Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи и содержание обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.

  • Речевое развитие детей

  • Усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности

  • ПР1 (1). Практическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения


    Скачать 270 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 1 Особенности продуктивной деятельности у детей с нарушениями в развитии Вопросы для обсуждения
    Дата16.03.2023
    Размер270 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПР1 (1).doc
    ТипПрактическая работа
    #995362
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Эффективность коррекционной работы на занятиях изодеятельностью возрастает, если выполняемые детьми задания:

    - активно влияют на сенсорные процессы, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;

    - соответствуют ближайшим возможностям детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта изображения, количество изображаемых предметов; во время тематического рисования детям надо предлагать изображать достаточно конкретные предметы и явления);

    - активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;

    - позволяют формировать и закреплять графические умения и навыки (владение карандашом и кистью, регулирование движений в соответствии с задачами изображения, правильная передача пространственных свойств предметов);

    - предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;

    - способствуют всестороннему развитию;

    - имеют практическое значение;

    - доставляют радость и чувство удовлетворения;

    - могут быть выполнены в течение одного занятия.

    Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые дошкольники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближается к игре.

    Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет дошкольника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. В ходе целенаправленных занятий рисованием дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями.

    Известный русский педагог К.Д.Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах, а на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления учащихся необходимо прежде всего формировать у них способность наблюдать. Это требование дидактики является очень важным, так как ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще...».

    У умственно отсталых школьников отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Все это ставит задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

    Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно отсталым дошкольникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в различные виды деятельности. Такой положительный эффект дает рисование.

    Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.

    В процессе занятий по изобразительной деятельности у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе дошкольного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет лучше познавать окружающий мир.

    Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений. Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания.

    Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

    Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют развитию таких умений. Так, например, у многих наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку согласованной, координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

    Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся.

    Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.

    Эстетическое воспитание на уроках рисования осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.

    Для реализации этих задач приходится преодолевать многие трудности, обусловленные своеобразием процесса восприятия. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих учащихся. Глядя на какое-либо изображение или предмет, ребенок не стремится рассмотреть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенностях. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Внимание его неустойчиво, он легко отвлекается, быстро утомляется.

    Между тем полноценное восприятие окружающего мира необходимо для подготовки человека к жизни, к трудовой общественно полезной деятельности.

    Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вырабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе умственно отсталые дошкольники.

    Сформировать эстетическое восприятие возможно только при определенном уровне развития способности анализировать. Речь идет об уровне, на котором ребенок оказывается в состоянии четко представлять объект в целом и мысленно выделять в нем отдельные свойства. На развитие такого анализирующего восприятия и направлены разнообразные упражнения, которые выполняются учащимися на занятиях рисованием. Особенно большое внимание уделяется воспитанию умений определять наиболее характерные признаки предмета — форму, строение, величину деталей, цвет, положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию в начальный период обучения привлекаются другие анализаторы, в частности осязание и двигательная чувствительность.

    Осуществление задач, связанных с развитием восприятия, предполагает тщательный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые в специальной школе наглядные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности. Они должны оказывать на детей воспитательное воздействие, способствовать развитию у них художественного вкуса.

    Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

    Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех случаях, когда учащиеся научаются радоваться в связи с восприятием художественно выполненного изделия, выразительного рисунка и т.п., испытывают при этом восхищение, удовлетворение.

    Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.

    Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.

    Эстетические чувства и переживания становятся более устойчивыми и содержательными по мере ослабления основного, интеллектуального дефекта.

    Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т.п.

    На первоначальном этапе обучения учащиеся знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает осуществлять задачи эстетического воспитания.

    Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркивать основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображенного.

    Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства.

    На занятиях часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат наглядными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется и как образец для рисования с натуры.

    Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов.

    Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность дошкольников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений.

    Включение детей в управляемую учителем деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении группы — все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов.

    Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся (на улице, в парке, в лесу и т.д.). В процессе специальных наблюдений происходит узнавание предметов, дети анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.

    На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Через эмоциональное восприятие красивого у учащихся воспитывается готовность к эстетической оценке своих рисунков, рисунков товарищей, произведений искусства.

    Под направляющим педагогическим воздействием у умственно отсталых дошкольников формируется также оценочное отношение к результатам своего труда. Дошкольники осуществляют такую работу на элементарном уровне, да и то только при условии, что им помогает воспитатель. С его помощью они способны отметить, что красиво в том или ином рисунке, что в нем интересно и привлекательно.

    Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у детей и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даваемых детьми оценок очень неоднороден и зависит прежде всего от индивидуальных возможностей дошкольников и эффективности проводимой с ними работы.

    Высказывания детей при рассматривании художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает различного рода ошибки при определении темы художественного произведения, обусловливает неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем дошкольники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображенные объекты, но и определить их цвет, величину, форму.

    1. Задачи и содержание обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях.


    Изобразительная деятельность занимает большое место в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими разнообразные проблемы в развитии. Изобразительная деятельность детей издавна привлекала внимание лучших педагогов, психологов, философов и художников. Анализ процесса и результатов этого вида деятельности позволяет составить представление о том, что и как видят дети. Замечательный художник В.А.Фаворский писал: «Искусство детей основывается на живом отношении к действительности… Всё, что изображают дети, захватывает их и воспринимается ими непосредственно. Мы в этом отношении можем им только завидовать».

    Кроме того, знание особенностей изобразительной деятельности даёт возможность взрослым влиять на восприятие мира детьми. Призывая взрослых бережно относиться к искусству детей, В.А. Фаворский одновременно говорил о необходимости помогать им, учить их. При этом речь идёт не столько о технике взрослых, сколько об обучении новому видению, новому пластическому пониманию пространства.

    Уже сопоставление этих двух мыслей В.А. Фаворского показывает, какая сложная, тонкая вещь – обучение изобразительной деятельности: детей нужно обучать, но при этом нельзя разрушать их живого эмоционального отношения к действительности, нужно бережно формировать умение по-новому, более полноценно воспринимать эту действительность. Это умение приходит к ребёнку не сразу; стихийное его формирование не всегда оказывается полноценным даже у нормально развивающегося ребёнка.

    Изобразительная деятельность, которая требует от ребёнка адекватного восприятия изображаемых предметов и явлений, может стать одним из действенных средств общего развития ребёнка.

    Исходя из своеобразия изобразительной деятельности у детей в дошкольном возрасте, а так же учитывая индивидуальные различия детей с различной структурой дефекта, можно сформулировать основные задачи обучения.

    ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    в специальном детском саду.

    1). Одной из важнейших задач является формирование самой изобразительной деятельности.

    Как всякая деятельность, изобразительная деятельность имеет свою структуру, которая состоит из нескольких планов. Необходимо помнить, что только работа по развитию всех блоков может принести успех. Иногда педагоги игнорируют развитие каких-либо компонентов деятельности в ущерб другим, и в результате всё обучение сводится к овладению ребёнком изобразительными штампами. Такой ребёнок не может отобразить свои впечатления о мире т.к. развитие его изодеятельности шло однобоко, у него не сформировались некоторые её компоненты.

    1-ый план деятельности – мотивационно-потребностный. Здесь задачей является вызвать у детей желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Необходимо в свободное время рисовать на глазах ребёнка и для него, показывать, как пользоваться материалом, «читать» свой рисунок вместе с ребёнком, а так же рисунки других детей. Кроме того, необходимо предоставлять ребёнку материал, позволять разнообразно действовать с ним, поддерживать интерес к экспериментированию с материалом.

    На занятиях необходимо постоянно вызывать игровое отношение к изобразительной продукции – лепные поделки используются в игре, аппликации и рисунки рассматриваются, показываются взрослым, родителям и т.д. Взрослый на протяжении всего периода обучения должен заботиться о том, чтобы в каждом конкретном случае ребёнок представлял себе, зачем и почему он должен выполнять изображение. Мотивация его деятельности должна быть такой, чтобы у ребёнка возникла потребность в отражении предложенного содержания. Этот подход существенно отличается от того, когда дети выполняют изображение, лишь подчиняясь требованию взрослого.

    Следует постоянно помнить, что на ранних этапах развития рисование тесно связано с игровой деятельностью. По мнению Н.П. Сакулиной, способность к игровому отражению явлений позволяет детям видеть в своих рисунках больше, чем в них фактически изображено. В ходе рисования используются свойственные игре выразительные средства – движение, мимика, звукоподражание, речь. И лишь постепенно, под влиянием обучения рисование приобретает функцию изображения и выделяется из игры, и к старшему дошкольному возрасту занимает ведущее место. Следует подчеркнуть, что игровая мотивация рисования остаётся у детей значимой на протяжении всего дошкольного возраста.

    Итак, деятельность детей всегда должна быть мотивированной, желанной и приносить им удовольствие. Лишь при этом условии ребёнок оказывается способным выразить в образной форме впечатления, полученные в жизни и в игре, по-новому пережить этот опыт.

    2-ой план деятельности – ориентировочно-исследовательский. Он связан с определением замысла и тематики изображений, восприятием и обследованием предметов. Овладение действием означает овладение всеми его структурными компонентами. Ориентировочная основа действия носит сенсорный характер. Ребёнку необходимо увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия. Без ориентировки во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесения их между собой невозможны полноценное осуществление исполнительских операций и должный контроль за ними. Здесь важной задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирования способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Перед изображением педагог всегдадолжен учить детей рассматривать объект в определённой последовательности, т.е. обследовать. Если же восприятие объектапостоянно заменяется срисовыванием образца или выполнением задания по показу взрослого, то в этом случае образец и показ уводят детей от восприятия предмета и его свойств и задача восприятия и изображения предмета подменяется более лёгкой задачей восприятия и копирования образца или действий взрослого. В этом случае можно сказать, что такое обучение блокирует развитие ребёнка.

    Кроме обучения восприятию изображаемого объекта в ориентировочной части необходимо помочь детям спланировать свою работу, определить, в какой последовательности и как, каким образом следует изображать данный объект.

    Поэтому на развитие ориентировочной основы изобразительного действия следует обратить особое внимание.

    3-ий план деятельности – операционно-технический. Здесь работа педагога связана, с одной стороны, с усвоением детьми приёмов и навыков изобразительной деятельности, а с другой – выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

    Дети овладевают умением пользоваться карандашом, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок и т.п. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется координация. В процессе воплощения замысла ребёнок осваивает способы передачи различных форм, постигает передачу строения предметов, состоящих из нескольких частей, учится ориентироваться в пространстве и т.д.

    Накопление изобразительного опыта способствует и освоению необходимых для исполнения движений. При формировании у детей умения отражать в изображении предмет со всеми присущими ему свойствами педагог не должен забывать о том, что не всегда надо оказывать непосредственную помощь ребёнку в случаях затруднений. Часто эти трудности происходят не от технического неумения нарисовать, а от недостаточного восприятия формы. Поэтому повторное обследование натуры оказывается более действенным, нежели прямой показ способа изображения.

    Важное значение придаётся и оценочной части деятельности: детей необходимо учить адекватно оценивать свою и чужую продукцию, соотносить её выполнение с заданием.

    На всём протяжении обучения педагог должен заботиться о том, чтобы дети проявляли всё большую самостоятельность в работе. Это в большой степени зависит от того, как взрослый относится к успешным и, более всего, к неудачным результатам такой самостоятельности. Поэтому чуткий педагог, поощряя даже слабые попытки ребёнка к поискам самостоятельных решений, достигает гораздо больших, лучших результатов. Его воспитанники действуют смелее, активнее, так как у них нет робости, боязни отрицательной реакции не их неудачу.

    2).Другой важной задачей, связанной с развитием изобразительной деятельности является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей.

    Как указывает А.В.Запорожец, сенсорное воспитание не есть упражнениеданных ребёнку в готовом виде сенсорных способностей. Сенсорное воспитание призвано «сформировать у ребёнка такие обобщённые знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире» (А.П.Усова и А.В.Запорожец).

    Обобщённые сенсорные умения включают в себя, прежде всего перцептивные действия, т.е. обследование предметов и их свойств: форм, величин, цветов, пространственных отношений. Это действия рассматривания, ощупывания, сравнения, прикладывания, примеривания и т.п.

    Но и само по себе формирование перцептивных действий ещё не обеспечивает полноценного восприятия. Ребёнку необходимо дать мерки, эталоны, с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает. Такими мерками могут стать случайные , знакомые из опыта предметы и их качества. («Похож на огурец», «Похож на блюдце»). Одна из задач сенсорного воспитания – заменить случайные мерки системой общественно выработанных сенсорных эталонов.

    Формирование перцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов не может происходить изолированно, в виде специальных упражнений. Для того, чтобы ребёнок научился воспринимать предмет или какое-либо свойство, перед ним нужно поставить практическую задачу, требующую восприятия этого предмета или свойства. Особенно большие возможности представляют в этом отношении продуктивные деятельности, т.е. те деятельности, которые требуют от человека создания продукта. Поэтому значение изобразительной деятельности в сенсорном развитии дошкольника трудно переоценить. Ведь для того чтобы изобразить предмет в рисунке, лепке, аппликации необходимо полноценно его воспринять, т.е. вычленить свойства, учёт которых важен при изображении. Тут невозможно ограничиться беглым взглядом на предмет, выделением каких-либо опознавательных признаков (ориентиров), как это может иметь место в процессе игры. Чтобы изобразить, нужно именно полноценно воспринять.

    Своеобразие восприятия детей, которые имеют какие-либо проблемы в развитии, является одной из основных причин замедленного формирования рисования. Поэтому в процессе обучения должно проводиться планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Развитие этих видов восприятия происходит в ходе рассматривания, обведения предметов по контуру перед рисованием или ощупыванием перед лепкой. Для передачи свойств предметов в продуктивной деятельности важно обучение восприятию величины, формы, цвета, пространственных свойств и отношений предметов и их частей.

    Очень важно, чтобы ребёнок учился воспринимать и передавать в изображении именно окружающие его предметы, а не их упрощённые копии, специально сделанные для него руками взрослых. Поэтому буквально с первого года обучения предполагается знакомство детей с натурой, в качестве которой может выступать любой предмет, который предлагается детям для изображения.

    3). С задачей сенсорного воспитания детей в процессе изобразительной деятельности тесно связана задача формирования представлений о предметах и явлениях, так как важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними объекты, но и те, которые дети наблюдали раньше, активизировать представления, возникшие в процессе чтения, рассказывания. Влиять на полноценное формирование представлений можно, соединяя воспринимаемое со слово м. Накопление образов и соединение их со словом, умение видеть за словами разнообразные образы предмета или явления очень важно как для обогащения изобразительной деятельности, так и для руководства этой деятельностью со стороны взрослых. С одной стороны - чувственный опыт детей закрепляется в слове, уточняются и расширяются значения слов, связанных с воспринимаемыми предметами и объектами; с другой – детей учат за словесными обозначениями видеть конкретные объекты, понимать, что словом обозначается предмет, который может быть различным по форме, цвету, величине. Особое значение представляет этот аспект при обучении рисованию на основе словесных описаний предметов.

    4). Речевое развитие детейв изобразительной деятельности так же выступает в качестве одной из задач обучения. Работа по развитию речи в ходе рисования и лепки чрезвычайно многопланова. Она заключается в расширении и обогащении словарного запаса, усвоении и уточнении значений слов; в установлении детьми связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами с их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом; в развитии у детей фразовой речи, умении объяснять, рассказывать о содержании выполненных изображений и последовательности выполнения, в выработке (в старшем дошкольном возрасте) умения не только давать словесный отчёт об этапах выполнения, но и элементарно планировать свою деятельность. На всех занятиях развивается понимание речи окружающих. Основное внимание уделяется формированию мотивационно-потребностного плана речи.

    Дети овладевают словарём, связанным с названием материалов и инструментов, действий, восприятием предметов и явлений, характерных для данной деятельности (лепить, рисовать, раскрашивать, обводить, ощупывать). Когда ребёнок совершает конкретные действия с предметами, он лучше овладевает значениями соответствующих слов.

    Значение слов, обозначающих цвет, форму, величину, пространственные отношения, получают в рисовании, лепке чувственную опору. Дети так же знакомятся с названиями новых изображаемых предметов. Характер выполнения коллективных работ требует общения детей между собой и с педагогом, поэтому здесь создаются условия для развития речевой коммуникации.

    Педагогу следует помнить о том, что ребёнок не может, не должен рисовать молча, так как словесное сопровождение развивает, уточняет замысел. Исключение составляет так называемая «пустая речь» - это высказывания, не имеющие отношения к процессу изображения. Такую речь необходимо прерывать. Педагог должен знать, что выделяются три типа речевого сопровождения. Они появляются в строгой последовательности, от более простого к сложному, и в дальнейшем могут сосуществовать одновременно.

    1. Самый элементарный тип – фиксация готового результата. Элементы фиксации можно наблюдать даже при черкании, когда ребёнок сначала совершает действие, а потом пытается опознать и назвать то, что у него получилось.

    2.Постепенно речь с конца деятельности перемещается в её начало – ребёнок рисует и рассказывает о том, что изображает. Это так называемая сопровождающая речь.

    3.На базе сопровождающей речи постепенно возникает планирующая речь. В этом случае ребёнок пытается сообщить, что он намерен рисовать. В развитых формах этот тип речи выступает в виде изобразительного замысла.

    Понятно, что если мы хотим научить ребёнка формулировать свои замыслы, необходимо сначала научить его фиксации готового результата, затем сопровождению речью процесса создания изображения и только затем возможно формировать планирующую речь.

    Педагог должен заботиться о том, чтобы его собственная речь была естественной и разнообразной, включала все виды коммуникативных высказываний (вопросы, сообщения, побуждения). Разнообразие и богатство речи взрослых отнюдь не предполагает её избытка. Напротив, она нуждается в строгом дозировании. Обогащение и разнообразие её достигается путём целенаправленного и тщательного отбора речевых конструкций, использования фраз с различным лексическим составом для выражения одной мысли (фраз, построенных по принципу синтаксической синонимии), включения слов, необходимых для осуществления деятельности.

    5). Изобразительная деятельность для детей с проблемами в развитии – одно из важнейших средств эстетического воспитания. Иногда в силу особенностей дефекта, например, для глухих и слабослышащих детей, этот вид деятельности является ещё и наиболее доступным средством эстетического развития. Ведь влияние музыки, танцев, художественного чтения для детей данной категории менее доступно.

    Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетического восприятия и эстетических чувств. Формирование эстетического восприятия теснейшим образом связано с развитием восприятия вообще. При этом имеется в виду умение воспринимать предмет в целом, а затем и его отдельные свойства. Эстетическое восприятие тесно связано также и с сенсорным. Восприятие становится эстетическим только на определённом уровне способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства – волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным. Эмоциональность является неотъемлемой частью эстетического восприятия, оказывает положительное влияние и на сам процесс восприятия, делает его глубже, продуктивнее, способствует образованию на этой основе более полных, устойчивых представлений.

    Очень важным качеством эстетического восприятия является его осмысленность. До тех пор, пока для ребёнка остаётся непознанным функциональное назначение объекта, до тех пор, пока он не понял содержания воспринимаемого, эти объекты не могут быть восприняты им эстетически. Поэтому педагоги должны помнить о том, что эстетическое воспитание дошкольников, имеющих проблемы в развитии осуществляется на основе развития у них практических действий с предметами, игровой деятельности и обучения способам восприятия.

    В детском саду выделено время на проведение специальных занятий по знакомству детей с произведениями искусства. Такое восприятие год от года должно становиться всё более полным и дифференцированным. Если на втором году обучения детей учат проявлять интерес к картине, скульптуре, то к концу периода обучения они должны эмоционально воспринимать содержание художественного произведения, улавливать, что содержание связано с определённым средством выражения, запоминать, узнавать знакомые произведения, отличать новые, сравнивать их со старыми. Программа предусматривает формирование умения воспринимать красивые цветосочетания, ритмичные чередования форм.

    Все занятия, связанные с эстетическим воспитанием детей, должны быть эмоционально насыщены. Воспитатель должен сам радоваться прекрасному и вызывать такие же чувства у детей. Истинно прекрасное должно доставлять детям радость.

    6). Усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности– одна из задач занятий по изобразительной деятельности.

    Чтобы суметь выразить в изобразительной деятельности (рисунке, лепке, аппликации) свои впечатления от восприятия действительности, необходимо приобрести ряд навыков и умений. Формирование соответствующих навыков и умений предполагает правильную организацию занятий. Когда говорят о выработке умений и навыков, имеют в виду формирование правильной позы и осанки, обучение правильному обращению с материалами (глиной, красками, бумагой, клеем), показ приёмов обращения с инструментами (карандашом, кистью, ножницами и т.д.).

    Бывает так, что навыки и умения, приобретённые на занятиях по декоративному рисованию, дети не умеют использовать во время занятий другими видами изобразительной деятельности. В этой связи детям необходимо напоминать, что они уже овладели соответствующими приёмами. Формирование навыков следует осуществлять повседневно, так как только при этом они оказываются достаточно стойкими.

    Успешность работы по обучению дошкольников с проблемами в развитии изобразительной деятельности в решающей степени зависит от правильности применения различных методов обучения, от адекватности видов работы на занятиях, от степени учёта индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

    Чтобы подвести ребёнка к самостоятельному изображению, создать готовность к изобразительной деятельности, программами специальных детских садов на первом году обучения предусматривается пропедевтический курс, охватывающий разные сроки, в зависимости от тяжести дефекта. Его можно считать сенсорным. В этот период воспитатель много рисует, лепит на глазах у детей, пробуждая у них желание участвовать в процессе изображения. Детей учат воспринимать различные изображения одного и того же предмета, выполненные разными способами.

    Большое место в работе занимают подготовительные игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Основными методами на начальных этапах обучения являются действия детей по подражанию, а так же совместные действия взрослого и ребёнка, которые применяются только в тех случаях, когда невозможно выполнение задания по подражанию.

    К концу первого года обучения дети, как правило, должны уметь выполнять предметные рисунки простейшего содержания, понятные взрослому.

    Второй год обучения в целом можно рассматривать как период активного совершенствования предметного рисунка и лепки. Занятия по предметному рисованию и лепке проводятся по натуре. Педагог продолжает начатую ранее работу по обучению детей обследованию предметов перед изображением, добиваясь, чтобы они проявляли посильную самостоятельность. Внимание детей привлекают к выбору более широкой тематики для изображений, учат передавать элементарное связное содержание, готовя детей к сюжетному рисованию и лепке.

    Третий и четвёртый годы целиком посвящаются сюжетному, сюжетно-тематическому рисованию и лепке, а так же выполнению изображений по представлению и собственному замыслу. Значительно усложняется работа по декоративному рисованию с применением образцов. Дети учатся выполнять различные декоративные композиции, направленные на формирование у них ориентировки в пространстве, освоение различных движений руки, развитие чувства ритма.

    Занятия по изобразительной деятельности и конструированию связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи, ручным трудом, формированием элементарных математических представлений. Это обусловлено самим характером изодеятельности: отражать жизненные впечатления ребёнка.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта