Главная страница

живые и мертвые души. Поэма Гоголя Мертвые души


Скачать 18.4 Kb.
НазваниеПоэма Гоголя Мертвые души
Анкорживые и мертвые души
Дата14.09.2022
Размер18.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаживые и мертвые души.docx
ТипПоэма
#677852

«Живые» и «мертвые» души (по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души)

Живой человек, лишенный разума, - страшнее, чем мертвец.

Ч.Диккенс.

ПЛАН.

1 Итог многолетних раздумий писателя.

11 Основная идея поэмы «Мертвые души»

1. «Живые мертвецы» дворянских поместий.

2. Бессмысленная жизнь чиновников

3. «Живая душа» народа

111 Надежда Гоголя на возрождение России.
Поэма Гоголя «Мертвые души» - одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное.«Мертвые души» - это итог многолетних наблюдений и раздумий Гоголя над человеческими судьбами, судьбами России.

В поэме Гоголь представил на суд читателя «живые» души крепостных и «мертвые» души помещиков, погребенные низменностью и пошлостью их жизни. Говоря о «мертвых душах», Гоголь рассказывает нам не только о горькой судьбе крестьян, которые и после сво­ей смерти остались товаром, но прежде всего именно о жи­вущих : Плюшкиных, Собакевичах, Маниловых, Коробочках, Чичиковых, городских чиновниках, в которых крепостни­чество убило человеческую душу, превратив их в живых «мертвецов», причем все они — типичные, обычные для своей среды люди.  Совсем иначе автор относится к народу, рассказывая о «живой» крестьянской душе. Сюжет поэмы начинается с приезда главного героя в город. Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, затем посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность во всей красе увидеть «живых мертвецов». Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице. В доме у Манилова всегда чего-то недостает. Так, в кабинете только часть мебели обтянута шелковой материей, а два кресла покрыты рогожей. Хозяйством управляет «ловкий» приказчик, который разоряет и Манилова, и его крестьян. Этого помещика отличает праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных способностей и безжизненность интересов. И это несмотря на то, что Манилов кажется интеллигентным и культурным человеком. Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение помещицы Коробочки. Бездушие этой женщины заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед, Коробочку мало что волнует. Даже в продаже «мертвых» душ помещица только боится продешевить. В поисках помещика Собакевича Чичиков сталкивается с Ноздревым. На первый взгляд, Ноздрев кажется живым и деятельным человеком, но на самом деле он оказывается совершенно пустым. Его поразительная энергия направлена лишь на кутежи и бессмысленное мотовство. К этому добавляется еще и страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое – «страстишка нагадить ближнему». Жаль только, что свою неукротимую энергию и любовь к жизни он направляет в «пустое» , лишенное жизненного начала русло. Следующим помещиком на пути Чичикова оказывается, наконец, Собакевич. Собакевич – этакий «кулак», которого природа «просто рубила совсего плеча». Все в облике героя и его дома основательно, обстоятельно и масштабно. Мебель в доме помещика такая же тяжелая, как и хозяин. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» . Собакевич – рачительный хозяин, он расчетлив, зажиточен. Но все он делает только для себя, только во имя своих интересов. Ради них он пойдет на любое мошенничество и другое преступление. Весь его талант ушел только в материальное. Кажется, что души в этом человеке никогда и не было. Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает Плюшкин, чей образ принял совершенно бесчеловечные формы. Когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены подозрительность и скупость героя усилились до высшей степени. У этого помещика накопились огромные запасы «добра». Таких запасов хватило бы на несколько жизней. Но он, не довольствуясь этим, ходит каждый день по своей деревне и собирает всякий мусор, который складывает у себя в комнате. Бессмысленное накопительство привело Плюшкина к тому, что сам он кормится объедками, а его крестьяне «мрут, как мухи» или сбегают. Галерею «мертвых душ» в поэме продолжают образы чиновников города N. Гоголь рисует их как единую безликую массу, погрязшую во взятках и коррупции. Чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными. При известии о назначении нового генерал-губернатора инспектор врачебной управы лихорадочно думает о больных, умерших в значительном количестве от горячки, против которой не было принято надлежащих мер. Председатель палаты бледнеет от мысли, что он совершил купчую на мертвые крестьянские души. А прокурор вообще пришел домой и внезапно умер. Какие же грехи были за его душой, что он так сильно испугался? Гоголь показывает нам, что жизнь чиновников пуста и бессмысленна. Они растратили бесценную жизнь на подличанье и мошенничества. «Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» – народ, талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание крестьян, которые явились результатом крепостного права. Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живых помещиков и чиновников, души которых мертвы. 
В своем произведении Гоголь изображает все недостатки русской действительности. Автор это делает из огромной любви к своей Родине, к своему народу, в надежде на его возрождение. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. В последующих томах «Мертвых душ» автор планировал перенести свои идеалы в реальность, оживить «мертвые души», но не смог, не успел. В этом трагедия Гоголя, возможно, автору и удалось бы найти ответ на основной вопрос поэмы, тогда он смог бы стать переломным моментом в общественно-политическом развитии России.

 


написать администратору сайта