Главная страница
Навигация по странице:

  • Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Парменид (Parmenides)

  • ЗенонЭлейский (Zeno of Elea)

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц

  • Фундаментальная онтология Хайдеггера

  • Философия. Филос. 4. Оценка субстанциональной концепции бытия и анализ базовых категорий и онтологий


    Скачать 39.88 Kb.
    НазваниеОценка субстанциональной концепции бытия и анализ базовых категорий и онтологий
    АнкорФилософия
    Дата24.04.2022
    Размер39.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилос. 4.docx
    ТипДокументы
    #492970

    Тема: «Оценка субстанциональной концепции бытия и анализ базовых категорий и онтологий»

    1. Онтология как учение о бытии. Бытие и небытие (Парменид, Зенон). Формы бытия. Проблемы бытия в философии Платона и Аристотеля. Фалсафа аль-Кинди и Ибн Рушда.

    Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

    Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).

    Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.

    Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

    Парменид и Зенон. Бытие и небытие.

    Парменид (Parmenides)-древнегреческий философ. Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.

    Основной труд: Поэма «О природе»

    Философские воззрения. Бытие и небытие. Свое учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида — соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) — не существует.

    Реально существующим Парменид считает только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления: «одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли». Небытие не существует потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить». Мыслить же о нем невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и ее предмета) небытие, несущее получает существование, становится бытием, сущим.

    Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.

    Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остается и то, как решал Парменид вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.

    ЗенонЭлейский (Zeno of Elea)- древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеником Парменида; известно, что он героически погиб в борьбе с тиранией.

    Основные труды: «Споры», «Против философов», «О природе».

    Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения.

    Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым только до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее не делимые интервалы пространства.

    Апории Зенона служат для того, чтобы доказать невозможность движения в истинном, умопостигаемом мире. Поэтому тот факт, что наши органы чувств сообщают нам о наличии движения или, скорее, его «видимости» в чувственном, иллюзорном мире, не опровергает апорий.

    Онтология у Платона

    Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

    • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.

    • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.

    • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

    Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

    Онтология у Аристотеля


    Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

    Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

    Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

    2. Проблема субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Г. Лейбниц). «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Понятие «материя». Бытие материального мира. Движение, пространство и время. Шакарим о движении.

    СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классичес­кой традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее самораз­вития. С. неизменна в отличие от меняю­щихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. тракто­валась как субстрат, первооснова всех вещей (например вода Фалеса, огонь Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциаль­ных формах (номинализм, реализм). В философии Но­вого времени категория С. трактовалась достаточно ши­роко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного ос­нования бытия (Ф.Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохра­няется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к аналогиям опыта. Гегель опре­делял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как существенную ступень в процессе развития идеи. Для Шопенгауэра С. — материя, для Юма — фикция, сосуществование свойств.

    Декарт Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

    Бенедикт Спиноза (материалист)). С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

    От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

    Любая вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

    Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность.

    Фундаментальная онтология Хайдеггера

    Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

    В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.

    Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире. Это - бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из «них» (das Man), вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные «люди» больше не могут доминировать, поскольку «они» уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти (Sein zum Tode, бытие-к-смерти).

    Понятие материи

    Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

    Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

    Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

    • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

    • объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

    • субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

    Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

    1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

    2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

    3) она есть причина самой себя (по мысли Спинозы).

    Элементами структура материи являются:

    • неживая природа;

    • живая природа;

    • социум (общество)

    Характерными чертами материи являются:

    • наличие движения;

    • самоорганизация;

    • размещенность в пространстве и времени;

    • способность к отражению

    • позитивистский — понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

    3. Основные понятия философии: сущность, явление, единичное, особенное, всеобщее; целое, часть, качество, количество, мера, отрицание, форма, содержание; причина, следствие; необходимость, случайность; возможность, действительность.

    Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление - то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

    Явление — конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

    Единичным называется распространённая философская категория, согласно которой объекты обладают свойствами, которые характерны только отдельно взятому объекту.

    Осо́бенное — философская категория. Она выражает реальный предмет как целое в единстве и соотнесении единичного и общего (всеобщего) — его противоположных моментов. Если не углубляться в рассмотрение категории, «особенное» — это что-то, что лишь выражает опосредованным образом взаимную связь между единичным и общим.

    Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы). Часть и целое — соотносительные категории.

    Часть — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы).

    Ка́чество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других

    Количество — это философская категория, выражающая общее в качественно однородных предметах и явлениях.

    4. Бытие и Абсолют. Бытие Бога и человека в мировоззрении Абая.

    Бытие как Абсолют.

    1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы.

    2. Каково же содержание философской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием субстанции- самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

    3. Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Универсальность людей в том, что при всех изменениях, происходящих в мире, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. Люди всегда стремились найти такие опоры своего существования, которые блокировали бы ужас, связанный с мыслью о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начинались сомнения в прочности этих опор, привычные данности реальной жизни, становились предметом размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых опор.

    Мир и вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими, как прежде: все стало шатким, ненадежным. После того как первые философы разрушили связь личности с преданиями, традициями, верой. Античные греки потеряли жизненную опору. Им нужна была вера в новую силу. Философия начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия. Парменид объяснил предельным основанием мира и космоса мысль, как таковую, Абсолютную мысль. Бытие– это безличностный, трансцендентный Абсолют, к которому античный грек не мог обращаться с помощью личного местоимения «Ты». Он открыл силу Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность, дает человеку уверенность в том, что все будет подчиняться порядку, установленному в ином мире. Заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно по воле случая, измениться. Парменид постулировал наличия за вещами предметно-чувственного мира, выполняющего роль гаранта стабильности всего, что есть на земле и на небе.

    Бытие Бога и человека в мировоззрении Абая

    В философских взглядах Абая можно заметить некоторое влияние

    классиков Востока. Это влияние берет верх над религиозным учением

    ислама, но элементы последнего, к сожалению, продолжают

    сохраняться в мировоззрении поэта до последних дней его жизни,

    дают о себе знать в общих философских вопросах, касающихся

    возникновения природы, этики и религии, хотя в объяснении

    конкретных вопросов философии и практической жизни Абай

    становится на позицию материализма. На развитие

    материалистического мировоззрения Абая оказали большое влияние

    уже названные нами выше древнеказахская культура с ее народными

    легендами, сказаниями, былинами, изречениями житейских

    премудростей, сказками, поговорками, пословицами и т. п.,

    отображающие наивно-материалистическое представление народом

    вопросов мироздания, жизни, души, нравственности и др., а также

    материалистическая философия русских революционных демократов

    Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Салтыкова-

    Щедрина, с которой он познакомился через ссыльных

    революционеров в г. Семипалатинске.

    Вопрос об отношении мышления к бытию, т. е. основной вопрос

    философии, решается Абаем в основном материалистически.

    Природа, в понимании Абая, существует вне нас и независимо от

    нас. Наше мышление, духовная деятельность являются отражением

    реальной действительности. Не сознание человека определяет бытие,

    а, наоборот, бытие определяет сознание, ибо человек - «дитя своего

    времени». В стихотворении «Тоты қүс түсті көбелек" (1902) Абай

    прямо говорит:

    Әркімді заман сүйремек,

    Заманды қай жан билемек

    (Эпоха управляет каждым человеком, никто не может властвовать

    над эпохой своего времени). В «43-м слове» Абай указывает, что

    сознание является «плодом труда», т, е, оно является не первичным, а

    производным. Ощущения рассматриваются Абаем как первичная

    ступень отражения реальной действительности, только че- рез них

    можно познать мир, «Видя глазами, слушая ушами, держа руками,

    пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир».

    Рассматривая органы чувства как источник познания, Абай пишет,

    что познание предметов и явлений реальной действительности

    возможно только через них «Если бы не было глаз, то какое бы мы

    получали в жизни удовольствие от красоты мира? …Если бы не было

    ушей, не слышали бы мы ни звуков, ни голосов, не получали бы

    наслаждения от песни и ниоткуда не могли бы получить известий;

    если бы нос не различал запахов, то мы не наслаждались бы ароматом

    и не избегали бы дурных запахов; если бы нёбо и язык не могли

    различать вкуса, то мы не получали бы наслаждения от приятной

    пищи» Но, несмотря на такое утверждение, Абай не доводит до

    логического конца свое материалистическое понимание природы, а

    уклоняется на путь объективного идеализма. Его материализм

    половинчат и непоследователен, он пытается доказать, что мир

    объективен, но создателем его является бог.

    Бог, согласно Абаю, сотворил мир во взаимной связи и

    согласованности, что невозможно постигнуть человеческим умом; он

    сотворил его целесообразно, с пользой для человека. Он наделил

    человека сознанием, способным подчинить себе как живую, так и

    неживую природу. Наряду с этим, бог создал также существа, не

    обладающие душой и не ощущающие боль в теле, создал животных,

    обладающих душой, но не обладающих сознанием

    Бытие Бога и человека в мировоззрении Абая

    В философских взглядах Абая можно заметить некоторое влияние

    классиков Востока. Это влияние берет верх над религиозным учением

    ислама, но элементы последнего, к сожалению, продолжают

    сохраняться в мировоззрении поэта до последних дней его жизни,

    дают о себе знать в общих философских вопросах, касающихся

    возникновения природы, этики и религии, хотя в объяснении

    конкретных вопросов философии и практической жизни Абай

    становится на позицию материализма. На развитие

    материалистического мировоззрения Абая оказали большое влияние

    уже названные нами выше древнеказахская культура с ее народными

    легендами, сказаниями, былинами, изречениями житейских

    премудростей, сказками, поговорками, пословицами и т. п.,

    отображающие наивно-материалистическое представление народом

    вопросов мироздания, жизни, души, нравственности и др., а также

    материалистическая философия русских революционных демократов

    Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Салтыкова-

    Щедрина, с которой он познакомился через ссыльных

    революционеров в г. Семипалатинске.

    Вопрос об отношении мышления к бытию, т. е. основной вопрос

    философии, решается Абаем в основном материалистически.

    Природа, в понимании Абая, существует вне нас и независимо от

    нас. Наше мышление, духовная деятельность являются отражением

    реальной действительности. Не сознание человека определяет бытие,

    а, наоборот, бытие определяет сознание, ибо человек - «дитя своего

    времени». В стихотворении «Тоты қүс түсті көбелек" (1902) Абай

    прямо говорит:

    Әркімді заман сүйремек,

    Заманды қай жан билемек

    (Эпоха управляет каждым человеком, никто не может властвовать

    над эпохой своего времени). В «43-м слове» Абай указывает, что

    сознание является «плодом труда», т, е, оно является не первичным, а

    производным. Ощущения рассматриваются Абаем как первичная

    ступень отражения реальной действительности, только че- рез них

    можно познать мир, «Видя глазами, слушая ушами, держа руками,

    пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир».

    Рассматривая органы чувства как источник познания, Абай пишет,

    что познание предметов и явлений реальной действительности

    возможно только через них «Если бы не было глаз, то какое бы мы

    получали в жизни удовольствие от красоты мира? …Если бы не было

    ушей, не слышали бы мы ни звуков, ни голосов, не получали бы

    наслаждения от песни и ниоткуда не могли бы получить известий;

    если бы нос не различал запахов, то мы не наслаждались бы ароматом

    и не избегали бы дурных запахов; если бы нёбо и язык не могли

    различать вкуса, то мы не получали бы наслаждения от приятной

    пищи» Но, несмотря на такое утверждение, Абай не доводит до

    логического конца свое материалистическое понимание природы, а

    уклоняется на путь объективного идеализма. Его материализм

    половинчат и непоследователен, он пытается доказать, что мир

    объективен, но создателем его является бог.

    Бог, согласно Абаю, сотворил мир во взаимной связи и

    согласованности, что невозможно постигнуть человеческим умом; он

    сотворил его целесообразно, с пользой для человека. Он наделил

    человека сознанием, способным подчинить себе как живую, так и

    неживую природу. Наряду с этим, бог создал также существа, не

    обладающие душой и не ощущающие боль в теле, создал животных,

    обладающих душой, но не обладающих сознанием

    Бытие Бога и человека в мировоззрении Абая

    В философских взглядах Абая можно заметить некоторое влияние

    классиков Востока. Это влияние берет верх над религиозным учением

    ислама, но элементы последнего, к сожалению, продолжают

    сохраняться в мировоззрении поэта до последних дней его жизни,

    дают о себе знать в общих философских вопросах, касающихся

    возникновения природы, этики и религии, хотя в объяснении

    конкретных вопросов философии и практической жизни Абай

    становится на позицию материализма. На развитие

    материалистического мировоззрения Абая оказали большое влияние

    уже названные нами выше древнеказахская культура с ее народными

    легендами, сказаниями, былинами, изречениями житейских

    премудростей, сказками, поговорками, пословицами и т. п.,

    отображающие наивно-материалистическое представление народом

    вопросов мироздания, жизни, души, нравственности и др., а также

    материалистическая философия русских революционных демократов

    Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Салтыкова-

    Щедрина, с которой он познакомился через ссыльных

    революционеров в г. Семипалатинске.

    Вопрос об отношении мышления к бытию, т. е. основной вопрос

    философии, решается Абаем в основном материалистически.

    Природа, в понимании Абая, существует вне нас и независимо от

    нас. Наше мышление, духовная деятельность являются отражением

    реальной действительности. Не сознание человека определяет бытие,

    а, наоборот, бытие определяет сознание, ибо человек - «дитя своего

    времени». В стихотворении «Тоты қүс түсті көбелек" (1902) Абай

    прямо говорит:

    Әркімді заман сүйремек,

    Заманды қай жан билемек

    (Эпоха управляет каждым человеком, никто не может властвовать

    над эпохой своего времени). В «43-м слове» Абай указывает, что

    сознание является «плодом труда», т, е, оно является не первичным, а

    производным. Ощущения рассматриваются Абаем как первичная

    ступень отражения реальной действительности, только че- рез них

    можно познать мир, «Видя глазами, слушая ушами, держа руками,

    пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир».

    Рассматривая органы чувства как источник познания, Абай пишет,

    что познание предметов и явлений реальной действительности

    возможно только через них «Если бы не было глаз, то какое бы мы

    получали в жизни удовольствие от красоты мира? …Если бы не было

    ушей, не слышали бы мы ни звуков, ни голосов, не получали бы

    наслаждения от песни и ниоткуда не могли бы получить известий;

    если бы нос не различал запахов, то мы не наслаждались бы ароматом

    и не избегали бы дурных запахов; если бы нёбо и язык не могли

    различать вкуса, то мы не получали бы наслаждения от приятной

    пищи» Но, несмотря на такое утверждение, Абай не доводит до

    логического конца свое материалистическое понимание природы, а

    уклоняется на путь объективного идеализма. Его материализм

    половинчат и непоследователен, он пытается доказать, что мир

    объективен, но создателем его является бог.

    Бог, согласно Абаю, сотворил мир во взаимной связи и

    согласованности, что невозможно постигнуть человеческим умом; он

    сотворил его целесообразно, с пользой для человека. Он наделил

    человека сознанием, способным подчинить себе как живую, так и

    неживую природу. Наряду с этим, бог создал также существа, не

    обладающие душой и не ощущающие боль в теле, создал животных,

    обладающих душой, но не обладающих сознанием


    написать администратору сайта