Эссе по философии. Образ злокозненного гения у Декарта
Скачать 15.49 Kb.
|
Образ «злокозненного гения» у Декарта. Гении бывают двух типов. Существуют «Эйнштейны», которые задумываются над невероятно сложными вопросами и приоткрывают людям завесу тайн нашего мира, внося благо в науку. Существуют «Гитлеры», которые в своих корыстных целях внушают людям ложные идеи о мире, в котором они живут. В данном примере мною приведенный образ «Гитлеров» схож с образом «злокозненного гения» у Декарта, но это не одно и то же. Что же или кто же тогда «злокозненный гений» в понимании Декарта? В своем сочинении «Рассуждение о методе» Декарт объясняет существование Бога в части четвертой. Он утверждает, что Бог есть высшее и совершенное существо. Оно также является источником истины. Логично предположить, что Бог не станет создавать клевету и ложь в мире. То есть ложные вещи создает либо кто-то другой, либо человек сам создает их для себя, даже не замечая этого. Человек обманывает сам себя, то есть он обретает роль того самого «злокозненного гения». Можно показать это на примере: мы считаем, что огонь горяч, тогда как огонь есть не что иное, как движение корпускул, описываемое геометрически, и которому не могут быть присущи свойства «быть горячим» или «быть холодным». При это не допускается мысль о том, что кто-то смущает наш разум. Нет! Мы сами становимся источником обмана, из чего следует мысль Декарта о том, что человеку свойственно ошибаться. Мы ошибаемся каждый день, всегда, всюду. Однако, человек – плохой кандидат на роль нашего «злокозненного гения», так как мы не можем обманывать себя так, как может он. Ведь есть такие же люди как Декарт, которые заметили этот обман. Они воспринимают мир рационально, рефлексируя и обрабатывая всю информацию. Декарт не сомневается в своем существовании и не сомневается в существовании чего-то внешнего. Это внешнее и есть «злокозненный гений» в данном случае. Человек не является обманщиком, он совершает ошибки, по мнению Декарта. Например, человек видит красный стол, но у него нет весомых доказательств, что он именно красный, а не зеленый. Он лишь видит своими глазами, используя эмпирическое восприятие, то, что он такого цвета. Удивительно на мой взгляд, что Декарт не ставит рядом с Люцифером или любым другим демоном своего «злокозненного гения». Можно ведь предположить, что Бог является настоящим источником истины, а падшие ангелы наводят туман на нашу реальность. Итак, я сделаю допущение, что не всеблагой Бог, источник истины, но какой-то злокозненный гений, очень могущественный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившимися мне ловушками, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения; я буду рассматривать себя как существо, лишенное рук, глаз, плоти и крови, каких-либо чувств: обладание всем этим, стану я полагать, было лишь моим ложным мнением; я прочно укореню в себе это предположение, и тем самым, даже если и не в моей власти окажется познать что-то истинное, по крайней мере, от меня будет зависеть отказ от признания лжи, и я, укрепив свой разум, уберегу себя от обманов этого гения, каким бы он ни был могущественным и искусным. Рене Декарт |