Главная страница
Навигация по странице:

  • ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

  • Архитектурный дизайн

  • Искусственное освещение городов.

  • Две наиболее крупные задачи освещения

  • В пространствах транспортного движения

  • Инсоляция и солнцезащита.

  • Теория цветовой выразительности.

  • Воздействие цвета на формирование пространства.

  • 1. Можно визуально расширить пространство.

  • 2. Можно визуально опустить потолок и раздвинуть стены.

  • 4. Можно визуально удлинить помещение.

  • 5. Можно визуально укоротить помещение.

  • 7. Можно визуально сделать комнату уже, но длиннее.

  • 8. Можно создать ощущение абсолютного простора.

  • Композиционные средства фирменного стиля в дизайне архитектурно-дизайнерской среды.

  • Проблемы оздоровления городской среды.

  • Функция и функционализм в архитектуре. Творчество Дж. Земпера и др.

  • Формирование рациональных тенденций в организации архитектурной среды жизнедеятельности человека.

  • Общие принципы проектирования несущих конструкций.

  • Графический дизайн. Бренд.

  • ответы попов. Определение понятий архитектура, дизайн, дизайн архитектурной среды, архитектурный дизайн


    Скачать 68.65 Kb.
    НазваниеОпределение понятий архитектура, дизайн, дизайн архитектурной среды, архитектурный дизайн
    Дата14.01.2020
    Размер68.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы попов.docx
    ТипДокументы
    #103981
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Определение понятий: архитектура, дизайн, дизайн архитектурной среды, архитектурный дизайн.

    Архитектураискусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов.

    Дизайн – это художественное проектирование, это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим.

    ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ — искусство проектирования предметно-пространственной среды, имеющее целью оптимизацию функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического уровня.

    Архитектурный дизайн — это творческая деятельность, отвечающая за проектирования утилитарных и духовных потребностей в сооружениях.


    Архитектура занимается возведением крупных сооружений, решая массу задач вроде распределения пространств, взаимодействия с окружающей средой, функциональной и экономической целесообразности. Существует даже слоган архитектора по Витрувию (древнегреческий архитектор): Польза, Прочность, Красота. Каждое сооружение должно отвечать на все эти требования. 

    Что касается дизайна архитектурной среды, то здесь все понятно из названия: дизайнеры работают над уже созданной архитектором средой. Конечно, они занимаются и многими другими вещами и сами иногда проектируют что-то вроде павильонов или частных домов. Тем ни менее, дизайнер — это скорее тот, кто обустраивает помещение, делает его уютным и комфортным. Именно то помещение, которое создал архитектор.


    1. Искусственное освещение городов.

    Современный город, как и интерьер, сегодня не мыслится без ис­кусственного освещения.

    Необходимость освещения город­ских пространств и объектов вызвана функциональными по­требностями. Жизнь города с наступ­лением темноты не прекращается.

    Мероприятия по проектированию световой среды относятся сегодня к об­ласти благоустройства городов, посел­ков и сельских населенных пунктов, а конкретно — к проектированию систем и установок наружного освеще­ния. Их принято подразделять на ус­тановки утилитарного (уличного) ос­вещения и установки архитектурного освещения (зданий и сооружений). Та-

    Оба вида установок проектируются на основе норм. К утилитарному от­носится освещение дорожных покры­тий в транспортных и пешеходных зо­нах. Оно нормируется значением сред­ней яркости покрытий транспортных улиц, дорог и площадей, которые подразделяются на категории А, Б и В (соответственно общегородского, районного и местного значения.

    К архитектурному отнесено осве­щение фасадов зданий, сооружений, памятников, малых архитектурных форм и зеленых насаждений. Особую группу составляют установки световой рекламы, информации и сигнализации и освещения витрин.

    В процессе про­ектирования важна роль компетентно­го в этих вопросах архитектора, ко­торый определяет место и значение каждой осветительной установки на основе общего архитектурного замысла и комплексно решает вопросы форми­рования среды, т.е. вопросы взаимо­связи искусственного света с простран­ственными, объемно-пластическими, цветовыми, социально-средовыми и другими параметрами градостроительного ансамбля.

    Их форма, резмеры, материал, размещение непос­редственно связаны с планировали улиц, площадей и зеленых насаждений, с решением пла­стики и цвета фасадов зданий.

    В техническом отношении установки освещения нередко комби­нируются с другими видами инженер­ного оборудования и благоустройства, с малыми формами.

    Две наиболее крупные задачи освещения: зри­тельное выявление функционально-планировочной структуры и светокомпозиционная организация городского пространства.

    1 задача может быть решена с помощью светоцветового зонирова­ния за счет создания воспринимаемых глазом различий в интенсивности.

    2- связана с созданием системы световых архитек­турных ансамблей в расчете на восп­риятие их с дальних, средних и ближ­них дистанций при разной скорости движения пешехода или пассажира. вечерний силу­эт, светопанорамы, глубокие перспек­тивы,

    Восприятие архитектур­ных объектов с разных расстояний можно охарактеризовать тремя кате­гориями масштаба восприятия: ланд­шафтный, ансамблевый, камерный.

    Так же решаются вопроса­ми освещения объемных объектов: зданий, сооружений-монументов, зеленых насаждений. Среди них такие задачи. как выявление характерных особенно­стей объемно-пространственной компо­зиции – тектоники, ритма, пропорций статичности или динамичности, легкости.

    При разработке возможны два способа: ассоциатив­ное подобие его дневному образу или создание специфически вечернего 'контробраза".

    1- способ традиционен и во многом исчерпал свои вырази­тельные возможности. Он применяется в основном для памятников архитек­туры и существующих сооружений.

    2- способ основан на учете специфики световой среды и зрительного восприятия ночью и на использовании широких технических возможностей искусственного освеще­ния для создания новых эмоциональ­но-образных эффектов.

    В пространствах транспортного движения — на улицах, дорогах и площадях применяются системы обще­го, регламентирование равномерного освещения дорожного покрытия. Эти системы подразделяются на обычную,продольно-подвесную , высокомачтовуюпара­петную.

    Освещение тротуаров на улицах и площадях, пешеходных дорог, аллей и площадок осуществляется общими с проезжей частью или автономными ос­ветительными установками. На улицах, на­сыщенных световой рекламой, инфор­мацией и витринами, тротуары получают дополнительное освещение.

    Архитектурное освещение объектов может осуществляться несколькими способами. Наиболее распространен в нашей практике прием общего (рав­номерного или локализованного) зали­вающего освещения фасадов прожек­торами, которые устанавливают так, чтобы они не слепили водителей и пе­шеходов, а также жителей домов через окна.

    Прием локального или местного освещения архитектурных элементов реализуется с помощью небольших светильников и применяется как для исторических, так и для современных сооружений.

    Широкое применение стекла в ар­хитектуре привело к функционально

    оправданному и художественно убеди­тельному использованию проходящего через него из интерьеров света и фор­мированию приема светящихся фаса­дов, с которыми в большой мере свя­заны представления о современной ар­хитектуре как "архитектуре света" и рождение термина "световая архитек­тура".

    Поэтому форма, размер и расположе­ние светящихся поверхностей остекле­ния зависят от программирования внутреннего освещения.

    Прием "световой графики" можно отнести как к системам освещения зданий, так и к световой информации. Этот прием включает, например, контурное освещение, изве­стное как вид праздничного оформле­ния городов, или современные способы группировки светильников, образую­щих тот или иной светографический рисунок в виде сплошных линий, штрихов, точек и т.п. Сюда относятся и рекламно-информационные установ­ки на зданиях в виде светящих панно, надписей, знаков и символов, а также знаки сигнализации движения, т.е. си­стемы визуальных коммуникаций.

    Прием "световой живописи" — это светоцветовые проекции, применяемые пока лишь в системах зрелищного ос­вещения, например для театрализован­ных представлений "Звук и Свет".

    Для выявления пространственного решения ансамбля нередко использу­ются приемы иллюзорной его транс­формации, например зрительное изме­нение глубины пространства. Если яр­кости поверхностей нарастают или убывают по мере их удаления от на­блюдателя, пространство воспринима­ется более или менее глубоким.

    Важное значение при проектиро­вании освещения объектов имеет рас­становка акцентов на тех или иных особенностях их объемной компози­ции, тектоники, пластики, фактуры. цветового решения, способствующая выявлению их характера, архитектур­ного стиля, созданию индивидуализи­рованного образа.

    1. Инсоляция и солнцезащита.

    Инсоляция – это световое и ультрафиолетовое облучение прямыми солнечными лучами помещений и территорий. Она оказывает тепловое и укрепляющее психологическое воздействие на человека, убивает бактерии внутри помещений и на открытых площадках. Тепловое воздействие положительно действует в зимнее время, нагревает помещение, снижает затраты на отопление. Летом тепловое действие прямой солнечной радиации приводит к перегреву помещений. Это требует применение различных методов солнцезащиты.

    По словам Витрувия, архитектор «... может исправить своим искусством вред, приносимый природой».

    Комфортные ощущения и эстетическое воздействие инсоляции, т.е. положительные эмоции возможны только при условии исключения таких ее качеств, которые угнетают человека:

    • - недостаточных уровней яркости

    • - чрезмерных уровней яркости

    Конкретные предложения по строительному нормированию инсоляции впервые были сделаны советскими архитекторами в 40-х годах. В основу нормирования было положено общеоздоровительное воздействие инсоляции на человека и окружающую его среду. Нормируемой величиной в действующих нормах инсоляции является продолжительность в зависимости от градостроительной ситуации, типов зданий, географической широты и климатических условий. Например, в жилых и общественных зданиях (за исключением детских учреждений и школ) должна быть обеспечена продолжительность инсоляции в часах.

    В сложных градостроительных ситуациях допускается одноразовая прерывность инсоляции бактерицидной и видимой областях спектра.

    Расчеты инсоляции застройки при проектировании сводятся к определению продолжительности инсоляции помещений и степени затенения фасадов зданий и территорий застройки. Расчеты следует производить непосредственно на генеральном плане застройки с помощью накладного графика, основанного на методе проекций с числовыми отметками, впервые использованном А. М. Рудницким и М. Тваровским и адаптированном к условиям архитектурного проектирования.

    Сложность проблемы инсоляции в архитектуре объясняется как ее положительными, так и отрицательными воздействиями (тепловой и световой дискомфорт, снижение восприятия формы и цвета при чрезмерных яркостях, выцветание материалов). Поэтому не менее важно предусматривать различные средства защиты от инсоляции.

    Практика показывает, что наибольшее число грубых ошибок наблюдается в тех случаях, когда архитектор решает задачу солнцезащиты не комплексно и на последних стадиях проектирования. Наиболее распространенной ошибкой является применение массивных и теплоемких затеняющих экранов, монолитно связанных с основной ограждающей конструкцией (незащищенные лоджии, бетонные пространственные структуры). Такие конструкции аккумулируют солнечное тепло и путем теплообмена с остеклением дополнительно передают его в помещение. Нередки случаи применения солнцезащитных устройств без учета ориентации здания по сторонам горизонта и использования солнцезащитного стекла, уменьшающего лишь тепловую радиацию Солнца и не устраняющего его слепящее действие. В таких общественных зданиях, как школа.

    1. Теория цветовой выразительности.

    Оптическим, электромагнитным и химическим процессам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания, обусловленные восприятием цвета, могут проникать глубоко в мозговые центры и определять эмоциональное и духовное восприятие. Гёте неслучайно говорил о чувственно-нравственном воздействии цвета.

    Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо оттого, отдаем ли мы себе в этом отчет или нет.

    Глубокая синева моря и далеких гор очаровывает нас, тот же самый цвет во внутренних помещениях кажется нам жутким и безжизненным. Синие отражения на коже делают ее бледной, почти мертвенной. Во тьме ночи синий неоновый свет кажется нам привлекательным, подобно синему цвету на черном фоне, а вместе с красным и желтым светом создает веселый живой колорит.

    Краснота лица выдает ярость или лихорадку, синеватый, зеленоватый или желтоватый его цвет говорят о болезненном состоянии человека, хотя в каждом из этих чистых цветов нет ничего болезненного. Красный цвет неба угрожает плохой погодой, а синее, зеленое или желтое небо обещает хорошую погоду.

    На основе подобных житейских наблюдений, казалось бы, невозможно перейти к простым и точным умозаключениям о выразительности цвета. Желтые тени, фиолетовый свет, сине-зеленый огонь, краснооранжевый лед — все это казалось бы стоит в явном противоречии с нашим опытом и создает впечатление какой-то потусторонности. И только люди, умеющие глубоко и восхищенно реагировать, способны воспринимать цвет и его сочетания абстрагированно.

    На примере четырех времен года можно показать, что восприятие и переживание цвета может быть предопределено объективно, хотя каждый человек видит, чувствует и оценивает цвет по-своему. Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырех времен года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.

    Весна, сияющее юностью и радостью пробуждение природы, обычно выражается красками, пронизанными светом. Это, конечно, желтый цвет как самый близкий к белому и желто-зеленый как высшая степень проявления желтого. Светло-розовые и светло-голубые цвета усиливают и обогащают это звучание. А желтый, розовый и лиловый воспринимаются цветом распускающихся почек.

    Цвета осени резко контрастируют с весенними. Осенью зелень растений отмирает и приобретает коричневые и фиолетовые оттенки.

    Обещания весны реализуются в зрелости лета.

    Летом природа словно находит свое выражение в изобилии и пышности форм и силе цвета, достигает пластической полноты своей созидающей мощи. Теплые, насыщенные, активные цвета, которые находятся только в определенной части цветового круга, обладая особой силой и энергией, становятся главными для выражения цветовой интенсивности лета. При этом различные зеленые цвета усиливают здесь лишь оттенки красного, а синие — звучание дополнительного к ним оранжевого цвета.

    Для изображения зимы, которая в своем магнетическом притяжении сил земли погружает природу в пассивное состояние, требуются цвета холодные, сияющие внутренней глубиной, прозрачные и одухотворенные. Величественный цикл дыхания природы, совершающийся в смене времен года, находит таким образом себе четкое объективное цветовое выражение. Если при выборе цветовых сочетаний отказаться от наших познаний и не иметь постоянно перед глазами всего мира красок, то наш удел — это только безвкусные, ограниченные решения и потеря истинных и правдивых.

    По-видимому, нет иного пути для появления правильного суждения о выразительных качествах цвета, чем исследование его отношений с каким-либо другим цветом или их совокупностью.

    1. Воздействие цвета на формирование пространства.

    Цвет обладает собственной массой и силой излучения, и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии. И это радует, так как дает нам возможность создавать особое восприятие геометрии помещения. Ответы на вопросы, что должно быть, какого и
    сколько этого цвета, находятся в ответе на вопрос, что Вам нужно сделать с пространством. Так что дальше о том, что можно сделать с помощью цвета.

     

    1. Можно визуально расширить пространство. Сочетание темного пола (темнота относительная) со светлыми (тоже относительно) стенами и потолком отлично решает эту задачу.
     

    2. Можно визуально опустить потолок и раздвинуть стены. Сочетание темного пола с таким же потолком визуально делает помещение значительно шире. 
     

     3. Можно визуально подчеркнуть горизонтали. Сочетание темных стен со светлыми полом и потолком делает, пусть даже, квадратное помещение более вытянутым.
     

    4. Можно визуально удлинить помещение. Светлый пол, потолок и две параллельные стены в сочетании с двумя темными параллельными стенами делает помещение визуально длиннее.
     

    5. Можно визуально укоротить помещение. Сочетание темной дальней стены со светлыми боковыми визуально делает пространство короче. 
     

    6. Можно визуально уменьшить комнату. Сочетание светлого потолка с темным всем остальным создаст ощущение колодца. 
     

    7. Можно визуально сделать комнату уже, но длиннее. Светлые боковые стены зрительно опускают помещение, делают его визуально уже. Однако одновременно, за счет темного потолка и пола комната становится вытянутой по длине.

    8. Можно создать ощущение абсолютного простора. Белый потолок, стены и пол – это для эстетов.


    1. Психологическое воздействие цвета.

    При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

    Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

    С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия.

    Синее же склонно к углублению.. Очень темное синее дает элемент покоя. более светлым синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо.

    Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание.

    Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего.

    Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность.

    Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой.

    Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

    Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

    Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами.

    1. Композиционные средства фирменного стиля в дизайне архитектурно-дизайнерской среды.

    Развитие инфраструктуры городов ведет к ее усложнению, в связи с чем одной из немаловажных потребностей населения стало наличие хорошо читаемых, удобно расположенных ориентиров: дорожных знаков, расписаний автобусов, названий улиц и прочих. Данную задачу решает разработка унифицированной и узнаваемой системы городской айдентики. Население современных городов нуждается в открытых дружелюбных системах информационного оповещения, становящихся основой коммуникативного процесса системы «человек-дизайн-город». Область, занимающаяся проблематикой подобного рода, называется визуальной коммуникацией.

    Визуальные коммуникации при организации предметно-пространственной среды города единовременно решают как минимум три задачи:

    - улучшение ориентации человека в пространственной структуре сложных градостроительных образований, а, следовательно, и обеспечение человеку психологического комфорта во время пребывания в пространственной среде;

    - преодоление языкового барьера в крупных международных общественных центрах с использованием универсального графического языка пиктограмм;

    - формирование стилистически целостного художественно выразительного пространственного ансамбля с ясно читаемой функционально-пространственной структурой.

    Внедрение фирменного стиля в городскую среду становится необходимым условием для унификации потока информации, повышение качества жизни человека, роста производства нематериальных форм богатства и услуг.


    1. Проблемы оздоровления городской среды.

    Чтобы приблизить городскую среду к природной и создать в ней комфортные условия проживания, а также чтобы превратить уже построенные большие и малые города в уютные и привлекательные, необходимо сделать следующее:

    • • сокращать до минимума расстояния между жилыми, промышленными и деловыми кварталами, что снизит затраты энергии, уменьшит нагрузку на транспорт, а также городские площади, необходимые для движения и парковки автомобилей;

    • • снижать неоправданную зависимость от личных автомобилей, создавая эффективную сеть автобусных и троллейбусных маршрутов и выделяя велосипедные дорожки для проезда без препятствий;

    • • внедрять экологическое планирование;

    • • повсеместно строить здания различного назначения, сберегающие тепло и энергию;

    • • сохранять вокруг города свободные земли с зелеными насаждениями;

    • • не застраивать окрестные сельскохозяйственные поля и не уничтожать лесные массивы;

    • • высаживать деревья на неиспользованных землях, вдоль улиц и дорог, что позволит очистить и освежить воздух, уменьшить уровень техногенного шума и создать условия для обитания диких животных;

    • • выращивать культурные растения на заброшенных землях, в огородах, в небольших фруктовых садах, оранжереях и парниках; разводить рыбу в обогреваемых солнцем прудах и водоемах;

    • • высаживать на свободных местах кустарники и дикие цветы вместо газонов, требующих ухода, удобрений и пестицидов;

    • • производить энергию в основном из местных природных ресурсов, максимально используя солнечные тепло и свет, малые гидроэлектростанции, ветряные установки, геотермальные источники и различны виды биомассы;

    • • законодательно утверждать стандарты и нормативы эксплуатации зданий, предусматривающие сбережение тепла, экономию энергии и воды;

    • • выполнять на всех уровнях установленные законодательные нормативы, ограничивающие шумовые, тепловые, электромагнитные и радиоактивные загрязнения;

    • • крупные промышленные предприятия, потребляющие много сырья, энергии и воды и загрязняющие окружающую среду, строить вне города;

    • • восстанавливать береговые зоны рек, ручьев, бухт; эстуарии и болота;

    • • строить биологические очистные станции на окраине города в местах с зелеными насаждениями;

    • • использовать компостированные пищевые отходы, частично очищенные сточные воды и отсортированные осадки из очистных станций в качестве удобрений для парков, обочин дорог и цветников;

    • • поощрять экономию воды, устанавливая счетчики воды во всех домах и квартирах;

    • • добиваться устойчивого равновесия между потребностями города и деревни путем увеличения инвестиций в сельское хозяйство и улучшения социального обеспечения жителей села;

    • • не занижать искусственно цены на продовольствие, с целью предотвращения падения объемов производства продуктов питания, снятия зависимости от импорта продовольствия, ослаблять миграцию сельского населения в города;

    • • легализовать лачуги и предоставить их жителям поддержку в виде низкопроцентных ссуд для приобретения жилья либо строительства домов;

    • • стимулировать на государственном уровне строительство средних и малых городов, чтобы исключить перенаселенность и скученность крупных мегаполисов;

    • • контролировать численность населения города.

    Все названные мероприятия, планы и действия под силу любому городу. Совершив их по воле городских властей при поддержке на государственном уровне и при активном участии всех горожан, можно превратить непривлекательный город в город-сад с удобными и комфортными условиями проживания и работы, в которых человек, приближаясь к живой природе, не будет ощущать городской среды.

    1. Функция и функционализм в архитектуре. Творчество Дж. Земпера и др.

    Люди с древнейших времен в первую очередь задумывались об удобстве, а уж потом о красоте жилища.

    Функционализм был заложен в 20 – 30-х гг. немецкой школой дизайна Баухаус. Отличало его полное отрицание излишней декоративности. Философия стиля – «форма определяется функцией». Архитекторы этого направления проектировали дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания или работы. Функционалисты задали ученым массу вопросов: сколько человеку требуется солнечного света, тепла, воздуха, жилой площади, какой должна быть оптимальная температура и влажность в помещении и т.д. И мы должны отдать им должное: многие из открытых функционалистами норм были закреплены в нормативных актах разных стран. Среди наиболее известных архитекторов-функционалистов можно назвать Дж. Рёскина, Г. Земпера, Ф. Ллойда Райта, Ле Корбюзье, Алвара Аалто и других.При проектировании функционалист задаёт себе вопросы: будут ли в этом доме жить постоянно или приезжать только на выходные? Планируют ли хозяева вести приусадебное хозяйство? Как они собираются отдыхать? и т.д. После того как все функции найдены и выписаны, приходит черёд планировки. Главное – чтобы хозяевам было удобно. Благодаря функционалистам выделялись все новые и новые назначения помещений. Действи-тельно, ведь традиционная спальня – это не только место, где человек спит. Здесь же мы занимаемся любимыми делами: рисуем, читаем, слушаем музыку, а также работаем.Может показаться, что функционалистов вообще не волнует, насколько эстетичен интерьер. Однако на практике все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что эстетическая привлекательность помещения – это одна из его функций. Человеку намного комфортнее жить и работать там, где интерьер радует глаз. Это очень хорошо понимают японцы: несмотря на катастрофическую перенаселенность и постоянную нехватку места они непременно создают «уголок для созерцаний».Действительно, функциональная схема жилых помещений универсальна, она является основой и для элитных коттеджей и для скромных хрущевок. Архитектор-дизайнер — специалист в области комплексного проектирования предметно-пространственной среды, работающий на стыке таких областей художественного творчества, как архитектура и дизайн. Специалист, получивший профессию архитектора, знающий и понимающий все особенности архитектурного формирования среды, проектирует не интерьер, а, прежде всего, пространство, оперирует не предметами, а формами. В результате такого подхода формируется определённая среда обитания, со своими уникальными характеристиками, идеально подходящая под образ и ритм жизни её «обитателей».Кроме того, опытный специалист в области интерьерного дизайна должен сочетать в себе черты различных профессий, таких как: психолог, экстрасенс, режиссёр, художник, осветитель, декоратор, переводчик, дирижёр.Средовая ориентация деятельности архитектора-дизайнера предельно широка и касается самых различных областей материально-художественной культуры — ар­хитектуры, промышленного дизайна, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино — непосредственно формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность. Лидер же при этом, очевидно, тот, кого выдвигает сама средовая ситуация. Естественно поэтому, что для дизайна архитектурной среды — это архитектура.Очевидно, что дизайн архитектурной среды — вид проектной деятельности. Однако для нас важно выяснить в связи с этим, какое место он занимает в общей системе проектной культуры и, более конкретно, в общей системе "частных" дизайнов. В настоящее время такое явление, как дизайн, стало многогранным и даже многоуровневым. Наряду с общим использованием понятия "дизайн" для обозначения всей проектной культуры существуют, как уже указывалось, понятия дизайна применительно к отдельным формам создания реальных предметно-про- странственных объектов. В числе этих дизайнов, естественно, находит свое место и дизайн архитектурной среды.Дизайн архитектурной среды объективно призван соединить в проект всю палитру задач и достоинств проектной деятельности всех указанных ранее конкретных дизайнов. Архитектор-дизайнер должен направлять свое внимание на использо­вание—синтез всех художественных средств для организации Среды жизнедея­тельности в целом в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного или производственного организма. Дизайн архитектурной среды, в отличие от архитектуры, используя все, на что она способна в этом смысле как проектная деятельность, призван к проектированию комплексных средовых архитектурных объектов с по­зиции максимально широкого охвата взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственым и социально-культурным окружением с целью созда­ния достаточно крупных элементов гармонизованной среды.

    1. Формирование рациональных тенденций в организации архитектурной среды жизнедеятельности человека.

    Рационали́зм — направление в зарубежной архитектуре 20 в., получившее распространение гл. обр. во Франции (Ш. Ле Корбюзье и его школа) и Италии («группа 7» и др.), близкое к такому течению в др. странах, как функционализм.Ра. сформировался в 1920-х гг. под влиянием традиций рациона.философии, в результате стремлений освоить в архитектуре новые достижения науки и техники и сделать архитектуру осн. инструментом социальной перестройки общества, что обусловило реформистский и противоречивый характер рационализма. Результатом совместной деятельности представителей рац. и функцион. явились «новая архитектура» и «международный стиль».В отличие от функционализма, рационализм пытается не только отразить в архитектуре те или иные жизненные процессы, но и активно воздействовать на эти процессы «изобрести» для них новые формы. Характерные черты рационализма: эстетизация совр. техники (см. Техницизм), поиски выразительности простых геометрических форм, отказ от декора, интерес к пропорциям, к цвету, к синтезу архитектуры с др. искусствами.  Ведущим представителем р. являлся французский архитектор Ш. Jle Корбюзье, теоретич. и практич. работы к-рого, начиная с 1920-х гг. и по сей день, оказывают известное влияние на совр. архитектуру.Черты рационализма свойственны также творчеству голландской архитектурной группы «Де Стиль» (1920—30-е гг., арх. Я. И. Ауд, Г. Ритвелд, худ. Ван Дуйсбург и др.), работам Мис ван дер Роз (идеи свободного и гибкого плана), отд. работам В. Гропиуса (проект «тотального» театра, 1929) и ряда др.Для рационализма характерны острая критика капиталистического города и попытки разрешить его противоречия средствами организованного урбанизма.В области градостроительства III. Jle Корбюзье выступил еще в середине 20-х гг. с крупными, но утопичными градостроительными проектами («План Вуазен» и др.), осн. принципами к-рых являлись: зонирование территории, увеличение пропускной способности транспортных магистралей, упразднение улиц-коридоров, застройка центра города небоскребами и увеличение площади зеленых насаждений. Однако практика последних десятилетий убедительно показала, что кризис капиталистических городов, социальный в основе, не может быть разрешен средствами архитектуры. Это явилось важнейшей причиной кризиса самого Р., как творческого направления, не сумевшего выполнить свою программу.Внешние признаки архитектуры рационализма (и функционализма) получили распространение под названием «международного стиля», к-рый характеризуется геометрич. простотой форм, асимметрией, отсутствием традиционного декора, использованием железобетона, металла, стекла. Этот стиль получил повсеместное распространение на Западе (здание ООН в Нью-Йорке), но с сер. 1950-х гг. стал все более резко критиковаться за свою упрощенность и стандарт. По мнению рационалистов, "целое должно быть следствием назначения здания; части - следствием свойств материалов и способов их употребления" дним из главных тезисов этого направления была функциональность и конструктивность формы, ее целесообразность как основа формообразования. Рационалистические тенденции, проявляясь раздельно в функционализме планов и реализме материалов, долгое время существовали как бы скрыто, под видом стилизаторских или эклектичных форм. Наиболее откровенно они были выражены в промышленной архитектуре и в инженерных сооружениях, где конструкция и материал выступали в чистом виде. Это позволяет выделить инженерный рационализм как самостоятельное явление. Значительное влияние на развитие эстетики рационализма оказали металлические мосты.


    1. Общие принципы проектирования несущих конструкций.

    Несущие конструкции - конструктивные элементы здания или сооружения, воспринимающие основные нагрузки (вышележащие конструкции, напор ветра, вес снега, находящихся в здании людей, оборудования, давление грунта на подземные части здания и т.п.).  По характеру этих нагрузок различают несущие конструкции:

    работающие на сжатие (колонны, отдельные опоры, фундаменты, стены, несущие стеновые панели и др.)

    работающие преимущественно на изгиб (панели и балки перекрытий, стропильные и мостовые фермы, ригели рам и др.)работающие в основном на растяжение (мембраны, ванты, подвески, оттяжки и т. д.) В зависимости от геометрической формы несущие конструкции подразделяют на  линейные (балки, колонны, стержневые системы), плоскостные (плиты, панели, настилы), пространственные (оболочки, своды, объемные элементы). Несущие конструкции здания (сооружения) в совокупности образуют его несущий остов, который должен обеспечивать пространственную неизменяемость, прочность, жесткость и устойчивость здания (сооружения).Несущие конструкции должны отвечать следующим требованиям:несущая способность;      долговечность;      все виды изоляции ( шумо-, тепло-, гидроизоляции, радиационная изоляция и др.);      герметичность;        экологические;      технологические;      экономическиеБлагодаря современной индустрии на сегодняшний день существует широкий выбор конструкций из различных материалов:Деревянные материалы (брусы, брёвна, стропила, стойки, раскосы; деревянные клееные конструкции (ДКК) —балки, рамы, арки, фермы, пространственные структуры) Выставочный дворец на городской ярмарке в Авиньоне (Франция) покрыт ребристым куполом из ДКК пролетом 102 м.Ребристый конический купол диаметром 47,7 м построен для цирка в Мюнхене (Германия).

    Материалы из природного камня (блоки для фундаментов, стен – из известняковых блоков, туфа, песчаника) Древний Рим, Греция, Византия, Армения, Грузия и, конечно, Древняя Русь.Керамические материалы (кирпичи, камни и блоки) Очень распространен в современном малоэтажном строительстве.Металлические материалы (каркасы промышленных и гражданских зданий, большепролетные покрытия, каркасы зданий повышенной этажности (более 30 этажей), мосты и путепроводы, радио- и телевизионные башни, висячие покрытия — криволинейные ограждающие поверхности над сооружениями,перекрестные тросовые системы — поверхности двоякой отрицательной кривизны, мембранные покрытия)Минеральные вяжужие и материалы на их основе ( железобетон ). Сборный и монолитный.


    1. Графический дизайн. Бренд.
      1   2   3


    написать администратору сайта