Философия итоговый. Онтология и гносеология Платона
Скачать 58.36 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Зачетная работа Дисциплина: ФилософияРеферат Тема: Онтология и гносеология Платона Выполнил(а):(Ф.И.О. студента) (направление, группа) Проверил(а):(Ф.И.О. преподавателя) (дата) Омск 2023г. СОДЕРЖАНИЕ Дисциплина: Философия 1 Выполнил(а): 1 Проверил(а): 1 ГЛАВА 1. Онтология Платона 4 1.1 Философская система Платона 4 1.2 Мир идей 5 1.3 Учение Платона о душе 7 ГЛАВА 2. Гносеология Платона 9 2.1 Учение Платона о знании и познании 9 2.2 Значение объективного идеализма Платона 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной темы обусловлена значением философии Платона в развитии, как самой философии, так и других наук. Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Среди многих мыслителей, особенно материалистического направления, было распространено мнение, что идеалистическая философия Платона бесплодна и ведет к удалению от материальных начал мира. По нашему мнению идеалистическая философия Платона является важным шагом в развитии методологии науки в изучении окружающего мира, как материального так и духовного его воплощения. Именно в это аспекте является важным поиск первоначала явление и процессов окружающего мира. Платон оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Его теории являются фундаментальными для философской науки. Его идеи прослеживаются не только в философии, но и в мировой культуре. Его древние последователи подчеркивали религиозную и мистическую составляющую его учения и считали его божественным учителем; средневековые мыслители - называемые предшественниками христианского мировоззрения; Мыслители эпохи Возрождения - философ идеальной любви и политический утопист; классические немецкие философы как рациональные идеалисты; мыслители XIX - XX веков - предшественники некоторых методов современной философии; политический экономист 19 века. Целью данной работы является изучение онтологии и гносеологии Платона. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Охарактеризовать онтологию Платона. 2. Рассмотреть гносеологию Платона ГЛАВА 1. Онтология Платона1.1 Философская система ПлатонаПлатон (427—347 до н.э.) — любимый ученик Сократа, который по праву считается гением философии. К его творчеству следует отнестись с особым вниманием. Платон (греч. — плотный, широкий) — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон изначально поддерживает философские позиции Сократа. В своих диалогах Сократ представляется борцом за правду, её учителем и мучеником. Адаптируя эту философию, Платон подготавливает своё философское видение, формирует собственную концепцию объективного идеализма, которая должна была стать для эллинов непосредственным руководством в их жизнедеятельности. Завершают эту систему произведения «Государство» и «Законы», как яркий симбиоз этических, философских и политических принципов, нацеленных на практическое решение вопросов и проблем бытия. Непостоянству миру вещей Платон противопоставил константный мир идей, как мир «истинного бытия», обосновывая господство общего, функционирующего вне единичного и над ним. Философская система Платона — это логическое развитие основных принципов миропонимания как самого Сократа, так и ряда идей досократовской натурфилософии. Философия Платона является синтезирующей основой многих моментов предшествующих ей философских учений. В частности, Платон при разработке своего учения использовал ряд идей досократовской философии, и прежде всего гераклитовскую концепцию всеобщего становления, элейскую концепцию об истинном, едином и неподвижном бытии, пифагорейскую концепцию о числах как истинных сущностях вещей, концепцию Эмпедокла о борьбе двух космических сил (Любви и Ненависти), анаксагоровскую концепцию о Нусе (уме) — Творце Вселенной, сократовскую концепцию о «всеобщем» как основе этики. Позаимствовав ряд идей из прежних философских учений, Платон творчески подошел к разработке их на другом, более высоком уровне. Объединяя в своем учении идеи различных философских школ Древней Греции, философия Платона тем не менее не является эклектической концепцией, а представляет собой цельное философское учение, построенное на основе идеалистического миропонимания. 1.2 Мир идейИстинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их ʼʼидеямиʼʼ,или ʼʼэйдосамиʼʼ. Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущностьвещей. Главный тезис Платона состоит в том, что ʼʼ…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видетьʼʼ. Идеи представляют из себя всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге ʼʼГиппий Большийʼʼ описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос˸ ʼʼЧто такое прекрасное?