Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные параметры статической структуры личности.

  • Общечеловеческие психические свойства индивида.

  • Социально-специфический опыт.

  • Усвоение социального опыта.

  • Модели динамической структуры личности.

  • Эквиваленты динамической структуры личности.

  • Понятие психического настроя личности.

  • лисноть. Основные параметры статической структуры личности


    Скачать 95.5 Kb.
    НазваниеОсновные параметры статической структуры личности
    Дата10.02.2023
    Размер95.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлалисноть.doc
    ТипДокументы
    #930650

    Здесь, пожалуй, уместно сравнение из области медицины. Патологоанатом, исследуя труп, имеет дело преимуществен­но со статической структурой животного или человеческого организма. Физиолог же, изучающий не труп, а живой, посто­янно меняющийся, функционирующий организм, имеет дело не со статической, а с динамической структурой.

    Здесь же можно видеть и различия в возможностях и пре­делах как интеграции, так и дифференциации целого. У пато­логоанатома неограниченные возможности анализа, расчле­нения, дифференциации объекта его исследования и крайне ограниченные возможности интеграции. Последние носят про-жективный характер. У физиолога же, наоборот, неограничен­ные возможности для изучения процессов интеграции и взаи­модействия, но зато в гораздо большей степени затруднены и ограничены возможности анализа и расчленения соматичес­ких и конституционных компонентов организма.

    В этом вообще сказываются различия, связанные с особен­ностями (пределами и возможностями) манипулирования с двумя различными типами моделей тех или иных объектов — с моделью статической и динамической структуры.

    Вместе с тем, как было установлено выше, как в случае исследования статической, так и в случае изучения динами­ческой структур личности возможны два различных инстру­ментальных подхода — аналитический и интегральный.

    Это дает основание для построения следующей схемы, ха­рактеризующей соотношение между собой двух различных моделей структуры личности (статической и динамической), с одной стороны, и двух различных подходов к изучению на­званных структур (аналитического и интегрального) — с дру­гой (см. рис. 6).

    Основные параметры статической структуры личности. Прежде чем охарактеризовать основные параметры статичес­кой структуры личности, необходимо вспомнить о том, что обя­зательным условием логически строгого, обоснованного выч­ленения данных параметров является наличие единого основа­ния, по которому осуществляется названная выше операция.

    В качестве такого основания в рассматриваемом случае было взято различие всех компонентов психики человека по








    Интегральный подход






















    г
















    Модель статической структуры личности




    Модель динамической структуры личности

    i

























    Аналитический подход



















    Рис. 6. Взаимосвязь различных подходов к изучению личности с ее структурными моделями

    степени их представленности в структуре личности, которая, как мы уже говорили, выражена в следующих категориях, фиксирующих степень распространенности того или иного свойства психики:

    1) всеобщие, то есть единые для всех людей;

    2) социально-специфические, то есть присущие только тем или иным группам людей или общностям;

    3) индивидуально-неповторимые, то есть характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (см. рис. 7).

    Индивидуально-неповторимые особенности

    Социально-специфические особенности

    Общечеловеческие психические свойства

    Рис. 7. Модель статической структуры личности

    Общечеловеческие психические свойства индивида. Обще­человеческие психические свойства индивида являются исто­рически первыми и, следовательно, фундаментальными обра­зованиями социальной психологии личности.

    парыгин t>. ц. иициальпал

    Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических про­цессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и со­стояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизио­логическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт био­социальной детерминированности психического мира челове­ка, проявление которого такие устойчивые черты и свой­ства личности, как ее темперамент и характер); в-треть­их, факт социальности психики человека в отличие от пси­хики животных.

    Это обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощу­щениях, поскольку в них сказывается специфически челове­ческий социальный опыт. Орел, как известно, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подме­чая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.

    Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловечес­ким необходимо различать социально-специфический опыт лич­ности. Здесь имеются в виду все те особенности психики лич­ности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных об­щностей (этнических, классовых, политических, идеологичес­ких, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).

    За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа пред­писанного извне поведения, которая находит выражение в си­стеме требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Их принято различать по выполняемым функциям на роли, нор­мы, ценности и символы.

    Общим для названных элементов социально-специфичес­кого опыта личности является то, что все они выполняют оп­ределенные функции, санкционируя, регламентируя, регули­руя и направляя поведение индивида.

    Однако за пределами данной общности начинаются осо­бенности каждого из элементов. Это находит свое отражениене только в том, что каждый из приведенных выше элементов опыта претендует на описание его функций в рамках специ­альной теории (теория ролей, теория ценностей и т. д.), но и в том, что за каждым из них стоит специфическая отрасль науч­ного знания (за теорией ролей — социология; за нормативным подходом — этика и правоведение; за ценностным подходом — аксиология; за символикой — семиотика и т. д.).

    Социальные роли. Роли являются исходными и определя­ющими элементами социального опыта, поскольку в них наи­более полно программируется тот или иной шаблон социаль­ного поведения.

    Роли это предписанные обществом в целом, специфи­ческой социальной организацией или конкретной совокупно­стью групп; права и обязанности личности, которые выте­кают из ее социального положения.

    Каждая из ролей, вытекакшщх из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевре­менно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.

    Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом произ­водственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязан­ностей личности, которые вытекают из набора ролей и обра­зуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

    Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обо­значает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц.

    Все нормы можно представить в виде норм-рамок, кото­рые жестко регламентируют поведение и взаимоотношения

    6 Зак. 7людей в настоящем, и норм-идеалов, проектирующих наибо­лее оптимальные модели и шаблоны поведения людей на бу­дущее. В свою очередь, нормы-рамки включают в себя нор­мы-запреты, нормы-права и нормы-обязанности.

    Степень соотносительной значимости тех или иных соци­альных норм для индивида различна. Это находит свое выра­жение в том субъективно-практическом отношении к ним лич­ности, которое принято называть ценностной ориентацией.

    Ценностные ориентации. Любая общественно-экономичес­кая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности санкционируемые и культивируемые официально, то есть с по­мощью разветвленной системы средств, которыми распола­гает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культиви­руются или, наоборот, отвергаются они официально. Во вся­ком случае, не следует отождествлять эти два различных ряда ценностных ориентации. Когда речь идет о системе значений, характеризующих личность как объект социальных отноше­ний, то имеется в виду как раз система официально культиви­руемых ценностей, которая в той или иной мере оказывается усвоенной индивидом.

    Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональ­ный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уров­нем и остротой ее восприятия и переживания.

    Все названные элементы (роли, нормы, ценности и симво­лы) представляется целесообразным объединить одним обоб­щающим понятием — «значение». Этот термин употребляется в отечественной психологической литературе для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной дей­ствительности человеком, которые носят предельно обобщен­ный, безличный характер.

    Усвоение социального опыта. Степень интернализации (ус­воения) индивидом системы социального опыта различна. Она зависит от целого ряда моментов, в том числе и от эффективно-сти функционирования средств, культивирующих те или иные значения. Известно, например, что иерархия ценностей в ори­ентации молодежи при выборе будущей профессии накануне или после окончания средней школы во многом зависит от на­правленности воздействия средств массовой информации.

    Есть основания говорить о сложности и определенной пос­ледовательности самого процесса усвоения индивидом систе­мы социальных значений. Весь этот процесс нам представля­ется в виде четырех последовательных стадий.

    На первой стадии индивид получает исходную информа­цию о тех или иных социальных значениях (ролях, нормах, ценностях и т. д.). Эту стадию можно обозначить как знание.

    Следующая стадия наступает, когда вслед за знанием при­ходит положительное или отрицательное эмоционально-раци­ональное отношение к культивируемому значению, представ­ляющее собой социально-психологический стереотип воспри­ятия (признание — отвержение) или установку восприятия.

    Но ступень признания различна: от легкой симпатии, не­значительного интереса до глубокого убеждения в ценности того или иного значения и готовности действовать в соответ­ствии с ним. Поэтому целесообразно выделить следующую ступень в процессе интернализации социальных значений — такую установку, которая означает готовность действовать в соответствии с заданным значением. Разновидностью такой осознаваемой установки является убеждение.

    И наконец, завершающей, высшей ступенью в процессе ус­воения индивидом социального опыта нам представляется тот качественный скачок, который сопровождает переход от убеж­дения к побуждению, обозначающему волевое усилие, необ­ходимое для того, чтобы готовность к действию переросла в само действие.

    Таким образом, в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наб­людателя к заинтересованности, от заинтересованности к го­товности и убежденности, а затем и к деятельности, соответ­ствующей системе интернализованного социального опыта.

    Позиция личности. Позиция это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих изего социального положения и предписываемых окружающей его средой. Совокупность всех этих норм опосредована той ролью, которую, как считают окружающие и сам человек, он должен выполнять в соответствии с его социальным положе­нием и конкретной ситуацией.

    Позиция личности обусловлена целым рядом факторов — уровнем самосознания личности, мнением окружающих, сис­темой ценностных ориентацией личности и т. д.

    С позиции личности, по существу, и начинается тот струк­турный пласт психики, который характеризует личность уже не в качестве объекта, а в качестве субъекта социальных от­ношений. Именно это качество — активность и четкость пози­ции.— наиболее полно выражает социально-психологическую сущность личности вообще (С. Л. Рубинштейн).

    Но позиция личности есть не одномерное, а многомерное образование. Позицию личности в обществе, по словам Б. Ф. Ло­мова (ее индивидуальное бытие), было бы неверно изображать как некую точку в сложной сети связей между людьми. Ско­рее ее можно представить как «многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует оп­ределенному виду общественных отношений».

    Самосознание личности. Наиболее важным структурным образованием психологии личности, оказывающим значитель­ное воздействие на ее отношение к системе предписанных со­циальных норм и правил поведения, является самосознание личности. Проблема самосознания привлекала внимание многих ученых еще в 1960-е и 70-е годы (Е. В. Шорохова, К. К. Пла­тонов, В. П. Тугаринов, И. С. Кон, А. В. Петровский, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова.) Она остается актуальной и в 80-е годы.

    Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.

    Отношение к своему «Я», осознание своей индивидуалi> ности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеконе покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а пред­полагает осознание широкого круга своих отношений с соци­альным миром.

    В связи с этим правомерно говорить о социально-специфи­ческом самосознании личности. Последнее проявляется преж­де всего в том, как человек осознает свое специфическое со­циальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентации.

    Если попытаться охарактеризовать основные аспекты со­циально-специфического самосознания, то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения, предполагающе­го соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных из­вне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей.

    В свою очередь каждый из двух названных выше момен­тов предполагает более детальное расчленение на его состав­ляющие. Так, осознание индивидом своего социального поло­жения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.

    Другими словами, здесь имеется в виду способность чело­века к осознанию всего того узла связей и отношений, кото­рые характеризуют его как представителя и функционера са­мых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.

    Точно так же многогранен и тот аспект самосознания лич­ности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциаль­ных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных по-

    требностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде1, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данно­го человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.

    Важным элементом в структуре самосознания личности яв­ляется самооценка человека, то есть его оценка своих воз­можностей и способностей, соотнесенная определенным обра­зом с его реальным положением и совокупностью выполня­емых им обязанностей, функций и ролей.

    Таким образом, по своей структуре самосознание лично­сти представлено: 1) родовым самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к человеческому роду; 2) социально-специфическим самосознанием, или фактом осоз­нания человеком своей принадлежности к определенной сово­купности социальных групп, представителем которых он яв­ляется (этому соответствует национальное, политическое, про­фессиональное, правовое самосознание); 3) индивидуальным самосознанием, или фактом осознания индивидом его инди­видуально-неповторимых особенностей, черт характера и спе­цифических жизненных интересов.

    Модели динамической структуры личности. Важной осо­бенностью динамической структуры личности в отличие от ста­тической является ее приуроченность к какому-то конкретно­му отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.

    В соответствии с этим нужно различать два основных ас­пекта динамической структуры личности: внутренний, интро­спективный, и внешний, поведенческий.

    Как интроспективный, так и поведенческий аспекты дина­мической структуры личности, в свою очередь, могут носить характер вербальной или невербальной модели. Иными сло-

    Особое место здесь занимает и требует разностороннего исследованиявами, как внутреннее психическое состояние, так и внешне очевидное поведение человека может в различной степени осознаваться, предваряться и сопровождаться осознанной мо­тивацией побуждений и поступков.

    Таким образом, можно говорить о четырех основных мо­дификациях динамической структуры личности: 1) структура вербального поведения; 2) структура невербального поведе­ния; 3) структура внутреннего вербального состояния; 4) структура невербального психического состояния (см. рис, 8).

