реферат. Основные данные о работе
Скачать 66 Kb.
|
Основные данные о работе
Основная частьХарактеристика зарождения социального обеспечение в первобытном обществеВо времена первобытных людей, когда не было никаких законов, конституций и других правил, людьми управляли их инстинкты. Это мало чем отличало древних людей от диких животных. Наши праотцы были полностью подчинены власти инстинктов, передавая их сквозь поколения через гены. В процессе эволюции постепенно заменяли социальные нормы. Социальные нормы зародились еще на ранних стадиях формирования самого общества. Древним людям необходимо было решать множества задач и для этого нужны были какие- то общие правила. В первобытном обществе социальные нормы уже не давали на необдуманные действия. Раньше первобытный человек мог- не думая о последствиях, делать все как подсказывали ему инстинкты, так как он желал. Теперь же, между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила поведения человека в обществе - эти правила и стали называться социальными нормами. Первобытном обществе сформировалось несколько видов социальных норм, их можно разбить по определённым группам. Виды социальных норм: -Обычаи. Это правила поведения, сложившиеся в силу многократного длительного применения, соблюдения, вошедшие в привычку, ставшей традицией. Обычаи соответствуют правильному поведению человека в различных ситуациях. Устоявшиеся обычаи передавались от старых к молодым, от поколению к поколению множество веков. -Религиозные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал. Необразованность первобытных людей и незнание ими причин многих природных явлений, привело к формированию религиозного мировоззрения. Стали появляться культы различных богов, жертвоприношения и т.п. -Нормы морали. Это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. В процессе развития, первобытные люди начинали постепенно вырабатывать такие понятия, как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это и положило основу появлению норм морали. Появились они гораздо позже обычаев. -Система табу. В первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий это употребление каких - либо предметов, произнесение слов и т. п. нарушение которых карается сверхъестественными силами. Позже, у первобытных людей сформировался определённый свод правил, за нарушение которых могла привести к тяжелым последствиям. Так и появилось табу — сакральное предписание, категорически воспрещавшие делать определённые вещи. Многие историки полагают, что вожди древних племён вырабатывали у своих сородичей покорность и послушание их приказам. Появление табу привело к контролю первобытных людей. Они больше не были полностью в их власти, как животные. Советский этнограф Е.А. Крейнович полагал, что табу имеет социальные корни. Например, у нивхов — народа, населяющего территории России, Японии и Галиции — система табу выражена в борьбе разных групп людей. Основана эта борьба на противоречиях, возникающих между различными поколениями, а также между мужской частью племени и женской. Охотники, жившие в каменном веке, запрещали женщинам и более молодым представителям племени, есть лучшие куски медвежьего мяса, оставляя их для себя. Хотя, добывали пищу как раз более молодые и ловкие охотники, она всё равно доставалась в первую очередь старейшим представителям племени. -Зарок. Это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. В отличие от табу, когда окружающее общество запрещало человеку делать те или иные вещи, зарок представлял собой клятву отказа от чего-либо. В общественном строе древних людей зарок являлся способом показать свой характер и индивидуальность. -Заклинание. Различные заклинания были очень распространены среди пещерных людей. С их помощью первобытный человек пытался оказать влияние на других людей, так они заставляли сделать нужные вещи для себя. Разновидностью заклинаний являлись проклятия. В этом случае, человек обращался к сверхъестественным силам с призывом наказать или даже убить другого человека. Причины появления социальных норм Первобытным людям до возникновения государств, уже были нужны какие –то общие правила, нормы, согласно которым они могли объединяться. Они уже не могли действовать, опираясь только на природные инстинкты. Всё больше и больше у них пробуждалось чувство коллективизма. Для этого должны были общие регулирующие нормы и правила. Люди постепенно приходили к пониманию, что благополучие зависит не только от удовлетворения личных желаний, но и от жизни в гармонии со своим обществом. Социальные нормы, сформировавшиеся в те далёкие годы, позволили людям решать важные проблемы, как борьба за выживание и обеспечение внутреннего порядка жизни внутри общества. В первобытном обществе социальные нормы основывались на опыте людей, накопленный столетиями. Это приводило их к выводу о том, что делать допускается, а что должно быть под строжайшим запретом. Подавляя животные инстинкты, ограничивая себя в своих желаниях, они сдерживали негативное влияние на окружающую среду и развития собственного рода в дальнейшем. Благодаря социальным нормам первобытного общества обеспечивалось существование присваивающей экономики и продолжение рода, нормы регулировали определенные способы добычи пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Данные нормы именуются моно-нормами, поскольку они по большему счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Общая характеристика власти в первобытном обществе. Доктор юридических наук Комаров С.А. понимает под властью древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в которой элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое. Самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования достижений и интересов, поведения общества на основе общности потребностей, совпадения в главном целей и единства взглядов на пути их достижения. Основным институтом власти родовой общины считалось родовое собрание, на котором обсуждали и решали жизненные вопросы и проблемы. Родовое собрание обязательно выбирали вождя, так же других должностных лиц. К ним относились: военачальники, руководители по делам охоты и другие… Они исполняли решения собрания. Вождя избирали за храбрость, опыт, трудолюбие, силу, культовые знание, способность организовывать, красноречие, знание обычаев и обрядов. Должность вождя была сменяемой, как только в общине появлялся более сильный, умный, опытней, то он сменял вождя. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Род обеспечивал защиту всех его членов от внешних врагов с помощью собственной силы, а также глубоко укоренившихся обычаев кровной мести за смерть сородича. Решения на собраниях принималось сообща, на собраниях участвовали только взрослые мужчины и проводились они в мужских домах. Можно сделать вывод, что общественная власть являлась первобытнообщинное демократией. Власть в обществе основывалась на уважении и власти авторитета, с помощью которых вожди и старейшины и осуществлялись свою властную деятельность. В данной работе я охарактеризовал социальные нормы в первобытном обществе. Главная их задача- это сплочение общины, племени, что помогала им выживать в первобытном обществе. Отношения первобытного общества регулировалось обычаями. Благодаря обычаям- первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечившую добычу, воспроизводство жизненных благ, уважение друг- другу. Общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могла быть достаточно жестким, например: смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Список использованных интернет-ресурсов
Список использованных источников
|