Главная страница
Навигация по странице:

  • Герменевтический метод

  • 1. Предмет философии. Структура философского знания


    Скачать 124.95 Kb.
    Название1. Предмет философии. Структура философского знания
    Дата02.06.2019
    Размер124.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_1.docx
    ТипДокументы
    #79942
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Предмет философии. Структура философского знания.

    В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

    Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия.Главным философским методом познания является метод критической рефлексии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека.Диалектический метод основывается на том, что одному вопросу умышленно сталкивают несколько противоположных или

    различных точек зрения. Герменевтический метод: герменевтика – это метод понимания и интерпретации текстов.

    Структура философии: 1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.3)логика- учение о законах и принципах мышления4)Этика – учение о нравственности, морали5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.

    7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники;10) аксиология – учение о ценностях;

    2.Философия и мировоззрение.

    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного - вот что является смыслом религиозных размышлений. Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности,

    свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность.Философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя.

    3.Гносеологическая проблема философии.

    Стержнем всех гносеологических проблем является вопрос о познаваемости мира – может ли человек в принципе получить достоверное знание о любом предмете и явлении действительности? В истории философии можно найти разные ответы на этот вопрос: оптимистический и пессимистический. Гносеологический оптимизм считает, что границ познания не существует, что человеческому разуму доступны все явления реальности. Гносеологический пессимизм всегда так или иначе ограничивает познавательные возможности человека – так считают скептики и агностики.Проблема истины. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.



    Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.
    В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность 
    Абсолютность Относительность динамичность
    Конкретность 

    4.Западноевропейская философия XVIII в.

    После закрепления своего классового господства и установления мира со своими бывшими противниками английская буржуазия в лице своих идеологов отходит от эмпиризма, тяготеющего к материализму, и переходит на позиции субъективного идеализма.Джорж Беркли видел в атеизме большую опасность для умов. Будучи священнослужителем, он выступил против материализма.Своеобразие философии Д. Беркли заключается в том, что он стремился защитить религию от материализма. Ощущения в понимании Беркли — это единственная реальность, с которой имеет дело познающий субъект. Юм исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. При этом он ссылался на то, что никакой человеческий опыт не может доказать существование божества. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий.


    Он полагал, что источником знаний о порядке вещей служат не теоретические изыскания, а вера. Шарль Монтескье был одним из первых по времени деятелей французского просвещения. Он выступил против деспотизма и настаивал на том, что наказанию должны подлежать не человеческие мысли, расходящиеся с существующими верованиями и установлениями, а поступки.Наиболее влиятельным мыслителем французского просвещения является Жан-Жак Руссо. По мнению Руссо, источником неравенства являются природные задатки, но в цивилизованном обществе существует и социальное неравенство, которое связано с появлением частной собственности, являющейся причиной всех социальных бед и несчастий.Зачинатель французского материализма XVIII Ламетри доказывал, что не только всякая форма движения неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция.

    5.МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемам земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда.

    Главными положениями новой философии стали:

    Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества. Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества).Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения.


    6.Проблема сознания в философии.

    Для материалистов сознание есть свойство материи. Объяснить ээто свойство-одна из главных проблем для материализма. Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ  вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков,

    а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.Самосознание– это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования.Мозг – телесный носитель сознания, общепризнанный центр всех психических процессов. Сознание, хоть и невозможно без своего носителя – мозга, но им не ограничивается. Ибо оно стремится реализовать себя вовне (материализоваться, овеществиться) в виде продуктов материальной культуры, языка, общественных отношений и т.д. Что лишний раз подтверждает, сознание и мозг как-то связаны, но далеко не одно и то же.Вместе с тем именно мозг – яркое подтверждение всеобщего свойства природы – отражения. Он и есть наш главный отражательный орган, высшая ступень (форма) отражения в природе.

    7. Античная философия.

    1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. Наиболее высокого развития философии мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками.Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религиейОсобенности философии античности:
    -наличие в ней значительного количества мифологических образов;
    -присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы внешностью или физическими свойствами человека) ;-пантеизм (отождествление богов с силами природы) ;
    -увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях "добра" и "зла", "справедливости" "блага" и т. д. ;-поиски первоначала всего сущего, что позже в новоевропейской философии возникает как проблема субстанции.

    В развитии античной философии выделяют три основных этапа:
    -Ранней классики (7-5 вв до н. э.) , в центре внимания проблемы физики, космоса и вселенной. -высокой классики (5-4 вв. до н. э.) , в центре внимания - человек в системе других проблем;-поздней классики (4-6 вв. н. э.) , характерно уточнение и осмысление уже существующих идей и учений, созданных предшественниками. Период поздней классики в свою очередь делится на эллинистическую философию, александрийскую философию и древнеримскую философию.Второй период античной философии – величайший период в истории философии. В это время были обозначены основные проблемы западной философии, наметилась её основная структура. Выдающимися философами этого периода были Сократ, Платон, Аристотель. Они были связаны таким образом, каким образом и до сих пор происходит развитие философской традиции: каждый «стоял на плечах предшественника», но каждый имел свой горизонт зрения: Платон был учеником Сократа, а Аристотель– учеником Платона.

    8.ЭТИКА КАК РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ

    Этика - это раздел философии, изучающий феномен морали. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. В самой основе этики заложена предпосылка о возможности исследовать мораль как реально существующий феномен.Этика учит разбираться в природе морального закона и понимать моральные аспекты человеческого поведения. Эстетика — наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Тpиединство пpедмета эстетики: субъект — объект — ценность.Термин "ценность" неоднозначный. В классической философии ценность сводилась к благу как метафизическому атрибуту бытия. Ценностные суждения отрицают фактическое бытие и манифестируют желаемое, исходя из норм и идеалов. Нравственное действие как реализация ценностей отличается от слепого желания..

    Добрая воля основывается на познании блага, но оно не сводится к сфере суждений Поэтому нравственное желание должно пройти не через этику как науку: ведь благодаря ее изучению человек не становится лучше, – но через нравственное "усмотрение ценности", в результате которого происходит ее признание.Религиозные ценности и свобода совестиНе случайно религия возникла на том историческом этапе развития человечества, когда была осознана смертность человека. Тайна смерти, проблема смерти была одним из первых и главных стимулов и философского исследования. Проблема смерти, таким образом, теснейшим образом связана с понятием Бога и религией.Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции.

    9.Философская концепция Гегеля.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса. Значение философии Г. заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.


    Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. В итоге система Гегеля есть объективный идеализм.


    10.Иррационализм в XIX - XX вв.

    Иррационализм - философское направление, настаивающее на ограниченности возможностей человеческого разума при постижении мира.Согласно иррационализму - бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично.В центре внимания этих философов оказываются вопросы, находящиеся вне компетенции науки жизненно-повседневный опыт человека, вопросы нравственного выбора личности. Датский философ С. Кьеркегор  один из первых критиков рационализма Нового времени. Одним из наиболее ранних философов иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о вещи в себе. Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Этика Шопенгауэра этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии.



    Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа. Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением философии жизни. Ее основная категория жизнь как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности. Философское учение Ф. Ницше непоследовательно и противоречиво, Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Необходимо стремиться не к не бытию, а к полноте жизни - таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и вечное возвращение. В начале XX века традиция иррационалистической критики научного разума была продолжена французским философом А. Бергсоном. В центре внимания Бергсона мир сознания.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта