социологический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Предпоссылки

  • Социология Огюста Конта Огюст Конт

  • Социология Герберта Спенсера Герберт Спенсер

  • Классический этап в развитии западной социологии XIX-начала XX в. Система социологических воззрений Э. Дюркгейма и М. Вебера.

  • 5. Основные направления современной западной социологии.

  • Школы современной западной социологии Структурный функционализм

  • Социология. билеты по социологии. Объект и предмет социологии. Основные функции социологии


    Скачать 98.04 Kb.
    НазваниеОбъект и предмет социологии. Основные функции социологии
    АнкорСоциология
    Дата13.10.2021
    Размер98.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по социологии.docx
    ТипЗакон
    #246972
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Объект и предмет социологии. Основные функции социологии.

    Социология как самостоятельная наука возникла в XIX в., основатель - французский философ Огюст Конт. Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений. Объект социологии – это общество. Существуют различные подходы к рассмотрению предмета социологии. Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности. Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей. Таким образом, предмет —субъекты общества: социальные общности, институты и личности. Функции: - гносеологическую (обращена к познанию проблем настоящего и будущего общества, направлена на получение нового социологического знания), - прогностическую (призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества), - социального проектирования (разработка моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования), - организационно-технологическую (создание и внедрение в практику социальных технологий), - управленческую (связана с проблемами управления социальной системой), - инструментальную (разработка собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности).

    1. Структура социологии как науки. Специальные социологические теории. Соотношение социологии с другими науками об обществе.

    Социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня: общую социологическую теорию (общую социологию); частные социологические теории (теории среднего уровня) и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Общая социологическая теория направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума. На этом уровне осуществляется анализ основных категорий, понятий и законов социологии. Частные социологические теории (теории среднего уровня) занимаются изучением отдельных областей социальной жизни. В них условно можно выделить три раздела: исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики); исследования социальных общностей, исследования социальных процессов.

    Конкретные (эмпирические) социологические исследования определяют и обобщают социальные факты с помощью регистрации каких-то свершившихся событий.

    По степени сложности анализа социальных процессов выделяют также макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, социальных институтов, государств и т.д. Макросоциологичсская проблематика рассматривалась в основном в теориях структурного функционализма и социального конфликта.

    По цели исследования социология может подразделяться на два уровня — фундаментальную и прикладную. Фундаментальная социология отвечает на вопросы: «что познается?» (определение объекта, предмета науки) и «как познается?» (основные методы социологии). Целью фундаментального исследования является получение нового знания, обогащение методологических основ самой науки. Прикладная социология занимается решением вопросов преобразования социальной жизни, разработкой практических рекомендаций для социального управления, формированием социальной политики, прогнозированием, проектированием.

    Общесоциологические теории дают описание и объяснение развития общества в целом и показывают основные тенденции развития социальных отношений как целостной системы.

    На уровне общесоциологических теорий делаются обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, движущих силах развития общества (например, теория общественно-экономических формаций К. Маркса).

    Частные теории социологии занимают промежуточное положение между конкретными исследованиями и общесоциологическими теориями, дают возможность предметного анализа различных областей и сфер жизнедеятельности людей, социальных групп и институтов.

    Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов, изучающие сложные социальные зависимости и отношения (например, социология семьи, социология армии), теория социальных общностей, рассматривающие структурные единицы общества — от малой группы до социального класса (социология малых групп, социология классов) и теория специальных социальных процессов, изучающие социальные изменения и процессы. Дополняющие их теории формируются на стыке социологии с другими науками — экономикой, политологией, правом и т.д. Их называют отраслевыми.

    1. Социальная философия - раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия изучает общественную жизнь с точки зрения мировоззренческих проблем, центральное место, среди которых занимают смысложизненные проблемы.

    2. Социальная психология - раздел психологии, исследующий человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой. Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

    3. Социальная антропология — раздел антропологии, изучающий ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей.

    4. Экономическая социология – раздел социологии, изучающий социальное поведение человека в различных экономических действиях.

    5. Политическая социология - раздел, изучающий политические отношения и движения, различные стороны политической жизни.

    6. Статистика, демография, математика – помогают социологии в обработке большого массива данных первичной социологической информации, проанализировать с помощью статистических и математических методов структуру общества, его важнейшие характеристики, подвести итоги конкретного социологического исследования.

    3. Предпосылки возникновения социологии.

    Социологический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.

    Предпоссылки: Социальные предпосылки становления и развития социологии заявили о себе, когда в регламент феодальных отношений вторгаются процессы, утверждавшие права и свободы человека, его духовную и экономическую независимость. Гражданское общество как оппонент государства заявило о возможности реабилитировать человека, обеспечив ему статус гражданина. Открылась ниша тех возможностей, которые не входили в компетенцию исследовательской практики корпуса философских дисциплин. Эту нишу и заняла социология.

    Экономические предпосылки развития социологии заявляют о себе через проблемный характер взаимосвязи элементов структуры производительных сил и производственных отношений; через состояние сложившегося способа производства. Реакция на промышленный переворот и утверждение капитализма вместо феодализма обеспечили форсированное развитие. Политические предпосылки развития социологии обусловлены в первую очередь чередой политических революций XVIII-XIX вв. Внимание авторитетов социологии привлекли не столько позитивные изменения, сколько негативные последствия. Постреволюционный хаос вызвал потрясение общественного сознания, обусловил желание вернуться к традиционному обществу стабильности и покоя. Этот интерес к поиску нового социального порядка в условиях индустриальной цивилизации. Социокультурные предпосылки развития социологии можно назвать зарождение феминизма. Перспектива этого зарождения существовала всегда с тех пор, когда матриархат уступил свое место патриархату, когда право наследования собственности определилось по мужской линии. Научно-теоретические предпосылки обеспечивали эволюцию умозрительно-философской модели научного знания в модель рационально-опытную.

    Социология Огюста Конта

    Огюст Конт первым предложил использовать научный метод для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Он относился отрицательно ко всем разрушительным элементам, которые существуют в обществе, поэтому категория «позитивного» является у него наиболее общей и главной.

    Конт указывал пять значений этой категории: реальное в противовес химерическому; полезное в противовес негодному; достоверное в противовес сомнительному; точное в противовес смутному;

    организующее в противовес разрушительному.

    В целом позитивистскую социологию Конта составили две основные концепции, которые сохранились на протяжении всей истории социологической мысли:

    • социальная статика, раскрывающая существующие в определенный момент взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой, поэтому обществам в большей мере присуща стабильность;

    • социальная динамика — учение об изменениях социальных систем, их прогрессе.

    Конт отмечал, что существуют противоречия между приспособлением человека к наличным условиям, с одной стороны, и стремлением изменить их — с другой. В связи с этим Конт писал о законе трех стадий прогресса человечества:

    • теологическая (до 1300 г.) - с падением веры начинается распад социальных связей, разложение достигает апогея в период революционных кризисов, которые Конт считал неизбежными для развития общества;

    • метафизическая (до 1800 г.), для которой характерны Реформация, Просвещение, Революция

    • позитивная, которая рождена промышленным производством и развитием естественных наук. На этом этапе и возникает социология как позитивное научное знание, свободное и от теологии, и от метафизики.

    Социология Герберта Спенсера

    Герберт Спенсер  внес идею эволюции в основу социологии. Он сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества— с частями организма, каждая из которых влияет на функционирование целого. Он полагал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным, непрерывно приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды, а «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. По мысли Спенсера, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы. Спенсер выделял общества двух типов:

    • низший тип — это военное общество, которое подчиняет себе личность (жизнь солдата);

    • высший тип — производственное общество, которое служит его членам; целями такого общества являются «счастье, свобода, индивидуальность».

    Первоочередной задачей социологии Спенсер считал установление и объяснение функций социальных институтов, которые понимались им как структура социальных действий, составляющих первичный материал для анализа. Социальный институт— это регулятивная система для осуществления социального контроля при помощи государства и церкви; поддерживающая система церемониальных правил — статус, ранг, которые формируют чувство субординации, регулирующее отношения; дистрибутивная система, существующая для сотрудничества в достижении цели.

