Сообщение на тему: Пермогорская роспись. Пермогорская роспись. Пермогорская роспись
Скачать 7.16 Mb.
|
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Северный педагогический колледж» Пермогорская роспись Составитель: Приветкина Елизавета Евгеньевна, студентка 246 группы, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Серов 2022 СОДЕРЖАНИЕ История промысла Орнамент, элементы росписи, композиция. Этапы и технология изготовления изделий мастерами промысла. Список источников ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Пермогорская роспись — это русский промысел, особая техника росписи по дереву, которая появилась в XVIII веке. Термин произошел от названия пристани Пермогорье в Архангельской губернии. Недалеко от нее находились сразу три деревни, где занимались этим промыслом, — Черепаново, Большой Березник и Гридинская. Нашли и начали изучать пермогорскую роспись ученые из Сергиево-Посадского музея-заповедника в конце 1950-х годов. В деревни, которые располагались на берегах Северной Двины, отправились научные экспедиции. Их участники обнаружили уникальные образцы крестьянской росписи. Промысел появился под влиянием старинных лубочных картинок, иконописи и книжных иллюстраций из средневековых рукописей. Оттуда мастера заимствовали композицию: основной рисунок помещали в центре, а вокруг него изображали цветы и геометрические орнаменты. Для пермогорской росписи характерно сочетание сложных растительных узоров с жанровыми сценками — моментами из крестьянской жизни. Их рисовали красными, зелеными и желтыми красками и обводили черным контуром. Самыми популярными сюжетами были катание на санях, свадьба, тройка, охота. Чаще всего мастера пермогорской росписи украшали прялки. На них изображали традиционные языческие символы: дерево жизни, райскую птицу Сирин и кошку — символ домашнего уюта. Кроме прялок, расписывали люльки, посуду, ларцы, сундуки, туески — берестяные сосуды для хранения продуктов. На предметах художники часто оставляли небольшие надписи. На детских колыбелях — пожелания здоровья и долголетия ребенку; на посуде — просьбу есть аккуратно. В XVIII веке пермогорская роспись была аккуратнее и профессиональнее. Первое время ей занимались только художники из мастерских книжников-рукописцев в районе пристани Пермогорье. А к XIX веку такой стиль переняли жители окрестных деревень, поэтому некоторые предметы тех лет расписаны небрежно. К 1930-м годам пермогорской росписью почти перестали заниматься. Возрождать промысел начали в Архангельске в конце 1960-х, как раз после научных открытий экспедиции из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Старинные предметы с пермогорской росписью стали изучать и повторять на архангельской фабрике «Беломорские узоры». ОРНАМЕНТ, ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ, КОМПОЗИЦИЯ. Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером. На таблице показаны этапы выполнения бордюров в цвете. Здесь их 6 видов: 1 - треугольники, 2 - скобочки, 3 - ленточка, 4 - ромбики, 5 - душ с капелькой, 6 - душ с точкой. Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа: 1 - вся ленточка выполняется желтым цветом, 2 - выполняются отдельные элементы зеленым цветом, 3 - красным цветом выполняются остальные элементы бордюра, 4 - тонкой живой линией прорисовываются оживка, контур элементов бордюра. 3. ЭТАПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ МАСТЕРАМИ ПРОМЫСЛА Для технологического процесса пермогорской росписи необходимы определенные инструменты и материалы. Оборудование: Стеллажи для просушивания и хранения изделий. Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий. Токарный станок для вытачивания «белья» под роспись. Банки (50-100 г) для разведения красок. Чашки и миски для грунта и шпатлевки. Инструменты: Резцы по дереву: полукруглые стамески, стамеску-косяк и резец-крючок. Тампоны. Для грунтовки и лачения используют тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона. Кисти. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий — более крупные кисти № 6-8. Для лачения и грунтовки пригодятся мягкие плоские кисти. Для росписи кисти лучше всего перебрать, или изготовить самостоятельно. Материалы: Шпатлевка №1. Делают из 20 г сухого столярного или рыбьего клея, залитого 180 мл холодной дистиллированной воды. Данную смесь варят до полного растворения в клееварке, на водяной бане. Шпатлевку, приготовленную из рыбьего клея, перед употреблением подогревают, так как остывший клей представляет собой желеобразную массу. Шпатлевка №2 готовится по следующему рецепту. В весовых частях смешивают: 17 ч. смолы МФ или 40 ч. смолы УКС, 2 ч. олифы льняной, 23 ч. талька, 33 ч. стеклопорошка, 8 ч. 10%-ного раствора щавелевой кислоты, 10 ч. каолина. Все сыпучие компоненты, просеянные через сито, смешивают в порядке, указанном в рецепте. Также используют готовые шпатлевки НКШ. Грунтовка № 1 готовится по следующему рецепту. Смешивают в весовых частях 5 ч. сухого столярного клея, 95 ч. воды, 50-60 ч. мела, 0,05 ч. фенола. Грунтовку № 2 делают из картофельного крахмала. Сухой крахмал замачивают в теплой воде, добавляют кипяток и подогревают на огне до кипения (по принципу варки киселя). «Кисель» должен быть достаточно крут и без комков. Древесина. Для росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыпанию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев. В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины. Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. На белую основу загрунтованного дерева мастер сначала гусиным пером наносил черный контур и только потом постепенно заполнял его цветом. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладающий цвет — красный, ему сопутствовали зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, и чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. Изделие шлифуется шкуркой №0 или №1. После этого смачивается, после высыхания так же шкуркой №0 или №1 шлифуется еще раз. При наличии на изделии дефектов (трещин, сколов), их необходимо обработать шпатлевкой. После высыхания изделие еще раз шкурится. Грунтуют изделие водоэмульсионной краской или гуашью с клеем ПВА. Осуществляется грунтовка широкой кистью – щетиной или синтетикой. Рисунок переводится через кальку. Роспись наносится беличьими или колонковыми кистями №0 – 2 гуашью, акрилом или темперой. После того как работа над изделием завершена, его необходимо покрыть лаком. Для этого могут использоваться прозрачный масляный или нитролак. При использовании двух разных лаков, первым наносится нитролак и только потом масляный. Лак наносится с помощью широких кистей – щетины или синтетики. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1.Культура РФ. Пермогорская роспись. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/permogorskaya-rospis/ 2. Методическое пособие «Пермогорская роспись». [Электронный ресурс]. URL: http://xn----jtbpoegr1h.xn--p1ai/index.php/publikatsii-pedagogov/mif-14/172-metodicheskoe-posobie-permogorskaya-rospis 3. Дипломная работа на тему «Пермогорская роспись». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-na-temu-permogorskaya-rospis-993764.html 4. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского севера». [Электронный ресурс]. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/permogor/text.pdf |