история медицины.... Особенности развития монастырской медицины
Скачать 18.63 Kb.
|
Введение Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
медицина и хирургия продолжали сохраняться, особенно в православных монастырях Владимиро-Суздальского, Тверского, Московского, Новгородского княжеств. В конце - начале ХIII вв. на Руси наступила эпоха великого возрождения. Прогресс российской медицины и хирургии был прямо и непосредственно связан с развитием национальной культуры. Монастыри продолжали оставаться своеобразными очагами медико-хирургической помощи. По-прежнему действовали больницы. Монахов-лечцов средневековой России можно назвать, придерживаясь современной классификации, прежде всего врачами- терапевтами и психотерапевтами. В то же время именно они, владея методами, унаследованными от своих византийских собратьев или позаимствованными из старинных рукописей, исцеляли раны, язвы, переломы костей и другую, как мы говорим сейчас, хирургическую патологию, т.е. были еще и врачами-хирургами, оказывали (наряду с мирскими лечцами-резалниками) хирургическую помощь. По-иному обстояло дело в западно-русских княжествах (Галицком, Волынском и др.), которые вошли тогда в состав Польши. Здесь уже с конца XIV в. в городах возникли цехи цирюльников, которые, как и повсюду тогда в Европе, получили монопольное право заниматься хирургией. И хотя появились здесь и дипломированные врачи - воспитанники славившихся тогда в Польше Ягеллонского университета в Кракове и Замойской академии, находившейся в городе Замостье, около Львова, - все же основную роль в хирургии все еще играли цирюльники; их профессиональные объединения (цехи) продолжали существовать на Украине вплоть до конца XVIII в. 4. Основоположники монастырской медицины и первые древнерусские врачеватели. Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI веку. Наиболее известными из них стали: лечебница в Переславле, основанная в 1091 году митрополитом Киевским Ефремом и Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т.е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий. Как ни странно, в Лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи. Среди известнейших целителей, практиковавших в Лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом Лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах. Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большее значение. |