Главная страница
Навигация по странице:

  • Работа над звуками

  • Синтез 1. Произношение слога или слова

  • 2. Образование слоговых таблиц

  • 3. Чтение слов по подобию

  • 4. Наращивание гласных

  • Перестановка звуков

  • Эффективным средством, облегчающим

  • Артикулирование звуков, работа над дикцией

  • Приведем виды упражнений

  • Сессия. Основные виды занятий по обучению грамоте


    Скачать 40.5 Kb.
    НазваниеОсновные виды занятий по обучению грамоте
    АнкорСессия
    Дата21.03.2022
    Размер40.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла0019754f-d72c27e0.doc
    ТипУрок
    #407660

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

    Работа над звуками

    Основой обучения грамоте служит звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

    Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма.

    Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым1; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Остановимся на основных из этих приемов.

    Анализ

    1.Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).

    2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

    а) выделение из предложения звука-слова и из предложения по картинке Слива и груша, звука-слова а из предложения Это собака, а это кошка;

    б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

    в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм — ам, сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к, ма-к;

    г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра, Ссааа-ша; .

    д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяется и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.;

    е) перечисление слов с одним начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, кисель, крыша;

    ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке — лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к.

    Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками (кроме тех, где происходит позиционное чередование), например: звук д — дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал, но не рекомендуется: сад [сат], подставка [потстафка)

    3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же — по слоговому составу, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный — ела. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые.

    Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора.

    4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.

    В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения синтез формирует сам навык чтения.

    Синтез

    1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).

    2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки.

    3. Чтение слов по подобию: мама —Маша — Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр — сор — сом — сок.

    4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал — мала, сор — сорт, рот — крот, мел — смел.

    Добавление звука в середине слова: плот — пилот, трава — травка.

    Перестановка звуков: пи-ла — липа, хорош — шорох, лиса — сила и т. п.

    Перестановка слогов: сос-на — на-сос, но-ра — ра-но и т. п.

    Отбрасывание звука или слога: сухари — сухарь, машина —: маши и т. п.

    Эта группа приемов синтетической работы требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе.

    Добавление слога: на-ша — На-та-ша, мы — мы-ло, са-ни — са-ни-тар; ро-сли — сли-вы и т. п.

    Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке.

    Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением,— это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают «проблемные» ситуации — развивают - наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу.

    Эффективным средством, облегчающим звукобуквенный анализ и синтез, служат такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное — на доске и индивидуальные — на партах у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; кадоскоп, позволяющий проецировать буквы на экране, составлять из них слоги и слова; магнитофон или лингафонный кабинет для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения записей выразительной речи, главным образом художественных произведений.

    Артикулирование звуков, работа над дикцией

    Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы принадлежит анализу и синтезу самих звуков, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произношения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи с целью произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез). Например, анализ звука о: губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос.

    На основе артикуляционной работы развивается дикция, т. е. произношение, степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков, речи.

    Работать над дикцией — значит добиваться ясного, чистого, отчетливого звучания речи школьника. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка, и, наконец, для развития певческих умений. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому упражнения в развитии дикции направлены на развитие его гибкости.
    Приведем виды упражнений:
    а) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало — шило — сало — шило, то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;
    б) упражнения в темпе произношения: те же слова сало — шило произносить медленно, все убыстряя темп;
    в) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых есть у детей дефекты;
    г) артикуляционная гимнастика;

    д) упражнения на произношение трудных звукосочетаний;

    с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, их нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по несколько раз подряд:
    Мама мылом Милу мыла. Сам сшил сапоги. Около кола колокола. Протрубили трубачи тревогу. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. У осы не усы, не усищи, а усики. На дворе трава, на траве дрова. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок и мн. др.

    Нужно приучать детей к правильному дыханию во время речи, к произношению звуков и т. п.

    Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно в тех случаях, когда они не выговаривают чисто каких-либо звуков. Здесь полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.
    С детьми, у которых отмечаются дефекты речи, связанные с неправильными привычками в использовании речевого аппарата (шепелявость, картавость, сюсюканье, гнусавость) или с недостатками в развитии самого речевого аппарата (неправильное смыкание челюстей, неправильное положение зубов и т. п.), работает врач-логопед.

    Элементарными логопедическими умениями должен владеть также учитель, чтобы осуществлять элементы логопедической работы повседневно на уроках.


    написать администратору сайта