|
Риторика. риторика практическая. Первую краткую риторику Михаил Васильевич Ломоносов написал предположительно в 1743 году. Она называлась Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РИТОРИКА
_____________________________________________________
|
|
| МОСКВА 2021
1. Как изменялся предмет риторики: риторика Ломоносова, Кошанского, Никольского, Сперанского
Риторика Ломоносова
Первую краткую риторику Михаил Васильевич Ломоносов написал предположительно в 1743 году. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако, этот вариант не был признан академиками-немцами. Например, Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил, что эту работу стоило бы написать на латинском языке. Ломоносов не прислушался к замечаниям и вторую риторику «Краткое руководство к красноречию» также написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Ее первое печатное издание появилось в 1748 году.
«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в ХVIII веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных, читателей ХVIII века и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени». В ХVIII веке она выдержала семь изданий (последнее – в 1797 г.), в начале ХIХ века – два (1805 г. и 1810 г.).
Ломоносовым были запланированы три книги соответственно «наукам»: Риторика («учению о красноречии вообще»), Оратория (учению о прозе) и Поэзия (учению о стихотворстве). Он осуществил лишь первую часть своего замысла – создал Риторику, но Оратория и Поэзия остались ненаписанными. Считается, что замысел написать Ораторию как учение о прозе осуществил Амвросий Серебренников, член Российской Академии, который опубликовал «Краткое руководство к Оратории Российской» в 1778 году. В нем автор прямо ссылается на Ломоносова как на своего предшественника. Это первый учебник на русском языке, написанный после Ломоносова.
Также Ломоносов первым в русской науке ясно определил различие прозы и поэзии, которое в будущем станет основанием для различения частной риторики и поэтики.
Риторика Кошанского
Николай Федорович Кошанский написал две риторики: «Частная риторика» и «Общая риторика». Кошанский, следуя традициям, делит словесные науки на три главные части: грамматику, риторику, поэзию, которые граничат с эстетикой. Каждая из этих риторик имеет свой предмет, свою цель и свои границы. Каждая как наука имеет свою теорию и как искусство – свою практику. Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная, основываясь на общей, рассматривает каждое прозаическое произведение, главнейшие его достоинства и недостатки.
Если общая риторика излагала общие правила составления сочинений, то частная риторика предлагала правила к отдельным видам: как писать письма, как вести разговоры, как строить учебные и ученые сочинения, каковы разновидности ораторского красноречия, наконец, как пишется художественная (или изящная) проза.
Кошанский подчеркивает, что в новое время (конечно, имеется в виду XIX в.) в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например, в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия.
Кошанский делит речи на два больших рода: мирские (торжественные, похвальные, академические, политические, военные) и духовные (проповеди, беседы, поучительные и надгробные слова).
Риторика Никольского
Никольского можно назвать создателем «словесности» в педагогике. Его первые сочинения относятся к 1790 году (анонимное издание «Логики и риторики», а его «Основания российской словесности» датированы 1807-1830 годами (7 изданий). Концепция Никольского заслужила влияние благодаря предельной простоте его схемы: «Словесность (дар слова) есть способность выражать мысли словами». Интересно, что сама словесность здесь еще не наука, а только «способность».
В начале своего руководства прежде, чем дать определения двух этих наук, Никольский излагает, как «действует или должен действовать наш разум в познании вещей или предметов, о коих свои понятия выражаем словами». Эти действия разума человеческого объясняются в логических терминах понятие, рассуждение, умозаключение. Так, вступление в «основания словесности» явилось краткой логикой с изложением законов мысли или разума.
«Грамматика» Никольского оказалась достаточно традиционной, включающей объяснения букв, слогов, восьми частей речи, законов правописания, произношения слов и стихосложения. «Риторика» сосредоточена на периодах, тропах, фигурах, хрии, учении о слоге; из прозаических видов словесности (они еще так не названы) проанализированы письма и «расположение больших слов»: «риторическое слово и философское рассуждение». Виды поэзии также включены в риторику.
Никольский не употребляет термина «красноречие», но риторику определяет как «искусство располагать и приятно изъяснять свои мысли». У него нет ломоносовского разведения риторики и красноречия. Риторика Сперанского
В 1792 г. Михаил Михайлович Сперанский написан курс словесности, который читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году, через пять лет после смерти автора, эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». По словам А.Ф. Кони, книга М.М. Сперанского представляла собой «систематический обзор теоретических правил о красноречии вообще, изложенных прекрасным языком». Она относилась к роду нормативной, «учительской» литературы. В ней были выделены разделы «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении».
Особое значение Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе отводится описанию экспрессивности в слоге и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения.
Риторика Рижского
Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» Ивана Степановича Рижского, написанная в 1796 году. Самым популярным стало третье издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (1809 год). По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца ХVIII века.
«Риторика» Рижского состоит из четырех частей. Первая часть, озаглавленная «О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении», посвящена чистоте языка. Вторая часть называется «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или об изобретении». В третьей части «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» представлена теория жанров прозаической литературы ХVIII века. В четвертой части «О слоге, или о совершенствах слога» вновь рассматриваются проблемы чистоты языка.
Достоинством риторики Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей ХVIII века (поэтов, прозаиков, ученых). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями – примерами из произведений Хераскова, Сумарокова, Дмитриева, Хемницера, Державина, Карамзина и других литераторов того времени. Как отмечают исследователи, «риторика И.С. Рижского представляет собой единственную в своем роде теоретическую стилистику литературного языка ХVIII века».
| 2. Схема-конспект из риторики Аристотеля
| Риторическая речь
Предмет и цель Слушатель Оратор
Совещательные речи Просто зритель Судья
Судебные речи
Эпидейктические речи Того, что случилось Того, что может случиться
|
|
|