итория билеты. Рассказ о прошлом
Скачать 119.71 Kb.
|
№1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки История (с греч. "рассказ о прошлом") - наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных изменениях. Первым историком считается Геродот, которого часто называют отцом истории Объект истории - жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всём земном шаре. Предмет исторической науки - деятельность людей `Цель научного знания - изучение нашего прошлого и прогнозирование будущего История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией и т.д. В отличии от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни и все её стороны (культуру, политику, экономику и т.д) В то же время каждая из существующих в наше время наук за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки обязательно включают в себя исторический раздел, например, изучая науку физику, мы изучаем также и её раздел - историю физики, изучая музыку - изучаем историю музыки и т.д. Т.е другими словами - каждая наука тесно связана с историей, так как у каждой науки есть своя история, и прежде чем изучать какую-либо науку, необходимо для начала ознакомиться с её историей, например, кто впервые открыл её, кто вносил свой вклад в неё на протяжении веков ит.д. 2) Сущность формы функции исторического знания. Объект исторического исследования огромен, крайне сложен и многообразен. Поэтому историческое знание, которое добывается усилиями историков, представляет весьма сложную картину. Исторические события, процессы, явления изучались и изучаются в разное время в разных странах под разными углами зрения. Какие-то проблемы изучены лучше. Некоторые исторические сюжеты служат предметами бесконечных дискуссий. Традиционно привлекают внимание крупные отрасли исторического знания: политическая история, военная история, история культуры, история религий, история государства и права. По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), а также историю отдельных стран и народов (историю Англии, Германии, Китая, России, США и т. д.). Важный вклад в общее дело вносят вспомогательные исторические дисциплины, разрабатывающие вопросы методики и техники исторических исследований. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах) и тд. История выполняет несколько социально значимых функций * Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. * Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. * Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. * Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел - История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений. Чем обширнее такая память, тем духовно богаче человек и общество в целом. Культура мышления предполагает большой объем и глубину знаний. Чем глубже познание человека в социально - экономическом и культурном опыте, который накапливался предшествующими поколениями, тем определеннее и целенаправленнее его деятельность. - Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В.О. Ключевский писал: « Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином». Предмет и принцип исследование изучение различных сфер деятельности людей - изучение процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе Под методологией принято понимать учение о методах научного поиска, о приемах и операциях по накоплению и освоению знаний, о различных способах построения и обоснования системы знаний об историческом прошлом. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Существуют специально-исторические методы исследования: хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный - метод периодизации; историческое моделирование, статистический метод. Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов. - проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала, так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории. Изучение истории предполагает анализ определенного круга источников – письменных, вещественных, лингвистических, этнографических; устных, кино- и фотоматериалов, которые иногда содержат противоречивую информацию, в связи с чем возникает необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной информации, позволяющей воспроизводить правду об исторических событиях. Формы исторического знания Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни. Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. 3. Восточные славяне в древности В одной из самых ранних русских летописей «Повести временных лет» — основном нашем источнике по начальной истории Руси - сказано, что славяне - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов. В 1 тысячелетии н.э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. Они делились на многие племена и прозвались своими именами от мест, на которых жили. Например, славяне, жившие в лесах, назывались древлянами, славяне, жившие около реки Полота, назвались полочанами, славяне, жившие около озера Ильмень, назывались славянами Ильменскими и т.д Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе: - Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине - Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Некоторые историки придерживаются мысли, что миграция происходила из территории Дуная, другие - из Балтики По свидетельствам современников, славяне были рослыми, сильными и красивыми, голубоглазые, светловолосы, светлокожие Основными занятиями славян было: - Земледелие - Охота (охотились на белок, лисиц, соболей. Шкуры многих животных использовались славянами в качестве денег, в наше время это же. называется просто обменом) - Рыболовство, - Скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, свиньи) - Бортничество (собирали мёд диких пчёл) Верования древних славян называют язычеством, так как поклонялись они многим богам. Божества ассоциировались у них с природными явлениями, и практически каждому природному явлению соответствовал определенный бог. Например, Перун - бог молнии, Ярило - бог солнца ит.д. Они также верили в лешего, домового, русалок, водяного и других. Древние славяне не строили храмов, а свои обряды устраивали в рощах, на полянах, у каменных идолов и других местах. Славяне также верили в то, что после смерти люди переселяются в какой-то другой мир и там продолжают свою жизнь. Умерших князей и дружинников хоронили в курганах, некоторые из которых достигали около 10 метров в высоту. Умершего князя одевали в боевые доспехи, рядом клали оружие, предметы домашней утвари, съестные припасы, нескольких лошадей. Археологами найдены и могилы бедных людей. Они по сравнению с княжескими были невысоки, в них не было богатого оружия, украшений, скелетов рабов или слуг. Лишь несколько самых необходимых орудий труда и предметов домашнего обихода клали в могилу умершего. 