Главная страница

эссе. Отечественная война в искусстве


Скачать 17.39 Kb.
НазваниеОтечественная война в искусстве
Дата28.04.2022
Размер17.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипДокументы
#503637

Эссе на тему «Отечественная война в искусстве»

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории России. С этой эпохой связано начало развития реалистического направления в литературе и искусстве.

События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников, музыкантов.

Талантливейшие писатели XIX века создавали многочисленные произведения, прославляющие героический подвиг русского народа, в том числе такой шедевр мирового искусства, как роман "Война и мир" Л. Н. Толстого.
События Отечественной войны 1812 года продолжают находить отражение в картинах и рисунках советских художников, в большинстве произведений которых они трактуются исторически точно и правдиво. Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. В романе выведено более 550 персонажей, как вымышленных, так и исторических.

Также очень известно «Бородино» — стихотворение поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в 1837 году. Опубликовано в журнале «Современник» в том же 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского наполеоновского войска. К 25-летнему юбилею и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, писатель в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны.

Что касается изобразительного искусства: «Наполеон I в России», «1812 год» — известная серия картин Василия Верещагина, посвященных Отечественной войне 1812 года. «Осуществляя эту серию полотен, Верещагин отнёсся к задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников, написанных на нескольких европейских языках. Он лично обследовал поле Бородинской битвы, ознакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок. Он даже написал большую, очень серьезную книгу „Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы. — Наполеон“ (1895), основанную на документальных данных. В серии о 1812 годе художник использовал и свои впечатления от Балканской войны, что сообщило новым произведениям большую убедительность». В этом цикле он стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен».

Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние как на культуру в целом, так и на музыку. Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы, такие как П.И. Чайковского торжественная увертюра «1812 год» (1880). В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев, создав оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Но, прежде всего, эпоха войны нашла яркое отражение в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях, сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию.

Тема войны 1812 года также запечатлена в скульптурных памятниках и архитектурных ансамблях. Одним из первых памятников, сооруженных в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года, является здание Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге, арка которого была украшена скульпторами В.И.Демут-Малиновского и Пименова. В центре Дворцовой площади по проекту русского зодчего О.Монферрана в 1834 г. сооружена Александровская колонна, которую оформляли скульпторы Б.И.Орловский, И.Леппе и П.В.Свинцов. На памятнике сделан текст посвящения — «Александру I — благодарная Россия». В 1837 г. скульптором Б.И.Орловским перед Казанским собором были установлены величественные памятники нашим полководцам М.Б. Барклаю-де Толли и М.И. Кутузову.

События Отечественной войны 1812 года оказали стимулирующее воздействие на развитие русской художественной культуры, оставив глубокий след в сознании российского общества и его культурном наследии.

Кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. Кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. Художественная летопись Отечественной войны потому так выразительна, что каждый вложил в неё лучшее, что было в нем как в мастере. Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по ним восстанавливается самое существенное, что было в художественном миросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил в своем творении.

В заключение хотелось добавить, что рассмотренные в данной работе шедевры искусства являются для нас такими же живыми «документами эпохи», такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-документальные свидетельства.


написать администратору сайта