Главная страница

Документ Microsoft Word (4). Петр Лаврович Лавров, которого Н. И. Кареев называет основоположником русской социологии. Свою первую социологическую работу Задачи позитивизма Лавров опубликовал почти одновременно со своими Историческими письмами


Скачать 22.17 Kb.
НазваниеПетр Лаврович Лавров, которого Н. И. Кареев называет основоположником русской социологии. Свою первую социологическую работу Задачи позитивизма Лавров опубликовал почти одновременно со своими Историческими письмами
Дата07.10.2021
Размер22.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word (4).docx
ТипДокументы
#243129

Петр Лаврович Лавров, которого Н. И. Кареев называет «основоположником русской социологии».Свою первую социологическую работу «Задачи позитивизма» Лавров опубликовал почти одновременно со своими «Историческими письмами. Изложенное в «Исторических письмах» учение о «критически мыслящих личностях», т. е. об интеллигенции, руководящей массами в борьбе за осуществление общественной справедливости, легло в основу народнического мировоззрения. Критически мыслящему интеллигенту отводится Лавровым роль активного фактора осуществления прогрессивных изменений: поначалу в сознании отдельных групп людей, а затем и в обществе в целом ради обеспечения большей социальной справедливости.В этой книге Лавров ставит вопросы: Как возникла культура? Как она развивается? Существует или нет связь между процессом развития культуры и процессом формирования человеческой мысли? И т.п.. Поиску ответов на эти вопросы посвящены третье, четвертое, пятое, шестое и седьмое письма, в которых содержится совокупность социологических взглядов Лаврова на феномен культуры, на процесс ее возникновения и развития. А стихотворение «Отречемся от старого мира» стало гимном русских революционеров, причем не только народников, но и социал-демократов, а также эсеров.

Главные темы философских и социологических трудов П. Л. Лаврова: общественный прогресс, его истоки и обеспечивающие его силы, причины усиления и ослабления солидарности между людьми в обществе. С точки зрения П. Л. Лаврова, целями общественного прогресса выступает развитие человеческой личности и реализация ее нравственных идеалов. Особое значение для личности, по Лаврову, имеет идеал личного достоинства. Благодаря чувству справедливости, люди обретают личное достоинство и приходят к пониманию права на развитие всех и каждого. Его идеалом социализма были «всеобщая кооперация для всеобщего развития», общество «всеобщего труда» и «царство общественной справедливости».

Лаврова по праву можно рассматривать и как одного из основоположников отечественной социологии культуры, сделавшего весьма много для ее превращения в отдельную отрасль социологического знания.

С точки зрения Лаврова, история, взятая с деятельной стороны, может рассматриваться как процесс «взаимодействия личностей и культурных форм», к числу которых он относил не только науку, искусство, религию, мораль, но и само общество.По представлению Лаврова, субъектом истории и культуры является «критически мыслящая личность», под которой он понимал индивида, обладающего способностью оценивать действительность с «общественной точки зрения», предлагать альтернативные решения социальных проблем, ставить значимые цели и осуществлять действия, направленные на их достижение. Именно личность, по Лаврову, создает всю совокупность материальных и духовных богатств, определяет направленность и темпы культурных преобразований. Подобное представление о субъекте культуры непосредственным образом вытекает из антропологической концепции Лаврова, который считал, что личность суть всего, первоэлемент социума, тот центр, вокруг которого так сказать вращается Вселенная.

Исследуя проблему субъекта культуры, Лавров приходит к выводу, что таковым является не просто «критическая личность», а личность, которая достигла определенного уровня нравственного развития, т.е. когда человек осознает приоритетность общественных интересов перед индивидуальными и начинает воспринимать общественные интересы как свои собственные. По мысли Лаврова, именно такая личность определяет направленность креативной деятельности человека как рода.

Согласно воззрениям Лаврова, обретение индивидом личностного начала, а следовательно, и процесс создания мира культуры непосредственно связаны с процессом изменений условий общественного бытия. С его точки зрения личность, способная пройти индифферентно мимо общественного зла, когда она могла, хотя бы частью, помочь ему, не способна развить в себе ничего более, кроме кажущейся силы мысли и бесполезного набора громких правил. Он подчеркивает, что тот, кто довольствуется минимальным результатом своей деятельности и не стремится к коренному переустройству буржуазного общества. Тот, кто не воспринимает отсутствие результативности своих усилий сходит на весьма незавидную ступень белки, бегающей в колесе, или трибуна, произносящего пламенную речь в пустой комнате.

Лавров разработал концепцию общественного прогресса и показал, что его неотъемлемым элементом является прогресс культуры. В том обществе, где культура находится на нисходящей ветви своего развития, общественный прогресс невозможен.

К тому же Лавров приходит к выводу, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая... все, что можно считать прогрессом.

В то же время Лавров подчеркивает, что развитие личности возможно только в обществе, которое построено на началах, где каждый будет обладать определенной долей накопленных обществом богатств в зависимости от того, каков его вклад в общее дело, а не от того, какая совокупность орудий и средств производства ему принадлежит и какой счет он имеет в банке. С точки зрения Лаврова, увеличение степени справедливости в распределении материальных и духовных ценностей, а также в разделении труда, обеспечение доступности каждому заниматься тем видом деятельности, который наиболее полно соответствует его склонностям и задаткам, являются наиболее яркими показателями движения общества по пути прогрессивного развития.

Условиями развития личности Лавров считал наличие достаточной свободы слова, достаточного минимума среднего образования, достаточной доступности для изменений в общественных формах. Пока все эти условия не выполнены, утверждал он, до тех пор прогресс может быть случайным, частным, не дающим никакого ручательства за самое близкое будущее;

Размышляя о достижениях человеческого рода и потерях, которые понесло человечество за весь период своей истории, он приходит к выводу, что «начальные условия прогресса» для большинства населения земного шара пока не осуществлены. Как в наше время огромное большинство человечества обречено на непрестанный физический труд, отупляющий ум и нравственное чувство, на вероятность смерти от голода или от эпидемий, так и всегда большинство было в подобном положении. Вечно трудящейся человеческой машине, часто голодающей и всегда озабоченной завтрашним днем, вовсе не лучше в наше время, чем было в другие периоды.

В своем четвертом письме, которое носит название «Цена прогресса», Лавров на конкретных примерах показывает, что за достижение рядом представителей человеческого рода достаточно высокого уровня материального и духовного развития человечеством заплачено непомерно много. Лавров показывает, что изначально, с момента своего выделения из животного мира, человек был поставлен перед необходимостью биологического выживания.В этой многовековой схватке с животным миром и себе подобным выживали только те, кто питался лучше, кто больше знал, кто был способен более трезво, чем его сородичи, оценивать обстановку, кто был крепок духом и телом, кто имел время дольше и тщательней обдумывать свои действия.

Лавров пишет:

«Эти счастливцы составили аристократию человеческих пород, умевших просуществовать ценою истребления всей своей братии.»

Окончательный вывод Лаврова звучит так:

За прогресс едва заметного меньшинства заплачено миллиардами жизней, океанами крови, несчетными страданиями и неисходным трудом поколений. Дорого заплатило человечество за то, чтобы несколько мыслителей в своем кабинете могли говорить о его прогрессе.

В процессе исследования сущности и критериев социального и культурного прогресса Лавров касается проблемы цивилизации, под которой он понимает определенную социокультурную систему, в рамках которой складывается особый образ жизни, специфическая система экономических, политических и нравственных отношений и т.п..С точки зрения Лаврова, главная проблема, которая стоит перед любой цивилизацией, — это сохранение своей целостности как единого социокультурного организма, ибо история человеческого рода — это история борьбы и гибели цивилизационных миров.

Цивилизации погибают, как считает Лавров, по многим причинам: из-за того, что исчерпали свой креативный потенциал, из-за военных нашествий, политических проблем и т.д. Но основной причиной гибели цивилизаций является возникновение и углубление противоречий между различными классами и социальными группами, которые порождают конфликты огромной разрушительной силы.

Лавров не только сформулировал ряд важнейших положений, на которых базируется современное социологическое понимание культуры, но и внес большой вклад в становление и развитие наук, родственных социологии культуры, — культурной антропологии, этнографии, истории культуры. Его перу принадлежат следующие книги: «До человека», «Цивилизация и дикие племена», «Научные основы истории цивилизации», «Введение в историю мысли», «История городского и сельского устройства в Западной Европе», «Политические типы XVIII века», и др.

Лавров дал новую классификацию наук, коренным образом отличающуюся от той, которая была в свое время разработана О. Контом. Он определил место социологии в структуре гуманитарного знания, показал, как она соотносится с философией, историей, антропологией и другими науками об обществе и человеке. Лавров сформулировал идею о принципиальном отличии наук о природе от наук о культуре, о невозможности избавления от аксиологических моментов в процессе исследований социокультурной реальности.

Лаврову принадлежит формулировка двух императивов, которые можно рассматривать как основополагающие методологические установки для тех, кто занимается исследованием культуры в социологическом ключе. Первый из них звучит так:

Мысль реальна лишь в личности, культура реальна лишь в общественных формах, и, следовательно, личность остается со своими силами и своими требованиями лицом к лицу с общественными формами.

Второй же формулируется Лавровым следующим образом:

История мысли, обусловленной культурой, в связи с культурой, изменяющейся под влиянием мысли, — вот вся история цивилизации1.

Лавров показал, что «культурными формами» являются не только искусство, музыка, философия, религии, мораль, но и тип государственного устройства.

Лавров доказал, что о факте «окультуренности» того или иного индивида, социальной группы или человеческого рода в целом наиболее ярко свидетельствует наличие у данных субъектов установки жить в соответствии с велениями долга, а не пониманием полезности совершаемых им поступков.

Лавров показал, что стремление к духовному развитию является не только показателем, свидетельствующим о достижении человеком определенного уровня культурного развития, но и одной из базовых человеческих потребностей,


написать администратору сайта