АРМЯНЕ. Один из древнейших народов, исторически сформировавшийся на севере Ближнего Востока
Скачать 28.41 Kb.
|
Армя́не — один из древнейших народов, исторически сформировавшийся на севере Ближнего Востока — Армянском нагорье. Говорят на армянском языке, принадлежащем к особой группе индоевропейской языковой семьи, в рамках которой не сохранилось других живых языков. Большинство верующих армян исповедуют христианство и являются последователями Армянской апостольской церкви. Христианство начало распространяться среди армян в I веке и стало официальной религией Великой Армении с начала IV века. Меньшая часть армян исповедует ислам . Религия Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей мира[199]. Согласно преданию, первыми проповедниками христианства на территории Армении были апостолы Фаддей и Варфоломей[200][201]. В начале IV века (традиционная дата — 301 год) при царе Трдате III Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии, став, таким образом, первым в истории христианским государством[156][200][201]. Уже с 366 года, после Вагаршапатского собора, предстоятели Армянской церкви стали избираться и посвящаться в Армении[201]. Примерно в 404 году на Вагаршапатском соборе было принято решение создать армянский алфавит, перевести на армянский язык Библию и отменить в стране греческую и сирийскую письменность. Эта историческая миссия была успешно осуществлена в 405/406 году Месропом Маштоцем. В 506 году на Двинском церковном соборе Армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской догаматики и стала автокефальной[199]. Именно это историческое событие в дальнейшем определило идеологическую, общественную и политическую основу раннесредневековой Армении[116]. Армянская Апостольская Церковь входит в число Ориентальных православных церквей, христология которых именуется миафизитством. После Халкидонского собора 451 года (решения которого не были признаны Ориентальными православными церквями), догматика Армянской апостольской церкви достаточно существенно разошлась с догматикой почти всех других существовавших на тот момент христианских конфессий. Как это обстоятельство, так и факт проживания армян в окружении народов, инородных и по культуре, и по религии, и по языку, послужили одной из причин возникновения представления об избранности армянской нации[202]. Большинство верующих армян — христиане, относящиеся к Армянской апостольской церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелисты. Распространено среди армян и псевдопротестантское сектантство. Армян, принявших греко-православие, по догматико-каноническим причинам насчитываются единицы[203]. Исламизированные армяне Турции часто считаются самостоятельным этносом — хемшилами[204], большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты. Культура Армения — один из древнейших центров мировой цивилизации]. В IX—VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья существовала высокоразвитая цивилизация — государство Урарту. Согласно общепринятому научному мнению прямыми физическими предками армян являлись хурриты и урарты[206] сменившие, ввиду исторических обстоятельств, лишь свой язык[206], а армянский народ является культурным преемником всего древнего населения Армянского нагорья[207]. Таким образом культура армян с VI—V вв. до н. э. становится продолжением ещё более древней истории хурритов и урартов, а также лувийцев[208]. Культурное влияние обнаруживается в среде армянской знати, которая использовала урартские предметы искусства, ювелирные изделия и одежду, а также в пантеоне. Вместе с тем вопрос о преемственности Урарту и Армении внутри современной Армении политизирован и мифологизирован[. Армения последних веков до н. э. и первых веков н. э. была страной высокой культуры, о чём свидетельствует также уровень урбанизации. Несмотря на потрясения и потерю политической независимости, армянский народ продолжал развивать свою культуру, расцвет которой падает на V—VII столетия[210]. Последующее значительное развитие начинается с конца IX века, и связано оно с восстановлением в 885 году независимого Армянского царства, что стало началом нового золотого века в армянской истории. Период культурного подъёма продолжился до XIII века включительно и характеризуется некоторыми авторами как Армянское Возрождение. АрхитектураС VI века до н. э. в древней Армении развивалась языческая архитектура. Ксенофонт сообщает, что жилища древних армян имели башни[218]. Наиболее значимый из сохранившихся памятников армянской античной архитектуры — храм Гарни, построенный царём Великой Армении Трдатом I в 70-е годы н. э. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов Арташат и Тигранакерт[117] — древних столиц Великой Армении. Плутарх называет Арташат «армянским Карфагеном»[219]. С начала IV века начинает своё развитие армянская христианская архитектура. Среди ранних памятников Касахская (IV в.) и Ереруйкская базилики (V в.), церкви Текора (V в.) и Мастара (V в.), Одзунская базилика (VI в.), и др. Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц, возведённый между 641—661 гг. Архитекторы армяне славились и за пределами Армении. Так, например в VI—VII веках в Грузии церкви возводил архитектор Тодос, в X веке архитектор Трдат стал автором проекта нового купола собора Святой Софии в Константинополе после разрушения старого, по наиболее распространённой точке зрения армянином был также один из самых известных османских архитекторов — Синан (1489—1588), автор проектов мечетей Шехзаде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне и тд. В XVIII—XIX веках в Османской империи творили ряд выдающихся мастеров из знаменитой армянской династии Бальянов, придворных архитекторов османских султанов. Бальяны — авторы проектов многих стамбульских дворцов (в их числе Долмабахче (резиденция султанов), Бейлербейи (летняя резиденция султанов) Армянская кухня — одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье. Её характерные черты сложились ещё, по крайней мере, за тысячелетие до нашей эры в период формирования армянского народа и сохраняются во многом на протяжении более трёх тысячелетий[220]. Местный тип очага — тонир (в котором пекут например лаваш — основное мучное изделие, занимающее большой удельный вес в армянском рационе), а также глиняная посуда, принятые первоначально у армян, распространились по всему Закавказью. Названия многих армянских блюд связаны не с составом продуктов, как это принято у народов Европы, а с названием посуды, в которой их приготовляют. Таковы, например, путук, кчуч, тапак — все это одновременно и виды глиняной посуды и названия блюд. Эта армянская традиция перешла и к соседям армян — грузинам и азербайджанцам[220]. В XVII — начале XIX вв. Армения была поделена между Османской Турцией и Ираном Несмотря на то, что в этот период пришли в упадок хозяйство Армении, её людские и материальные ресурсы, духовная и материальная культура не изменилась, не погибла и армянская кухня. Одним из древнейших армянских блюд, получивших распространение по всему Закавказью, является мясной суп хаш. Один из наиболее распространённых армянских кисломолочных продуктов — мацун, из которого готовят например суп спас, его также подают к различных мясным блюдам. Разведённый водой мацун является прекрасным освежающим напитком |