итория билеты. Рассказ о прошлом
Скачать 119.71 Kb.
|
15)Соборное уложение 1649 - юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Соборное уложение 1649 года - свод законов Московской Руси, регулирующих самые разнообразные сферы жизни. Принял Алексей Михайлович. Был действительным до 1832. Причины создания Соборного уложения - Последний судебник, принятый до создания Соборного уложения, относился к 1550 году (Судебник Ивана Грозного). С тех пор прошел практически век, феодальная система государства несколько видоизменилась, были созданы многочисленные новые указы и уложения, которые зачастую не только делали предыдущие указы устаревшими, но также противоречили им. - Начало века характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению, но вся тяжесть легла, главным образом, на черносотенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. - Вначале царствования Алексея Михайловича начались бунты в Москве, Пскове, Новгороде и других городах. В 1648 году вспыхнул Соляной бунт, восставшие, среди прочего, требовали создание нового нормативного документа. В 1648 году был созван Земский собор, который вплоть до 1649 года занимался созданием Соборного уложения. Новое уложение определяло статус государства и самого царя. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Уложение содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления. Окрепшее самодержавие перестало теперь нуждаться в поддержке со стороны сословно- представительного органа — Земского собора Значительно выросла численность бюрократии. Изменения произошли и в организации местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод. В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились также и новые виды наказаний. Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно- денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива,денежных отношений, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи. Важнейшей нормой явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян — тем самым отменялись «урочные лета» (срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян). Подтверждался и запрет перехода крестьян в Юрьев день». Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения. В частности, еще в большей степени наметилась тенденция сближения вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов — сословий, что привело определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую, безусловно, влияло установление государственной системы крепостного права. Уложение является крупнейшим памятником письменности феодальной эпохи. Начался процесс консолидации основных классов - сословий того времени - крестьян, холопов, посадских людей и дворян. 16) Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Как широкое религиозное движение он зародился после собора 1666-1667 гг. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение. В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан. Это поставило царя и патриарха перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими. Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений. Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковном расколе в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Церковный собор полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть. 17) Пётр 1: основные направления «европеизации» страны. В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями. Петр I проводил реформы широким фронтом. Он старался использовать достижения передовых европейских стран, в результате чего его усилия получили название «европеизации» и «вестернизации». Петр Алексеевич модернизировал ключевые структуры российского общества — систему управления, вооруженные силы, взаимоотношения государства и церкви, финансы и налоги. Действующее Соборное уложение дополнили многочисленные регламенты, указы. Наиболее заметными для обычных людей оказались нововведения «на европейский манер» в быту, в повседневной жизни, в духовно-культурной сфере жизни. появились органы городского самоуправления: Ратуша в Москве, земские избы в других городах. военная реформа (создание регулярной армии и военного флота) Итак, реформы Петра коснулись почти всех сферы общества. Безусловно, они были направлены на поднятие статуса России (и принесли результат): поднятие её экономического состояния, ускорение темпов развития, но в то же время проводимая Петром европеизация носила насильственный, спешный, малообдуманный характер, прикрывая "немецкими кафтанами и париками" старые московские пороки. Внезапная европеизация верхушки разрушила религиозно-моральные и общественно-бытовые связи народа с церковью. Самовольное отношение к церкви со стороны Петра вызвало негативное отношение к нему со стороны церковников. Пётр открыл морские пути, создал первоклассную армию и военный флот, создал далёкий от совершенства, но лучше предыдущего государственный аппарат, сильно развил промышленность (особенно горное дело), заложил основы светской культуры. Он проводил реформы силовыми методами. Пётр - первый царь, который стал называться императором Основные направления "европеизации" страны: 1) борьба за выход к Балтийскому и Черному морям; 2) проведение военной реформы; 3) реформа государственного управления и развитие промышленности; 4) социальная политика; 5) европеизация правящих кругов. Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок: Панегиристы. Любили Петра за его самостоятельность и близость с народом. Обличители. Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. 18)Екатерина || - «просвещенный абсолютизм»Екатерина II (правила в 1762-1796) была немецкой принцессой и придерживалась политики «просвещенного абсолютизма». Такая политика была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление мудреца на троне. Формируя правила своего царствования, первым из них Екатерина записала: «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей, она не решилась на кардинальные реформы. B начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ee время называют просвещенным абсолютизмом. Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление: 1. Править в интересах общего блага, на разумных основах, 2. Править не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, служители которых, в свою очередь, прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов. Французские просветители Ш.Л. Монтескье, М.В. Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Если говорить о Екатерине II, то Просвещение — это понятие, теснейшим образом связанное с ее правлением, потому что именно идеи французского Просвещения легли в основу той политической программы, с которой она пришла к власти и которую она пыталась реализовывать на протяжении всего своего правления. У Екатерины II с самого начала царствования сложилась определенная программа преобразований, которую она, иногда меняя тактику, старалась претворить в жизнь. Внутренняя политика: 1. Создание регулярного государства с сословной структурой и прочной правовой основой в виде системы законов. Это характерное для эпохи Просвещения представление о правовом государстве. Наделение каждого гражданина определенным набором гарантированных прав и обязанностей в зависимости от его принадлежности к тому или иному сословию – первейший долг просвещенного монарха, считала Екатерина II. 2. Важной задачей было преобразование социальной структуры русского общества. В этой структуре законом был определен лишь статус дворянства. Екатерина считала необходимым создать третье сословие, «средний род». Жалованной грамотой городам» 1785 года купечество окончательно оформляется в самостоятельное сословие. 3. Для того, чтобы законы работали надо было сформировать «новую породу», т.е. должным образом воспитать народ. При этом, считала Екатерина II, следует учитывать историю, обычаи и условия страны. Основными направлениями реализации программы Просвещения следует считать организацию более современной системы образования, развитие издательского и библиотечного дела, научной мысли и художественного творчества. Екатерина II, или «русская Семирамида», также оставила значительный след в развитии русской культуры. B правление Екатерины II творили выдающиеся архитекторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного института было положено основание женскому образованию в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы. Немка по происхождению, Екатерина Алексеевна заботилась о сохранении русского языка. Екатерина II была образованнейшим монархом. Она сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Ho критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом. 20. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Наполеоновские войны - войны Франции в период правления Наполеона I при Консулате и Империи. Велись в интересах французской буржуазии, стремившейся установить своё военно-политическое и торгово-промышленное лидерство в Европе, присоединить к Франции новые территории и одержать победу в борьбе с Великобританией за мировое торговое и колониальное первенство. В результате героической борьбы русского народа и русской армии под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова вторгнувшаяся в Россию «великая армия» Наполеона была уничтожена. Сокрушительное поражение наполеоновских войск резко изменило соотношение сил в Европе и оказало огромное влияние на весь последующий ход событий. Начался мощный подъём освободительной борьбы европейских народов. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ 1815-1833 гг. - объединение европейских монархов, возникшее по инициативе императора Александра I после крушения наполеоновской империи для борьбы с войнами и революциями в Европе. Основные положения Акта Священного союза были написаны русским императором. В нем говорилось, что союзники обязываются поддерживать узы братской дружбы, управлять своими подданными в духе братства и правды, считать себя членами единого христианского сообщества. В международных и внутренних делах государи обязывались руководствоваться заповедями Евангелия. Цели: Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая была произведена на Венском конгрессе. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа". В священном союзе состояли: Австрия, Пруссия, Франция, и другие европейские монархии. распадается. Крах Священного союза был предопределен утопичностью самой идеи, лежавшей в основе его деятельности - удержать Европу в рамках отжившего строя. В последнее время отмечается, что решения Венского конгресса и деятельность Священного союза имели и положительное значение, т.к. обеспечили Европе на некоторое время мир после череды непрерывных войн ( Северная, Семилетняя, Русско-турецкая) 21) Промышленный переворот, ускорение процесса индустриализации в 19 веке и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Под промышленным переворотом понимается постепенный переход от мануфактурной формы организации производства с ручным трудом к фабрично-заводской системе, организуемой на базе машинной индустрии. В 19 в. вслед за Англией на путь индустриального развития вступили другие европейские страны и США. К этому их толкало как внутреннее развитие, так и необходимость конкуренции с Англией. динамика и своеобразие промышленного переворота зависели от степени развития в этих странах капиталистических отношений, а также темпов и методов устранения пережитков феодализма. В 1893 году начался промышленный подъем, в результате которого к началу XX в. сложилась система российского капитализма, определились его экономические, социальные и политические особенности. |