    Таким образом, социология как особая наука появляется в XVIII-XIX вв., отделившись от философии. У истоков социологии стоит учение О. Конта, предложившего использовать позитивный научный метод для изучения общества. Г. Спенсер внес в основу социологии идею эволюции, сравнивая общество с организмом, а отдельные части общества — с органами, каждый из которых влияет на функционирование целого.

      1. Классический этап в развитии западной социологии XIX-начала XX в. Система социологических воззрений Э. Дюркгейма и М. Вебера.

    Период конца XIX — начала XX в. в истории социологии получил название «классического». В это время творили великие ученые, сформировавшие облик социологии как науки и во многом предопределившие ее дальнейшее развитие: Эмиль Дюркгейм; Георг Зиммель; Макс Вебер;

    Огюст Конт.

    Классическая социология

    Основателем классической социологии считается выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт. Открытия, сделанные О. Контом, совершили настоящий переворот в науках об обществе и заложили прочный фундамент в основание новой науки — социологии.

    Последователем позитивистских идей Конта был Герберт Спенсер (1820-1903), — автор органической теории общества. Он первым вводит в научный оборот понятие “социальный институт”. В теории эволюции (в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграция — переход от простого к сложному; дифференциация — переход от однородного к разнородному; возрастание порядка — переход от неопределенного к определенному.

    Социология Э. Дюркгейм

    По его представлениям классическая социология есть наука о социальных фактах, т. е. идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей. Социальные факты необходимо рассматривать как вещи. Они проявляются объединенными действиями индивидов на основе коллективного сознания последних. Следовательно, социальное превосходит индивидуальное, отсюда требование подчинения индивидуального коллективному. Коллективное сознание формирует определенные образцы поведения индивидов, их нормы и ценности, которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать вывод о том, что общество есть та область действительности, где действуют свои особые законы, независимые от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, классическая социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни.

    Социология М.Вебера

    В основе методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология, по их мнению, — это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. Поэтому предмет социологии – это индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Главным инструментом познания выступают идеальные типы, которые не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как “капитализм”, “бюрократизм”, “религия” и т. д.

    M. Вебер называет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное — это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха; ценностно-рациональное — это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха, аффективное — это поведение под влиянием чувств и эмоций; традиционное — поведение индивида, обусловленное привычками. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть только преобладающими. В традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальных — целерациональный и ценностно-рациональный, причем первый с развитием общества выступает доминирующим. В соответствии с учением о рациональности М. Вебером разработана типология власти, которая и ныне считается фундаментальной: харизматическая, традиционная, бюрократическая. в связи с этим ученый впервые в истории обществознания употребляет и анализирует понятие “легитимность власти”.

    5. Основные направления современной западной социологии.

    Крупные события в социально-политической жизни общества привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества. Все эти концепции рассматривают современное общество как совершенно новый этап социально-экономического развития, которое отличают следующие черты: информациoнное общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием; не физический труд, а информация выступает системообразующим фактором нового общества; система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства; человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом.

    Школы современной западной социологии

    Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс .Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем,каждая из которых обладает набором из четырех основных функций: адаптивность - любая система приспосабливается к среде; целедостижение - определяет и реализует поставленные цели; интеграция - связывает все элементы и их функции воедино;

    удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.

    Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли. Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих типов: примитивные, промежуточные, современные. Их развитие носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциация и интеграция.

    В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму - теории конфликта - в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам.

    Заметен вклад в науку американского социолога Ч. Р. Миллса (1916-1962),положившего начало критической социологии действия. С его точки зрения центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих важную роль в экономических,политических и военных институтах общества, т. е.изучение властвующей элиты, которая во многом определяет лицо современного общества. Ч. Р. Миллса можно назвать одним из создателей политической социологии.

    Теория символического интеракционизма получила свою модификацию в виде теории обмена Джорджа Хоманса, согласно которой поведение людей есть постоянный обмен ценностями. Предметами обмена может быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. И поведение человека находится в рамках этой шкалы.Центральная категория социологии американского исследователя Дж. Хоманса — категория социального действия.

    Социальное действие - процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез: успеха, стимула, ценности, голодания-насыщения, фрустрации-агрессии. Гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”). Гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами.Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях. Гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия. Гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение). Гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.

    С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр.Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта