Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Общие закономерности возникновения государства и права. «Неолитическая революция» и ее значение в процессе образования государства

  • восточного пути

  • 1.2. «Неолитическая революция» и ее значение в процессе образования государства

  • Глава 2. Русские юристы о возникновении государства и права (общинная, задружная, родовая) 2.1. Общинная, задружная и родовая теории возникновения государства и права

  • 2.2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

  • Список источников и литературы Нормативно-правовые акты

  • Интернет – ресурсы

  • контрольная ТГП май 2020. План Введение Глава Общие закономерности возникновения государства и права. Неолитическая революция


    Скачать 115.5 Kb.
    НазваниеПлан Введение Глава Общие закономерности возникновения государства и права. Неолитическая революция
    Дата12.11.2022
    Размер115.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаконтрольная ТГП май 2020.doc
    ТипЗакон
    #784815






    Отметка:____________ подпись

    Барнаул - 2020

    План:

    Введение…………………………...……………………………………………………3

    Глава 1. Общие закономерности возникновения государства и права. «Неолитическая революция» и ее значение в процессе образования государства ……..………………………………………………………………………………….....4

    1.1.Общие закономерности возникновения государства и права. …………………………...................................................................................................4

    1.2. «Неолитическая революция» и ее значение в процессе образования государства.......................................................................................................................7

    Глава 2. Русские юристы о возникновении государства и права (общинная, задружная, родовая)……………………………………………………………….........8

    2.1.Общинная, задружная и родовая теории…………………………………………8

    2.2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права………11

    Заключение………………………………………………………………………….....13

    Список источников и литературы……………………………………………………15


    Введение
    Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

    Познание государства и права, их общие закономерности возникновения и развития следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества.

    Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучение процесса происхождения государства, позволяет глубже понять его социальную природу, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития, позволяет более точно определить все свойственные им функции – основные направления деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

    Итак, предметом дальнейшего исследования темы является многообразие теорий происхождения государства и права.

    Следовательно, целью данной работы является изучение общих закономерностей возникновения государства и права, а также различных теорий происхождения государства и права.

    Для достижения поставленной цели следует стремиться к реализации следующих задач: рассмотреть общие закономерности возникновения государства и права; рассмотреть основные пути возникновения государства и права; изучить основные теории происхождения государства и права.

    Глава 1. Общие закономерности возникновения государства и права. «Неолитическая революция» и ее значение в процессе образования государства

    1.1. Общие закономерности возникновения государства и права
    Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

    Государство-это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

    Формирование государства – это длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

    Можно выделить следующие предпосылки возникновения государства:

    - экономические: переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли;

    - политические: осознание выгодности наличия безопасных условий деятельности, создание судебных органов, войны инициировали процесс становления государственного строя;

    - психологические: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить;

    - идеологические: господствующей формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, то есть поклонение многим богам (богу огня, ветра, солнца и т.д.). Постепенно стала происходить иерархия богов, то есть среди множества богов какой-либо из них выделяется на роль главного. Затем возникает единобожие.

    Закономерности появления государства: необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением; необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей; необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс; необходимость ведения войн.

    Основные признаки государства:наличие публичной власти; территориальная организация населения; наличие системы налогов и сборов;государственный суверенитет; правотворческая деятельность государства.

    Пути возникновения государства и права - европейский и восточный. Европейский путь  характеризовался следующими особенностями:

    - благоприятные для выживания человека климатические и ге­ографические условия стали фактором, способствовавшим разложе­нию общины и возникновению частной собственности на землю;

    - возникновение частной собственности на землю;

    - социальная дифференциация общества, образование антаго­нистических классов;

    - формирование органов управления и принуждения.

    Для восточного пути  были присущи следующие особенности:

    - государства возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. (в зонах поливного земледелия, которое связано с проведением значительных ирригационных работ);

    - основной способ производства обусловил необходимость сохранения и объединения общин и укрепление общественной собственности на основное средство производства - землю, которая впоследствии частично становится государственной;

    - выделение социального слоя - управленцев, осуществляющих организацию общественных работ и распределение прибавочного продукта;

    - пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы;

    - деспотия как форма организации государства.

    Что касается права, то необходимо отметить, что оно достаточно рано пришло в человеческое общество.

    Выделяют три пути возникновения государственного права: санкционирование государством норм обычного права; правовой прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных норм; издание государством новых нормативно-правовых актов, содержащих нормы права.

    Первоначальной формой, в которой рождалось право, было обычное право. Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В обществе же, основанном на частной собственности, развивалось более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации законодательство, и прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений.

    Таким образом, государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда.

    1.2. «Неолитическая революция» и ее значение в процессе образования государства
    Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к хозяйству производящему – скотоводству и земледелию, получившему название «неолитическая революция». Процесс перехода к производящей экономике происходил постепенно и прошел три главные стадии.

    Первая стадия характеризуется отделением скотоводства от земледелия. Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного зерна для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства.

    На втором этапе происходит отпочкование от земледелия ремесленного труда. В рамках этого этапа были открыты для использования металлы (сначала медь, затем бронза, и, наконец, железо). Кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. Развивалось гончарство, чему способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Важной вехой явилось изобретение ткацкого станка.

    Третий, заключительный, этап разделения общественного труда выражается в появлении обмена этим избыточным продуктом, что приводит, с одной стороны, к активной миграции населения различных племен и народов и, с другой - к перераспределению по различным каналам (торговля, войны и другое) этого продукта, который приобретает уже не только натурализованный характер, но и денежную форму, форму сокровищ, рабов, захваченных в результате ведения агрессивных войн.

    Таким образом, три крупных общественных разделения труда, а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться дополнительный продукт, то есть сверх того, что было необходимо производителям для своего потребления.
    Глава 2. Русские юристы о возникновении государства и права (общинная, задружная, родовая)
    2.1. Общинная, задружная и родовая теории возникновения государства и права
    Необходимо не отметить роль русских юристов, внесших вклад в возникновение и развитие государства и права. Рассмотрим несколько теорий:

    Теория родового быта. В первую очередь в научной литературе было выставлено положение, что восточные славяне до самого призвания князей жили родовым бытом. Положение это было высказано представителями так называемой юридической школы дерптскими профессорами Эверсом и Рейцем, московскими - Соловьевым, Кавелиным и некоторыми другими. До прибытия варяжских князей славяне жили мелкими, совершенно обособленными друг от друга обществами, которые представляли совершенно естественное соединение лиц, происходивших от одного родоначальника, разросшиеся семьи или роды. Во главе этих мелких обществ стояли родоначальники, а за отсутствием таковых выборные родичами старейшины, которые все дела вершили по общему совету на вечах рода, разбирали тяжбы и взаимные несогласия родичей, а в столкновениях с чужеродцами являлись их вождями и представителями. Этот быт, логически развиваясь, пришел, так сказать, к отрицанию самого себя. Непрестанные распри и усобицы между отдельными родами сделали в конце концов жизнь восточного славянства невозможной. Результатом этого и было призвание князей и добровольное подчинение им славянства. Эти князья все отдельные роды объединили в один, так сказать, общий род, а сами стали в положение родоначальников, старейшин этого рода. «Новое государство в первоначальном своем состоянии, - писал Эверс, - есть не что иное, как соединение многих великих родов, а новый властитель не что иное, как верховный патриарх. Устроение и управление государства есть правление великим семейством - единственный образец, который имели в виду люди, вступавшие в новое великое общество».

    Теория общинного быта. Первый, кто критически и даже отрицательно отнесся к теории родового быта был известный основатель славянофильства Константин Сергеевич Аксаков. Не отрицая существования в древнейшее время родового быта у восточных славян, Аксаков стал доказывать, что для времени, предшествовавшего непосредственно призванию князей, родовой быт был уже давно пройденной стадией развития. Термин «род» в употреблении летописи, по мнению Аксакова, не значит род в собственном смысле, а чаще всего семья, иногда родные в неопределенном значении, иногда племя и, наконец, весь народ. Родового быта в эпоху призвания князей, следовательно, уже не было. Тому быту, который начался с призвания князей, предшествовал, по мнению Аксакова, быт общинный. Общины решали все свои дела на вечах и управлялись властью выборных старейшин. Эту теорию Аксакова развили и обставили доказательствами профессора-юристы Московского университета: Беляев в своей статье «Русская земля перед прибытием Рюрика», Лешков в своей статье «О верви» и в книге «Русский народ и государство».

    Итак, Аксаков и его последователи отвергли непосредственный переход от родового быта к государственному и установили существование промежуточной стадии между родовым бытом и государственным. В этом их заслуга.

    Теория задружно-общинного быта. Автор теории о задружно-общинном быте восточных славян Леонтович привел в пользу ее следующие аргументы. Чистая родоплеменная организация сохраняется только у кочевых народов. Но как скоро народ переходит к оседлой жизни, эта организация неминуемо разрушается и заменяется территориальной. Жизнь с ее потребностями устанавливает общение между чужеродцами, связывает их в общество. Таким образом, между родичами поселяются пришлые чужие люди; между родственными родами - роды других племен. Таковыми искусственными родами были, по мнению Леонтовича, наши верви, мелкие общественные союзы, являющиеся в Русской Правде, такими искусственными племенами были группы славян, объединявшиеся в волости или земли вокруг главных городов. Таким образом, по этой теории, родственное начало не устраняется из формирования общественных союзов восточных славян. Теория отрицает только сохранение в чистоте родоплеменной организации.

    Таким образом, каждая из перечисленных теорий отправлялась от наблюдений над некоторыми фактами, каждая уловила и подметила действительные черты времени.

    2.2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
    В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства и права. Остановимся на наиболее известных и распространенных.

    1. Теологическая или божественная теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен и др.) отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как воле Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

    2. Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций, Р. Фильмер, Н. Михайловский и др.). Суть ее в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства-монархом. Данная теория служила в средние века обоснование абсолютной власти монарха.

    3. Договорная теория (Г.Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.) объясняет происхождение государства общественным договором-результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека, понимаемое разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо) и т.п.

    4. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политеческого действия.

    5. Психологическая теория (Л. Петражицкий, Г. Тард). Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

    6. Расовая теория (Ж. Гобино) берет свое начало в эпоху рабовладения, она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

    7. Органическая теория (Аристотель, Платон, Г. Спенсер и др.). Суть ее в том, что государство и общество представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строений и функций этого организма.

    8. Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Л. –Г. Морган) исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами). Суть теории в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям.

    Таким образом, рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

    Заключение
    В контрольной работе были рассмотрены основные предпосылки возникновения государства и права и общие закономерности их развития, а также основные теории происхождения государства и права.

    В ходе исследования были получены следующие результаты:

    1. Государство – это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий – интересы всего народа.

    2. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего. Право – это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.

    3. Было установлено, что проблемы понимания государства и права, их сущности и закономерностей развития всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время появилось большое количество работ, посвященных изучению данной темы, но, не смотря на это, такие вопросы как происхождение государства и права, их основные признаки, сущность, назначение и другие, до сих пор остаются дискуссионными.

    4. Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и другие. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и права и преодолеть односторонний подход к пониманию их сущности.

    Таким образом, изучение процесса возникновения государства и права в науке и общественной практике имеет существенное значение. С одной стороны, государство и право зависимы друг от друга, а с другой они сохраняют определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления обязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения.

    Список источников и литературы
    Нормативно-правовые акты:
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/.01.08.2014.
    Литература:
    1. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права России: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. Государство. – «Проспект», 2019 г.

    2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – «Проспект», 2016 г.

    3. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). – «Проспект», 2016 г.

    4. Теория государства и права: учебное пособие для подготовки к государственному экзамену/ сост.: Ю.В. Анохин, Е.А. Бирюкова, П.Л. Ипполитов, О.Д. Овчинникова, А.М. Шаганян.-2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011 -240 с.

    5. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2006. – 288 с. – (Полный курс за три дня).

     6. Недоцук Н.А. Теория государства и права в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. -80 с.

    7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство Норма (Издательская группа НОРМА – ИНФА. М) 2001. -552 с.

    8. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Академ. Проект, 2005. 816 с. – (Gaudeamus).

    9. Сорокин В.В. Теория государства и права переходного периода: Учебник. – Барнаул; ОАО Алт. Полиграфический комбинат, 2007. – 512 с.

    10.Теория государства и права: Учебник для вузов / отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. – 3 – е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2006. - 496 с.

    11. Монография Иоганна Филиппа Густава Эверса (1781-1830) «Древнейшее русское право в историческом его раскрытии» / Соч. И.Ф.Г. Эверс Пер. с нем. (и авт. предисл.) Иван Платонов.- Санкт-Петербург:1835.- 2, XXII, 423 с.

    12.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА . М), 2002. – 616 с.

    13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. – М., 2005. – 488 с.
    Интернет – ресурсы
    1. Справочно-правовая система «Консультант плюс»

    2. Информационно-правовой портал «Гарант» www.garant.ru.

    3. Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru.




    написать администратору сайта