Главная страница
Навигация по странице:

  • Andante assai

  • Аннотация прошла война Щедрин. ане))12. Поэма для смешенного хора на слова А. С. Пушкина), произведения для солистов, хора и оркестра (Маленькая кантата


    Скачать 33.38 Kb.
    НазваниеПоэма для смешенного хора на слова А. С. Пушкина), произведения для солистов, хора и оркестра (Маленькая кантата
    АнкорАннотация прошла война Щедрин
    Дата16.06.2022
    Размер33.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаане))12.docx
    ТипПоэма
    #595662


    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Краснодарского края

    «Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова»

    Аннотация

    На произведение Р. К. Щедрина

    «Прошла война»

    (Из цикла «Четыре хора на стихи А. Твардовского»)

    Выполнил студент 1 курса

    специальности «Хоровое дирижирование»

    Низамов Артур Рустамович

    Преподаватель. Мальцева Т.А..

    Допущено:___________

    Оценка:_____________ (___________)
    Краснодар, 2022

    Оглавление

    1. Сведения об авторах музыки и литературного текста

    2. Музыкально-теоретический анализ

    3. Вокально-хоровой анализ

    4. Вопросы интерпретации

    5. Вопросы дирижирования

    6. Использованная литература и нотография




    1. Сведения об авторах

    Радион Константинович Щедрин – советский композитор, пианист, выдающийся общественный деятель и педагог.

    Родился 16 декабря 1932 года. Первое профессиональное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище, далее, в 1955 году окончил Московскую государственную консерваторию.

    Вначале своего творческого пути композитор стремился к обновлению традиционных форм, осваивая современную композиторскую технику. Свой неповторимый стиль он нашёл в сочетаниях русского фольклора и новых музыкальных средств выразительности.

    Родион Константинович – автор опер, балетов, концертов, ораторий симфонических сюит и фортепианных пьес. Среди его хоровых сочинений можно найти хоры a capella (четыре хора на стихи А. Вознесенского, «Месса поминовения», «Казнь Пугачева» - поэма для смешенного хора на слова А. С. Пушкина), произведения для солистов, хора и оркестра («Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь», оратория «Ленин в сердце народном»), детский репертуар («Алые паруса») и др.

    «4 хора на стихи А. Твардовского» (1968) стал одним из немногих примеров сочинения военной тематики в форме цикла для хора a capella. Выбор литературного текста не случаен. Родион Константинович цикл посветил памяти собственного брата, не вернувшегося с войны. Произведение «Прошла война» — второй номер.

    В качестве литературной основы были избраны стихи А.Т. Твардовского, написанные в 1945 году

    Александр Трифонович Твардовский родился в Смоленской области. Учился в сельской школе, после в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории. Занимался переводами с разных языков, преимущественно с белорусского и украинского.

    Среди самых известных поэм: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль».

    Твардовский участвовал в советско-финской войне в качестве корреспондента, где написал цикл стихов «В снегах Финляндии».во время Великой Отечественной войны писатель работал в фронтовых газетах, где и было впервые опубликовано стихотворение «Прошла война». Из текста Твардовского композитор использовал не всё стихотворение, а только первую и четвертую строфы.

    Перед войной, как будто в знак беды,

    Чтоб легче не была, явившись в новости,

    Морозами неслыханной суровости

    Пожгло и уничтожило сады.
    И тяжко было сердцу удрученному

    Средь буйной видеть зелени иной

    Торчащие по-зимнему, по-черному

    Деревья, что не ожили весной.
    Под их корой, как у бревна отхлупшею,

    Виднелся мертвенный коричневый нагар.

    И повсеместно избранные, лучшие

    Постиг деревья гибельный удар…
    Прошли года. Деревья умерщвленные

    С нежданной силой ожили опять,

    Живые ветки выдали, зеленые…

    Прошла война. А ты все плачешь, мать.

    Главная мысль освещена в последней строчке стихотворения, где поэт преподносит нам образ вечно страдающей матери, чей сын не вернулся с войны.

    1. Музыкально-теоретический анализ

    Хор «Прошла война» написан в строфической форме. В нём нет постоянной тональности: начинается в A dure, после в середине сочинения (6-11 такты) идёт отклонение в cis moll, а к заключительной части происходит модуляция в одноименный мажор cis dur.

    Для целостности музыкального материала композитор использует переменный метр (2/4; 3/4; 4/4). Движение в основном представлено восьмыми длительностями или четвертями, реже встречаются шестнадцатые, половинные и целые ноты. С помощью ритмического рисунка композитор передаёт особенности речи, что придаёт красочность повествованию.

    Произведение имеет темп Andante assai (весьма спокойно), который меняется лишь в окончании с помощью ritenuto (замедление).

    Характер звуковедения – legato.

    Особый образ хоровой миниатюры подчёркивается динамическим разнообразием: по большей части p-ppp,в кульминации mf-f (17-19 такты)

    Метроритм переменный (2/4; 3/4; 4/4)

    Фактура хора смешанная (аккордово-гармоническая с элементами полифонии).


    1. Вокально-хоровой анализ

    Вторая часть цикла «Прошла война» написана для смешанного хора без сопровождения. Исполняют: сопрано, альты, тенора и басы.

    Диапазоны хоровых партий
    S:
    A:
    T:
    B:
    Общехоровой:
    Партия сопрано — солирующая. Композитор постепенно подключает остальные голоса: альты в 5 такте, тенора с 7 такта берёт на себя роль солирующей партии, басы вступают в 9 такте. В 12 и 20 тактах для глубокого и проникновенного звучания в мужских партиях появляется divisi.

    Используются разные виды дыхания. Цепное дыхание требуется с 1 по 12 такты, также как в 13-14 и 21 тактах, где есть необходимость выдерживать длинные звуки. В 15 такте, у партии альтов и сопрано дыхание берётся по фразам.

    Характер хоровой миниатюры печально-просветлённый. Для проникновенности музыки, Щедрин подчёркивает эмоциональное выражение мелодической линии партии сопрано движением на большую сексту в начале, и в заключительной фразе на малую септиму. Мелодия не имеет развёрнутых фраз или скачков, тем самым напоминая речитатив.


    1. Вопросы интерпретации

    Произведение по смыслу делится на две части: 1. «Мир до войны» и 2. «Мир после войны», следовательно и смысловые кульминации можно выделить две: 1. Приходиться на слова «морозами не слыханной суровости», а 2. На слова «Выдали зелёные…». Однако динамическая кульминация только одна.

    1. Вопросы дирижирования

    Размер произведения переменный, между собой меняются двухдольная, трёхдольная и четырехдольная схемы.

    Общий характер жеста – legato. Амплитуда, для сохранения нюанса ppp (за исключением кульминации) невелика. Подчёркнутого, точного жеста требуется в исполнении 3 и 5 тактов.

    Ауфтакты снятия необходимо показывать точно, но не утрированно, так как в таком случае исполнение не будет соответсвовать характеру. Для точной передачи фактуры от дирижёра требуется следить за плавностью руки, кисти и легковесностью жеста в целом.

    Важно обратить внимание на нюансы заключительной части – ritenutoиfermata



    1. Использованная литература:

    1. Кондратович А.Т., Александр Твардовский. Поэзия и личность, 1978, изд-во: Художественная литература.

    2. Родион Щедрин: Автобиографические записи / Р. Щедрин, 2008, изд-во: Москва, АСТ.

    3. Н.В Романовский – Хоровой словарь

    4. Пигров К.К. – Управление хором, Киев, 1962 г.


    написать администратору сайта