Главная страница
Навигация по странице:

  • Учебно-исследовательские задания

  • Критерии оценки практической работы

  • Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ№1)

  • Критерии оценки

  • Материалы для подготовки

  • Я.А.Коменский

  • К.Д. Ушинского

  • М. Мантессори

  • ПР1 (1). Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения


    Скачать 270 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения
    Дата16.03.2023
    Размер270 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПР1 (1).doc
    ТипПрактическая работа
    #995362
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

    «Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии»

    Вопросы для обсуждения:

    1. Виды изобразительной деятельности и конструирования, их значение в формировании личности ребенка-дошкольника.

    2. Коррекционная роль изобразительной деятельности в развитии детей, имеющих отклонения.

    3. Влияние занятий продуктивными видами деятельности на формирование и совершенствование восприятия, представлений, воображения, мышления и речи, эмоционально-волевой сферы, зрительно-двигательной координации.


    Литература:

    Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», « Педагогика и методика дошк. образования» / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с. – Библиогр.: с. 252-253. - 10000 экз. – ISBN 5-691-01561-3.

    Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: ИЗО [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова. - Воронеж: Учитель, 2004. - 95 с. - (Педагогика нового времени). - ISBN 5-98225-016-3.

    Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

    Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002.
    Учебно-исследовательские задания
    Задание 1. Составить блок-схему «Виды продуктивной деятельности»

    Задание 2. Составить блок-схему «Функции продуктивной деятельности»

    Задание 3. Составить блок-схему «Задачи обучения изобразительной деятельности в СДОО»

    Задание 4. Заполнить таблицу «Этапы занятия по изобразительной деятельности»

    Этап

    Цель






    Задание 5. Заполнить таблицу «Особенности обучения детей конструированию СДОУ»

    Год обучения

    Содержание обучения






    Задание 6. Заполнить таблицу «Этапы занятия по конструированию»

    Этап

    Содержание деятельности







    Задание 7. Составить блок-схему «Методы и приемы коррекционной работы».

    Задание 8. Подготовить доклады о характеристике дошкольников, имеющих проблемы в развитии (нарушения зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития).

    Критерии оценки практической работы:

    4 баллов – презентация выстроена логично, слайды информативны и грамотно оформлены;

    3 балла – презентация выстроена логично, слайды информативны, присутствуют неточности в оформлении;

    2-1 балла – презентация носит формальный характер;

    0 баллов – задание не выполнено.

    Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ№1)

    Разработайте макет дизайна уголка изобразительной деятельности в группе для дошкольников (возраст на выбор студента).

    Критерии оценки

    4-5 баллов выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал проанализирован глубоко и основательно. Макет представлен в соответствии с выделенными проблемами, полно и содержательно. Студент свободно владеет материалом, при разработке был использован творческий подход.

    2-3 балла выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал изучен частично. Макет представлен в соответствии с выделенными проблемами, но ее содержание не достаточно.

    1 балл выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал изучен частично. Макет представлен без соотнесения с проблемами.

    0 балла выставляется студенту, если представленный раздаточный учебный материал не изучен, задание не выполнено.
    Материалы для подготовки

    Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

    К продуктивным видам деятельности относятся:

    - конструирование,

    - рисование,

    - лепка,

    - аппликация,

    - театральная деятельность и др.

    В продуктивных видах деятельности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы.

    В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

    Как заметила Урунтаева Галина Анатольевна, продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. По словам Урунтаевой Галины Анатольевны, осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде. [45, C.157]

    Конструктивная деятельность, изобразительная, игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

    Конструирование - целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства. [23, С.234]

    Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.

    Первый и наиболее элементарный - это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное - принятия самой задачи «действовать по образцу».

    Второй тип - конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика - для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать, по меньшей мере, два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

    Третий тип конструктивной деятельности - конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.

    Все эти типы конструирования - не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности.

    Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Как отметили Коломенский Я.Л., Панько Е.А., важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности. [45, C.167]

    По мнению Галигузовой Людмилы Николаевны, уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук. Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей, при этом Поддъяков Николай Николаевич видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдения различных закономерностей побуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. [43, C-.312]

    Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

    Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

    Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

    Рисование популярно среди детей дошкольников 5-6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. [3, C.34]

    Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

    Первая стадия до изобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

    Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят: «Это он рисует звук, движение...» - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.

    Вторая стадия до изобразительного периода - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.[45, C.165]

    Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого - стадия предметного рисования(схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков. [3, C.54]

    Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек». Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); «огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее, на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался. [3, C.56]

    Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений- характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке. [45, C.167]

    В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.

    Коломинский Я.Л., Панько Е.А. установили, что рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания, т.е. доказали, что чем более у детей развито восприятие, наблюдательность, тем богаче, выразительнее их рисунки, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее они отражают действительность в своем творчестве, отражая такие специфические особенности их мышления как конкретность, образность.

    Отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности, Урунтаева Галина Анатольевна заметила, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств и, осваивая её, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином её виде. (Урунтаева) По словам Даниила Борисовича Эльконина у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. Исследования Л.Н. Давидчук, показали, что в конструировании по замыслу старших дошкольников ярко проявляется их способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству. [45, 176]

    Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. отметили, что основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью и другими видами продуктивной деятельности детей должно быть уделено развитию личности, его способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств.[45, C.177]

    Итак, продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. В процессе продуктивной деятельности формируется такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности, совершенствуется познавательная активность и социальная мотивация ребенка дошкольного возраста.

    Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности – рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит её с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

    Вместе с тем, перечисленные виды детской деятельности, объединяемые понятием «продуктивная деятельность», имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

    Рассматривая общеразвивающие функции продуктивной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить её участие в эмоционально-личностном становлении ребёнка – в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

    Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое – части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов. Продуктивная деятельность в силу её «созидательного» характера, как ни одна из других форм активности ребёнка, создаёт условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно: для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребёнка.

    Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной, «шаг за шагом», организации деятельности и её целевой регуляции с использованием различного рода опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) – образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Развитие такого рода знаково-символического опосредования деятельности – важный показатель перехода ребёнка на более высокий уровень психической организации.

    К спектру общеразвивающих функций следует отнести и развитие ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода. Она создаёт также условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (навыки рисования, лепки, конструирования, шитья и т.п.) и техникой использования общеупотребительных инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.). Специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами складываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе опробования их возможностей, действования с ними вне заранее поставленной чёткой цели (замысла). К пяти годам ребёнок начинает переходить от процессуальной деятельности – своего рода игры-экспериментирования с материалами и инструментами (где продукт в значительной мере случаен) – к целенаправленной продуктивной деятельности с заранее определённой целью-замыслом. В дальнейшем начнёт «работать» мотивация «сделать вещь хорошо» (т.е. становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).

    Исходя из общеразвивающих функций, необходимо, прежде всего, удовлетворить потребность ребёнка в созидании. Он должен видеть плоды своего труда в виде конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это «личный продукт» ребёнка, который продолжает свою «жизнь» в его игре, в интерьере группового помещения или у него дома.

    Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребёнка-дошкольника. Именно в ней представлены первые результаты детской деятельности, которые ребёнок может увидеть сам и показать родителям, близким родственникам, знакомым и совсем незнакомым людям. Она потому и называется продуктивной, что её результатом является продукт детской деятельности – рисунок, аппликация, лепка.

    Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем нормально развивающимся детям уже с раннего возраста. Наиболее распространённым и доступным видом изобразительной деятельности является рисование, и ему в исследовательских работах уделяется больше внимания, чем другим видам детского творчества. На протяжении последнего столетия изобразительная деятельность изучается учёными разных направлений: педагогами, психологами, физиологами, невропатологами, философами и художниками. Все они придают рисованию большое значение, ибо оно оказывает огромное влияние на психическое развитие ребёнка, на формирование различных сторон его личности. Именно в рисунке ребёнок отражает свои непосредственные впечатления, представления о явлениях и событиях окружающей его действительности, даёт им непроизвольную оценку и выражает свои эмоции.

    Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, свободно выражать свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, любящие рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить своё отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования.

    Многие известные философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании и развитии детей. Так, великий чешский педагог Я.А.Коменский, утверждая важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, предлагал ввести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности и ощущений ребёнка, для формирования способности наслаждаться произведениями искусства и красотой природы. О важном значении изобразительной деятельности для развития ребёнка писал известный немецкий педагог середины Х1Х века Ф. Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку. Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития у детей наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения: «Дитя… мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще… Так как всё проникающее в человеческий разум идёт туда путём чувства, то первая стадия в развитии разума – это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза.

    Формирование чувства цвета в процессе рисования, как считала М. Мантессори, играет значительную роль в психофизиологическом развитии ребёнка. Именно рисование способствует эмоциональному и сенсорному развитию. Когда ребёнок приобретает опыт видения многоцветья мира, у него появляется определённый эмоциональный тонус, он способен радоваться многообразию цвета, восхищаться им. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношения в процессе создания изображения.

    Детство – период интенсивного становления психических и физиологических функций. Рисование при этом играет роль первого из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

    Все дети, в известном смысле, являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребёнка и, таким образом, может служить стимулом и показателем его психического развития.

    Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Занятия рисованием способствуют развитию каждой из этих функций, и, в то же время, согласовывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

    В последние десятилетия, как у нас в стране, так и за рубежом внимание исследователей и практиков привлекли возможности использования изобразительной деятельности в коррекции развития и поведения детей.

    Так, изобразительная деятельность используется в лечении заикания и при снятии аутичных состояний (Е.Г. Макарова), в психотерапевтических занятиях с детьми, имеющими задержку психического развития (Е.А. Медведева), для коррекции страхов (А.И. Захаров), с целью формирования у детей уверенности в себе (Е.Е. Кравцова, А.А. Нуруханова), коррекции отклонений в поведении (Т.А. Хвиюзова). Для снятия агрессивных проявлений применяется изотерапия, сочетающаяся с элементами психодрамы (Ю.В. Егошкин).

    Е.А. Зайцева и Е.А. Поветкина, ссылаясь на широко распространённое мнение о взаимосвязи между детским рисованием и уровнем развития детского мышления, предполагают наличие обратной связи, т.е. повышение уровня изобразительных способностей детей может стимулировать развитие их высших психических функций. На основе этого предположения ими была разработана методика обучения технике рисования и формирования двигательных навыков и умений здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

    Особое внимание исследователи уделяют и лепке. Для маленького ребёнка всегда понятней изображение в объёмном виде, в то время как проекция его на плоскости листа уже требует определённого уровня абстрактного мышления. Одной из главных отличительных особенностей процесса лепки является «включение» обоих полушарий головного мозга ребёнка за счёт равноправных согласованных действий ребёнка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, в процессе лепки, как ни в какой другой деятельности происходит активизация сенсорного развития ребёнка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.

    Что касается использования аппликации в работе с дошкольниками то давно известно, что она в силу своей обобщённости и декоративности особенно доступна детям этого возраста. Дети легко воспринимают аппликацию, потому что здесь не встают перед ними трудности прочтения объёмного и перспективного построения изображения. Кроме этого техника создания аппликации вполне посильна для детей. Занятия аппликацией способствуют развитию познавательной деятельности детей, обостряя прежде всего их сенсомоторные способности, помогают формированию трудовых умений. В аппликации, имея дело с чёткими, чаще всего геометрическими формами, дети легко овладевают геометрическими эталонами. Занятия аппликацией способствуют развитию у детей пространственных и величины представлений и ориентировки на плоскости листа бумаги. Передвигая формы, прежде чем их наклеить, дети находят для них более точное положение на листе определённого формата и учатся словом определять его, осваивая такие понятия, как: в середине справа, слева, выше, ниже, в ряд, вокруг, между, напротив и др. Работая с мелкими и лёгкими бумажными формами, дети приучаются сдерживать резкость своих движений. На занятиях дети преодолевают значительные, хотя и посильные трудности. Это содействует воспитанию волевых черт характера: терпения, настойчивости.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит неизменным источником детского развития, обеспечивая созревание психики, личностное и социальное развитие ребёнка, и является эффективным средством коррекции широкого спектра отклонений и нарушений у детей дошкольного возраста.

    Дети с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта).

    Дошкольники со сложными, комбинированными нарушениями, когда сочетаются ряд дефектов, например, снижение слуха, зрения, интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

    Дети с незначительными, невыраженными отклонениями в развитии.

    Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют общую симптоматологию. Вместе с тем разным группам детей и каждому из них в отдельности присущи специфические черты. Одни спокойны и легко подчиняются требованиям педагога. Их недостатки отчетливо проявляются лишь в случаях, связанных с интеллектуальной стороной деятельности. Другие легковозбудимые и трудно организуемы. Свойственные им недостатки легко обнаруживаются во всех сферах деятельности.

    Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого социального и культурного развития. У них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры в качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия.

    Анализ процесса изобразительной деятельности и продуктов этой деятельности позволил выявить характерные для детей черты. Главное, что отличает их от воспитанников массовых дошкольных учреждений, — это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития. Недостатки в изображении предметных форм, которые под влиянием обучения довольно быстро преодолеваются детьми с нормальным интеллектом, у умственно отсталых школьников выражены наиболее ярче, сохраняются длительное время и исправляются с большим трудом.

    Трудности формирования графических способностей обусловлены такими особенностями детей, как сравнительно небольшой объем внимания, быстрая утомляемость, пониженная активность, Недостаточная целенаправленность. Имеющиеся у них нарушения эмоционально-волевой сферы нередко отрицательно влияют на поведение. Многие дети двигательно беспокойны: встают из-за стола, ходят по комнате, хватают друг у друга карандаши и другие предметы. На замечания взрослого отвечают капризами, криком, плачем или совсем не реагируют.

    Своеобразие деятельности отчетливо проявляется в различных видах рисования (декоративное, тематическое, с натуры). Можно указать, например, на такие особенности, как: недостаточное предварительное осмысление особенностей наглядно воспринимаемого объекта (натуры, образца), отсутствие умения устанавливать определенные связи и отношения между его отдельными частями; недостаточно развитое умение использовать образец как опору при выполнении задания и обусловленные этим недостатки планирования при построении рисунка; слаборазвитое умение самостоятельно исправлять свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи из-за нарушения самоконтроля; механическое (шаблонное) использование ранее усвоенного способа рисования при выполнении нового задания; сильно ограниченная способность рисовать по представлению ранее не изображавшиеся предметы и явления.

    Таким образом, присущие умственно отсталым значительны, отклонения в развитии своеобразно проявляются в рисунке и процессе его создания.

    Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.

    Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман, Ж. И. Шиф и др.

    Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в преодолении или ослаблении присущих детям недостатков.

    Коррекция нарушений осуществляется путем избирательного воздействия (по Л.С. Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

    Под влиянием изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой, двигательно-моторной сферы, обогащению и развитию речи детей, служит одним из средств социальной и трудовой адаптации.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта