Главная страница
Навигация по странице:

  • Князь Рюрик (862-879 гг.)

  • Олег ( 879-912 гг.)

  • Игорь Рюрикович (912-945 гг.)

  • Княгиня Ольга (945-962 гг.)

  • Святослава (962-972)

  • Существующие точки зрения на возникновение древнерусского государства. Норманнская теория.

  • Норманнская

  • Антинорманнская

  • Принятие христианства на Руси и его значение в формировании древнерусской цивилизации.

  • вика. Образование древнерусского государства Киевская Русь


    Скачать 26.36 Kb.
    НазваниеОбразование древнерусского государства Киевская Русь
    Дата19.01.2023
    Размер26.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавика.docx
    ТипДокументы
    #893602

    1. Образование древнерусского государства – Киевская Русь



    1. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. {1}

    Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

    1. Князь Рюрик (862-879 гг.)

    Рюрик был призван на Русь, согласно «Повести временных лет», в 862 году. Пришел он не один, а с братьями Синеусом и Трувором. Придя на Русь, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Именно Рюрик стал основателем династии Рюриковичей, которая будет править на Руси, а затем – в России до 1598 года.

    Далее о Рюрике нам известно, что в 879 году он умирает в Новгороде, оставляя малолетнего сына Игоря на попечении у регента Олега, который был то ли родственником, то ли дружинником, то ли просто близким другом Рюрика.

    Олег ( 879-912 гг.)

    Внешняя политика: Совершил походы на Царьград (Константинополь) в 907 и 911 годах. Варяги взяли город, и в честь этого события Олег приказал прибить щит на ворота.

    Итог: в результате походов с Византией подписывается торговое соглашение, по которому устанавливалась беспошлинная торговля с Византией, улучшение экономических отношений.

    Внутренняя политика: Обложил данью ряд славянских племён: кривичей, древлян, радимичей. Устанавливается форма взимания дани – полюдье.

    Итог: столица государства перенесена из Новгорода в Киев, объединены Киев и Новгород, новые племена вошли в зависимость от Киевского княжества, государство именуется Киевской Русью.

    Игорь Рюрикович (912-945 гг.)

    Князь Игорь, после смерти своего предшественника – Олега, старался сохранить единство Руси, подавляя восстания отдельных племен. В частности, он остановил бунтующих древлян, стремившихся к независимости от Киевского княжества.

    Стремясь овладеть новыми территориями, князь повел завоевательный поход на Византию в 941 году. Однако захват Константинополя не увенчался успехом ввиду того, что византийцы использовали «греческий огонь» и сожгли русские корабли. Игорь пошел на Константинополь еще раз в 944 году. Греки же не желали снова сражаться с русскими и заключили мирный договор, по которому Византия платила дань Руси и разрешала размещаться на устье Днепра. Тем не менее, беспошлинная торговля с Византией отменялась.

    Возвратившись домой, князь пошел собирать дань (полюдье) с подвластных ему племен. В 945 году, собрав полюдье с древлян, Игорь Рюрикович с дружиной решили вернуться в Искоростень (столицу древлян) и овладеть еще большей данью. Племя не подчинилось киевскому князю, и древляне восстали, убив Игоря.

    Княгиня Ольга (945-962 гг.)

    1) В первые года своего княжения Ольга организовала отмщение древлянам за убийство мужа, Игоря «Старого». Итог: массовые жертвы среди древлян.

    2) Ольга в период своего регентства заключила в свои владения новые племена и обложила их данью. Итог: окончательно присоединены древляне, тиверцы и уличи.

    3) Провела налоговую реформу с 945 по 952 год. Итог: вместо полюдья введены уроки (единообразная дань для всех племен) и погосты (места сбора дани).

    4) Княгиня отправилась в Константинополь для усиления связей между Византией и Русью. Итог: одна из первых русских, принявших христианство в 957 году. Подала пример «верхам» Киевской Руси.

    Святослава (962-972)

    Князь Святослав Игоревич прославился, прежде всего, как полководец. Формально Святослав стал князем, когда ему было 3 года, после того, как был убит древлянами его отец Игорь. Однако самостоятельно править князь начал только в 962 году.

    А вот первым серьезным военно-политическим шагом Святослава стало уничтожение Хазарского Каганата. В 965 году Святослав совершил поход на Каганат, штурмом взяв главные города хазар: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове ― Тмутаракань.

    1. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

    2. Основные причины похода на Константинополь: 1 Олег был варягом, ему было важно предоставлять своим воинам возможность заполучить богатую добычу (которой славилась Византия). Проведение похода должно было стать весомым аргументом при заключении мирного договора на условиях русов — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное, а значит одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки». {2}

    Итоги: В знак победы Олег Вещей прибил свой щит над вратами Царьграда-Константинополя.

