Главная страница
Навигация по странице:


  • эссе Ясность 1. Почему ясность признают в качестве важный черты научного стиля


    Скачать 27.9 Kb.
    НазваниеПочему ясность признают в качестве важный черты научного стиля
    АнкорПочему ясность признают в качестве важный черты научного стиля
    Дата30.05.2022
    Размер27.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе Ясность 1.docx
    ТипДокументы
    #557004

    Научное эссе, аспирант 1 курса


    Почему ясность признают в качестве важный черты научного стиля?

    Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях, он не имеет ясности. Человек не подозревает о грядущих испытаниях, он предстает перед неизвестностью, тогда невольно возникает страх. Если человек отступит и не преодолеет свой страх, то он навсегда останется стоять перед этим непреодолимым препятствием. Что же делать? Идти вперед на встречу своему страху! «Птица летит не потому, что ей нравится, а потому что так надо. Человеку же, следует летать всегда, даже без крыльев.. Ибо Полёт — Ясность Сердца, а не условие формы!» (Алексей Зелёный [1]). Именно ученому-исследователю предстоит встать на путь знаний, найти свой научный стиль и научится излагать свои мысли понятным и доступным образом, не лишним будет обрести и ясность сердца. В словаре редких и забытых слов русского языка Кантов [2] пишет: «Ясным мы называем то, что не создает преград нашему взгляду (ясная картина) или нашей мысли (ясная идея). В философии ясным называется то, что не представляет для понимания иных трудностей, кроме тех, что вызваны сложностью самой вещи или явления (ясное — не всегда легкое для понимания) либо недостаточной проницательностью ума (ясное — не обязательно тривиальное). Для писателя ясность изложения всегда сопряжена с известным риском. Чем лучше вас поймут, тем охотнее раскритикуют. Поэтому в творчестве ясность — добродетель. Туманная манера изложения свидетельствует о недостатке уважения по отношению к своим читателям и недостатке смелости перед лицом возможных противников».

    Научный стиль — это образ мышления, общаясь с человеком, связанным так или иначе с наукой мы можем заметить различия в поведении (хоть и не всегда), черты, указывающие на пытливость ума, здравый смысл, культуру речи и т. п. Научный склад ума, рациональный способ мышления заставляет человека посмотреть на жизнь, на себя и на других людей с нового ракурса. Это не говорит о том, что такой человек превосходит других, нет, но все же он ближе к ясности ума. А если такой человек становиться в роль автора, ученого, исследователя, то в его интересах донести до читателя научную мысль, подкреплённую фактами и аргументами, чтобы это было полезно другим исследователям, что не всегда бывает просто. Чтобы понять научную информацию, читателям необходимо понять предложения автора, а если говорить о стиле, в котором не хватает ясности, то изложение может стать трудным или даже непонятным. Как говорил Аристотель: «достоинство стиля заключается в ясности», то есть можно сделать вывод, что без ясности научный стиль лишается своего достоинства, понимание мысли или идеи становится недостижимым. Некоторые специалисты могут не согласиться с этим, утверждая, что трудное мышление требует и трудного изложения, так как некоторые идеи настолько внутренне сложны, что, когда авторы пытаются сделать их ясными, они их чрезмерно упрощают, жертвуя нюансами и их концептуальной сложностью. Они полагают, что если читатели не способны понять их, то это проблема самих читателей [5]. Может быть, каждый кто начинает читать научную литературу сталкивается с трудностями ее понимания. Серьезный читатель скажет, что понимание научной мысли требует усилий и терпения, но даже когда сложное мышление оправдывает использование усложнённого стиля, настоящий автор только выиграет от того, что его поймет внимательный читатель, ни одно предложение не стоит выше правки.

    По мнению Жозефа Жубера [2] «ясность – настолько очевидное свойство истины, что нередко их даже путают между собой». То есть ясность близка к истине, а кто ищет истины — не чужд и заблуждения [1] (И. Гёте). Согласно философии Рене Декарта [3], результаты чувственного опыта, сомнительны. Причем, согласно Декарту, сомневаться можно вообще во всем, в том числе подлежат проверке сомнением и истинности, которые уже имеют давние и прочные согласия. Он видел столкновение мнений при объяснении одних и тех же фактов, причем противоположные мысли высказывали великие ученые. Поэтому Декарт требовал пересмотра всех накопленных знаний. Отсюда возникает другая крайность ясности - мнимое могущество, ясность ослепляет человека, и он перестает сомневаться, перестает учиться… ведь для него всё ясно. Страх сменяется уверенностью, человек начинает совершать большие шаги в обучении. Ясность очаровывает его. Ясность очаровывает силой, лишающей силы тьму – нечто стало ясно, явилось видением из мрака как из небытия, вдруг – мы видим свет там, где только что была пелена, нам открылось прозрение, смысл явился как бы светом [8].

    «Во весь опор уходят небеса...
    Безумной каруселью кружит небо!
    И лишь на миг укажет путь гроза:
    Мы в этот миг от Ясности ослепнем!!»

    Ваха Докаев Шалавдиевич [9]

    Но мы рассуждаем о непростом человеке, а об ученом-исследователе, который без сомнений наделён критическим мышлением. Чатфильд Т. [6] «Одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций». Чтобы избежать заблуждений нужно пользоваться ясностью как инструментом при этом быть искусным мастером, взвешивать каждый свой шаг и главное знать, что ясность, в сущности, иллюзорна. Плохо, когда ясности мало, когда человек не стремиться разобраться в своем хаосе, а лишь все усложняет. Плохо, когда ясность переизбыточна, когда она ослепляет человека и ведет либо к мнимой уверенности, либо к слишком большому упрощению. Но авторы научных текстов пишут не о чувствах и настроениях, а о фактах или причинах и следствиях, рассуждают на абстрактном уровне. Вместе с тем предложения в научном тексте должны быть понятными и чёткими, для этого важно всегда проверять себя. Русский литератор и композитор Серебряного века. Первый в России мастер свободного стиха. Михаил Кузьмин [4] дал своё напутствие о «Прекрасной ясности»:

    «Если бы я мог кому-нибудь дать наставление, я бы сказал так: «Друг мой, идея талант, то есть – умение по-своему, по-новому видеть мир, память художника, способность отличать нужное от случайного, правдоподобную выдумку, - пишите логично, соблюдая чистоту народной речи, имея свой слог, ясно чувствуйте соответствие данной формы с известным содержанием и приличествующим ей языком, будьте искусным зодчим как в мелочах, так и в целом, будьте понятны в ваших выражениях». Любимому же другу на ухо сказал бы: «Если вы совестливый художник, молитесь, что ваш хаос (если вы хаотичны) просветился и устроился, или покуда сдерживайте его ясной формой: в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов, любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности» … Но «путь искусства» долог, а жизнь коротка, и все эти наставления не суть ли только благие пожелания самому себе? ..»

    На тему данной проблемы можно рассуждать еще достаточно долгое время. Когда мы научимся излагать свои мысли ясно, писать академические тексты доступным, но научным языком; не уходить от крайности в крайность, не слишком упрощать и в то же время не слишком усложнять сказанное; быть уверенным и идти без страха к знаниям, при этом сохранять бдительность и осознанность, проверять себя пересматривая все свои накопленные знания; стать искусным мастером и ловко управлять ясностью как инструментом в научном стиле; всегда помнить что истинная ясность это добродетель; тогда научный стиль обогащённый ясностью, сможет заинтересовать мир. Ясность — это просветление. Поэтому для научного стиля это важная черта, без нее и без такого сложные научные тексты станут еще сложнее. В свете ясности повседневная жизнь оживает, и все самые важные вещи в жизни обнаруживаются. Свет ясности также должен озарять не только внешний, но и внутренний мир человека, который становится его источником.

    Список источников

    1. 43 красивые цитаты про ясность со смыслом. Лучшие афоризмы и высказывания великих людей про ясность | BBF.RU [Электронный ресурс]. URL: https://bbf.ru/quotes/?tag=7130 (дата обращения: 02.02.2022).

    2. 1. Слова на букву: Я - Философский словарь терминов и понятий [Электронный ресурс]. URL: https://www.phildic.ru/category/ya/ (дата обращения: 02.02.2022).

    3. Принцип сомнения в философии Рене Декарта [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/1375464/printsip_somneniya_filosofii_rene_dekarta (дата обращения: 02.02.2022).

    4. Философско-эстетические основы русской литературы конца 19- начала 20 веков : учебное пособие / составитель С. А. Никаноров. — Шадринск : ШГПУ, 2020. — 238 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156743 (дата обращения: 30.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

    5. Исследование : шестнадцать уроков для начинающих авторов / У.К. Бут, Г.Дж. Коломб, Дж. М Уильямс ; пер. с англ. А. Станиславского. – 2 -е изд., испр. и доп. – М. : Флинта : Наука, 2007. – 360 с.

    6. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Том Чатфилд ; пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2019. - 328 с., ил.

    7. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. 156 с.

    8. Видение | Философский штурм [Электронный ресурс]. URL: http://philosophystorm.org/zloy/1847 (дата обращения: 02.02.2022).

    9. Ясность ослепляет (Ваха Докаев Шалавдиевич) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.ru/2013/02/25/1306 (дата обращения: 02.02.2022).


    написать администратору сайта