|
1. Предмет философии. Структура философского знания
НЕОПРАГМАТИЗМ ретроспективная философская интерпретация прагматизма(отрицает необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты), концептуальное оформление которой традиционно связывается с творчеством Рорти. Переосмысливая историко-философский статус аналитической программы в современной западной философии, Рорти отметил, что именно исторически обусловленные трансформации языка позволяют человеку с достаточной степенью эффективности взаимодействовать с окружающей действительностью. Поскольку любой отдельно взятый тип языка являет собой результат случайной фиксации некоторых характеристик конкретного исторического времени, постольку обычно в обществе параллельно сосуществуют различные типы дискурсов. Философия постмодернизма.Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. 18.Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга
Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются так: «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,«Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),«Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я – концепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его современниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.
| В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – политического характера развития истории. Философ выделяет три вида истории: история познания; история природы; история развития идей. Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы и противоположности свободы – отчуждения.В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаосаАнтропологический материализм Фейрбаха)
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания
|
20.Понятие движения в философии
Понятие движения в философии Можно сказать, что эта категория описывает способ существования материи. В принципе, в очень общих чертах движение в философии – это любое изменение, взаимодействие материальных объектов, переход из одного состояния в другое. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать – это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием. Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. Развитие Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные.
|
В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной. Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определенную связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности. В механицизме утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно совершенно точно предсказать его состояние в любой другой момент времени. Позже выяснилось, что не все явления подчиняются динамическим законам. Потребовалось введение понятия иного типа закономерностей - статистических.
| 21.Экзистенциализм
Экзистенциализм - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.Предметом экзистенциализма являются не фундаментальные принципы бытия, не универсальные законы осуществления природных и социальных процессов, а уникальное бытие отдельного человека, его экзистенция, непосредственное переживание им самим своей собственной жизни, которая выступает для него наиважнейшей и наиболее близкой реальностью.Бытие человека в мире, по мнению экзистенциалистов, абсурдно. Абсурд, что мы родились, абсурд и то, что мы умираем. Человек постоянно ощущает угрозу своему бытию. Мир идет своим путем, и ему нет никакого дела до человека. Каждую минуту тысячи действующих сил, неподвластных человеку, могут уничтожить его, прервать его существование.Персонализм – теистическое направление современной философии. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью.
| В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, А. Белого. В противовес принципу идеалистического монизма и гегелевскому панлогизму персонализм выдвигает идею множественности. Сторонники персонализма говорят о множественности существований, сознаний, воль и личностей. Разуму противостоит интуиция. Мир сотворила Верховная персона – Бог, и он же наделил его способностью развития.В области познания персонализм исходит из необходимости замены познающего субъекта традиционной философии человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической всеобщности.В первой трети XX века персонализм испытывает как бы второе рождение. Основоположник французского персонализма Э. Мунье, ссылаясь на влияние марксизма и экзистенциализма, не упоминает, правда, своих русских предшественников. Не ставя целью создать законченное философское учение, Мунье стремился отыскать продуктивные способы разработки проблем личностного существования.
| 22.Русская религиозная философия во второй половине XIX - начале XX столетия.
Русская религиозная философия была крайне неоднородна. В ней можно выделить три главных направления: консервативное, демократическое и либеральное.На уровне официальной идеологии суть русского консерватизма была выражена в известной формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Этих принципов в своем творчестве четко придерживался Леонтьев. Он решительно отвергает веру в земное бытие человека, считает, что человек живет и в потустороннем мире, и его жизнь там зависит от жизни здесь. К.Н. Леонтьев доказывает, что у наивного человека душа более чиста, чем цивилизованного, рационально мыслящего.На противоположном фланге демократическая философия. Ее представители Достоевский и Толстой. Достоевский подчеркивал: «я лишь за народ стою прежде сего». Достоевский и Толстой стремились к социальной правде, мечтали о гармоничном и счастливом жизнеустройстве, которые можно создать при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку.
| Насилие при этом полностью исключается, ибо насилие порождает насилие. В центре творчества Достоевского и Толстого находится проблема человека, смысла его жизни. По Достоевскому, человек - абсолютная ценность. Ничего дороже и значительнее человека нет. Достоевский и Толстой враждебны революционной интеллигенции. Видным представителем в либеральном течении Владимир Соловьев - первый русский философ, предпринявший грандиозную попытку создать, свою собственную философскую систему. По мнению многих, «центральной идеей этой системы является идея положительного всеединства». Как утверждает Соловьев, «всеединство» по своей природе человек содержит в себе: благо, истина, красота составляют нерасторжимое единство, высшим олицетворением которого является Бог. Личный образ единства Бога, мира и человека есть София - вечная женственность, олицетворение красоты. В обществе идея всеединства раскрывается как синтез двух христианских культур Запада и Востока, католической и православной.
|
23.Понятие идеального.
Идеальное — важнейшее свойство сознания. Идеальное – это гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, которые подлежат реализации в деятельности человека. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. «Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета. Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.Структура идеального.Идеальное включает в себя эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Отражение как всеобщее свойство материи.
|
Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Отражение возникло при попытке объяснить суть сознания и его отношения к бытию, материи. Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей.
| 24.Бытие.
Бытие признаётся главной категорией философии. Эта категория может быть отнесена ко всему, что тем или иным образом существует. Всё, что есть, является бытием. Категория бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей (цвет, масса, размер, форма и пр.) и выделяет только одну черту, общую всем объектам - так или иначе существовать, иметься, наличествовать. Впервые проблема бытия в философии поставлена Парменидом, он поставил вопрос о наличии противоположности бытия - небытия, утверждая, что никакого небытия нет, а есть только бытие.Платон признавал подлинным бытием идеи вследствие их постоянства и неуничтожимости, в то время как материя представала несовершенным бытием вследствие её постоянной изменчивости. Позже представление о полном, абсолютном бытии, в котором нет никакой примеси небытия, никакой ущербности были перенесены на Бога.Учение Гегеля о бытии. Он утверждал, что чистое бытие равнозначно своей противоположности - ничто. И лишь их синтез образует наличное, качественно определённое бытие, то есть не бытие вообще, а бытие чем-то конкретным.2. Монистические и плюралистические концепции бытияВ истории философии преобладает монистический подход. Монистические учения утверждают единственность первоисточника бытия.
| Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир - это точка пересечения субъективной и объективной реальности. Человек творит собственный мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процессе творения «исторической реальности» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного происхождения, подвергаемые обработке человека.Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.Реальность, бытие и действительность - это вообще говоря синонимы, но каждый из этих синонимов имеет свой собственный оттенок. Мы начинаем рассуждение с реальности - представляется, что это наиболее абстрактный и пустой термин. Реальность это то, что существует.
| 25.Развитие русской философии в XI—XVII вв.
Начальный период становления русской философии — XI— XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды: XI—XIV вв. — процесс формирования древнерусской философии; XV— XVI вв. — эпоха ее расцвета; XVII в. — начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. В своем возникновении она, с дной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, русская философия впитала в себя идеи античной, византийской,
| древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Это органическое единство философии и культуры имелоо положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, русская культура была философски насыщена, духовно богата и значима, ибо философия была органично вплетена в общий язык культуры, служившей ей родным домом. С другой — эта синкретичность культуры и философии сдерживала развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовала разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.Говоря о религиозном характере древнерусской философии, следует иметь в виду, что ее проблематика вовсе не сводилась к осмыслению религиозных догм и Бога. Она была достаточно широкой и многозначной. В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина.
|
26.Постклассический период античной философии
Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский. Надо жить добродетельно и складно. Диоген – жил в бочке. Его называли собакой. Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.Эпикурейцы - полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием.Эпикур – свобода мира. Считал себя счастливым. Избавил человечество от страха фатализма. В основе этики – жизнь человека (получение удовольствия от жизни).
|
Гедонизм – жизнь ради удовольствия. Считает, что чувственное удовольствие нужно ограничивать. С точки зрения Эпикура, боль ума и души более серьезна, чем боль и печаль тела, поэтому радость ума и души превышает радость тела. Школа стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).Основателем считается Зенон Китайский. Основная идея философской школы стоиков—освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Зенон доказал, что движения не существует и единичное не делимо: Ахиллес никогда не догонит черепаху, атом неделим.Скептики - утверждали, что невозможно достоверно что-нибудь знать и потому единственной целью человека должна быть добродетель. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.
| 27.Диалектика бытия и всеобщие законы развития. Детерминизм и индетерминизм
Диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания.Первый закон: единство и борьба противоречийЕдинство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение. Второй закон: переход количественных изменений в качественные.Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино Мера - единство качества и количества.
| Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.Третий закон: отрицание отрицания.Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается. Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики ГегеляДетерминизм и индетерминизм. Детерминизм как система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира противостоит индетерминизму. Последний либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер. Индетерминизм (Виндельбанд, Риккерт, неопозитивисты) и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки.
| 28.Природа и смысл человеческого бытия.
Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни˸ в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь воспринимается как средство приобретения других ценностей, к примеру, достижение счастья.У каждого общества, культурно-исторического образования имеется свой взгляд на то, каким должен быть совершенный человек. Совершенный человек – это своего рода идеал, образец для подражания. Представление о том, каким он должен быть, базируется на духовных ценностях, проповедуемых в обществе.
| АНТИЧНОСТЬ. В античном обществе представление о совершенном человеке основано на культе разума. Душа человека, полагали древнегреческие мыслители, делится на три части: разум, воля и чувства. Высшая часть души – разум. Совершенен тот, у кого больше развит именно он, воля и чувства подчинены разуму и управляются им. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Совершенный человек, согласно буддизму, это тот, кому удалось освободиться от желаний, т. к. желания – источник страданий. .В Китае большую популярность приобрело учение Конфуция. Каким должен быть совершенный человек, согласно Конфуцию? Человек должен учиться, более того, он остается молодым до тех пор, пока учится. . ХРИСТИАНСТВО. Представление о совершенном человеке в христианских культурах базируется на основном моральном принципе христианства – принципе сострадания. Согласно христианской морали сострадание направлено к слабым, больным, бедным и нищим.
| 29. Современная западная религиозная философия.
В рамках постклассического философствования на Западе огромное значение приобретает религиозная философия. Наиболее значительны здесь – неотомизм (Ж.Маритен, Ж.Жильсон, П. Тейяр де Шарден) и теология протестантизма (Р.Бультман, П.Тиллих, Э. Блох и др.) Неотомисты как влиятельнейшее течение современной западной религиозной философии возрождает в новых условиях идеи Фомы Аквинского. Ставя своей задачей обоснование истин католической веры, неотомисты стремятся совместить научное знание и религиозное откровение, здравый смысл и догматы Священного писания. Главными проблемами современного неотомизма становятся проблема бытия бога как творца и проблема бытия человека как высшего творения бога. В своих философских построениях неотомизм исходит из принципов креационизма (творческая роль Бога в создании мира), гносеологического дуализма (непротиворечие веры и разума), теодицеи (оправдание Бога как абсолютного добра), провиденциализма (понимание исторического процесса как божественного замысла, цель которого – спасение человечества и Царствие божие на Земле). Философия, по мнению неотомистов, – мост, соединяющий науки с теологией. Если теология (учение о боге) нисходит на землю, то философия (учение о мудрости) стремится подняться к божественному. Понятие «теология» и «философия» не исключают друг друга, хотя теология и занимает высшую ступень в иерархии наук.
| Заметное место в религиозной философии католицизма занимает антропологическая проблематика. Большое внимание уделяется вопросам нравственности и морали, общечеловеческим ценностям. Философские этические поиски должны направлять, в конечном счете «светом Веры». Стремясь к благу, личность обретает добродетель. Источник веры, согласно доктрине неотомизма, – божественное откровение.
Основные проблемы, решаемые протестантской теологией ХХ века – греховность человека, ограничивающая его возможности, проблемы культуры (соотношение христианства и культуры, судьбы европейской культуры и европейского человечества, эсхатологическая перспектива культуры).
Так, религиозные экзистенциалисты природу этого «иного» определяют как «трансценденцию» (доопытную сущность), открывающуюся лишь в акте веры. Их бог – не некое человеческое подобие, а философский синоним категории бытия, понимаемого как основа мира. Бог выше всяких разделений, категорий, абстракций. У христианских мыслителей (Бердяев, Марсель) характеристика трансценденции носит отпечаток религиозных ценностей. При всех различиях между собой религиозные экзистенциалисты не мыслят существование божественного вне акта веры. Решение проблем человека и его «экзистенциальной тревоги» религиозные экзистенциалисты видят в преодолении его отчуждения от бога.
| 30. Западноевропейская философия XVII столетия.
Наука и производство выступают как два взаимосвязанных компонента. Задачи использования силы воды породили гидростатику. Развитие механики поставило на повестку дня открытие основных законов классической механики И. Ньютоном. Р. Бойль применяет механику к химии, разрабатывает законы атомистики, дает определение понятия химического элемента. Выдающийся вклад в развитие науки внесли также Э. Торичелли, А. ван Левенгук, У. Гарвей, Н. Лавуазье, Л. Эйлер, К. Линней и др.
Ее центральным пунктом выступила выработка новых правил методологии и обоснования знания. Учение о познании рассматривается в философии этого периода как ее наиболее важный раздел. Ориентация на осмысление путей и принципов научного познания приняла две особые формы, сообразно тому, что саморазвитие науки происходило либо в форме развития опытного естествознания, опирающегося на эксперимент, либо в форме построения системы знаний на основе строгих правил логического вывода.
ЭмпиризмНа позициях эмпиризма стояли представители английского материализма XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, позже Дж. Толанд, Д. Гартли и Д.Пристли, Фрэнсис Бэкон.
Философские взгляды Бэкона были поистине новаторскими, устремленными на столетия вперед. Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни.
Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, ее значения в жизни людей, на выработку классификации научного знания, разработку методов познания.
| Конечную цель науки философ видит в изобретениях и открытиях. Бэкон верил в то, что его философии принадлежит великое будущее.
По его мнению, знание — сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений.
В качестве основного метода познания Бэкон выделяет индукцию. При этом он считает необходимой разработку новой теории индукции.
Вслед за Ф. Бэконом Т. Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая, по его мнению, должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации процессов жизнеобеспечения. Причем философия, по Гоббсу, является суммарным теоретическим знанием. В своем понимании назначения и содержания философии Гоббс близок к Бэкону.
Хотя Гоббс приписывал материи способность мыслить, однако его учение о природе было атеистично.
Выводы, к которым пришел Гоббс, осмысливая природу, такие:
1) души как особые субстанции не существуют;
2) тела — единственная субстанция;
3) вера в Бога — продукт человеческого воображения.
| 31. Структура сознания. Мышление, логика и язык. Законы логики.
1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления; свойства памяти; свойства внимания; свойства восприятия. Ядро - знания.
2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источник - потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.
3. Эмоции - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.
4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания.
5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания.
| Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь - это общение между людьми посредством языка.
Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь достаточно сложна.
Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:
Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспечивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного восприятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании.
Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и общения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д.
|
|
|
|