    Динамическая структура личности

    Структура психического состояния

    Структура поведения

    Внутреннее вербальное состояние

    Невербальное

    психическое

    состояние

    Структура

    вербального

    поведения

    Структура

    невербального

    поведения

    Рис. 8. Основные модификащш динамической структуры личности

    Эквиваленты динамической структуры личности. За каж­дой из моделей динамической структуры личности стоят оп­ределенные эквиваленты, которые можно выразить посред­ством системы научных терминов и категорий. Под эквива­лентами динамической структуры личности мы понимаем, во-первых, определенную феноменологическую характеристи­ку тех или иных аспектов структуры личности и, во-вто­рых, соответствующую этому единицу измерения исследу­емого аспекта структуры.

    Применительно к внешнему поведению человека, разли­чаемому на вербальное и невербальное, есть основания в ка­честве эквивалентов рассматривать соответственно вербаль­ный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.

    Последние характеризуют шаблон поведения или такую со­вокупность его элементов, которые носят относительно устой­чивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.

    Если личность в целом можно охарактеризовать как ка­кой-то один определенный тип, то стереотипов поведения у одной и той же личности может быть очень много.

    Моделям внутреннего психического состояния личности как моделям ее динамической структуры в качестве эквива­лентов соответствуют другие понятия и категории.

    К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нет'сложившегося и общепринятого представления об экви­валентах динамической структуры личности.

    В качестве такого эквивалента в философской, психоло* гической и социологической литературе за последние годы выдвинуто много различных понятий, в том числе понятия направленности и позиции личности, понятия мотивации и нормы поведения, понятия роли и установки, понятия состоя­ния, ценности и отношения и др.

    Все это, безусловно, предполагает установление четкой су­бординации между философскими, социологическими и пси­хологическими категориями, претендующими на роль извест­ного эквивалента динамической структуры личности.

    Это делает правомерным поиск и разработку интеграль­ных понятий, которые могли бы быть эквивалентом динами­ческой структуры личности, включающим в себя как пред­метно направленное, так и беспредметные психические со­стояния.

    Понятие психического настроя личности. В качестве зна­чимого образования психики может рассматриваться психи­ческий настрой или настроение личности.

    Под последним подразумевается интегральное структур­ное образование, которое характеризует тональность и сте­пень предметной направленности психического состояния че­ловека в данный отрезок времени. Эта предложенная нами в 1971 году концепция структуры психического настроя позже, уже в 90-е годы, была принята и другими авторами. Значимость психического настроя личности определяется прежде всего многообразием его функций: 1) в качестве ак­кумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и пе­рерабатываемой индивидом в единицу времени; 2) в качестве регулятора и тонизатора активности человека; 3) в качестве установки восприятия информации и деятельности; 4) в каче­стве фактора ценностной ориентации личности.

    В свете сказанного очевидно, что психический настрой может рассматриваться в качестве эквивалента той модели динамичес­кой структуры личности, которая связана с психическим состоя­нием человека в каждый конкретный момент его деятельности.

    В конечном итоге связь между различными моделями ди­намической структуры личности и их эквивалентами можно представить в виде следующего рисунка (см. рис. 9).

    Модели динамической структуры личности


































    i__







    Психическое состояние

    ,— » -#-—■—

    Поведение




    Г У







    г

    Невербальное




    Вербальное




    Невербальное




    Вербальное




    Эквиваленты динамической структуры личности




    3

    Г J

    t




    Неосознанное эмоциональ­ное состояние




    Умонастрое­ние, пережи­вание, моти­вация, планы поведения




    Невербаль­ный стереотип поведения




    Вербальный стереотип поведения













    |

    Психическое соетояние

    <---——

    Поведение

    Рис. 9. Модели динамической структуры личностиКак видно из данного рисунка, динамическая структура личности представлена двумя основными моделями психи­ческого состояния и поведения. Каждая из них, в свою оче­редь, представляет собой двуединство: в одном случае не­вербального и вербального психического состояния, в дру­гом — невербального и вербального поведения. Соответ­ственно в качестве эквивалентов различных моделей дина­мической структуры личности выступают: психический на­строй личности и стереотип социального поведения. Психи­ческий настрой личности представлен, с одной стороны, не­осознанным эмоциональным фоном, что соответствует невер­бальному психическому состоянию, а с другой — умонаст­роением, осознанным переживанием, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психичес­кому состоянию.


    написать администратору сайта