курсач 2. Основные теории происхождения государства Нематериалистические теории происхождения государства
Скачать 96.41 Kb.
|
Оглавление Глава 1. Основные теории происхождения государства 1.1. Нематериалистические теории происхождения государства 1.2. Материалистические теории происхождения государства Глава 2. Общественный договор в теории возникновения государства 2.1 Основные положения теории общественного договора 2.2 Взгляды представителей теории общественного договора Заключение Список использованной литературы Введение Вопрос возникновения государства является наиболее актуальным и всегда волновал человеческое сообщество. Ведь причины возникновения государства могут во многом объяснить его современное состояние, менталитет народа, особенности экономики и культуры. Чтобы объяснить современное положение дел в государстве и праве необходимо знать истоки его возникновения, основные этапы становления, общественный порядок. Теория государства и права уделяет повышенное внимание основным теориям происхождения государства: теологической, патриархальной, диалектико-материалистической, органической, психологической, теории общественного договора и теории насилия. Каждая теория по-своему уникальна. Это объясняется тем, что авторы жили в разных эпохах и при разных исторических событиях, что в конечном итоге нашло отражение и в теориях. Их тщательное изучение позволяет раскрыть социальное назначение государства, определить основные потребности его народа, определить дальнейшие направления политического курса и экономики. В работе научный интерес представляет теория общественного договора, как наиболее гуманная и отвечающая реалиям современного общества. На основании вышесказанного приходим к выводу, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Объектом исследования являются теории происхождения государства. Предметом исследования являются основные положения теорий происхождения государства, а также теория общественного договора. Цель исследования состоит в подробном рассмотрении основных теорий происхождения государства, изучении сущности теории общественного договора. Задача состоит в изучении закономерностей и различий происхождения государства, а также детальное рассмотрение договорной теории. Выводы по данной работе и обобщение материала приведены в заключении. Методы исследования. В работе применяются общенаучные методы исследования, а именно наблюдение, описание, измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и иные. Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключения и списка литературы. Глава 1. Основные теории происхождения государства 1.1. Нематериалистические теории происхождения государства Существующие теории возникновения государства раскрывают основные причины и условия происхождения и развития государства. Нематериалистические теории происхождения государства рассматривают причинные возникновения государства, несвязанные с экономическим фактором. В настоящее время широко известными нематериалистическими теориями происхождения государства являются теологическая, патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства. Теологическая теория происхождения государства. Представителем данной теории выступает Фома Аквинский. Согласно теории - государство возникает по воле Божьей, ввиду чего государственная власть является вечной и незыблемой, зависящей от религиозных деятелей. Так как власть дана государю Богом, народ обязан подчиняться ему во всем. Бог наделил Церковь двумя мечами, один меч она оставила себе, а второй передала государям в качестве символа Божественной власти на земле. Лишь являясь слугой Церкви, государь получает власть от Бога и управляет государством. Важную роль здесь играют Церковь и религиозные организации. Социальное, экономическое, а также правовое неравенство в обществе определено волей Бога, ввиду этого необходимо принять и не сопротивляться исполняющему волю Бога на земле. Неисполнение государственной воли расценивается как неисполнение воли Божьей. Плюсы теории заключаются в развитии и усилении духовности, сопротивлении насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Минусы теории в том, что невозможно влияние социально-экономических и иных отношений на государство и данная теория не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. Теория не имеет доказательств своего существования, поскольку опирается лишь на веру. Религиозные источники не раскрывают фактов передачи Церкви мечей. До сих пор не ясно, какому конкретно государю передали меч, неизвестен период передачи меча и местонахождения этого меча. Патриархальная теория. В данной теории власть монарха выступает в качестве продолжения власти отца (патриарха) большой семьи, разделенной на мелкие семьи. Следовательно, главная задача «отца» заключается, в заботе о подданных, создании условий для достижения общего блага и обеспечения соблюдения действующих законов. Сторонниками патриархальной теории происхождения государства являются древнегреческий философ Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский и другие. Представители говорят о том, что людям свойственна коллективность, ввиду чего они стремятся к взаимному общению способствующему образованию семей. Со временем семьи увеличивались и разрастались, возникало все больше новых семей, в результате чего возникло государство. Государство представляет собой разросшуюся семью, Государство это своего рода - большая семья. Власть государя является неограниченной и выступает продолжением власти отца (патриарха) в семье. Воспрепятствовать власти государя запрещено. Благодаря заботе «отца», люди получат наилучшие условия жизни. Плюсы теории заключаются в побуждении народа к сплоченности, проявлению уважения, подчинению государственной власти, теория развивает дух родства. Граждане выступают по отношению друг к другу как члены семьи. Минусы теории заключаются в сопоставлении государства и семьи, власти государя и отца. Семья основывается на кровном родстве, народ же не имеет кровной связи. Государь не может выступать отцом, поскольку не имеет кровной связи с подданными. Государство не может выступать в качестве продолжения семьи, поскольку и первое и второе зарождалось одновременно. Патриархальная теория происхождения государства не является достоверной, поскольку Аристотель, являясь ее основоположником, не располагал точными знаниями об организации власти в семье в период первобытнообщинного строя, в основе которого лежали предпосылки возникновения государства. Власть государя не являлась последствием власти отца (патриарха) большой семьи, так как власти у мужчин не было. Главой в семье была женщина, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье появилась намного позднее, после чего произошли изменения в формах собственности - общая собственность рода заменилась частной собственностью конкретной семьи, возникновение которой и явилось причиной возникновения государства. Договорная теория. Представителями договорной теории ХVII-ХVIII века выступали Руссо, Радищев, Гоббс и другие. Государство появляется ввиду договора между людьми. Отсутствие сильной власти, защищающей людей от самодурства других людей, привело к появлению столкновений бедных и богатых, сильных и слабых. Для общего спокойствия, и получения гарантий неприкосновенности частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили договор, в котором передают часть личных естественных прав государству. Государство в свою очередь обязано защищать слабых и бедных, охранять общество от нападения извне, соблюдать права человека. В случае не исполнения государством своих обязанностей - народ вправе сменить такое государство, не исключая вооруженное восстание. Государство представляет собой объединившихся по соглашению людей, передавших часть личной свободы и власти государю. Возникает ряд прав и обязанностей, как у государя, так и у народа, в том числе и ответственность за их соблюдение. Государство вправе издать законы, собрать налог, и др., несет обязанность по защите своей территории, прав людей и т.д. Граждане не должны нарушать законы, обязаны выплачивать налоги и др. Идея теории заключается в том, что изначально все было в до государственного состояния, людей интересовали только личные интересы, они не задумывались о чьих бы то ни было интересах, что порождало «войну всех против всех». Такое положение в обществе могло уничтожить его. Для предотвращения этого люди заключили договор. После чего был образован институт согласования интересов, совместной жизни, взаимозащиты - государство. Теория общественного договора достаточно прогрессивна: она разрушила теологические и патриархальные взгляды на зарождение государства, а также незыблемость власти и абсолютного ее соблюдения; способствовала образованию гражданского общества; сформировала «народный суверенитет» - власть исходит от народа и принадлежит народу; власть должна представлять интересы народа, служить народу; при несоблюдении государством своих обязанностей народ вправе расторгнуть общественный договор и избрать нового государя. Совершенно новое право народа на революцию, право изменять государственную власть, если она ненадлежащим образом отвечает интересам народа. Минусами теории выступает идеалистичность, поскольку чаще государство зарождалось после войны или при наличии иных условии. Договор между всеми людьми невозможен, поскольку у людей слишком разные интересы, невозможно учесть интересы всех. Люди не могут выступать единым целым, так как в реальности они образуют разновидность групп, классов, сословий, имеющих различные интересы и враждебно настроенные по отношению друг к другу. Психологическая теория происхождения государств. Представителями психологической теории возникновения государства являются Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др. Они считают, что государство подобно человеческой психике, выраженной в стремлении к власти одних людей над другими, подчинении слабым группам общества более сильным. Причины возникновения государства они видели в психической энергии жрецов, вождей, колдунов первобытного общества, создающей наиболее благоприятные условия для наступления тех или иных событий, делающей зависимой население от их власти. Как раз эта власть и является основанием для возникновения государственной власти. Не всегда все люди в обществе готовы подчиняться действующей власти и проявляют недовольство в виде бунтов, стачек, революций. Для их сдерживания и необходимо существование государства. Государство удовлетворяет пожелания большей части народа находиться в подчинении и повиновении у определённых лиц в обществе, также подавляет агрессивный настрой людей. Отсюда природа государства - психологическая, отражающаяся в закономерностях сознания человека. Государство является продуктом разрешения психологических споров среди активных людей, способных принимать ответственные решения, и пассивных личностей, повторяющих действия активных людей и исполняющих их решения. Психологические свойства личности не являются основными причинами, их необходимо рассматривать как моменты государствообразования, поскольку психика народа образуется под влиянием происходящих социальных, экономических, военных, политических и других изменениях. Теоретики утверждали, что государство произошло за счет особых свойств психики человека. Свойства психики человека включают в себя: потребность людей в защите и желании подчиняться наиболее сильным представителям народа; потребность сильных представителей общества управлять другими лицами; возможность сильных людей оказывать воздействие на психику масс и подчинять их своей воле; потребность определенных лиц не поддаваться обществу - оказывать сопротивление государственной власти. Потребность усмирения таких личностей. Плюсами теории выступает ее справедливость. Желание доминировать, подчинять себе других людей, и правда, свойственно психике человека и вероятно могло повлиять на процесс образования государства. Минусами теории выступает то, что не учтены иные аспекты, ввиду которых возникает государство - социальные, экономические, политические и другие. 1.2 Материалистические теории происхождения государства В основе материалистических теорий происхождения государства заложен экономический фактор, который ставит развитие общественного сознания и государства в зависимость от уровня развития производственных сил. В настоящее время широко известными материалистическими теориями происхождения государства являются: диалектико-материалистическая, теория насилия, органическая теории происхождения государства. Диалектико-материалистическая (марксистская) теория. Представителями диалектико-материалистической теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. По их мнению, в основе возникновения государства стояли социально-экономические причины: в результате разделения труда скотоводство и ремесло отделились от земледелия, появился класс людей, основным занятием которых стал обмен, усовершенствовались орудия труда. Это привело к росту производительности труда, что привело к возникновению избыточного продукта и в дальнейшем - к появлению частной собственности. В результате появления частной собственности общество разделилось на имущих (богатых) и неимущих (бедных) и, как следствие, эксплуататоров (рабовладельцев) и эксплуатируемых (рабов). В результате возникших противоречий между двумя классами появилась необходимость в создании нового органа управления, способного поддерживать порядок и предотвращать классовые столкновения - государства. Этот орган, который был изначально призван обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган управления экономически господствующего класса, т.е. зажиточной категории людей, служивший им, прежде всего, как инструмент проведения их воли. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе - феодалов, а в буржуазном - буржуазии. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. В тоже время представители диалектико-материалистической теории стремились передать власть народу, рабочему классу, что покончило бы с властью эксплуататоров и привело бы к новой общественно-экономической формации - коммунизму и затем уже к социализму. Таким образом, в диалектико-материалистической теории происхождения государства основными причинами возникновения государства считаются развитие социально-экономических отношений в обществе, экономическое неравенство, разделение общества на классы. В качестве достоинства данной теории можно выделить наиболее полное и логически-последовательное объяснение причин возникновения государства из условий его внутреннего саморазвития, экономический анализ, признание разделения общества на классы и т.д. В тоже время теория достаточно односторонняя, и нельзя забывать о культурных, военных, психологических причинах возникновения государства. Теория насилия. Теория насилия возникла в 19 веке, ее представителями были Л. Гумплович К., Каутский, Е. Дюринг и другие. В качестве основных причин возникновения государства они выдвигали военно-политические факторы: насилие, установление власти одних племен над другими, захват территорий и т.п. Для управления завоеванными территория возникает потребность в управленческом аппарате, который бы заставил подчинять завоеванные народы, платить дань и охранял бы границы. Таким аппаратом и становится государство. Т.е. государство возникает путем силового захвата власти. В итоге войн покоренные племена превращались в рабов, начали возникать сословия, классы и касты. Это и стало предпосылкой для экономического превосходства одной группы населения над другой, стремления к господству одного государства над другими, расширению подвластных территорий (что выразилось в колониальной политике), активном присвоении материальных благ и иных формах насилия. Следовательно, государство возникает не как закономерный результат развития общества, а в результате навязанной внешней силы. Достоинство теории в том, что насилие - один из определяющих факторов в формировании государства, которое может выражаться в сборе налогов, правоохранительной деятельности, армии. В случае исполнения законов также применяется принудительная сила государства (иными словами насилие). Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания, т.к. в большинстве случаев при формировании государство применялось насилие. В тоже время недостаток теории заключается в том, что, как и в предыдущих теориях, насилие поставлено одним из определяющим факторов, другие причины происхождения государства не выделяются. Органическая теория происхождения государства возникла во второй половине ХIХ в., ее представителями являются Вормс, Спенсер, Прейс и другие. В этот период наука испытывала огромное влияние идей Чарльза Дарвина, в частности идеи эволюции и естественного отбора. По мнению представителей органической теории, государство является живым организмом. Государство появилось как результат социальной эволюции, представляющей собой разновидность биологической эволюции, государственные институты напоминают части организма: правители олицетворяют головной мозг, коммуникационная и финансовая системы напоминают кровеносную систему, народ подобен рукам и т.п. Подобно тому, как в природе выживают наиболее приспособленные к окружающей среде, также и в государстве власть остается у наиболее сильных и влиятельных, правитель издает приказы и управляет народом, совершенствуется система управления. Если страдает хоть какая-нибудь часть государства (например, бедное положение народа), то это отражается на всем государстве в целом. Государства стремятся опередить друг друга, быть сильнее, постоянно развиваются. Наиболее слабые и неразвитые государства становятся зависимы от своих «больших собратьев» или вовсе исчезают с лица земли. Таким образом, государство имеет некое подобие с живым организмом, народ похож на клетки живого существа. Достоинствами теории является ее оригинальность в восприятии государства как единого живого организма, части которого взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. В тоже время нельзя напрямую проецировать биологические законы на жизнь общества, а государство отожествлять с живым организмом, поскольку государство - социальный организм со своими законами. Глава 2. Общественный договор в теории возникновения государства 2.1 Основные положения теории общественного договора Общественный договор в договорной теории происхождения государства занимает основополагающее место, поскольку государство в этом случае возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества, государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, что, - по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального государства, - то народ вправе сменить такое государства, в том числе и путем вооруженного восстания. Теория также получила название естественно-правовой. По мнению представителей теории, государство возникло как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившееся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Каждый преследовал только свои интересы и считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех». Впоследствии неорганизованное общество могло уничтожить себя само. Дабы избежать такой участи, люди заключили «общественный договор», по которому человек отказывается от своих интересов для достижения всеобщего блага. В результате создается государство - защищающее свой народ. Таким образом, государство - представало, как союз людей на основании договоренности между ними, в силу которой они вверяют государству часть своей власти и свободы. Люди преобразуются в единый народ. У суверена и его народа появляются права и обязанности и ответственность за их невыполнение. Государство вправе принимать законы, наказывать преступников, собирать налоги, обязано защищать своих граждан, их имущество и территорию. Граждане обязаны следовать законам, платить налоги и прочее. Они вправе на защиту своего имущества, а в случае злоупотребления правителями своей властью - имеют право пересмотреть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и прочих) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал. Широкое распространение теория получила у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию - Т. Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо и другие. 2.2 Взгляды представителей теории общественного договора Договорная теория - одна из теорий происхождения государства, которая по-своему объясняет причины, условия, процесс возникновения и развития данного явления. Впервые, мысли об общественном договоре возникали еще в античности. Основателем был Антифонт (2-я половина 5 в. до н.э.) - древнегреческий философ софист. Он говорил о равенстве всех людей от природы: «от природы мы все и во всем устроены одинаково и варвары, и эллины». Указывал на то, что все дышат воздухом через рот и нос и питаются одинаково. Природа, по его мнению, была выше закона, и противопоставлял ее государственной власти и общественным установлениям. В сочинении «О согласии» заступался за интересы средних земледельцев слоев рабовладельческого общества. Учение Антифонта о природном равенстве людей шло в разрез господствующей в Древней Греции идеологией рабовладельческой формации. Томаса Гоббс в «Левиафане» говорит: «От природы все люди равные». Разница между людьми настолько несущественна, что они не вправе посягать на имущество друг друга для себя. Но в равной ситуации люди недоверчивы, они надеются на достижение целей, и в результате желая обладать одной и той же вещью, которой они не в силах обладать совместно, они превращаются во врагов. В данной ситуации показано состояние людей, не имеющих общей устрашающей власти. Гоббс обозначил данное состояние, как «войну всех против всех». В таком состоянии люди стоят на месте, они не развиваются, так как нет гарантий на получение вознаграждения за свои труды, следовательно, нет и трудолюбия и всего того, что облегчало бы жизнь. Остается лишь страх за свою жизнь и свои плоды. Людям необходимо разграничение на «твое» и «мое». Здесь же у человека есть собственность, если он может добыть ее или удержать. При естественном состоянии каждый имеет права на все, вплоть до лишения жизни другого человека. Следовательно, любой индивидуум, имеющий надежду, должен добиваться мира, при этом он вправе свободно употреблять все те средства, которые принесут ему победу. До тех пор, пока люди выступают за право делать все, чего они пожелают - они в состоянии войны. Необходимость принудительной власти заключается в том, чтобы суметь соблюсти договор между людьми. Данная власть возникает с основанием государства. Таким образом, целью государства является обеспечение всеобщей безопасности, которая не гарантируется в естественном законе. Людям нужно избрать своего представителя, путем уполномочивания лица или собрания, и передаче права управления собой, при условии, что они договорятся сделать это вместе, для создания общей власти, в результате возникнет государство. Суверен обладает верховной властью, люди же являются подданными. Впредь государство - в одном лице, на свое усмотрение использует средства и силу людей для достижения общих благ, мира и защиты всех своих подданных. Суверен - гарант прав собственности. Его полномочия: Право «судьи в делах мира и защиты». Цензура («управление мнениями») Издание Законов («Правила о Собственности») Толкование законов («право юрисдикции») Право верховного главнокомандующего («право войны и мира») Право назначения гражданских и военных чиновников Право награждения и наказания. Право раздачи титулов. Подданные в свою очередь вправе на самозащиту, ни один договор не способен обязать человека выступать против себя. Подданные обязаны повиноваться суверену в период, пока он в силах их защитить. В ситуации, не прописанной законом, подданный на свое усмотрение вправе поступать, как пожелает нужным. Представитель государства не подчинен гражданским законам, от него зависит каким образом, закон будет истолкован. Все законы, в свою очередь, делятся на естественные (моральные) - существующие извечно, располагающие людей к миру и положительные, - которые имеют специальную форму, определяющие требование верховной власти и созданные сувереном. Положительные законы делятся на божественные и человеческие. Человеческие - распределительные, направленные на соблюдение всеми подданными, определяющие способы сохранения имущества и предъявления исков. Карательные законы направлены на преступников, нарушающих закон, определяют размер наказания. Данные законы адресованы лицам, исполняющим приговоры и должностным лицам. В большинстве своем оба закона являются писаными. Божественные положительные законы - законы, которые объявлены таковыми государственным законом. Чтобы государство было сильным и оставалось на плаву, необходимо разобраться в том, что его ослабляет и ведет к распаду, а именно частные суждения о добре и зле. Ядом являются мятежные учения о том, что подданный в силах сам решить вопрос о том, какие действия дурны, а какие хороши. Это склоняет людей к спорам друг с другом, обсуждению повеления государства, а затем повиновению или не повиновению государству, в результате своего умозаключения, ослабив при этом государство. Правитель не должен подчиняться законам, созданным им же самим. Он подчинен естественным законам, поскольку данные законы являются Божественными и неоспоримы. Так же к распаду государства ведет положение, в котором люди абсолютны в правах на свое имущество, исключая при этом право суверена. Вредна и свобода негативного высказывания в отношении абсолютной власти, лицами, посягающими на политическую мудрость. Перед сувереном стоят обязанности по обеспечению безопасности народа и его имущества, забота об отдельных индивидуумах, защита их от обид, просвещение народа, издание хороших законов, применимых к обстоятельствам жизни подданных. Суверен обязан следить за развитием народа и об осознании всеми понятия справедливости. При этом справедливость должна применяться в отношении всех. В его обязанности также входит равномерное налогообложение, обязанность правильного применения наказания и вознаграждения. Всякий человек обязан в силу естественного закона защищать на войне всеми силами ту власть, от которой он сам получает защиту в мирное время. Подводя итог теории Томаса Гоббса, хотелось бы добавить, что автор описывал естественное состояние как войну всех против всех. Люди недоверчивые и к тому же эгоисты, жаждут своей выгоды, наживы и славы. Они пребывают в постоянном страхе и вражде. В естественном состоянии нет справедливости, поскольку нет закона, нет общей власти. Познав разумом естественный закон, который гласит, что каждый должен добиваться мира, люди заключают договор и образуют новую форму общения - государство. При этом они отказываются от части своих естественных прав в пользу монарха, который и представляет общую власть, направляя людей к общему благу. Так, Томас Гоббс обосновывал и отстаивал абсолютную монархию, не выступал за разделение властей. Джон Локк в 1690 году издал книгу «Два трактата о правлении». В первом трактате Джон Локк критикует теоретическое обоснование абсолютной монархии в книге Р. Фильмера «Патриарх»; во втором - существенно развивает правовую и политическую теорию Нового времени. Опираясь на теорию естественного права и общественного договора, Локк выдвинул и обосновал идею естественных прав человека (свобода, равенство, собственность), а также теорию разделения властей. Правовые и политические идеи Джона Локка оказали большое влияние на развитие правовой идеологии, и нашли воплощение в таких законодательных актах, как Декларация независимости США 1776 г., Декларация прав человека и гражданина Франции 1789 года и других. В своем труде «Два трактата о правлении» Джон Локк выступает против рабства, называя его жалким состоянием. Описывая естественное состояние - он определяет его как состояние равенства, полнейшей свободы действий и распоряжений людей. Ввиду того, что люди созданы Богом, все они равны, никто не должен причинять вред жизни или здоровью, имуществу другого. Это закон природы. Люди испытывают неудобство ввиду того, что им приходиться быть судьями в своих собственных делах. Человек, совершивший неправомерный поступок не будет справедлив в наказании самого себя. Из этого следует необходимость в гражданском правлении. В обществе человек подчиняется законам, установленным по всеобщему согласию в государстве. Это и является свободой в обществе. Соблюдение же только закона природы является естественной свободой. Сохранение и расширение свободы является целью закона. Локк дает определение гражданскому обществу: люди объединившиеся, имеющие всеобщий закон и суд, наделенный властью решения споров и применения наказания в который можно обратиться при нарушенных правах. Суду должно повиноваться все общество. Но те, кто не имеет такого общего суда - пребывает в состоянии естественном, в котором человек является вершителем - так происходит отказ от естественной свободы и возникает гражданское общество. Люди, объединившись, создают политический организм, где меньшинство принимает решение большинства. В отличие от естественного состояния, объединение людей в государство и вверение власти над собой, выступает как сохранение собственности людей. Необходимо установить общепринятый закон в качестве нормы справедливости и несправедливости, которая может служить при разрешении споров. Необходим судебный орган, в котором судьи будут беспристрастные и знающие, которые смогут разрешить любые споры в соответствии с установленными законами. Нужны органы принудительной власти, которые проследят за исполнением приговора. Власть общества создается для общего блага людей, она обязана охранять имущество исходя из законов, и не доставлять неудобств обществу. Законы же должны быть известны народу. Суверен обязан править согласно закону. Законодательная власть ограничивается общественным благом, направлена на сохранение и развитие общества, не вправе посягать на имущество подданных. Законодательный орган не вправе передавать право издания законов другими лицами, поскольку народ доверил данную власть именно этим органам. Лишь народ определяет форму государства, определив законодательную власть и назначив суверена. Все равны перед законом и богатый и бедный. Закон существует на благо народа. Запрещено повышение налогов на имущество без согласия народа. Необходимо разделять законодательную и исполнительную власть, дабы осуществлялся контроль за исполнением законов. Таким образом, абсолютная монархия не является формой гражданского правления. Для того чтобы использовать свое имущество не страшась, находиться в безопасности и жить в мире, необходим договор с другими людьми для объединения Распад государства возможен: в результате вторжения иноземцев, которые завоюют его; при роспуске законодательного органа, таким образом, распад государства происходит изнутри, ведь если закон не исполняется, то это - есть состояние беззакония. Говоря о самозащите народа, следует упомянуть и тот факт, при котором, народ вправе сопротивляться, защищаться от насилия со стороны короля, если он выражает свою ненависть в отношении подданных или негативно выступает в отношении своего государства. Подводя итог, хочется изложить краткую суть возникновения государства по Джону Локку. Пребывая в естественном состоянии, люди находились в состоянии равенства и свободы, при котором любе право является взаимным. Люди обладают естественными правами, к которым относится собственность, т.е. право на индивидуальность, на свои действия на свой труд и его плоды. Но одинакового толкования естественного закона не существует ввиду того, что данный закон не является писаным. И впоследствии для гарантии данных прав и законов, люди заключили общественное соглашение. Государство предстало гарантом, установлен общий закон и возникла судебная инстанция. В случае тиранического правления, народ имеет право пересмотра соглашения. Стоит подчеркнуть, что Джон Локк в отличие от Томаса Гоббса не сторонник тотального отказа от естественных законов. Локк выступал против абсолютной монархии, считая ее тиранией, для него принципиально важно было, чтобы любая форма власти исходила из общественного договора. Выступал за разделение властей. Законодательный орган - суд является высшей властью, но не абсолютной. Исполнительная власть - правительство во главе с монархом - не обладает законодательной властью. Таким образом, Локк через свое учение повлиял на дальнейшее развитие политической идеологии. Особое значение сыграли: теории естественных неотчуждаемых прав человека, разделения властей и трудовой собственности. Жан - Жак Руссо (1712-1778 гг.) - яркий и оригинальный мыслитель в истории учений о праве. Его трудами являются: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства, между людьми» в котором отражены его политические взгляды. Резко осуждал социальное неравенство, назвав первопричиной его частную собственность на землю; выявил этапы роста социального неравенства; доказал заинтересованность богатых в заключении соглашения с бедными о создании государства и права.; «Об общественном договоре или Принципы политического права» - в данной работе предлагается разрешение проблемы неравенства между людьми. В произведении представил философскую конструкцию такого общества, в котором возможно примирение социальной зависимости индивидов с их первоначальной свободой, характеризующей естественное состояние людей. Оригинальным образом развил теорию общественного договора, который должен привести к утверждению народного суверенитета. Впервые определил закон как выражение общей воли. Оказал большое влияние на конституционное законодательство США и Франции ХVIII века. С ним связаны радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. Выдвинул программу политического радикализма. В России художественные и политические произведения Жан - Жака Руссо были широко известны. Л.Н. Толстой, например, называл Руссо своим литературным предшественником. Вершиной же рецепции его политико-правовых взглядов следует признать творчество А.Н Радищева. В своем труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Жан-Жак Руссо желает изучить, насколько возможен законный и надежный принцип управления в гражданском состоянии, если принять людей такими, какие они есть, а законы таковыми какими они могут быть. Жан - Жак Руссо пишет, что рождается человек свободным, но находится в оковах. Основной задачей общественного договора является: поиск формы ассоциации защищающей и ограждающей совместной силой - личность и собственность всех членов ассоциации, при этом находясь в ассоциации, подчиняется лишь себе, оставаясь при этом свободным, как и раньше. Граждане составляют «гражданскую общину». Обязательство, дающее силу иным обязательствам, включено в общественный договор, дабы он не был формальностью. Отказавшийся исполнить общую волю, принуждается всей общиной, т.е силой человек принуждается к свободе. Подчиняя человека государству, его оберегают от личной зависимости. Переход человека от естественного состояния к гражданскому вызывает в нем нравственность. Голос долга и право принуждают человека думать, прежде чем делать. По общественному договору: лицо, теряя свободу естественную - получает свободу гражданскую и право собственности на свое имущество. Свобода естественная включает в себя сила физическую, в гражданской же - ограничение путем применения воли общественной, в данном случае имущество лица основывается на законном документе. Подчинение закону, установленному самим лицом - есть свобода. Общественный договор делает людей равными перед законом. Всеобщая воля вправе управлять государством, исходя из общего блага. Суверенитет — это реализация всеобщей воли. Всеобщая воля не всегда единодушна, но все голоса подсчитываются, поскольку утрата голоса нарушает всеобщий характер воли. Всеобщая воля направлена на единую цель, на благо общества, но выбор направления людьми не всегда верен. Люди желают блага, но порой не осознают в чем оно заключается. Общество не подкупно, не его нередко обводят вокруг пальца. Воле всех и всеобщей воле присущи различия. Всеобщая воля включает в себя общие интересы. Воля всех включает в себя интересы отдельных лиц, представляя совокупность их волеизъявлений. Если общество, разобравшееся в ситуации и выносящее решение, а граждане при этом не вступают в споры по данному вопросу, то возникает общая воля, впоследствии являющееся верным решением. Бывают ситуации, в которых при решении вопроса в ассоциациях возникают сговоры, в таком случае голосуют не люди, частичные ассоциации. Разросшаяся ассоциация, поглотив другие, берет верх, являясь частым мнением. При отсутствии частичных ассоциаций - каждый гражданин выражает свое мнение, что является наилучшим устроением. Общественный договор предоставляет государству неограниченную власть над его подданными, эта власть и является суверенитетом. Граждане по требованию суверена обязаны исполнить любое его веление, направленное на всеобщее благо. Суверен в свою очередь не вправе требовать от граждан исполнение действий, не направленных на благо государства. На все необходима причина. Невозможно сделать благо другим, не делая его себе. Люди равны друг перед другом, все они несут обязанности и имеют права, находясь в одних и тех же условиях. Закон является актом всеобщей воли, определяющий обязанности всех граждан, таким образом, суверен не различает граждан - для него они являются одной нацией. Пока граждане следуют законам, они подчинены лишь своей воле. Суверен, несмотря на все свое верховенство не вправе проигнорировать общие соглашения, он не вправе обременять кого-либо больше, чем другого. Благодаря Общественному договору государство получило право на существование, законодательство в свою очередь направляет его и наделяет волей, так как соглашение не указывает на то, что нужно делать государству, чтобы сохранить себя в будущем. Закон справедливости, к сожалению, не действует между людьми: он приносит благо преступнику, и потери честному. Закон возможен в установлении существования поощрений, но он не в силах предоставить привилегию определенному лицу. Закон не может определить конкретное лицо, которое воспользуется привилегией. Следовательно, законодательная власть не выделяет индивидуумов. Приказы суверена по частному вопросу является декретом и актом магистратуры. Законодательная власть в руках народа. Исполнительная власть - в руках правительства, сочетает в себе часть народа и представителя от суверена. Таким образом, правительство является служителем и народа, и суверена, призванный соблюдать свободу гражданскую и политическую. Представляют правительство магистраты. Жан - Жак Руссо говорит, что при правлении народа возможна лишь республика, а форма организации будет определяться числом лиц, участвующих в управлении. Выделяет: демократию, при которой суверен наделяет властными полномочиями весь народ или его большую часть. Данная форма правления наилучшим образом подойдет малым государствам. аристократию, при которой суверен наделяет властными полномочиями меньшинство. Данная форма правления наилучшим образом подойдет средним государствам. монархию, при которой суверен наделяет властными полномочиями одного магистрата. Данная форма правления наилучшим образом подойдет большим государствам. Лицо, создающее закон, знает и способ его толкования. Подлинная демократия невозможна, так как невозможно воплотить в реальность, чтобы большинство людей управляло, а меньшинство подчинялось. Невозможно помыслить, как народ находится на постоянных собраниях, рассматривая дела общества. При этом не в силах создать комиссии, ибо форма правления изменится. Детальная организация общественного строя - дело конкретной Республики. В республике возможна частная собственность, он она не должны быть больших размеров, основываясь на индивидуальном труде. Таким образом, подводя итог, хочется добавить следующее: государство, по Руссо — это «условная личность», судьба которой заключается в союзе ее членов. Жан-Жак Руссо считал, что общественный договор не является определенным актом, скорее это определенное состояние общества. Люди в случае его нарушения кем - либо, прежде всего властью, имеют право на ответные действия. Народ вправе восстать против деспота, монарх вправе наказать виновных. Механизмом выявления интересов народа являлась «общая воля» и «воля всех». Доктрина Жан - Жака Руссо - поворотный момент в истории политико-правовых учений 18 века, а его авторитет был так велик, что фактически нет последующих мыслителей, кто бы ни обращался к его идеям. А.Н. Радищев - сторонник общественного договора. Политические события в 18в. стали поводом для поиска способов развития форм правления в России. А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), являющийся представителем революционной демократии преподнес крайне резкие ответы на проблемы, тревожившие общество. Являлся сторонником теории общественного договора. Он говорил о том, что власть в государстве является властью народной, и принадлежать должна народу. Заключив соглашение люди не лишаются своей естественной свободы. Таким образом, если монарх нарушает права подданных и превращается в тирана, то люди вправе восстать. В представлении Радищева: Самодержавие выступает как тирания, которой необходимо сопротивляться путем народной революции. В результате возникновения частной собственности, естественное равновесие было нарушено. В целях создания благ и защиты появляется государство как продукт молчаливого договора. Народ суверенен и не поддерживает самодержавие. Радищев выступал против крепостного права, демонстрируя его неразвитость. Считал его прямым нарушением естественных прав. Замечает отсутствие статуса крепостного крестьянина в законе. Политическим идеалом являлась Республика, федерация как форма устройства, власть принадлежит народу. Данному идеалу присуще и разделение властей на три ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную. Человек волен защищать собственность и восставать, свободно мыслить. Все люди равноправны. Социальной основой является мелкая частная собственность. Идеалы Радищева получили широкое распространение у его последователей. Он выражал интересы крепостного крестьянства, пытаясь донести свою истину то большинства. Радищев навсегда оставил след в истории правовых учений - созданием революционно демократической теории. Крепостничество и самодержавие было подвергнуто резкому осуждению. Итак, представители договорной теории основывались на том, что до образования государства, люди находятся в естественном состоянии, каждый мыслитель описывал это состояние по - своему. Жан - Жак Руссо, считал, что люди в естественном состоянии обладают правами и свободами с рождения, для Джона Локка естественное состояние это состояние, при котором каждый вправе пользоваться своим имуществом на свое усмотрение. Свобода действий и распоряжение свой личностью. Равенство, при котором все права взаимны, никто не имеет больше другого, для Томаса Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради защиты своего имущества и получения благ заключается соглашение между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека. Несмотря на то, что теория Общественного договора так и не ответила на многие вопросы, все же она имела большое значения для прогресса: Было опровергнуто Божественное происхождение государства и теория Отцовской власти, Обозначено понятие суверенитета народа. Власть создана народом и принадлежит ему. Государство находиться на службе у народа. Государство и народ взаимно обязаны. В результате несоблюдения сувереном своих обязанностей, народ вправе отменить соглашение назначив другого правителя. Народ также вправе свергнуть правителя, если тот нарушает права народа. Существенные недостатки - ее идеалистичность. Общественный договор, скорее идеал, чем реальность, зачастую государства возникают в результате войн или насилия и при наличие иных условий. Ни одно государство невозможно на основании соглашения заключенного между народом и сувереном. Соглашение - абсолютно между всеми людьми одного народа маловероятно, ввиду их разности и количества членов государства, неспособных выразить интересы друг друга. Несмотря на то, что народ разделен на классы, и общины, враждебно относящиеся друг к другу, общество предстает как единое целое. Заключение Таким образом, теории происхождения государства не являются полностью изученными ввиду различных причин. Во-первых, из-за недостаточной информации для изучения, поскольку до нас дошли не все возможные труды. В большинстве своем сохранившиеся труды описывают уже образовавшееся государство и общество. Многие работы до сих пор остаются не изученными. Невозможно категорично избрать одну теорию происхождения государства. Происхождение государства ввиду соглашения возможно и происходило на определенных этапах истории, но все же столь убедительных научных данных подтверждающих реальность этой теории нет. Вряд ли вероятность того, что один народ сумел договориться при наличии споров и агрессии между ними. Но, несмотря на все это, теория общественного договора имела глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Теория противопоставлялась произволу, войне и неравенству перед законом. Так под влиянием данной демократической традиции сформировалась государственность США. На мой взгляд, конкретизация темы теории возникновения государства возможна лишь при раскрытии определенных исторических фактов. В данной курсовой работе были изучены и раскрыты теории происхождения государства. Рассмотрена сущность теории общественного договора, взгляды представителей теории относительно происхождения государства, различия в их видении, а также труды представителей, через которые они передают нам свои точки зрения. Список использованной источников и литературы 1. Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Инфра-М, 2000. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 2006 3. Гоббс Т. Левиафан. Государственное социально - экономическое издательство М. 1936.- С. 504. 4. Джон Локк 5. Жан Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права // Перевод с франц. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова. По изд.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. - С. 159. 6. Жидков А.О. Антология Мировой Правовой Мысли. - издательство «Мысль». - М. 1999. - С. 829. 7. Иванников И.А. Теория государства и права: учебник - М.: РИОР, ИНФРА-М: Академцентр, 2012. - С. 65. 8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права/ Т.В. Кашанина. - М., 2004. - С. 134. 9. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, - М: Теис, 2005 10. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2000. 11. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001. 12. Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000. 13. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов// Советское государство и право. 2000, №10. 14. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М., 2002. 15. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 2002, №6 16. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. 17. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. - з-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. 18. Пахомов В.Г. История Политических и Правовых учений: М, 2007. - С. 392. 19. Пискунов В.В. Концепт общественного договора: классические и современные формы: диссертация. - М.: 2005. - С. 115. 20. Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Теория права, - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - С. 154-176. 21. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003. |