    Греки выплатили Олегу и прибывшим с ним воинам большой откуп

    Русские купцы получили выгодные преимущества при посещении византийских городов

    Император Византии обязался выплачивать дань “на русские города”

    Заключенный мир был впоследствии подтверждён посольством 911 года

    1. Существующие точки зрения на возникновение древнерусского государства. Норманнская теория.

    Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам.

    Норманнская теория (Н.М. Карамзин С.М. Соловьев Л.Н. Гумилев Б.Л. Васильев) Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются о представителями более развитого мира ( «Русь» имеет варяжское происхождение)

    Антинорманнская теория (М.Н.Ломоносов)

    Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских Князей (Русь от на звания реки Рось на Киевщине)

    Ломоносов, будучи против теории норманистов, а в частности речи-диссертации Г. Ф.Миллера «О происхождении имени и народа российского» говорил, что она, поставленная на «зыблющихся основаниях», «весьма недостойна, а российским слушателям и смешна, и досадительна, и, по моему мнению, отнюдь не может быть так исправлена, чтобы она когда к публичному действию годилась».

    1. Принятие христианства на Руси и его значение в формировании древнерусской цивилизации.



    1. Владимир Святославич связан с такими историческими явлениями и событиями как крещение Руси, проведение первой религиозной (языческой) реформы.

    В качестве первого события хочется привести крещение Руси в 980-х годах. Причиной данного события стала необходимость объединения восточнославянских племен за счет принятия единой религии, а также для укрепления власти князя и повышения авторитета Киевской Руси среди других государств. Ключевую роль в данном событии сыграл митрополит Михаил. Он прибыл в Киев с князем Владимиром, где совершил таинство по крещению жителей Киева в реке. Также основал первый на Руси монастырь, организовал киевскую митрополию и начал создавать официальную церковную организацию, которая поддерживалась князем. Так, христианство стало официальной религией Древнерусского государства.

    Второе событие, приведенное мною, связанное с личностью Владимира Святославича - первая религиозная (языческая) реформа. Причиной данного события было отсутствие единства у восточнославянских племен, которые входили в состав Древнерусского государства. У них не было единства, поскольку они поклонялись разным богам. Однако изменить это можно было путем введения единого для всех племен пантеона богов. Ключевую роль в данном событии сыграл князь Владимир. По его распоряжению в Киеве были установлены идолы богов, главой которых был объявлен Перун. Также князь распорядился увеличить количество лиц, участвовавших в жертвоприношениях и пирах в честь богов. Таким образом, Владимир Святославич сделал попытки в укреплении власти, но все же проведение реформы не дало желаемого результата, потому что объединить племенные союзы таким способом не удалось, поскольку их ничего не связывало и племена продолжали существовать отдельно друг от друга в пределах единого государства.

    Таким образом, благодаря крещению Древнерусское государство обрело единую религию, что поспособствовало развитию культуры даже после смерти Владимира Святославича. Теперь культура русских княжеств стала связана с христианской религией на протяжении многих веков. После крещения Руси потомки Владимира стали заключать династические браки с государствами, религией которых тоже являлось христианство, что укрепило международное положение Руси.

    1. Причины неудачи языческой реформы 980 года:

    1) У каждого племени были свои боги, которым они поклонялись, к тому же главные боги тоже были разные. Поэтому языческая реформа не способствовала укреплению отношений между племенами и целостности населения в Древней Руси.

    2) Язычество как вера, способствовала снижению авторитета Древней Руси. Так как Европейские страны считали, что вера во многих богов и приношение в жертву противоречило их католической вере. Поэтому запад не хотел налаживать отношения с Древней Русью.

    3) Языческая реформа не способствовала укреплению власти князя, а это являлось одной из первостепенных задач, потому что язычество предполагало поклонение не одному богу а многим.

    4) Языческая реформа способствовала ухудшению отношений между Древней Русью и Византией, так как та являлась православной. Что негативно сказывалось на торговле между этими странами.

    1. Значение принятия христианства:

    ⦁ христианство способствовало укреплению власти князя, главный постулат христианства - любая власть дана от Бога, поэтому все подданные должны беспрекословно подчиняться князю и не противиться его решениям

    ⦁ изменилось международное положение Руси, вырос международный авторитет – Русь перестала считаться варварским государством

    ⦁ с принятием христианства русское общество обрело духовное единство, церковь стала объединяющей силой в государстве

    ⦁ на Руси появилось каменное зодчество

    ⦁ на Руси возникла иконопись

    ⦁ на Руси появилась фресковая живопись

    ⦁ на Руси появилась литература: первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI века

    {1} - http://античный-мир.рф/fo/civ/19/ind.php?id=249

    {2} - https://информа.рус/олег-вещий/внешняя-политика/на-царьград/


    написать администратору сайта