Главная страница

1. Предмет философии. Структура философского знания


Скачать 124.95 Kb.
Название1. Предмет философии. Структура философского знания
Дата02.06.2019
Размер124.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_1.docx
ТипДокументы
#79942
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8




32. Общелогические методы познания. Методы научного теоретического исследования.

Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Еще один общелогический прием познания — абстрагирование. Абстрагирование — это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение — это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли.

Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. Теоретические методы требуют эмпирических фактов. К числу этих методов относятся: (анализ; синтез; абстрагирование; формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде; аналогия; моделирование; идеализация- создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ; дедукция- движение от общего к частному; индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

33. Понятие философии древнего востока.

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.

Причины своеобразия восточной культуры
* Климат и география.
* Традиционализм культуры.
* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни. 
* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления

* Оно более интровертно, чем западное мышление.
* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.

* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.
* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.

Религия и философия в Древней Индии

Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:
* Жесткая кастовая социальная структура.
* Интеллектуальная и религиозная пассивность людей. 
* Интровертный характер религиозности
* Приоритет иррационального над рациональным.

Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии. 
В истории индийской философии выделяют три периода:
* Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).
* Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.).
* Индуистский (с 1000 года н.э.). 

34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Противоречивое соотношение рационального и иррационального в познании обсуждается в философии с древнейших времен. Причиной тому является сложность и неоднозначность познавательного процесса. Рациональное (от лат. ratio – разум) – обусловленное разумом, логически непротиворечивое, последовательно изложенное в соответствии с правилами, принятыми в определенную историческую эпоху. Иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.
Рациональная сторона связана с познанием недоступных опыту областей: сущностей, целостностей, общего и всеобщего в предметах и т.д. Средствами подобного описания объективного мира выступают знаки, символы, модели, метафорические и иные образования. Чем совершеннее и обширнее системы, репрезентирующие сверхчувственное бытие, тем совершеннее и изощреннее рациональное освоение мира. Рациональное познание является сущностью научного знания

Но рациональное постоянно сталкивается с иррациональным, составляющим его границу, исторический горизонт его возможностей в тот или иной этап развития когнитивной деятельности.

Конкретно под иррациональным понимается:

− нечто принципиально недоступное разуму или пока еще не познанное; непредвиденные результаты деятельности;

− бессознательная сфера души (инстинкты, переживание, интуиция и т.д.;

− предлогические формы познания (символические образования, мифологическая образность, архетипы – "коллективно бессознательное", менталитет и др.).

К иррациональному непредвиденному результату можно отнести и современный экологический кризис.

Исследования в области генетического истока рациональных понятий также выявляют следы древних допонятийных образов, символов.

К нерациональные актами также относятся – интуиция и творчество.

Итак, познание − сложный, многосторонний процесс, основной и движущей силой которого является когнитивная деятельность человека. Познавательные отношения возникают между объектом и субъектом, первый из которых постижим, второй, в силу своих способностей, − постигает. В качестве ведущей проблемы философии познания выступает истина.

Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.

Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеологического значения.

Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений. Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта