Главная страница
Навигация по странице:

  • цельюизучения основ ухода за больными

  • задач

  • 2. Организация общин сестер милосердия в России.

  • 3. Русские сестры милосердия во время Крымской войны. Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны является Даша Севастопольская

  • Екатерина Александровна Хитрово (1805-1856

  • Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894

  • Елизавета Петровна Карцева (1823-1898)

  • 4. Роль Н.И.Пирогова в организации службы ухода за больными и ранеными.

  • 5. Флоренс Найтингейл - ее роль в развитии сестринского дела.

  • 6. Понятие о медицинской этике, деонтологии и биоэтике.

  • 7. Основные принципы медицинской этики.

  • уп ответ. 1. Уход за больными понятие, виды. Задачи общего ухода за больными


    Скачать 77.36 Kb.
    Название1. Уход за больными понятие, виды. Задачи общего ухода за больными
    Дата03.01.2021
    Размер77.36 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлауп ответ.odt
    ТипДокументы
    #165665
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Уход за больными: понятие, виды. Задачи общего ухода за больными.

      Уход за больными является неотъемлемой частью лечебного процесса и самостоятельной дисциплиной, представляющей собой систематизированные научные знания и методики обеспечения благоприятных психологических, физиологических, гигиенических условий жизни человека в период болезни, приемы оказания помощи больному и организацию безопасных условий труда среднего и младшего медицинского персонала. Уход за больными подразделяется на общий и специальный. Общий уход включает в себя мероприятия, в которых нуждает­ся любой больной независимо от характера заболевания. Всем боль­ным необходимы лекарственные средства, смена белья и т. д. Специальный уход включает в себя мероприятия, которые при­меняются только по отношению к определенной категории боль­ных (например, промывание мочевого пузыря больному с заболе­ваниями мочеполовых органов).Основной цельюизучения основ ухода за больными студентами медицинских ВУЗов является приобретение предварительной подготовки для последующего освоения профессиональных знаний и умений на клинических кафедрах. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

      1) приобретение знаний основ ухода за больными в учреждениях здравоохранения и домашних условиях;

      2) приобретение знаний нормативной документации по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в учреждениях здравоохранения и домашних условиях;

      3) приобретение знаний норм медицинской этики и деонтологии при обращении с больным человеком, их применение на практике;

      4) формирование чувства сострадания к больному человеку и желание приобрести в последующие годы учебы необходимую подготовку по оказанию медицинской помощи

      2. Организация общин сестер милосердия в России.

      В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия (рис. 9). По уставу в общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 20 до 40 лет. Первый год работы был испытательным, где проверялись душевные и физические качества, необходимые для работы, который могли выдержать только сильные духом женщины. Врачи сестрам преподавали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию, рецептуру. Через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины. Со временем их стали приглашать в частные и государственные больницы, госпиталя. С 1845 года общину посещал Николай Иванович Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших (рис. 10). Работая в общине, он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам». В России рос спрос на деятельность сестер милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестер милосердия во время Крымской войны 1853-1856 гг.

      3. Русские сестры милосердия во время Крымской войны.

      Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны является Даша Севастопольская - первая народная российская сестра милосердия. Родилась Дарья в селе Ключищи под Казанью. Даша Севастопольская осталась сиротой в 13 лет. Однажды от старого матроса услышала о надвигающейся войне. Матрос успокаивал Дашу, призывал к терпению, напоминал, что ее отец был героем и погиб за Родину. Обдумывая слова старого матроса, Даша приняла решение уйти на войну, если она начнется, и ухаживать за ранеными. Неприятельский флот показался около крымских берегов 1 сентября 1854 г. Продав свое имущество за копейки, кроме дома, а именно за 19 руб. 35 коп. и получив в придачу по ее просьбе матросскую одежду, которую оставил в заклад какой-то матросик, и рваную простыню, Дарья переоделась юнгой и отправилась на войну. Во время обороны Севастополя никто не узнавал в ней девушку. Солдаты называли ее юнгой. Через семь дней в страшном сражении на берегу реки Альмы, под Севастополем, Дарья приняла свое первое сражение. Кругом взрывались бомбы, грохотали залпы выстрелов. «Матросик» на своей повозке проезжал взад и вперед от ужаса, охватившего его, пока не оказался в небольшой лощинке, защищавшей его от взрывов. В минуты затишья слышны были стоны, вопли, крики, и в лощинку стали приносить раненых: кто без руки, кто без ноги, кто раненный в голову. Очнувшись от страха, Даша бросилась к своей котомке, достала оттуда ножницы, тряпки и стала перевязывать солдат (рис. 12). К счастью, в повозке оказался и уксус, которым промывались раны. Так и образовался тут случайный перевязочный пункт, с которого перевозили раненых в лазарет. Вскоре подошел фельдшер и удивился, как работает «матросик». «Ты откуда, паренек?» - спросил фельдшер. «Я девушка 12 Дарья из Сухой Балки», - ответил «паренек». Однако Дарья не только оказывала помощь, но и участвовала в боях и ходила в разведку. Н.И. Пирогов в своих воспоминаниях о Дарье рассказывал, что «движимая милосердием своей женской натуры, она здесь на полях битвы и госпиталях с таким самопожертвованием помогала раненым, что обратила на себя внимание высшего начальства...». Государь наградил Дарью золотой медалью на Владимирской ленте «За усердие», велел великим князьям (своим сыновьям) расцеловать ее, подарил 500 руб. и обещал еще 1 тыс. руб. на обзаведение, когда она выйдет замуж, и обещание свое сдержал. Кстати сказать, по статусу золотой медалью «За усердие» награждались те, кто уже имел три медали - серебряные. Так, что царь высоко оценил подвиг Даши, девушки из народа. В Севастополе в 1995 г. впервые поставлен памятник первой народной российской сестре милосердия.

      Екатерина Александровна Хитрово (1805-1856) начала свой милосердный путь в Одесской общине сердобольных сестер, позднее возглавила ее. В сложный для Крестовоздвиженской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настойчивым просьбам великой княгини Елены Павловны и Н.И. Пирогова, повинуясь долгу, она отправилась на театр военных действий и смогла наладить деятельность своей общины в трудных военных условиях, тем самым сохранив ее. Екатерина Александровна всю жизнь трудилась наравне с другими сестрами милосердия, и это стало причиной смерти: она заразилась сыпным тифом и скончалась на 51-м году жизни.

      Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894) - истинная московская аристократка, глубоко верующий человек (рис. 14). Узнав в 1854 году о формировании в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженской общины в связи с 13 Крымской войной, несмотря на сопротивление родственников, она стала полноправной сестрой общины: прошла необходимый подготовительный курс, приняла присягу и выехала с третьим отрядом сестер в Севастополь. Екатерина Михайловна смогла в короткий срок стать не только хорошей операционной сестрой, но и талантливым руководителем в так называемых транспортных отрядах, организованных Н.И. Пироговым. Николай Иванович высоко ценил ее, называл «примером терпения и неустанного труда». После смерти Е.А. Хитрово Бакунина была признана самой достойной для назначения на должность сестры-настоятельницы Крестовоздвиженской общины. С большой требовательностью Е.М. Бакунина относилась к духовнонравственным качествам сестер милосердия. Однако ее взгляды на деятельность общины были иными, нежели великой княгини Елены Павловны. Бакунина с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию и вместе со своими родными организовала для крестьян школу и небольшую больницу. Но во время Русско-турецкой войны она вновь отправилась на театр военных действий и продолжала оказывать медицинскую помощь раненым.

      Елизавета Петровна Карцева (1823-1898) по возрасту была младше Е.А. Хитрово и Е.М. Бакуниной. Уже в Севастополе она обратила на себя внимание Н.И. Пирогова. Он писал о ней: «Е.П. Карцева моложе и неопытнее Хитрово и Бакуниной, притом она молчаливого и тихого нрава, показала, однако, что у нее много такта, последовательности и особенной самостоятельности в исполнении взятых на себя обязанностей» (рис. 15). О ее милосердии ходили легенды. После Е.М. Бакуниной Карцева стала сестройнастоятельницей Крестовоздвиженской общины. Но служила в ней недолго, в 14 1870 году она возглавила Георгиевскую общину сестер милосердия Российского Красного Креста. Н.И. Пирогов дал такую оценку: «Всякий вечер до первого часа ночи я провожу с Хитрово, Бакуниной и Карцевой. Это три столпа общины». Е.А. Хитрово, Е.М. Бакунина, Е.П.Карцева являются тем идеалом, к которому стремились сестры милосердия XIX, XX веков и, несомненно, будут стремиться в XXI столетии. В целях поощрения и увековечения заслуг сестер милосердия в Крымской войне был учрежден позолоченный крест, 158 сестер были награждены этим крестом. Н.И. Пирогов писал: «Нельзя было не дивиться их усердию, деятельности при ухаживании за больными и их истинно стоическому самоотвержению».

      Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Петровна Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала «самопожертвование за благо других» своим долгом. В.А. Сологуб писал: «Я за всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своей наружностью, но и своей женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой. Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а, напротив, всегда в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны». С самого начала войны Юлия едет на фронт: «На 400 человек нас 5 сестер, ранения все очень тяжелые. Я весь день в больнице». Юлия Вревская отказалась от положенного ей отпуска и погибла от тифа в военном лазарете болгарского города Бяла 24 января 1878 г.

      4. Роль Н.И.Пирогова в организации службы ухода за больными и ранеными.

      С 1845 года общину посещал Николай Иванович Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших . Работая в общине, он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам». В России рос спрос на деятельность сестер милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестер милосердия во время Крымской войны 1853-1856 гг. В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образована знаменитая Крестовоздвиженская община для подготовки медсестер с целью оказания помощи раненым (рис. 11). Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподаватели в общине, в том числе и сам Н.И. Пирогов, позднее вспоминали, что «интерес к делу ухода за больными и ранеными просыпался у общества с началом крупных военных кампаний, когда перед глазами энтузиастов возникал в туманной дымке героический образ женщины, перевязывавшей кровавые раны умирающего солдата». По инициативе Н.И. Пирогова впервые в истории военно-полевой хирургии сестры милосердия и врачи были разделены на четыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священника, занималась безнадежно больными и умирающими. Работать сестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Пирогова, выполнялось от 150 до 200 ампутаций и других тяжелых операций. По словам очевидцев, многие сестры милосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любая из них сама могла бы произвести ампутацию. Принявшие на себя 11 непосильный труд и тяжелый крест, сестры Крестовоздвиженской общины, «скрепя сердце, прислуживали операторам, хлороформировали оперируемых, наблюдали за пульсом, держали руку или ногу, которую резал или пилил оператор, прижимали пальцами вместо турникета артерию, указанную хирургом, и даже налагали лигатуру на сосуд, из которого после отнятия члена сочилась артериальная кровь».

      5. Флоренс Найтингейл - ее роль в развитии сестринского дела.

      Основоположницей сестринского дела в мире является Флоренс Найтингейл (12 мая 1820 г. - 13 августа 1910 г.) - английская сестра милосердия (рис. 17), итальянка по происхождению, получившая образование в Германии в школе медсестер, основанной в 1836 г. Ф. Флендером. В дневнике Флоренс 7 февраля 1837 г. появилась запись: «Сегодня Бог призвал меня на свою службу». Идея службы в госпитале пришла неожиданно, как озарение. Она стремилась к высшей цели: она «видела слезы, которые можно было осушить; пороки, которые следовало устранить; бедность, нуждающуюся в помощи». Флоренс Найтингейл в 20 лет решила стать сестрой милосердия, но женщины ее круга не могли и думать о профессии сестры. Флоренс понимала, что ее замыслам категорически воспротивится семья; стремление девушки из светского общества стать больничной сиделкой могли счесть только безумием. В 1844 году она выбрала уход за больными в качестве профессии. Рис. 17. Флоренс Найтингейл (1820-1910) основоположница сестринского дела Последующие годы Флоренс посвятила разработке своего метода ухода за больными. Метод этот был гениально прост: соблюдение строжайшей чистоты в палатах, регулярное проветривание помещений, режим питания, полный карантин для заразных и внимательное отношение ко всем жалобам больных. Она изучала медицинские книги и атласы и посещала приюты для бездомных и больных. В 1951 г. она отправилась в Германию, в монастырь протестантских монахинь в Кайзерсверте, работала в их госпиталях, но ее рекомендации по уходу за больными монахини приняли в штыки, не позволили ей ничего изменить и вскоре, разочарованная, Флоренс уехала во Францию, в Париж, где 17 поселилась в общине католических сестер имени В.Поля. Там ей позволили претворить в жизнь ее идеи ухода и, благодаря ее реформам, за полтора месяца смертность больных в тамошнем госпитале уменьшилась в два раза. Об ее успехе узнали в Лондоне и предложили отважной леди почетный пост главной смотрительницы столичного Лечебного заведения для обедневших дворянок, под личным патронажем Ее Величества британской королевы Виктории. И вот в 1953 году Найтингейл вернулась на родину. А в 1854 началась Крымская война и Англия приняла в ней участие. В 1858 году мисс Найтингейл написала книгу «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями 18 британской армии» (Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of the British Army, 1858). В 1860 году вышла в свет вторая ее книга, ставшая настольной для многих врачей - «Записки о госпитальном уходе: каков он есть и каким не должен быть» (Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not, 1860). Именно в ней Флоренс высказала основной принцип своей работы: «Болезнь - дело серьезное, и потому легкомысленное отношение к ней - непростительно. Нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности». Нельзя не признать, что слова эти актуальны и в наше время. Ф. Найтингейл впервые выделила в сестринском деле две области - уход за больными и уход за здоровыми людьми. Определила уход за здоровыми как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», уход за больными как «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Найтингейл высказывала твердое убеждение в том, что «по сути своей, сестринское дело как профессия, отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». 26 июня 1860 года была открыта Найтингельская испытательная школа для сестер милосердия при больнице святого Фомы в Лондоне. По окончании ее сестры давали клятву Ф. Найтингейл.

      6. Понятие о медицинской этике, деонтологии и биоэтике.

      Медицинская этика - система моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала. В разные исторические эпохи у народов мира существовали свои представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. К числу сохранившихся древних источников медицинской этики относятся законы Древнего Вавилона - шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) (рис. 2), один из которых гласит: «Если врач произведет какую-либо серьезную операцию и причинит больному смерть, то он наказывается отсечением руки».

      Медицинская деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Аспектами медицинской деонтологии являются:  взаимоотношения медицинских работников с пациентами;  взаимоотношения медицинских работников с родственниками пациента;  взаимоотношения медицинских работников между собой.

      Биомедицинская этика - важнейшее направление современной прикладной этики, которое исследует философские, религиозные, этические проблемы современной медицины и биологии, возникающие при биомедицинских исследованиях на живых объектах, при клиническом применении новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, трансплантация органов и тканей, эвтаназия и др.).

      7. Основные принципы медицинской этики.

      Согласно п. 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту оказания медицинской помощи. Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Принцип милосердия гласит: «Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы 7 любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента. Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства, совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента. Принцип справедливости / не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их возраста или пола, характера заболевания, расовой принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной медицинской помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), а также положений Этического кодекса медицинской сестры России и Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012).
        1   2   3   4   5


    написать администратору сайта