ʼʼ, Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. Речь идет о таком прекрасном, которое ʼʼникогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразнымʼʼ, о том, ʼʼчто есть прекрасное для всех и всегдаʼʼ. Понятое в данном смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос. Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в данном мире. Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности. Идея добра. Согласно Платону, идея добра - высший объект познания. Он разработал целую концепцию идеи добра. Об этом мы говорим в диалоге Государство. К счастью, согласно теории Платона, это не только явление, которое положительно оценивается с точки зрения этики. Это также в некотором смысле онтологическое совершенство, например, качество конкретной вещи, ее полезность и высокое качество. Добро - это не удовольствие и не то, что приносит пользу. Добро Платона само по себе. Хорошее нельзя определить как удовольствие, потому что нужно признать, что есть плохие удовольствия. Нельзя называть добром то, что приносит пользу только нам, потому что одно и то же может навредить другому. В трудах Платона Добро сравнивают с Солнцем. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными для зрения, так и того, что человек получает способность видеть объекты. Точно так же в сфере чистого познания идея добра становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как резюмирует Сократ в диалоге Государство: то, что дает познаваемым вещам истину и дает человеку способность знать, вы и рассматривать идею добра - причину познания и познаваемости истины.. Таким образом, можно выделить основные признаки идей˸ вечность; неизменность; объективность; безотносительность; независимость от чувств; независимость от условий пространства и времени. Важное место в философии Платона занимает учение о триаде. По его мнению, в материальном мире есть три субстанции: одна - разум и душа. Один - основа существования. У него нет характеристик: начало, конец, целостность, содержание, форма. Это то, что выше любого существа и сознания. Это основа всего - идей, вещей, явлений, свойств предметов. Ум исходит от одного. Связано с тем. Противоположность одному. Это суть всего. Ум суммирует все живое на Земле. Душа - подвижное вещество. Он связывает между собой различные категории жизни, явлений, вещей. В философии Платон - это концепция отдельной человеческой души и души всего мира. Душа человека - это часть мировой души. Сама душа бессмертна. Только тело может умереть. В то же время душа принимает новую телесную форму. Все это происходит по закону Космоса. В теории идей Платон характеризует отношения между вещами, идеями и пространством. Также теория идей включает в себя явления, сопровождающие все, что существует: теорию познания, идею добра. 1.3 Учение Платона о душеПлатоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет. Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Платон выделяет три начала души: Разумное начало - сосредоточение на познании и полностью осознанной деятельности. Неистовый старт - стремление к порядку и преодоление трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых похотей и даже часто с ними спорят: мы замечаем, как человек, одолеваемый желаниями, несмотря на способность рассуждать, ругает себя и злится на этих насильников, поселившихся в нем. Гнев такого человека становится союзником его разума в этой борьбе, которая, кажется, идет между двумя сторонами. Страстное начало - выраженное в бесчисленных желаниях человека. В диалоге Платона Государство сказано, что начало, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду, овладевает другими желаниями, мы назовем начало необоснованным и тоска, близким другом всем. виды удовлетворения и удовольствия. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души. Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической». Таким обозом, учение Платона о познании и о душе закладывают основы его подхода к государству и обществу в целом. ГЛАВА 2. Гносеология Платона2.1 Учение Платона о знании и познанииУчение о знании тесно связано с теорией “идей” Платона. Потому что знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе самому – то есть “идеи” и высшую из них “идею” блага. С учением о знании связано также учение о душе, которая является посредником между мирами “идей” и чувственных вещей. Цель души – постижение “идеи”. В диалоге “Федр” говорится, что познание – это процесс вспоминания душой того, что она знала, находясь в мире “идей”, до своего воплощения в чувственном мире. В “Государстве” также говорится, что, будучи приближенной к миру бытия, душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с помощью диалектического рассуждения; сложенные вместе, знание и рассуждение составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что не имеет связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими инструментами - более или менее правильным воззрением (мнением), которое складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его достоверности (уподобление и вера). “Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства”, в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира, мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным мнением. Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное - физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то, что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже - философской теории. Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно, что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления. Как же достичь знания, умозрить “идеи”, стать философом? В “Пире” дана картина постепенного познания “идеи” прекрасного. Надо “начать с устремления к прекрасным телам в молодости”. Это устремление родит в нем прекрасные мысли. Потом придет понимание, что “красота одного тела родственная красоте любого другого”, и человек станет любить все красивые тела. Путь любви – это путь обобщения, который восходит к все более абстрактному. Дальше юноша постигнет красоту нравов и обычаев, красоту души. После этого родится любовь к наукам. Каждая новая ступень открывает понимание незначительности предыдущей, и, наконец, перед человеком откроется самое прекрасное – сама “идея”. В “Пире” противопоставлены чувственность и знание. “Правильное мнение” толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. В широком смысле, платоновская “середина”– диалектическое опосредствование, категория перехода, связи. Мифологическим воплощением середины представлен в “Пире” демон любви и творческого порождения – Эрос. Единство знания и чувственности толкуется здесь не как “фиксированное”, а как единство в становлении. “Идеи” – это результат диалога души с самой собой. Чувственный мир подталкивает душу к пробуждению подлинного знания. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание, “идеи”, что возможно только на пути Эроса. Путь человека к знанию показан и в “Государстве” с помощью все того же символа пещеры. Если снять с человека оковы и заставить его пройтись и оглянуться, то он не сразу сможет смотреть на свет. Чтобы созерцать высшее, заключает Платон, понадобится привычка к восхождению, упражнение в созерцании. Сначала раскованный узник сможет смотреть только на тени, затем на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов и только в последнюю очередь на самые предметы. Но и это еще не сам источник света – Солнце. Сначала узник будет в состоянии смотреть только на ночные небесные светила. И только в завершение всех упражнений он окажется способным созерцать Солнце – не изображение его на воде, а Солнце само по себе. И тогда он узнает, что оно и есть причина всего того, что он и его товарищи видели, сидя во мраке пещеры. Человек, обладающий знанием, никогда больше не станет завидовать людям, созерцающим только тени. Он не будет мечтать о почестях, которые узники воздают друг другу в пещере. Его не прельстят награды, которые даются тому, “кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее”. Все это воззрение на знание теснейшим образом связано с учением о “благе”. Солнце – это причина зрения. Так и “идея” блага является причиной знания и истины. Считать свет и зрение солнецеподобными можно, но считать их самим Солнцем нельзя. Точно так же признавать знание и истину благовидными справедливо, но считать что-либо из них самим благом несправедливо. Наконец, в “Государстве” уже без всяких аллегорий и иносказаний описан путь познания человека, в результате которого он может стать философом. Причем пройти его может человек любой, даже самый “дурной”. “Если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые, словно свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать там все так же остро, как теперь в том, на что направлен их взор”. Важнейшей наукой, которая может помочь на пути познания чистого бытия, является арифметика. Она “ведет человека к размышлению, то есть к тому, что мы с тобой ищем, но только никто не пользуется ею действительно как наукой, увлекающей нас к бытию”. А с помощью рассуждения и размышления человек “пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение”. «Теорию идей» Платона нельзя считать однозначной, застывшей в своих понятиях, раз и навсегда обозначенной. Впоследствии, очевидно, Платону стала понятна невозможность самостоятельного существования субъективных «идей» и он отказывается от них. В диалоге «Парменид» звучит не просто самокритика теории «идей», а