1. Предмет философии. Структура философского знания
Скачать 124.95 Kb.
|
11.Философия средневековья. Средневековая философия представляет собой длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. В связи с тем, что первоначально христианское вероучение формировалось как движение недовольных масс рабов и свободной бедноты, то оно давало им утешение и надежду на комфортную жизнь в посмертной жизни. Кроме этого распад античного общества, основанного на труде рабов, породил идейно – теоретический и мировоззренческий кризис. Типичным проявлением упадка античной философии в Риме является неоплатонизм. Наиболее заметным представителем неоплатонизма был Платон (205 - 270). Неоплатонизм – это попытка обновить философию Платона, препарируя её. Бог у неоплатоников становится идеей и предметом философии, а философия становится подлинной теологией. Бог у неоплатоников является разумным началом, доминирующим над мистическим. Они характеризуют материю, как абсолютную тьму и полное отсутствие божественного света. | Но материя у неоплатоников так же вечна, как и Единое.Патристика. Понятие, обозначающее совокупность философских, религиозных и политико – социологический доктрин христианских мыслителей II – YIII веков. Их ещё называли отцами церкви. Начальный период патристики связан с именем Оригена (185 - 253). Сотворение мира Богом Ориген понимал как вечно длящийся процесс: до этого мира и после него были и будут другие миры. Мир сотворен Богом из нечего. Однако сам процесс творения является вечным. Схоластика. Тип религиозной философии, характеризующийся подчинением примату теологии. Схоластика как разновидность философии Средневековья представляла собой одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. В центре внимания схоластики является характер отношений между разумом и догматом. В средневековье возник и ряд еретических учений, подрывавших авторитет христианского вероучения и положивших начало философии Нового времени:А учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры при приоритетности веры над разумом является невероятно актуальным и в наше время. | |
12.Материя, атрибуты и формы существования. В переводе с латыни «материя» означает вещество..Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем. В этом его методологическое значение.Современное естествознание, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наши представления о структуре и свойствах материи. Элементами структуры материи является: неживая природа, живая природа, социум .Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный микроэлементарный; ядерный ; атомарный , молекулярный . К уровням живой природы относятся: доклеточный; клеточный .К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней. | Понятие материи нельзя рассматривать отдельно от категории «субстанция». В процессе исторического развития эти понятия формировались параллельно, дополняя друг друга. Субстанция - философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего .В истории философии можно выделить несколько подходов в решении вопроса о субстанции: монизм, дуализм, плюрализмПлюрализм - философская концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу.Материя как объективная реальность обладает атрибутивными свойствами. Атрибутом называется неотъемлемое свойство предмета, явления, процесса, без которого они не могут ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивными свойствами материи являются структурная упорядоченность, движение, пространство и время.Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании человека. | |
13.Русская философия XIX в. В центре внимания находились учения прежде всего крупнейших представителей немецкой классической философии Канта, Гегеля и Шеллинга. В 1823 г. в Москве возник философский кружок "Общество любомудров". Для любомудров были характерны эстетическое восприятие и переживание философских идей, что в значительной мере определило своеобразие русского романтизма.С середины ХIХ в. – начале ХХ вв России получило развитие материалистическое направление в философии. Первый этап в развитии этого направления представлен именами Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, и др. - революционеров-демократов, боровшихся против крепостничества и самодержавия. Н.Г. Чернышевский шел по пути соединения материализма и диалектики. Основными теоретическими источниками его воззрений были антропологический материализм Фейербаха и диалектика Гегеля. Значительное внимание Чернышевский уделял проблемам познаваемости мира. Большое значение в процессе познания он придавал практике. Практика для него – не только основной критерий истины, но и движущая сила и цель познания. | Социальные взгляды Чернышевского также во многом носят материалистический характер. Второй этап развития взглядов на общественный прогресс, на революционное развитие общества связан с течением народничества. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин - теоретики анархизма. Бакунин рассматривал религию и государство как главное зло общества. Государство он считал главным препятствием на пути построения социализма, т.к. смена его форм приводит не к освобождению человека, а к замене одной формы эксплуатации другой. Г.В. Плеханов теоретик марксизма. Его главной заслугой является последовательное материалистическое понимание истории. Большое внимание он уделял вопросу о роли народных масс и личности в истории. Следующий (3-й) этап развития материалистических представлений связан с именем В.И. Ленина . Ленин продолжает марксистскую традицию в философии, развивает учение Маркса применительно к новому этапу научного и социально-политического развития. Сознание он определяет как особую функцию высокоорганизованной материи – мозга и усматривает сущность сознания в отражении мира. | |
