Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Развитие образования и науки.

  • 4) Литература и искусство.

  • Домашнее задание

  • История отечественной культуры. Лекция ИОК Культура 1965-1985 гг. Отечественная культура в 6591 гг. Xx века


    Скачать 37.22 Kb.
    НазваниеОтечественная культура в 6591 гг. Xx века
    АнкорИстория отечественной культуры
    Дата22.05.2022
    Размер37.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция ИОК Культура 1965-1985 гг.docx
    ТипДокументы
    #543464

    Тема: « Отечественная культура в 65-91 гг. XX века».

    Культура советского общества 1965-85 гг.

    1) Условия культурной жизни (1965—1984 гг.). Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры. Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие в соответствии с установками сверху коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство». Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю. М. Даниэлем и А. Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе. О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка А. М. Некрича «22 июня 1941 г.». В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 г.). В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции. Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства. Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов. Культура и перестройка. На рубеже 80—90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать — газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек». Авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам. Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М. С. Горбачева. Но многие группы населения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них. Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции. В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединения было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов «Союз духовного возрождения России». В то же время часть представителей интеллигенции негативно встретила курс на перестройку. Взгляды этой части интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами», опубликованной в марте 1988 г. в газете «Советская Россия». Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.
    В эпоху "застоя" руководство страны отказалась от критики сталинизма, остановился процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Противоречия развития СССР в 1964–1985 гг. отражались в духовной сфере. Однако в отличие от экономической и политической сфер, где господствовало полное единообразие, творческий и научный поиск деятелей культуры, духовная неудовлетворенность правозащитников в период "застоя" заметно обостряются. Именно в духовной сфере формируются новые мысли  и настроения, которые станут благодатной почвой для грядущей перестройки и либеральных реформ.

    2) Развитие образования и науки. Значительные успехи в 1964-1985 гг. были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Возросло до 2607 количество научно-исследовательских институтов, до 1491 тыс.- количество научных сотрудников. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В процессе разработки новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера ученые создали  метод изготовления многослойных труб для газопроводов огромной протяженности. В 1964 г. Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова запущен первый реактор прямого преобразования тепла в электричество "Ромашка". Высокотемпературный ядерный реактор-преобразователь позволил получать электроэнергию без участия каких-либо движущихся рабочих тел и механизмов. Американцы отказались от своего варианта реактора из-за непрочных позиций в области высокотемпературного материаловедения. Ученые этого Института под руководством академика Л. А. Арцимовича заняли ведущее место в исследованиях по физике высокотемпературной плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза. 

    Специалистам Института химии природных соединений под руководством М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственности растений и живых организмов. В 1973-1976 гг. строится крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН-600, с помощью которого астрономы исследовали как близкие объекты: Солнце, солнечный ветер, планеты, спутники, так и удалённые: радиогалактики, квазары.

    Флагманом науки являлась космонавтика. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны, что позволило составить на основе сделанных снимков полную карту и глобус Луны. 

    18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход из корабля в открытое космическое пространство.

    Продолжалось освоение планет солнечной системы. 3 февраля 1966 г.  была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхности на землю. Доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение стали крупным достижением советской науки. 18 октября 1967 г.  спускаемый аппарат совершил посадку на Венеру и собрал ценные сведения о ее атмосфере. 30 октября 1967 г. была совершена первая в мире автоматическая стыковка двух искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188".  

    В технологической гонке с СССР американцы в середине 1970-х гг. отказались от разработок одноразовых ракет "Аполлон" и перешли к созданию многоразовых космических кораблей, запуски которых были значительно дороже и не привели к серьезному прорыву в освоении космоса. Советский Союз же основное внимание уделил в эти годы созданию орбитальных станций. В этой области он обогнал все страны на 30 лет. 16 января 1969 г. на околоземной орбите начала работу первая экспериментальная космическая станция. На ее борту находился экипаж в составе: В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова.

    В 1970 г.  на поверхность Луны был высажен первый самоходный аппарат "Луноход-1".  В 1975 г. советский корабль "Союз" совершил стыковку с американским кораблем "Аполлон". В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".

    В развитии гуманитарного знания и общественно-научных дисциплин в эти годы сохранялась известная специфика. С одной стороны, экономистов, обществоведов привлекали к созданию новой схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, к работе над важными политическими документами. С другой стороны, теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.

    Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки. В 1975 г. Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию по экономике "за вклад в разработку теории оптимального использования ресурсов в экономике", разделив её с американским экономистом Т. Купмансом.

    Значительные успехи в 1964-1985 гг. были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Возросло до 2607 количество научно-исследовательских институтов, до 1491 тыс.- количество научных сотрудников. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В процессе разработки новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера ученые создали  метод изготовления многослойных труб для газопроводов огромной протяженности. В 1964 г. Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова запущен первый реактор прямого преобразования тепла в электричество "Ромашка". Высокотемпературный ядерный реактор-преобразователь позволил получать электроэнергию без участия каких-либо движущихся рабочих тел и механизмов. Американцы отказались от своего варианта реактора из-за непрочных позиций в области высокотемпературного материаловедения. Ученые этого Института под руководством академика Л. А. Арцимовича заняли ведущее место в исследованиях по физике высокотемпературной плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза. 

    Специалистам Института химии природных соединений под руководством М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственности растений и живых организмов. В 1973-1976 гг. строится крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН-600, с помощью которого астрономы исследовали как близкие объекты: Солнце, солнечный ветер, планеты, спутники, так и удалённые: радиогалактики, квазары.

    Флагманом науки являлась космонавтика. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны, что позволило составить на основе сделанных снимков полную карту и глобус Луны. 

    18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход из корабля в открытое космическое пространство.

    Продолжалось освоение планет солнечной системы. 3 февраля 1966 г.  была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхности на землю. Доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение стали крупным достижением советской науки. 18 октября 1967 г.  спускаемый аппарат совершил посадку на Венеру и собрал ценные сведения о ее атмосфере. 30 октября 1967 г. была совершена первая в мире автоматическая стыковка двух искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188".  

    В технологической гонке с СССР американцы в середине 1970-х гг. отказались от разработок одноразовых ракет "Аполлон" и перешли к созданию многоразовых космических кораблей, запуски которых были значительно дороже и не привели к серьезному прорыву в освоении космоса. Советский Союз же основное внимание уделил в эти годы созданию орбитальных станций. В этой области он обогнал все страны на 30 лет. 16 января 1969 г. на околоземной орбите начала работу первая экспериментальная космическая станция. На ее борту находился экипаж в составе: В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова.

    В 1970 г.  на поверхность Луны был высажен первый самоходный аппарат "Луноход-1".  В 1975 г. советский корабль "Союз" совершил стыковку с американским кораблем "Аполлон". В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".

    В развитии гуманитарного знания и общественно-научных дисциплин в эти годы сохранялась известная специфика. С одной стороны, экономистов, обществоведов привлекали к созданию новой схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, к работе над важными политическими документами. С другой стороны, теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.

    Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки. В 1975 г. Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию по экономике "за вклад в разработку теории оптимального использования ресурсов в экономике", разделив её с американским экономистом Т. Купмансом.

    В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения )всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятом пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством. Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л. И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения. В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов. Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица. Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (например, Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, «Эфирмасло»). НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К середине 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно-производственных систем в агросфере экономики. Перестройка и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно-производственных структур. В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.
    3) СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЭПОХИ "ЗАСТОЯ".


    Развитие советского искусства определялось многообразием направлений. Различные группы интеллигенции по-разному понимали возможные пути развития страны. В литературе продолжалось творчество писателей "почвенного" направления: С. Залыгина, В. Распутина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Бондарева, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, описывавших жизнь советской деревни, страдающей от нарастающей бездуховности.  По возможности доносили до читателей правду о войне В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев. Важными событиями в литературной жизни этих лет стали произведения о русской истории: роман-эссе В. Чивилихина "Память", исторические романы В. Пикуля.  Традиции классической русской поэзии продолжали развивать И. Бродский, Н. Рубцов. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии по литературе. 

    В 1964-1985 гг. в литературе формируется новое направление, представители которого обратились к миру маленького человека, несчастного, мечущегося, не способного бросить открытый вызов системе. В произведениях А. Синявского "Суд идет", "Любимов" советское общество рисуется отрицательно. Близки к идеям "альтернативного" искусства были поэт А. Вознесенский, сатирик М. Жванецкий.

    Власть пыталась пресечь проявления традиционалистских и реформистских настроений среди интеллигенции и молодежи. В 1965 г. были осуждены и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниель. В 1970 г. разгрому подверглись журналы "Новый мир", где печатались сторонники либерализации культурной жизни, и "Молодая гвардия", занимающая почвеннические позиции. С поста редактора"Нового мира" вновь был уволен А. Твардовский. В 1971 г. критике подвергся консервативный журнал "Октябрь", стоявший на позициях "неонародничества". В 1974 г. из страны был выслан А. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Вынужденно покинули СССР писатели В. Максимов, В. Аксенов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский.

    Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались трудовые советские будни. "Писателем" стал Брежнев, за которого были составлены мемуары ("Малая земля", "Целина", "Возрождение"). 

    Стремление к альтернативности охватило не только литераторов, но и деятелей кино, театра, эстрады, живописи. Продолжалось развитие бардовской песни. А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. стали героями  "магнитофонной революции", воспевая дружбу, любовь, верность. Магнитофонные записи их песен распространялись среди населения, переписывались, обсуждались. С середины 1960-х гг.  записи западных групп: "Битлз", "Роллинг Стоунз" и др. влияли  не только на советскую рок-культуру, но и на стиль жизни, поведение, образ мышления молодежи. Появился советский рок - важный элемент культурного андеграунда. К середине 1960-х гг. сформировались бит-группа "Сокол" (А. Градский), рок-группа "Интеграл" ( Б. Алибасов), "Машина времени" (А. Макаревич), в 1970-е гг. - группы "Аквариум" (Б. Гребенщиков), "Воскресение" (А. Романов)

    Официальная культура имела видимые успехи. Зрительской любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озерова, А. Тарковского, комедии Л. Гайдая, Э Рязанова, театральные постановки режиссеров Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова. Получили мировое признание мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. Большую известность в эти годы получают художники А. Шилов, И. Глазунов, скульптор Е. В. Вучетич. В память о событиях Великой Отечественной войны в 1967 г. в Волгограде открыт мемориальный комплекс "Мамаев курган". В центре композиции - скульптура Е. Вучетича "Родина-мать", одна из самых высоких в мире. Статуя стала аллегорическим образом Родины, зовущей сыновей на борьбу с врагом.

      В 1960-70-е гг. в советской архитектуре развивался новый стиль — простой, экономный, на основе новой индустрии и выражающий возможности современной техники. Важные объекты этого периода — проспект Калинина (1964-1969, арх. М. В. Посохин), здание СЭВ (1963-1970, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский). Сооруженная в 1967 г. Останкинская телебашня (арх. Л. И. Баталов) доказывала рост технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам начали строиться станции метрополитена, которые различались благодаря разным отделочным материалам. К Олимпиаде-80 в Москве было возведено большое количество минималистичных зданий: Центральный дом туриста, Олимпийская деревня, гостиница "Космос" и др.


    Постепенное ужесточение политического климата, преследование инакомыслящих привели к исходу творческой интеллигенции из страны. СССР вынужденно покинули кинорежиссер А.Тарковский, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, режиссер Ю. Любимов, скульптор Э. Неизвестный и другие деятели культуры.

    Днем рождения правозащитного движения является 5 декабря 1965 г. В этот день на Пушкинской площади состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Лидерами правозащитного движения стали А. Сахаров, А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Богораз, А. Амальрик, Н. Горбаневская, А. Вольпин, Ю. Галансков и др.

    В 1968 г. в СССР стала издаваться нелегально "Хроника текущих событий", освещающая факты произвола властей. Росла бесцензурная печать ("самиздат"). В 1979 г. тиражом в 12 экз. был издан самиздатовским способом нашумевший альманах "Метрополь", в подготовке которого приняли участие В. Аксенов, Ф. Искандер, А. Битов, Б. Ахмадулина и др. Часть неподцензурной литературы направлялась для публикации на Запад ("тамиздат").  

    4) Литература и искусство. В литературе и искусстве второй половины 60-х — конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая — официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались «однодневками». И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре. В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М. И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина). На рубеже 60—70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», А. М. Василевского «Дело всей жизни» и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время. Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников — И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта «зеленая улица» для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля». «Целина» и «Возрождение». Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л. И. Брежнева в ряды писательского Союза. Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. П. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Годы перестройки преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И. А. Бунина, Г. В. Иванова, Д. С. Мережковского, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», Появились негосударственные (кооперативные) издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения лиц, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX в.— Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности. Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве. Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителей 80-х годов — П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, Д. П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции. Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись перестроечные процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.

    Домашнее задание:

    1) Изучение лекции, просмотр видеоматериала.

    2) Творческая работа. Выступление «Культура Оренбургского края в 1965-1991 гг». (в любом доступном формате: видео, презентация и т.п.) . 


    написать администратору сайта