Главная страница

План-конспект_образец_Платон. Планконспект его содержания. Платон диалог Кратил


Скачать 40.5 Kb.
НазваниеПланконспект его содержания. Платон диалог Кратил
Дата17.06.2021
Размер40.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПлан-конспект_образец_Платон.doc
ТипПлан-конспект
#218280

Задание 2. (4)

Прочтите раздел «Платон, Аристотель, стоики» и сделайте план-конспект его содержания.

ПЛАТОН

Диалог «Кратил»

1. Персонажи диалога

1.1 Кратил: имя связано с вещью «по природе»

1.2 Гермоген: имя связано с вещью «по договору»

1.3 Сократ: обычно высказывает мнение Платона, чья точка зрения известна лишь

в конце
2.Доводы

2.1 Доказательства связи вещи и имени «по договору»

2.1.1 Синонимия

2.2 Доводы связи вещи и имени «по природе»

2.2.1 Имена собственные (Сократ)

2.2.2 Этимология → внутр. структура → мотивированность слов (Сократ,

насмехаясь)
2.2.3 Обнаружение связи между звучанием слов и природой обозначаемых

ими предметов
3. Разграничение слов с позиции производности (Сократ)

3.1 Производные

3.2 Непроизводные

3.3 Первичные (Сократ: возникли в результате подражания)

3.3.1 Сократ выводит правила ассоциаций между звуками и свойствами

вещей, но они не всегда соблюдаются в языке
4. Несогласие Сократа с Кратилом в «природной теории» имени и вещей

5. Цель Платона в диалоге: показать ошибочность теории о природной связи между предметом и его названием.

6. Точки зрения исследователей

6.1 Отрицательное отношение Сократа к этимологизированию и звуковому символизму

6.2 Отрицательное отношение Сократа к этимологизированию

АРИСТОТЕЛЬ

Утверждения Аристотеля по поводу соотношения категорий бытия, мышления и языка

1. Аристотель – сторонник «договорной теории» связи имени и вещи: «В именах нет ничего от природы»

1.1. Отрицание значимости этимологического анализа (и значимости частей слова)

1.2. Различие между природными звуками и звуками человеческой речи

2. Выполнение функции языка – сообщения мысли несмотря на условный хар-р связи слова и вещи

3. Мысль и язык связаны, а трудности понимания возникают при:

3.1 словесной многозначности – источника ложного понимания сущности явлений

3.1.1 омонимия (значения многозн.слова не связаны между собой)

3.1.2 собственно многозначность (значения многозн.слова связаны между собой)

3.1.2.1 Многозначность слов, обозначающих однородные явления

3.1.2.2 Многозначность слов, обозначающих неоднородные явления, но связанные между собой (=полисемия)

3.1.3 Способы определения многозначности в слове

3.1.3.1. Найти слову больше чем один антоним

3.1.3.2 Определить есть ли антонимы у слова в других случаях его употребления

3.2 различном толковании синтаксической роли членов в предложении

3.2.1 многозначность падежей

3.2.1.1 родительный падеж:

3.2.1.1.1 функция обозначения владельца предмета

3.2.1.1.2 функция обозначения целого, от которого берется часть

3.2.1.2 винительный падеж

3.2.1.2.1 функция обозначения объекта действия

3.2.1.2.2 функция обозначения отрезка времени, в течение которого действие происходит

3.3 неправильном употреблении глагола, Аристотель разделяет:

3.3.1 употребление глагола «быть» в функции связки

3.3.2 употребление глагола «быть» в функции субстантивного глагола

4. Внутренняя семантическая структура у всех языков одинакова → проецирование на объективную действительность того, что присуще только языку.

4.1 Внутренняя связь между словами-паронимами (слова, образованные от одного корня) отражает реальную связь между явлениями

4.2 Совокупность связанных значений слова (=полисемия) отражает сущностные связи явлений объективного мира

Наблюдения над звуковым и грамматическим строем

1. Деление звуков на 3 разряда по акустическим и артикуляционным признакам: (-прогресс над Платоном, делившим звуки лишь по акустическому признаку)

1.1 гласный (которые образуются без участия смычки)

1.2 полугласный (звучание которого слышится при прикладывании языка, пр.: σиρ) (=сонанты)

1.3 безгласный (который при прикладывании языка не дает звука, а делается слышным в соединении со звуками, имеющими какую-нибудь звуковую силу, пр.: γ и δ)

СТОИКИ

Стоическая школа:

1. Основатели – Зенон, Хрисипп и Диоген Вавилонский и др.

2. Наследие – лишь сохранившиеся цитаты и поздние изложения, часто принадлежащие писателям, враждебно относившимся к стоическим учениям:

2.1 «Жизнь и учения знаменитых философов» греч. писателя Диогена Лаэрция

2.2 трактат «О латинском языке» римского учёного Марка Теренция Варрона

2.3 незаконченное произведение христ. богослова Августина «О диалектике»

2.4 сочинения поздних греческих и латинских грамматиков

3. Подразделение философии на:

3.1 логику (термин впервые введён стоиками) (изучает понятия, суждения, умозаключения и словесные способы их выражения)

3.1.1 диалектика (наука о правильном рассуждении)

3.1.1.1 учение об обозначающем (рассматривало звуковой строй языка и некоторые грамматические явления)

3.1.1.2 учение об обозначаемом (рассматривало суждения, умозаключения и явления, относящиеся к сфере языка.)

3.1.2 риторика (наука об умении красиво говорить)

3.2 физику (натурфилософию)

3.3 этику

4. Божество – Логос, которому тождественен развитый человеческий разум, выражающийся в речи → изучение речи приводит и к постижению законов бытия

5. Исходная позиция стоиков, ограничившая подход к языковым явлениям – обращение внимание лишь на функционально-семантические аспекты

6. Принцип этики стоицизма – убеждение в возможности для человека достойной и счастливой жизни в этом мире, потому что:

6.1 «Мир есть единое органическое целое, все части которого мудро согласованы между собой»

6.2 «Все существующее разумно»

6.3 Кажущееся злом, в действительности служит дальним, непосредственно для нас непонятным целям божества

6.4 Кажущееся нелепостью заключает в себе зерно истины, которое можно извлечь при правильном истолковании

6.5 «В мире нет ничего случайного» (что обосновывает веру в предсказания)

7. Стоики – сторонники теории «природной связи» между именем и вещью → утверждение значимости этимологического анализа

8. Деление слов:

8.1 «первые слова», имеющие связь между звучанием и значением

8.2 позднейшие слова

9. Отнесение «Обозначаемого» и «высказываемого» к языковым явлениям как предпосылки возникновения отдельной науки о языке


написать администратору сайта