Главная страница

культурология. тема 1.3 задание 2. Планконспект по теме Культурные коды. План понятие культурного кода


Скачать 20.02 Kb.
НазваниеПланконспект по теме Культурные коды. План понятие культурного кода
Анкоркультурология
Дата29.09.2022
Размер20.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатема 1.3 задание 2.docx
ТипПлан-конспект
#705025

Опорный план-конспект по теме «Культурные коды».

План:

  1. понятие культурного кода;

  2. типы культурных кодов;

  3. символизм культурных кодов.

Понятие культурного кода.

 Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в данной культурной эпохе. Само понятие »код» впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирования невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.


Типы культурных кодов.


1) Самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры;

2) Открытостью к изменениям;

3) Универсальностью.

В соответствии с классификацией типов культуры М. Маклюэна выделяют коды дописьменных культур, коды письменных культур, коды экранных культур.

Существуют разные подходы к определению культурных кодов. Так, канадский философ, социолог, культуролог Г. М. Маклюэн в своих работах обосновывает мысль, что смена этапов развития культуры определяется сменой средств коммуникации, которые являются «продолжением» человеческих органов чувств и определяют специфику культуры той или иной эпохи. Выделяет три основных средства коммуникации - три социокультурных кода, которые соответствуют трем основным этапам развития культуры:

1) дописьменный социокультурный код, характерный для архаичного, племенного общества. Господствуют устные средства коммуникации, которые связывают людей крепкими узами общественной, коллективной культуры; обеспечивают образность, нерасчлененность, мифологичность сознания, а вместе с тем локальность и замкнутость этого мира. Главным органом коммуникации является УХО;

2) письменный социокультурный код. Возникновение фонетического письма, письменности и печатного станка Гутенберга (середина XV века) привело к торжеству «визуального восприятия». Главным органом коммуникации становятся ГЛАЗА. Знание и опыт передаются письменными, визуальными средствами. Это ведет к формированию национальных языков и национальных государств, распространению рационализма и индивидуализма, развитию образования, творческой деятельности и т.д.;

3) экранный социокультурный код, характерный для современного общества. Его появление связано с появлением электронных средств связи: азбуки Морзе (1844 год), радио, телевидения, компьютера и т.д. Новые средства коммуникации упраздняют пространство и время, превращают весь мир в «глобальную деревню», вовлекают человека во все происходящее в мире. Мир предстает перед человеком как зримое и осязаемое целое, что возрождает мифологическую целостность и образность мира.

Символизм культурных кодов.


Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в дан­ ной культурной эпохе. Само понятие »код»  впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирова­ния невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шиф­ровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценно­стей данной культуры. Другими словами, код — это  модель, правила формиро­вания ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от ис­ пользуемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспри­нятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.


написать администратору сайта