Главная страница

Особенности межнациональных отношений. особенности межнац. отн. Особенности межнационального взаимодействия в рф на современном этапе


Скачать 25.53 Kb.
НазваниеОсобенности межнационального взаимодействия в рф на современном этапе
АнкорОсобенности межнациональных отношений
Дата24.01.2021
Размер25.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаособенности межнац. отн.docx
ТипДокументы
#170942

ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Одной из особенностей России является то, что исторически государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Проблема межнационального взаимодействия представляет особый интерес, так как на территории Российской Федерации, согласно переписи, проживает более 190 этносов и этнических групп, только 100 из которых является коренными; причем миграционный прирост увеличивается с каждым годом (в начале 2019 за первые четыре месяца он составил 98 тыс. человек – на 42% больше, чем в 2018 году).

Что касается межнациональной политики Российской Федерации, указом президента от 19 декабря 2012 года предусмотрена реализация стратегии государственной национальной политики вплоть до 2025 года. Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию1. В качестве приоритетов данной стратегии определяются (нужно ли?):

а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации;

е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.

Несмотря на развернутую работу по реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в обществе, в экспертном сообществе, в СМИ отмечается факт недоверия и даже жесткой критики, как самого документа, так и технологий его реализации. В общественном и информационном дискурсе, в том числе и в международном, периодически обсуждаются так называемые: «черкесская», «ногайская», «крымскотатарская» и другие проблемы. На обыденном уровне слышатся замечания о том, что «национальной политики нет», что «национальная политика ангажирована и работает в интересах отдельных народов, этнических групп или субъектов РФ». Подвергается сомнениям концепт единой российской гражданской нации. Не всегда очевидна эффективность организационного и информационного сопровождения реализации Указов Президента РФ, освещение хода реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.», результатов деятельности Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

Помимо самой стратегии ведения национальной политики, в указе также заявлено о проблемах которые возникают в данной сфере. К этим проблемам относятся:

а) распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;

в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

г) незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

д) социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация;

е) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации;

ж) непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;

з) отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Политика, проводимая в Российской Федерации базируется на многоуровневой системе самоопределения человека (народ как общность, самоопределение не может проходить изолированно от других членов общества). В тоже время выявляется реальная проблема – несогласие людей с навязанным единством во благо целостности государства; самоопределение человека на личностном уровне, которое зависит от этнической принадлежности. (Слишком громко?).

Тут, скорее всего, нужно как-то сказать о том, что существуют случаи не только неприятия русскими других народов, но и обратный процесс имеет место быть….

История России неоднократно демонстрирует случаи проявления русофобии, которая в первую очередь объясняется ответной реакцией на проводимую насильственную русификацию в советский период Российского государства. Как логичный итог, вместе с развалом СССР произошёл и слом советский идентичности, который привёл к актуализации других видов идентичности, демонстрирующих оппозиционное отношение к России и русскому народу в целом. Так, к примеру, у народов Северного Кавказа процесс становления этнической идентичности базировался на демонизации русского населения и идентификации его как «врагов» или «чужих». Экономический и политический кризис, с которыми столкнулась Россия после распада Советского Союза, также стали своеобразным катализатором для межнациональной напряжённости в обществе, а также сепаратистских настроений в разных регионах (Дальний Восток, Северный Кавказ, Поволжье). Выразителями новых политических и идеологических концепций стали национальные элиты, использующие русофобию как действенный инструмент для объединения населения на этнической основе.

Однако вместе с социально-экономической стабильностью 2000-х годов российская идентичность снова стала набирать значимость, а в регионах с преобладающим российским населением вовсе стала доминирующей. Несмотря на действия федеральных властей и успехи в вопросе лояльности региональных элит в национальных республиках, изначальная проблема гражданской идентичности остаётся актуальной для многих регионах. Кроме того, перестав являться источником сепаратистских настроений данная проблема перетекла в бытовую среду, провоцируя локальные межнациональные конфликты. Ярким примером подобных конфликтов может стать массовая драка в 2006 году местных жителей города Сальска с выходцами из Дагестана, последствия которой спровоцировали начало митингов против кавказцев и бездействия властей.

И несмотря на принятие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в 2012 году, которая должна была стать базисом к новому этапу взаимоотношений между различными представителями российского общества, изменений к лучшему в готовности граждан общаться с людьми другой национальности не произошло.

Отрицательное восприятие на отдельные виды контактов в 1994 г. фиксировались в пределах 22—43%, а в 2011 г. данный показатель составил 29—47% от всех опрошенных. Чаще всего неприязнь, возникающую по этническим мотивам, респонденты мотивируют тем, что люди другой культуры ведут себя «словно хозяева на этой земле» (так считают 63% опрошенных). Ещё один довод — несхожесть в «поведении людей и их образе жизни» (около 40%). Лишь 20% участвовавших в опросе граждан заботит конкуренция за рабочие места. Последнее объяснимо тем, что многие мигранты занимаются такой работой, на которую не претендует местное население. Однако нередко миграция обусловлена объективными факторами и интересами государства или регионов. Как отмечает социолог А.А. Коробов, стратегический курс миграционной политики любого государства формируется под воздействием прежде всего внутренних потребностей, охватывающих демографическую, социально-экономическую, национальную сферы, которые напрямую связаны с вопросами территориальной целостности и политической безопасности государства.

Вывод я ещё не придумала… думаю о том, как лучше описать конфликты наших дней, не вызвав подъёма национального движения.

Вывод………..

Российский академик В.А. Тишков писал: «Ни в коем случае не надо из чувашей, русских, татар, евреев и других "делать новых людей", формировать единую российскую нацию. Причем под словом "единая" часто понимается "единственная". Это глубокое заблуждение. Чуваши, русские, якуты, евреи, татары — уже давно многонародная российская нация. Для них принадлежность стране намного важнее, чем принадлежность к этнической группе. Кроме тех, кто болен этническим национализмом и отвергает российскость» НА СЛАЙДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ, подойдёт?

1 Указ Президента России от 6 декабря 2018 г. N 703. П. 4.1.


написать администратору сайта