Тема 5, Общая психология. Общая психология Модуль 2 Виды и формы познавательной психической деятельности Тема 5
Скачать 0.92 Mb.
|
Общая психология Модуль 2 Виды и формы познавательной психической деятельности Тема 5 Характеристики ощущений и свойства образов ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 2 Содержание 1. Понятие ощущения 2. Классификации ощущений 3. Диапазоны и пороги чувствительности 4. Восприятие образов 5. Виды восприятия ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 3 1. Понятие ощущения Ощущение — это отражение отдельных свойств (признаков) предметов или пере- живание воздействия на органы чувств отдельных стимулов (света, звука, вибра- ции, химических веществ, механического давления, инфракрасного излучения и пр.). Ощущения выполняют две функции: «языка», на котором описывается окружаю- щая среда (характеристики объектов) и отражения отдельных свойств объектов (цвета, температуры, гладкости/шероховатости и пр.). Конечно, субъективная характеристика объекта (например, его цвет или шерохо- ватость) не является его свойством, просто мы именно так его воспринимаем. Но за этим признаком кроется объективное качество объекта — например, способ- ность отражать определенный спектр светового потока или иметь неровную по- верхность. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 4 2. Классификации ощущений Таких классификаций несколько. Самая известная и древняя классификация основана на природе источника воз- действия: световая, или зрительная чувствительность; слуховая чувствительность; тактильная чувствительность (осязание); вкусовая и обонятельная чувствительность. В классификации ощущений по типу среды, с которой взаимодействуют рецеп- торы, выделяют экстерочувствительность (отражение внешнего мира), интеро- чувствительность (ощущения от внутренних органов) и проприочувствитель- ность (ощущение от мышц и сухожилий органов движения). Существует также классификация ощущений по типам рецепторов: механорецепторы ,откликающиеся на механические воздействия (слух, ультразвуковая чувствительность, тактильная и болевая чувствитель- ность, вибрационные ощущения, вестибулярные ощущения, проприоцеп- тивная чувствительность и пр.); хеморецепторы ,откликающиеся на химическое взаимодействие (вкус) или на форму и размер молекул (запах); рецепторы ,реагирующие на электромагнитные излучения различной ча- стоты: световые волны видимого спектра(фоточувствительность), ультра- фиолет, инфракрасное излучение, электромагнитное поле. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 5 3. Диапазоны и пороги чувствительности То, чувствуем ли мы воздействие раздражителей на рецепторы, и если да, то насколько сильно, зависит от нашего порога чувствительности. Нижний абсолютный порог — минимальная интенсивность раздражителя, при которой у человека возникает реакция на стимул (в том числе и ощущение — ис- пытуемый замечает стимул). Верхний абсолютный порог — максимальная интенсивность раздражителя, после которой вместо ощущений человек почти всегда испытывает боль. Чувствительность к изменениям силы раздражителей (когда мы замечаем повы- шение громкости звука, яркости света и пр.) называется дифференциальной (разностной) чувствительностью Порог различения — минимальное изменение (уменьшение или увеличение) раз- дражителя по какому-то параметру (интенсивности, частоте, расположению в про- странстве), которое человек способен заметить или на которое он реагирует. Все перечисленные выше пороги зависят от состояния человека или конкретного анализатора: например, если человек здоров, он хорошо чувствует запахи, но ко- гда начинается насморк, обоняние резко ухудшается. Раздражитель может вызывать реакцию не моментально, а с небольшим отстава- нием во времени. Время, которое проходит с момента появления стимула до реак- ции на него (включая субъективное ощущение, когда человек замечает раздражи- тель) , называ ют латентным периодом Например, при нижнем абсолютном пороге вы едва видите свет, при верхнем он режет вам глаза. Пример ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 6 Сопоставление порогов чувствительности — часть проблемы соотнесения физиче- ских параметров и субъективных переживаний. Один и тот же звук может воспри- ниматься по-разному в зависимости от того, кто его пытается услышать — человек с острым слухом или слабослышащий. То же касается и других раздражителей: мы все по-разному воспринимаем запахи, вкусы и пр. Например, еда, которую спо- койно ест один человек, другому может показаться нестерпимо острой. Эта проблема увлекала многих специалистов, и первым, кто ее решил, стал Г. Фех- нер. Он нашел способ измерить психические явления. И хотя он проводил измере- ние в единицах физического мира (оценивал интенсивность стимула), это было ре- альным измерением ощущений. Фехнер ввел понятие единицы (кванта) ощущений. По его мнению, при изменении интенсивности раздражителя чувство меняется не постепенно, а скачками, всегда на одно и то же значение. При этом отношение роста интенсивности раздражителя к его исходному значению остается постоянным. Такое отношение называют отно- сительным дифференциальным порогом У латентного периода каждого анализатора есть свое минималь- ное время, но в целом оно зависит от воздействующей на рецеп- тор энергии, поэтому чем короче по времени раздражитель, тем выше должна быть его интенсивность. Минимальное время сра- батывания каждого анализатора зависит от его связи с возмож- ной опасностью. Чем опаснее сигнал, тем быстрее человек на него реагирует. Важно! ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 7 В итоге появились формулы математической зависимости величины ощущений от интенсивности раздражителей. Г. Фехнер предложил логарифмическую формулу: 𝒑 = 𝜿 𝐥𝐧 𝑺 𝑺 𝟎 Здесь: p — сила ощущения; k — константа, которая зависит от субъекта ощущения; S — интенсивность раздражителя; S 0 — нижняя граница интенсивности раздражителя (если снизить показатель, чело- век перестанет воспринимать раздражитель). С. Стивенс предложил формулу Y = k(S-S 0 ) n , где Y — сила субъективного ощущения, S — интенсивность раздражителя, S 0 — нижняя граница интенсивности, n — показа- тель степени функции, k — константа, зависящая от единиц измерения. Сейчас ученые продолжают искать общий подход к измерению чувствительности, объединяя подходы Г. Фехнера и С. Стивенса. Почему отношение роста интенсивности раздражителя к исход- ному значению всегда одно и то же? Это легко понять, опираясь на собственные ощущения. Представьте, что вы тащите мешок массой 50 кг. Если прибавить к нему еще 1 кг, вы вряд ли обратите на это внимание. Но если бы масса мешка была не 50, а 2 кг, вы сразу заметили бы, что ноша стала тяжелее на 1 кг. Таким обра- зом, есть математическая зависимость между изначальной ин- тенсивностью стимула и значением, на которое эту интенсив- ность нужно увеличить, чтобы человек заметил разницу. Пример ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 8 Диапазон чувствительности может меняться в течение жизни. С одной стороны, он уменьшается со временем: например, к старости снижается острота зрения и слуха. С другой, диапазон можно расширить благодаря обучению. Чувствительность соответствует состоянию восприятия. Сенсорная адаптация воз- никает при переходе от более интенсивной стимуляции к менее интенсивной и наоборот. Выходя из темной комнаты на яркий свет, мы закрываем глаза — интенсивность освещения слишком высока для установившегося в темноте низкого порога чув- ствительности, поэтому свет ослепляет нас. И наоборот, входя ночью из ярко осве- щенного помещения в темную комнату, мы некоторое время ничего не видим, по- тому что порог зрительного ощущения в ярко освещенной комнате был высоким. Это значит, что ощущение — не просто реакция рецепторов. Мы воспринимаем си- туацию в целом, на ощущения влияет то, что происходит прямо сейчас и происхо- дило некоторое время назад. Опытные красители тканей способны различать до 40 оттенков цветов, сталевары по яркости и насыщенности цвета расплавлен- ного металла учатся определять его готовность, у опытных шли- фовальщиков острота зрения примерно в десять раз выше, чем у новичков. Пример ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 9 Порог чувствительности может меняться очень быстро , притом как в большую, так и в меньшую сторону: + Когда «включается» ориентировочный рефлекс (вы замечаете что-то стран- ное и потенциально опасное, оборачиваетесь на звук, присматриваетесь и пр.), ваши анализаторы начинают работать гораздо эффективнее. Вы обре- таете способность улавливать звук из конкретного источника, игнорируя фо- новый шум, ваше зрение становится острее (насколько это возможно), как и слух. - В опасной стрессовой ситуации (например, во время драки) порог чувстви- тельности резко повышается. Вы способны действовать, игнорируя терпи- мую боль. ± Ощущения могут влиять друг на друга: слабая боль обостряет зрение, а силь- ная боль и громкий шум снижают зрительную чувствительность. Самый интересный эффект, возникающий при влиянии анализаторов друг на друга — синестезия. Это появление дополнительных неадекватных рецепторам ощущений. В легкой форме этот эффект знаком большинству людей: мы «чув- ствуем», какой запах холодный, а какой теплый (хотя температуры у запахов нет), понимаем, что значит «ледяной тон» или «мягкий голос». Есть и люди, у которых синестезия проявляется гораздо ярче: например, при вос- произведении музыки они чувствуют цвет звука. К омпозитор А. Н. Скрябин обла- дал яркой цветовой синестезией и специально писал музыку с учетом цветовых ощущений. Есть еще более наглядный пример. Положите правую руку в горя- чую воду, а левую — в холодную. Подождите пару минут, а потом погрузите обе руки в теплую воду. Вашей правой руке вода «по- кажется» прохладной, а левой — теплой. Пример ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 10 4. Восприятие образов Ощущения позволяют нам определять очень многое: наличие стимула (например, пахнет вещь или нет); интенсивность и особенности раздражителя (если пахнет, то чем и насколько сильно: например, у этой блузки нежный аромат духов, а ту фут- болку пора постирать); расположение источника (например, откуда доносится звук); расстояние до источника. Этого достаточно для решения простейших задач — учуять добычу, определить рас- стояние, схватить и съесть. Но для более сложных задач ощущений не хватает — нужно строить образ ситуации в целом и включать в нее отдельные объекты. Такое построение называют процессом восприятия Образ — центральное понятие в психологии восприятия. Люди конструируют об- разы из объектов, которые существуют в реальности: мы слышим не отдельные звуки, а мелодию, воспринимаем на ощупь не собственные тактильные ощущения, а поверхности. Образы предметны , а значит, человек воспринимает сконструированный им са- мим образ как реальный, целостный предмет, который находится в реальном про- странстве. При этом у двух людей эти «предметы» могут быть совершенно раз- ными — например, если у одного человека обычное зрение, а второй дальтоник. Зрительный образ объекта включает в себя не только цвет, но и множество других характеристик, которые мы просто не способны воспринимать глазами: темпера- туру, запах и пр. Один образ мы можем наделить сразу множеством свойств (это называют полимодальностью ). Предметность образа также предполагает, что когда человек движется сам или пе- ремещает предмет, окружающая среда не сдвигается и не исчезает. То есть мы кон- струируем не только образ объекта, но и стабильную среду вокруг него. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 11 Эта особенность заставляет человека строить образы в соответствии с общим представлением о мире, характерным для современной культуры и для самого субъекта. Л. С. Выготский сравнивал наше восприятие действительности с тем, как шахма- тист видит шахматную доску. Мы воспринимаем действительность со смысло- выми предметными связями и отношениями. По мере развития восприятие раскрепощается и освобождается от многих связей: например, у маленького ребенка восприятие тесно связано с моторикой, но посте- пенно эта связь ослабевает, подключаются эмоциональные процессы и личное от- ношение к объектам. Главная особенность восприятия образов у людей — наша способ- ность относить предметы к определенным категориям. Мы строим образ не одной ситуации, а целой картины мира. В каж- дом объекте мы видим не только его свойства, но и информацию, которую мы знаем о нем, а также наше отношение к нему. Одна и та же черная кошка — это два совершенно разных образа, если на нее смотрит суеверный человек и далекий от предрассудков любитель животных. Важно! ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 12 5. Виды восприятия 1. Восприятие пространства Включает восприятие расстояния от наблюдателя до предмета или между предметами, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов. И хотя мы воспринимаем пространство глазами, к этому процессу подклю- чается особое мышечное чувство: мы можем зрительно «ощупывать» пред- мет. 2. Восприятие величины Человек умеет сравнивать формы, расположенные в трех измерениях, опре- делять, какие предметы шире, длиннее, глубже. Воспринимаемая величина предмета зависит от угла зрения и от расстояния от наблюдателя до объекта. 3. Восприятие формы Предполагает отчетливое различие очертаний предмета, его границ. Зави- сит от остроты зрения. 4. Восприятие движения Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, мы воспринимаем его движение, потому что он выходит из области наилучшего видения (из точки фокуса — места, куда мы смотрим) и заставляет нас поворачивать го- лову или двигать глазами, чтобы вновь зафиксировать на нем взгляд. Но одним движением глаз нельзя объяснить весь процесс. Во-первых, мы воспринимаем одновременное движение в двух противоположных направ- лениях, хотя глаз не может двигаться одновременно в разные стороны. Во- вторых, человек способен уловить движение, даже если видит ряд статичных изображений, например: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ вв 13 5. Восприятие времени Мы различаем: ощущение длительности процесса; восприятие временной последовательности: мы устанавливаем порядок событий, и это помогает раскрывать причинно-следственные связи. Оба компонента сливаются для человека воедино и дают общее ощущение течения времени. Характерная черта времени — необратимость. Мы можем вернуться в опре- деленное место, но никогда не сможем вернуть время, которое прошло. |