отказ от нее. Но «идеи», все-таки, продолжают объективно существовать, но эти «идеи» - уже не мысли человека, но идеи демиурга, творца, бога. Таким образом, путь развития теории «идей» - это путь создания теории, получившей название «объективный идеализм», а сама теория «идей» - это только этап развития «объективного идеализма». Таким образом, у человека заработает мышление – то, что уже относится к области умопостигаемого, а не зримого. Далее долгий путь от становления к познанию истинного бытия человеку помогут пройти геометрия, астрономия (“после плоскостей мы взялись за объемные тела, находящиеся в движении”, и, наконец, музыка, ведь можно обнаружить “числа в воспринимаемых на слух созвучиях”. 2.2 Значение объективного идеализма ПлатонаВысокие оценки философии Платона — довольно распространенное явление. Гегель в «Лекциях по истории философии» писал о всемирно-исторической значимости платоновской философии, которая оказала величайшее влияние на развитие духовной культуры. Р. Эмерсон, хотя и называл себя «бесконечным искателем без прошлого», обращаясь к философии Платона в «Избранниках человечества», заявил, что Платон — это философия, а философия — это Платон. Увлечение многих мыслителей платоновской философией было так велико, что, например, «А. Уайтхед прямо считал всю западную философию примечанием к Платону, а Эгил Виллер, еще более того, понимает новую западную философию как примечание к «Пармениду» Платона». Историческое значение философии Платона в том, что: впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). Таким образом, значение философии Платона для развития европейской философской мысли весьма многогранно, что позволяет наследию Платона оставаться актуальным и сегодня. ЗАКЛЮЧЕНИЕОсобое место в философии античной классики принадлежит философу Платону, главным стержнем и достоинством философии которого, является теория идей, которую Платон продолжал развивать всю свою жизнь. По теории Платона какие-либо вещи физического мира имеют свои высшие причины в невидимом мире идей, и существуют только за причастности этих идей. Идеи становятся как источник бытия вещей. Задача человека, по мнению Платона, приблизится к настоящему миру - мира иерархично расположенных идей, верхнее место из которых занимает идея Блага. Идея Блага из слов Платона - причина всего правильного и прекрасного. Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей”. В то время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. Основу учения Платона составлял объективный идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез. Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Гносеология Платона основана на его объективно-идеалистической онтологии и идеалистической психологии. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т.е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Суть теории познания Платона состоит в тезисе, что "знание - это припоминание (анамнезис)" того, что душа некогда узнала, а затем позабыла. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с. Доброхотов, А.Л. ОНТОЛОГИЯ: Новая философская энциклопедия/ А.Л. Доброхотов. Издательство:Изд-во Московского университета, 2010 г.-248 с. Ибрагимова З.З., Королев В.В. Философия: Электронный конспект лекций /, Ибрагимова З.З., КоролевВ.В; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. –148 с. Лосев, А. Ф. Платон • Аристотель / А. Ф. Лосев. — Текст : электронный // Воздушный Замок – Роза Мира: диалог культур и культура : [сайт]. — URL: https://lib.rmvoz.ru/uploads/fail/aleksey_losev_aza_taho-godi_platon_aristotel.pdf (дата обращения: 11.02.2023). Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1974. – 624 с. Петрова, Н. И. "Теория идей" Платона как этап развития его мировоззрения / Н. И. Петрова // Проблемы науки. – 2018. – № 11(35). – С. 15-21. Платон Государство / Платон. — Текст : электронный // Гражданское общество в России : [сайт].URL:https://www.civisbook.ru/files/File/Platon_Gosudarstvo.pdf (дата обращения: 11.02.2023). Платон ПИР / Платон. — Текст : электронный // История Древнего Рима : [сайт]. — URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1450200000 (дата обращения: 11.02.2023). Працко, Г. С. Идеальное государство Платона / Г. С. Працко, А. Л. Баздикян // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 сентября 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 14-16. Семенов В. Е. Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии / В. Е. Семенов. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 687 с. Семенов В. Е. Структура и действие чистой души в метафизике Платона // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-deystvie-chistoy-dushi-v-metafizike-platona (дата обращения: 11.02.2023). |