14.Иррационализм в западной философии 19 века. Главное Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением «философии жизни». Ее основная категория – «жизнь» как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности. Некоторые аспекты понимания «жизни» связаны с биологизацией действительности, с борьбой за существование, другие - с подчеркиванием первичности жизни как формы практического опыта по отношению к научному разуму. Практическая, витальная активность выступает в «философии жизни» как основа бытия. К этому широкому неоформленному течению относят немецких философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, французского мыслителя А. Бергсона.Философское учение Фридриха Ницше. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление, возникшее в 60-е гг. XIX в. в Германии как реакция на материализм и позитивизм, господствовавшее в интеллектуальной жизни Европы в середине столетия. | Становление неокантианства было связано с решением проблем, относящихся к трем различным областям: этико-политической, методологии гуманитарного и естественно-научного познания, а также логико-гносеологических проблем познания в целом. Этико-политическая проблематика характерна уже для раннего неокантианства. Его основоположник Ланге в книге «Рабочий вопрос» (1865) предложил (в качестве альтернативы марксистской) программу социальных преобразований, направленных на смягчение социальной напряженности, которая исключала революцию и насильственные меры. критически относились к кантовскому понятию «вещь в себе. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — течение в философии конца XIX—первой трети XX вв. В 1930 г. создана международная организация неогегельянства — «Гегелевский союз». Основные представители: Брэдли, Мак-Тагтарт, Коллингвуд, Ройс. Неогегельянство трансформирует гегелевское учение о противоречии, его взгляды на соотношение индивидуального и всеобщего, на государство, личность, историю, сознание, религию. Центральный пункт гегелевской диалектики — учение о противоположностях — оценивается как ошибочное (Мак-Таггарт). Идея о противоречии заменяется концепцией «синтеза различия». Неогегельянство делает попытку синтеза гегелевского учения об абсолютном духе и идей персонализма и экзистенциализма. | |
15.Русская религиозная философия начала ХХ века. Важнейшую роль в русской философии начала ХХ века играло развитие идей В.Соловьева, оформившееся в виде таких направлений, как софиология и метафизика всеединства. Одним из интереснейших отечественных философов, следовавших традиции всеединства, был Флоренский. Он не повторял Соловьева и по многим вопросам расходился с ним. Он развивает учение о Софии на материале православной церковности. София у него – «идеальная личность мира».Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев - известен как религиозный персоналист, экзистенциалист. Отправной точкой его учения является человек. Н. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная – первичная, иррациональная свобода, укорененная в Ничто. Свобода была и есть всегда и везде.Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, | но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.Его признаками считаются: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом; 2) активно-эволюционистское понимание космоса; 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса; В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса.Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию. | |
16.Феноменология Гуссерля Феноменология - учение о феноменах. Основателем считается немец Эдмунд Гуссерль. Под феноменом в философии обычно понимают явление, постигаемое в чувственном опыте. Гуссерль же понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система.По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально (означает стремление). Но сознание не всегда направлено только на объект, оно еще имеет дело с его смыслом, смысл объекта явлен сознанию. Сознание — это временной поток, внутренне организованный и независимый от объектаФеноменология зовет вернуться "назад к вещам", не подвергать забвению жизненный мир. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно не иначе как на основе феноменологических рецептов. Что касается недостатков феноменологии, то их в основном видят в узком понимании проблемы практики, которая во многом сводится к сопоставлению феноменов сознания. Утилитарный подход к окружающему миру, людям, вещам и т. п. предлагает прагматизм. Философы прагматического направления уделяют много внимания изучению поведения человека. | С точки зрения прагматизма, оно детерминировано верой, привычкой и убеждением. Универсальным средством изменения социума и человека является изменение привычек.Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений западной философии XX в.Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования начато немецким теологом и филологом Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, используемых в специфических областях. Герменевтический круг у Ф. Шлейермахера – понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого. С этой точки зрения понимание текста есть движение как бы по кругу от целого к части и от части к целому.В ХХ в. в самостоятельную область знания оформилась философская герменевтика, одним из непосредственных источников философской герменевтики явилась феноменология Гуссерля. | |
17.Чувственное и логическое познание. Чувственное познание имеет свою специфику. Его объектом является непосредственно данная действительность. Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге. Понятие - логическая абстракция, объединяющая в себе существенные признаки вещей. | Процесс познания понятий происходит при помощи перехода от чувственного познания к логическому, в результате этого мы выделяем свойства в чистом виде. Суждение – логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, отрицается или утверждается что-то. Посредством умозаключений, мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся. В качестве методов в логическом познании используются: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия,идеализация, моделирование, экстраполяция, классификация и пр. Средствами логического познания являются язык как средство передачи знания, искусственные знаковые системы, мысленный эксперимент и пр. непосредственная цель логического познания — создание мысленной модели, адекватной познаваемому объекту. Логическое познание не может быть осуществлено без операций мышления. Различие в чувственном и логическом познаниях породило противостояние сенсуализма рационализму. | |
19.Структурализ. Зародился во Франции; 50–70-е годы; отрицание экзистенциализма и путь к постструктурализму.Структурализм во многом выглядел как попытка преодоления наследия предыдущего поколения французских философов — экзистенциалистов.Отцами-основателями структурализма были не столько философы, сколько ученые, работающие в таких областях знания, как лингвистика, этнография, психологи. К направлению относят Ролана Барта, занимавшегося теорией литературы, а также, возможно, главную звезду французской философии XX века — Мишеля Фуко. НеомарксизмЗародился в Германии; 60–90-е годы. Решало проблему: Как можно бороться за освобождение человека в современном мире?Какой основной тезис был сформулирован Капитализм в XX веке изобретал новые формы эксплуатации человека: через иллюзорные ценности успеха, демонстративного потребления, в том числе потребления массовой культуры. Неомарксизм стал влиятельной интеллектуальной платформой, на которую ориентируются авторы художественных произведений и университетские преподаватели по всему миру. В создании течения участвовали Герберт Маркузе, Адорно, а также представители так называемого фрейдомарксизма |