Главная страница

Политика - шпоры. шпоры - политика. Политика может осуществляться на нескольких уровнях


Скачать 100.94 Kb.
НазваниеПолитика может осуществляться на нескольких уровнях
АнкорПолитика - шпоры
Дата30.09.2020
Размер100.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры - политика.docx
ТипДокументы
#140398
страница1 из 4
  1   2   3   4

4. Термин “политика” ( от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им “Политика”.

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики:

“Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает” (М.Вебер). “Политика - это процесс управления” (О.Ренни). “Политика - властное распределение ценностей внутри общества” (Д. Истон). “Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений” (Р.Шнайдер).

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями.

Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.

Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество: обеспечение целостности и стабильности общества, управленческая, регулятивная, политической социализации, мобилизации обще-й деяте-ти, рационализации.

В целом можно выделить три группы политических закономерностей в зависимости от сферы их действия и проявления.

Первая группа - это закономерности, выражающие связи, взаимодействия политической сферы с другими сферами общественной жизни. К ним относятся: зависимость структуры, функций политической системы общества от его экономической и социальной структур; активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества и др.

Вторая группа - это закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи и отношения во взаимодействии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, например, такие закономерности, как влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа политической системы общества.

Третья группа - это закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных сторон, явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделение властей в демократическом обществе на законодательную, исполнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма.

Политические отношения - разновидность общественных отношений выражающих отношения по поводу политической власти. Как правило поводом этих отношений является: политическая власть, кому она принадлежит, организация государственной власти, и методы управления. ( Политические отношения могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов, изо­ляции, нейтрализации, борьбы. Условно их можно разделить на три груп­пы: отношения между крупными социальными слоями, а также нация­ми и государствами; вертикальные отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе; от­ношения, которые складываются между политическими организациями и государственными учреждениями. В связи с этим следует раскрыть понятие власть которая и представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником и имеет право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономи­ческое, образовательное и т.д.). Свойства политической власти (давал Кочетков: 1. организованна, 2. АССИМЕТРИЧНА, 3. развращает, 4. текуча, 5. привилегированна, 6. обозначена лозунгом или короной, 7. отделена от народа. Власть возникает там и тогда, когда устанавливаются нормы и правила, предписывающие одним управлять, а другим подчи­няться, когда вводятся санкции по отношению к тем, кто нарушает эти правилаСубъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, организация, социальная общность и др. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общ­ности, классы, общество.

6. Политическое знание и мысль существуют в течение не одного уже тысячелетия, политология же, как научная и академическая дисциплина, развивается немногим более чем столетие. За многие годы разработки политических идей и концепций накоплен весьма значительный теоретический багаж, который просто невозможно было бы изложить в полном объеме в рамках одного учебника или даже многотомной монографии. В силу этого приходится выбирать наиболее важные методологические идеи и теории, которые оставили существенный след в теории и истории политологии. Кроме того, в этом случае необходимо выбрать специфическую логику и дидактику изложения наиболее важных результатов и положений политической науки, которые, конечно же, во многом зависят от определенных авторских позиций, поскольку всегда возможны самые различные пути и способы интерпретации накопленных человечеством политических знаний.

Вероятно, наиболее подходящим для учебных целей и задач способом освоения обширнейшей области обществознания, связанной с политической наукой, был бы дедуктивный путь движения от самых общих теоретико-методологических проблем политики и политологии к анализу вопросов специальных разделов и составляющих ее частных дисциплин, разбирающих и рассматривающих отдельные аспекты политической жизни. Подобная логика учебного изложения политических знаний, в известном смысле, обратна логике собственно научного исследования объекта, проникновения с поверхности во внутренние механизмы политической жизни. Несмотря на это, мы начинаем содержательный анализ именно со 'святая святых' и 'тайны тайн', то сеть с анализа самой природы существования и условий возникновения мира политики, которые связаны с феноменом власти и властного общения людей.

Политика является объектом исследования многих гуманитарных и общественных дисциплин. Правомерно возникает вопрос: в чем же специфика политологии по сравнению с другими многочисленными научными дисциплинами, изучающими политику? Для ответа на этот вопрос следует заметить, что политика как объект научного анализа изучается не только собственно политологией, но и, по крайней мере, еще восемью типами дисциплин обществоведческого знания: философией, социологией, психологией, антропологией, юриспруденцией, историей, культурологией и, наконец, политической экономией. Посмотрим, как расположились эти дисциплины на необъятном ландшафте политической жизни. Философия изучает политику как феномен мирового развития и артефакт человеческой цивилизации. Социологию интересует воздействие социальной среды на политическую сферу, к примеру, вопросы взаимодействия подсистем собственности и духовной культуры со сферой властных отношений. Юриспруденция исследует 'стыковую' область правовых и государственных норм и институтов. Историю занимают вопросы исследовательски-хронологического сбора и описания эмпирических фактов развития политических институтов и идей. Политэкономия исследует производственные отношения и экономические механизмы как материальную основу политической деятельности людей. Психология обращается к невесомой материи психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей, тогда как антропология (или этнография) и культурология интересуются соответственно генезисом властных отношений и политическими традициями, ценностями, нормами.

Политика как объект научного исследования имеет множество измерений и характеристик, поскольку она выступает в качество одного из главных регуляторов социальных отношений, пронизывая многие другие сферы жизни общества и человека. Всесторонний анализ различных измерений политики обусловливает необходимость ее междисциплинарного изучения, привлечения потенциала и инструментария всех общественных, гуманитарных, а в ряде случаев даже естественных и технических наук (биология, математика, кибернетика и т. д.). Многие разделы политического знания последовательно аккумулируют результаты междисциплинарных разработок смежных с политологией разделов обществознания: изучение политических институтов и норм тесно связано с правоведением; политических идеологий и учений - с философией; политических чувств и эмоций - с психологией; политических традиций и ценностей - с культурологией, а вопросы генезиса публичной власти и политики исследуются антропологией и этнографией. Данный список можно было бы продолжать и продолжать, однако, возникают сразу два вопроса: во-первых, а не слишком ли много наук, изучающих политические объекты, и во-вторых, в чем же состоит специфика политологии как научной дисциплины? На эти вопросы необходимо дать более или менее определенный ответ.

7. Политическое учение Платона - Оно представляет собой попытку создать модель идеального государства - справедливое правление избранных мудрецов. Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего для того, что бы спасти бессмертную душу человека. Он описывает несовершенные формы государства: тимократию (форма государственного устройства, в которой право на участие в правительственной власти распределяется сообразно с имуществом или доходом. форма государственного устройства, в которой право на участие в правительственной власти распределяется сообразно с имуществом или доходом.), олигархию – (форма государственного устройства, в которой власть принадлежит немногим. В системе Аристотеля О. противополагается аристократии, как ее извращенная форма, т.к. в отличие от аристократии здесь управляющие преследуют свои корыстные цели.) и демократию (народовластие в понимании Аристотеля близка к охлократии) и называя её главной бедой политики. Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведёт к тирании большинства. В его политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма. но исключая эти недостатки можно увидеть разумные основы гражданственности, высокого морального духа. Политическое учение Аристотеля - Он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Так же он утверждал, что государство - естественное образование. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В результате получается три "правильных" формы правления (монархия (в М. верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью), аристократия (такая республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов), полития (власть многих), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три "неправильных" (тирания, олигархия (правление немногих) демократия), где имеется в виду только личное благо правителей. Политические учения, взгляды М.Т.Цицерона - Государство, в трактовке Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общение. Он утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано".Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Древнегреческий философ

Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге “Государство”) как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.

Платон выступает противником частной собственности: “ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий”.

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства - если среди правителей выделится кто-нибудь один - монархия, если несколько правителей - аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке ухудшения государственности, “извращения” совершенного типа.

Появление частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновению тимократии (власть честолюбивых).

В результате скопления значительного богатства у отдельных лиц в ходе войн и раздоров тимократия прекращает свое существование и превращается в олигархию: “это строй, основывающийся на имущественном цензе”; у власти стоят немногие богатые, а бедное большинство не участвует в управлении. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое - богачей.

У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Однако демократия “опьяняется свободой в неразбавленном виде” и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания:. Причем тиран добивается власти как “ставленник народа”. Тирания - наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, “очищения” государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

Монархия - древнейшая, “первая и самая божественная” форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона, “они сами закон”; такой человек “как бог между людьми”.

Аристократия - предпочтительнее монархии. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом.

Полития (республика) - власть большинства. Но единственная общая функция большинства - воинская, поэтому “республика состоит из людей, носящих оружие”. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.

Тирания - это власть, которая “не согласна с природой человека”. “Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана”.

Олигархия - власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

Демократия - власть большинства. Есть пять видов демократии, которые делятся на два рода: демократию, основанную на законе, и демократию, где верховная власть находится в руках толпы. Последняя является охлократией, она уже выходит за рамки политического устройства. Демократия, основанная на законе, - “самая ... сносная из всех худших форм политического устройства”. В условиях “крайней демократии” решающим оказывается мнение “чистых потребителей” - людей, свободных в негативном, отрицательном смысле - от собственности, труда, воспитания.

Идеальное государство Аристотеля. Философ говорит, что “счастливо только наилучшее государство”, а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство. В его основе лежит наилучшая форма собственности - “собственность средней величины”, ибо вообще “умеренное и среднее есть самое лучшее”. Владельцы такой собственности рассудительны; это “среднее сословие”, устанавливающее “наилучшую форму политического общежития”. Можно предположить, что политический идеал Аристотеля - демократия, но это не так, ибо он различает существенные и несущественные части государства и, исходя из этого, исключает из средних слоев большинство граждан государства, лишая их гражданства: К необходимым, но не существенным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным - воинов и правителей. Следовательно, в наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Они - землевладельцы и рабовладельцы - живут за счет труда рабов-варваров, имеют философский досуг, развивают свои добродетели и исполняют гражданские обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят, служат богам в храмах. Собственность граждан, хотя и неодинаковая, такова, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространенным на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли эллинов, как общественные, так и частные.

  1   2   3   4


написать администратору сайта