4) Христианизация Древней Руси. Изменение духовной и материальной культуры. До принятия христианства государственной религией на Руси считалось язычество. Вернее, как пишет Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь», «Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания». Славяне-язычники поклонялись духам природы, у них бытовали пережитки ритуальных человеческих жертвоприношений, многие обычаи основывались на принципе кровной мести. Восточные славяне поклонялись деревьям, рощам, лесам, камням (это называется фетишизмом - верой в сверхъестественные возможности какого-то предмета). *Одним из самых ярких русских народных праздников, в котором виднеются языческие корни, - масленица. Основным компонентом разноплановой масленичной обрядности являются «проводы» или «похороны» Масленицы, то. есть чучела, которого сжигали или разрывали на части. (Со временем официальная церковь начала настаивать на том факте, что языческая религия является неким пережитком прошлого, а народ, исповедовавший её, пребывает в темноте и невежестве. Господство в стране языческой идеологии исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. По сравнению с мировыми религиями славянское язычество казалось отсталым, примитивным: у него не было своих священных книг и мучеников за веру. Русские купцы-язычники подвергались в чужих странах насмешкам. Решительной мерой борьбы с отжившей и тормозившей общественнее развитие языческой религией было официальное введение христианства на Руси, которое произошло в 988 году, однако до его принятия согласно «Повести временных лет» великий князь киевский Владимир Святославович", правивший в то время, долго выбирал религию, которая больше подходила бы русскому обществу. Известно, что болгары-мусульмане предложили Владимиру принять ислам. Князю весьма понравился мусульманский обычай иметь много жён, однако такой обряд, как обрезание, а также отказ от употребления свинины и вина, не пришлись Владимиру по вкусу. Слишком многим следовало бы пожертвовать, насаждая эту религию на Руси. Стоит отметить, что сам князь Владимир Святославович был язычником. Придя к власти, он попытался укрепить языческую веру и даже провёл религиозную Реформу 980 году (по его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве был создан пантеон из 5 богов во главе с Перуном. Смысл данной реформы заключался в том, что таким образом князь провозгласил княжеского бога- покровителя Перуна верховным общегосударственным божеством, «богом богов» Руси). Одна из летописей, дошедшая до наших дней, говорит о том, что Владимир завоевал христианство у Византии посредством взятия города (Херсонес): летом 988 года пошёл он войной на Корсунь. После продолжительной осады, он взял город и потребовал в жены сестру византийских императоров, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца, поскольку нельзя христианам отдавать девиц в замужество за язычников. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение, после чего совершил церемонию бракосочетания. Возвратившись в Киев и привезя с собой православных священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Вслед за ними крестились многие бояре, а в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси. Однако массовое крещение на Руси далеко не всегда было добровольным, поэтому процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Крещение Руси объясняется целым рядом исторических причин: * Интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. * Этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь больше не могла оставаться языческой окраиной. * * Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью. * Приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. Святой князь Владимир скончался 15 июля 1015 года. Он был приравнен православной Церковью к лику святых и назван "Равноапостольным". *Князь Владимир (Красно Солнышко) был внуком великой княгини Ольги (которая также приняла христианство) и сыном князя Святослава. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. 5.Особенности социально политического развития древнерусского гос-ва. Немного стоит сказать о том, что точно ответить на вопрос, когда появилось Древнерусское государство, учёные не могут и по сей день. Однако если опираться на одну из самых ранних русских летописей "Повести временных лет", русская княжеская династия берет своё начало в Новгороде, где в 862 году новгородцы призвали на княжение в своём городе князя Рюрика и его 2 х братьев. Существует также ещё несколько теорий происхождения Древнерусского государства: - Норманнская теория Теория заключается в том, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии - их называли норманнами, а на Руси - варягами. Русские правители обратились за помощью к иноземным князьям, чтобы последние в свою очередь помогли установить государственный строй на Руси. - Антинорманская теория Теория противопоставлена Норманской теории и отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства. Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам, так как на тот период истории норманны находились ниже славян по уровню политического развития, следовательно, они никак не могли образовать государство. - Центристская теория Заключается в том, что Древнерусское государство возникло как результат внутреннего самостоятельного развития славян. Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода: -период (9-10в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава) - период (10-11.): эпоха расцвета Киевской Руси, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого. - период (11-12в.): время территориально-политической раздробленности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства: - Государственный строй древней Руси представлял собой раннюю феодальную монархию во главе с великим князем - Власть великого Киевского князя была наследственной и передавалась по лествичному принципу, т. е младшему брату или старшему племяннику. Однако надо сказать, что этот принцип довольно часто нарушался - Особенностью древнерусской феодальной монархии являлось сохранение элементов догосударственной системы организации общества (т.е сохранение вече (народное собрание). В некоторых княжествах главным был князь, а вече отходило на второй план, а в Новгороде наоборот: в то время главным было вече, из-за чего Новогород называли ранней республикой. Хоть и князь был во главе государства, вече стояло выше него. - Общественный строй Древнерусского государства подразделялся на феодалов (князья, бояре), свободное население (горожане) и зависимое население (холопы) - Отсутствие чётко обозначенных границ. |