Главная страница

История СУРС 1. Полоцкое и Туровское княжество


Скачать 27.35 Kb.
НазваниеПолоцкое и Туровское княжество
Дата17.11.2018
Размер27.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория СУРС 1.docx
ТипДокументы
#56737

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский Государственный Университет Транспорта»

Кафедры «Философии, Истории и Политологии»
СУРС №1

По Истории

На тему : «Полоцкое и Туровское княжество»

Выполнил Проверил

Студент Старший преподаватель

Бичан Константин Дмитриевич Рябцева Н.А.

МВ-11

Гомель,2018

Содержание

  1. Политическое устройство полоцкого княжества: органы власти и управления……………………………………………………………………………………………………3

  2. Общественная жизнь и экономическое развитие полоцкой земли…………..5

  3. Туровское княжество…………………………………………………………………………………….7

  4. Христианство и просвещение……………………………………………………………………….9

Список литературы …………………………………………………………………………………………..11

Политическое устройство полоцкого княжества: органы власти и управления

Первоначальные историографические данные о Полоцке причисляются к 862 году. Под этой датой в "Повесть временных лет" попадаются данные, о этом, то что скандинавский правитель князь Рюрик - новгородский правитель, стал выдавать города "мужам своим" наравне с иными городами упоминается и Город. В "Повести временных лет" никак не сохранилось имя данного князя, однако возможно допустить, то что этот князь был, как и Рюрик .

В таком случае, то что Полоцк угодил под воздействие Рюрика, который старался подчинить себе северную часть пути "из варяг в греки", никак не могло не вызвать противодействия со стороны Киева. Киевские правители Аскольд и Дир в 865 году реализовывают путешествие на кривичей. Ипатьевская летопись не предоставляет данных о последствиях похода, однако подмечает, то что киевские князья "воевали полочан, и много беды им натворили".

В конце IX века Полоцк был завоёван князем Олегом и присоединён к Киевской Руси. Про это говорит упоминание в летописях похода князя киевского Олега на Смоленск, после которого была установлена дань для кривичей. Существенное воздействие Киева на развитие Полоцкого княжества тех пор подтверждается и летописными данными о походе Олега в 907 году на Царьград, в каком участвовали и полочане. Про это говорит перечень городов, которые получили вознаграждение. Полоцк кроме положенных 12 гривен каждому участнику похода получил ещё и дополнительные вознаграждение потому, что в нем князем был вассал Олега.

О выходе Полоцкого княжества из-под власти Киева, как о военно-политическом событии летописи упоминаний не сохранили, но про то, что это тем либо другим методом вышло с 907 по 947 подтверждается последующим: в 947 году княгиня Ольга начинает на землях, зависимых от Киева, устанавливать регулированный размер дани. В числе земель, для которых устанавливались новые значения дани нет Полоцкой, как следствие этого, она не платила дань Киеву.

К 980 году точно можно разговаривать о самостоятельности Полоцка как от Киева, так и от Новгорода. В это время княжит князь Рогволод, про которого в "Истории российской" Татищева сказано: "Рогволод был от пришедших князей из варяг". В исторической литературе нет одного подхода к этнической принадлежности Рогволода: был ли он славянином, либо варягом, но основное то, что конкретно при нем Полоцк перевоплотился в мощное самостоятельное правительство. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду: "Держал, обладал и княжил Полоцкую землю" - говорит о окончании первого шага становления государства. Были определены границы, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс сотворения государственности времён Рогволода совпал с подобными действиями и у остальных европейских народов: чехов, моравов, хорватов, словенцев, поляков, также с созданием первых централизованных стран в Скандинавии - Дании, Швеции и Норвегии.

Общественная жизнь и экономическое развитие полоцкой земли

Первую историческую информацию о Полоцке летописи относят к 862 году. Князь Рогволод "Держал, обладал и княжил Полоцкую землю", что говорит о окончании первого шага становления государства. Были определены границы этой земли, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс сотворения государственности времён Рогволода совпал с подобными действиями у чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, также с созданием первых централизованных стран в Дании, Швеции и Норвегии. . Города Полоцкой земли были не лишь центрами пребывания княжеской администрации (региональными столицами), они делали также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII--XIII веках монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов.

В "Повести временных лет" встречается термин "полочане" сразу с эндоэтнонимом обитателей Полоччины — "кривичи".Тем летопись резюмирует племенное территориальное самоопределение части кривичей (в отличие от псковско-изборских и смоленских) на базе сотворения некоторого княжества со столицей в Полоцке. Большая часть современных исследователей соглашаются, что название "полочане" "является территориальным", но не этническим.

Финансовой основой Полоцкой земли, не считая обычного сельского хозяйства, было ремесло, торговля и прибыльное международное положение княжества. Центральное место в торговых отношениях Полоцка с Европой, Византией, государствами арабского Востока, Персией отводилось известному пути "из варяг в греки". Одно из самых крупных ответвлений этого пути проходило по Двине через Полоцк.

Идейным фундаментом страны на исходном шаге было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. — христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Главным вопросом наружной политики Полоцкой земли была борьба за международное первенство и внедрение выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к военно-политическим конфликтам Полоцка с Новгородом и Киевом. В XII веке, невзирая на реальную раздробленность Полоцкой земли, её как и раньше часто разглядывали как целостное правительство. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались огромные изменения. Активировалось вече — общее собрание городских жителей, бывшее и высшей судебной инстанцией. Развилось многоукладное хозяйство. Родоплеменное создание и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, возникли вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в городах создавались первые цеховые организации. Меж "старшими" и "младшими" князьями устанавливались вассальные отношения.

1201 году с разрешения Полоцкого князя Владимира в устье Двины германские рыцари-крестоносцы и миссионеры основали Ригу. Это стало началом конца самостоятельности Полоцкой земли. Сопротивляясь наружной злости, Полоцк обязан был пойти на альянс с Новгородом и Литовской Республикой. В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов ХІІІ века на полоцком княжении возникает первый литовский князь Товтивил. Так начался новый период существования Полоцких земель — в составе Величавого княжества Литовского.

Туровское княжество

С Владимира Святославича княжество совсем вошло в состав Древнерусского страны, первым князем-Рюриковичем в Турове был сын Владимира Святополк. При Ярославе Мудрейшем в Турове сидел его сын Изяслав. По погибели Ярослава Изяслав стал величавым князем Киевским, но сохранил за собой и туровское княжение. Когда в 1078 году Изяслав был убит и его брат Всеволод занял величавое княжение Киевское, княжество было отдано младшему сыну Изяслава, Ярополку, в придачу к Волыни. В 1088 году по смерти Ярополка в Туров перешёл его брат Святополк Изяславич, княживший до этого в Новгороде. В 1093 году Святополк стал величавым князем киевским, но Туров оставил за собой, после этого последующие 32 года Туров снова был киевской волостью. Через собственного сына Ярослава Святополк обладал также Волынью, изъятой у Давыда Игоревича по решению Витичевского съезда.

Происшествия перехода Турова под власть Мономаховичей до конца не известны. Понятно про то, что Вячеслав Владимирович княжил в Смоленске с 1113 года, а потом под 1127 годом он указан в связи с походом на Полоцкое княжество как туровский князь. Понятно также, что 1118 году Ярослав Святополчич растерял Волынь, но, по неким версиям, в Турове в 1110—1123 годах княжили его братья Брячислав и Изяслав.

При Вячеславе Владимировиче (с 1127 года) княжество распалось на два удела, Туровский и Клецкий, где княжил внук Святополка Вячеслав Ярославич. Изяслав Мстиславич отдал Туров собственному сыну Ярославу, а Юрий Долгорукий — собственному сыну Борису, тем Туров в 1146—1157 годах опять был киевской волостью. И лишь сначала величавого княжения Изяслава Давыдовича в Турове был князем внук Святополка Юрий. Изяслав востребовал, чтоб он уступил Туров внуку Владимира Мономаха Владимиру Мстиславичу, но в 1162 году княжество совсем обособилось от Киевского княжества под властью Юрия Ярославича и его потомков.

Туровские князья в союзе со смоленскими участвовали в битве на Калке в 1223 году.

В первой половине XIII века, за княжество боролись Литовская Республика и Галицко-Волынское княжество. В 1250 году, княжество на которое время было захвачено Даниилом Галицким. В XIV веке в связи с ослаблением Галицкого княжества литовский князь Гедимин присоединил Туровское княжество к своим владениям. После чего в княжестве правили его потомки на правах удельных князей в Литовском государстве.

Христианство и просвещение

Как известно, в 988 году киевский князь Владимир провозгласил христианство официальной религией своего государства. Дело было за малым. Донести эту идея во все концы Руси. А концов было много, и совсем не все из них отрадно посчитали княжескую начинание. Потому нередко приходилось использовать насилие. Как говорили в те времена, Русь крестили "огнём и мечом".

На земли современной Беларуси христианство приходило различными способами. В Полесье, вотчину дреговичей, новую религию получилось принести мирным путём. Существует легенда о каменных крестах, приплывших по Днепру и Припяти прямо от Киева, и обагривших кровью воды в районах Турова и Пинска. Поражённые таким зрелищем, полещуки, приняли новую веру. Тех, кто не принял, уверяли военные формирования из Киева.

Несколько по-другому процесс христианизации пошёл в землях кривичей. Кривичи никогда не были полностью подчинены Киеву. А столица их Полоцк усердствовал вести обособленную политику. У Киева не было довольно военных сил для силового решения вопроса.

Но в Полоцке соображали, что принятие христианства безизбежно. К тому же оно несёт определённые выгоды. Развитие культуры и письменности, поддержку отношений с примыкающими, уже христианскими государствами. Ведь в то время все соседи кривичей, кроме Литвы, уже крестились.

Первыми известными христианами Полоцка были княгиня Рогнеда (в крещении Анастасия), и её сын Изяслав. Изяслав был человеком набожным и сделал многоо для развития письменности и наук в Полоцке.

В 992 году была организована Полоцкая епархия на землях кривичей. Несколько позднее в Турове была организована епархия для дреговичей. Подольше всех процессу христианизации оказывали сопротивление радимичи. В их земле, Смоленском княжестве, епархия организована была только в 12 веке.

Через христианскую культуру Беларусь вошла в европейскую цивилизацию. Равномерно искоренялись подобные пережитки язычества, как многожёнство, кровная месть, языческие жертвоприношения.

На землях Беларуси стали появляться каменные строительные сооружения, более величавым из которых, безусловно, является собор Святой Софии в Полоцке над Двиной.

При церквях и монастырях были школы. Там же переписывались книги. Образованные монахи были советниками князей в государственных делах.

Литература
1. http://www.legenda.by/prinyatie-xristianstva-na-zemly..

2. http://www.belhistory.com/history_turov.html

3. В. Игнатовский Краткий очерк истории Белоруссии. Мн. 1991 г.

4. История Беларуси. Под ред. А. Кохановского. Мн. 1997 г.

5. М. Ермолович Древняя Белоруссия: Полоцкий и новогородский периоды. Мн. 1990 г.

6. Киев и западные земли Руси. Сборник статей. Ин-т истории АН БССР, Мн. 1982 г.

7. Древнерусские княжества. Сборник статей. Институт истории АН СССР, Мн. 1975 г.



написать администратору сайта