Главная страница

Прогматизм. прогматизм. Прагматизм в развитии современного казахстанского общества


Скачать 18.13 Kb.
НазваниеПрагматизм в развитии современного казахстанского общества
АнкорПрогматизм
Дата07.07.2022
Размер18.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрогматизм.docx
ТипРассказ
#626383

ALIKHAN BOKEIKHAN UNIVERSITY

ЭССЕ

Тема: Прагматизм в развитии современного казахстанского общества

Выполнила: Муратова Р.Ш
ЮР-106

Проверила: Дайрабаева А.Б

СЕМЕЙ 2022

Понятие «история» происходит от греческого historia - рассказ о прошлом, повествование о том, что узнано, исследовано и обозначает как само это прошлое, так и информацию о нем, зафиксированную в первую очередь в тексте. В европейской научной традиции понятие «история» одновременно обозначает объект познания и научное знание об этом объекте. В самом широком смысле история рассматривает разнообразные процессы развития в природе и обществе. История как социально-гуманитарная наука изучает прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Известна сентенция XIX века, что в мире есть только одна наука, и эта наука - история. Человеческая история, история социума, с одной стороны, является частью и продолжением истории планеты, ее природы, с другой стороны-это история разума и духа. История общества в этой связи есть история людей, историческое творчество которых начинается с эволюцией человеческого общества. Именно это историческое творчество и является содержанием истории. История есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий отдельных личностей, народов, различных социальных групп, всего человечества. Историческая наука, как и другие науки, по мере развития вбирала в себя опыт многих человеческих поколений

Казахстан прошел в истории большой и достойный путь. Казахская государственность на различных исторических этапах принимала разнообразные формы: ханство, протекторат, союзная республика. Однако полноценная государственность современного типа, соответствующая национальным интересам и вызовам XXI века, была построена только в 1990-2000-х годах, то есть после распада СССР и обретения государственной независимости. На историческую арену вышло новое независимое государство - полноправный участник, субъект мировой политики, член Организации Объединенных Наций. Историческая значимость этого важнейшего периода состоит в том что именно в эти десятилетия Казахстан во главе с первым Президентом Н.А. Назарбаевым, подлинным основателем современного государства, прошел путь от провозглашения независимости к реальному государственному суверенитету, стал признанным, авторитетным участником мирового сообщества. Динамично и последовательно продолжается стратегический процесс всестороннего укрепления суверенного Казахстана: определены дальнейшие перспективы государственного развития до 2020 и 2030 годов.

Современный Казахстан в качестве адекватной вызовам современности стратегии своего цивилизационного развития избрал путь модернизации важнейших сфер не только общественного бытия, но и общественного сознания. При этом заявлено, что модернизация общественного сознания должна не только сопровождать масштабные преобразования в экономике и политике, не просто дополнять их, но должна выступать их сердцевиной, опережать их в своем стремлении определить верные, соответствующие вызовам времени, ориентиры дальнейшего развития. Фундаментальным требованием предлагаемой модернизации является необходимость изменения «модели сознания и мышления», взяв лучшее из того, что несет эпоха. Однако, как показывает опыт ХХ века, основная проблема заключается в том, что передовые достижения определенного цивилизационного типа (главным образом, западного) механически переносились на все народы и цивилизации без учета их особенностей. Поэтому сохранение своей культуры и собственного национального кода является первым условием модернизации нового типа. При этом речь идет не о консервации всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Одним из приоритетов предлагаемой модернизации назван прагматизм, который определяется следующим образом. «Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире… Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком,
так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий».
В прагматизме вырабатывается представление о мире как о постоянно усложняющейся и трансформирующейся структуре, в которую встроен человек в качестве одного из элементов, наделенного специфическими возможностями по созданию самостоятельных стратегий деятельности в условиях нестабильности и непредсказуемости. Основными институтами, отвечающими за создание указанных стратегий, в человеческом обществе на современном этапе развития являются наука и образование, от которых ожидают концептуальную революцию, открытие нового смыслового горизонта, кардинальное улучшение ментальных способностей человека и общества, а на этой базе обеспечения экологически ориентированного развития технологий и техники, обеспечивающих перманентное улучшение качества жизни.

Определяя исходным пунктом своих методологических усилий действия человека, прагматизм предлагает уделять основное внимание формированию эффективной технологии действия в любой новой для человека ситуации, которую можно охарактеризовать как проблемную. И здесь важно не столько обладание уже готовым, устоявшимся знанием, сколько обретение собственного опыта по применению имеющихся знаний или формирование знания о возможностях самостоятельного получения необходимых знаний. Соответственно, одно из ключевых требований методологии прагматизма заключается в формировании критического мышления, направленного против любых форм авторитаризма в научных суждениях и социально-политической практике. Критическое мышление предполагает устранение такого типа социального управления, в котором людям спускаются сверху и навязываются силой почти исключительно задачи-средства. Методологической основой эффективного решения вопросов социальной практики в прагматистом подходе является признание за человеком статуса полноправного субъекта деятельности, участвующего в созидательно-творческом процессе преобразования мира, социальной действительности, собственного несовершенства, раскрывающего в этом процессе все новые собственные возможности. При этом основная цель цивилизационного развития заключается не столько в ускорении темпов экономического развития и совершенствовании механизмов получения финансовой прибыли, сколько в обеспечении возможностей каждому человеку реализовать свой потенциал и вести здоровую, творческую, активную жизнь, когда совершенствование качеств личности становится залогом и содержанием прогресса всего человечества.

Другими словами, все более очевидным становится тот факт, что дальнейшая перспектива современного мира, равно как и будущее развитие любого социального организма, в первую очередь, зависит от того, сумеет ли человечество найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально модернизации. За годы независимости руководством страны и гражданами Казахстана выполнен огромный объем созидательной работы. Достижения Казахстана (суммированные в его современной истории) должны стать вдохновляющим примером для новых поколений и авторитетным аргументом в понимании правильности выбранного в 1990-х годах политического и экономического курса. Поэтому и необходимо изучение и обобщение продолжающегося на наших глазах строительства и укрепления современного государства. Изучение современной истории Казахстана в высших учебных заведениях имеет важное воспитательное и консолидирующее значение, является залогом формирования казахстанского патриотизма.


написать администратору сайта