Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для челове. Практическая работа к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Существует множество определений понятия ценность
Скачать 44.86 Kb.
|
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека и общества» Существует множество определений понятия «ценность», имеющих, как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Эти ценности постигаются сознанием в ходе освоения культуры. Также понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: Ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Супер Эго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установок, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей. Многие неофрейдисты, в частности Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Э. Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Он делит их на две категории: официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности; действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, «... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия». Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера. "Ориентированная изнутри" личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей "позитивное лидерство". Поведение "ориентированной извне" личности определяется не собственными принципами, а "другими", т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом "ориентированный извне" человек характеризуется не только слабым "суперэго", представляющим собой интернализованую систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным "Я". В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев); «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн); «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев); «доминирующие отношения» (В.Н. Мясищев). Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В.П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности. Он условно делит их на три категории: Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость. Духовные ценности - образование, наука, искусство. По мнению Б.Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций, которые образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека. А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают "любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут". Они выделяют две категории ценностей: Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.). Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности. Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности. По мнению М.С. Яницкого и М.С. Серого, понятийный аппарат ценностно-смысловой проблематики определяется такими категориями исследования, как объект, детерминанты, механизмы, процессы, цель и результат развития, раскрывающий уровень сформированности и зрелости ценностно-смысловой сферы личности. Становление ценностных ориентаций школьников на различных возрастных этапах Младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей. Ребёнок в подростковом возрасте нуждается в поддержке, для него важна самореализация в сообществе сверстников, поэтому беседы с классным руководителем должны содержать осмысление и интерпретацию ценностей. Юношеский возраст требует уважительного отношения со стороны классного руководителя к принципам и ценностной ориентации личности обучающихся. Система работы классного руководителя по воспитанию ценностных ориентаций у школьников: содержание, принципы, методики Система работы классного руководителя состоит как из известных компонентов, так и обладает некоторыми содержательными особенностями, отражающими закономерности и условия развития ценностных ориентаций. При изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учитывать разный уровень сформированности ценностно-смысловой сферы (крайне низкий, низкий, достаточный и продвинутый). При работе с каждой из указанных групп нужна адекватная стратегия. Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых – это определение специфического содержания данного процесса. Например, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России. Важным является подбор эффективных и увлекательные формы воспитательных практик, которые должны отвечать следующим психолого-педагогическим требованиям: - событийность, эмоциональность, личностно развивающая направленность реализуемого дела; - постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции; - ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника; - обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях; - социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций; - возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост. Мне как педагогу данная монография првинесла много нового, в частности, учебная деятельность играет значительную роль в образовании ценностных ориентиров личности. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе и общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностей является личностное влияние взрослых, например учитель, наставник. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем, которому важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.
2.
«День пожилого человека» . При проведении данного мероприятия очень важно поговорить с детьми об уважительном отношении к людям старшего поколения. Все мы знаем, все учителя всегда говорят об этом на уроках литературного чтения, при прочтении соответствующей литературы, на классных часах, эти темы проскальзывают параллельно на других уроках, и мы ведем воспитательную работу. Основная ценность этого урокав рамках «Разговоры о важном»— это доброта, забота и милосердие. Я думаю, что это будет один из самых ярких и эмоциональных уроков, которые мы проведем, потому что мы будем говорить о самых наших близких людях, которые рядом с нами. Я думаю, что всем нам удастся создать эмоциональные образы в глазах детей о тех людях, кто пел колыбельные песни нам, читали детские сказки. Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «Россия- мировой лидер атомной отросли», «День народного единства», «Что мы Родиной зовем?». Уж сегодня, как и всегда, нам приходится доказывать, что любовь к Родине никогда нельзя купить, оно у нас есть испокон веков.Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на «Уроках мужества». На эти уроки можно приглашатьнаших современных героев, участников боевых действий. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятникиСлавы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии, что способствует формированию системы ценностей личности. Условия и закономерности формирования ценностных представлений личности: Совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, которая рождает доверительные отношения. Родители являются активными участниками. Любая деятельность начинается с общения с родителями. Они определяют направление работы, составляют общий план реализации проекта. Из числа родителей выбираем руководителей групп и экспертов. Родители же являются самыми благодарными зрителями. Они фиксируют результаты, значимые события, переживания, открытия, определяют рост и развитие внутреннего мира ребенка; Самонаблюдение - отслеживание состояния своего здоровья. Самонаблюдение- это особая творческая составляющая всей деятельности. Дневник путешественника ведёт каждый участник, включая учителей и родителей. Структура дневника: Страницы по составляющим здоровья Наблюдение за собой, своими отношениями, познаниями, открытиями Цветопись составляющих здоровья. В дневнике отмечается состояние своего физического (моё физическое здоровье), социального ( мои взаимоотношения с другими), интеллектуального ( я познаю мир), нравственного ( я готов делать добро и противостоять злу), эмоционального (я чувствую, переживаю, осмысливаю) здоровья. Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, в своей рабочей тетради отметить цветопись вашего здоровья на данный момент. Важно не только делать пометки, но и анализировать прожитое событие. Благодаря постоянному общению, обсуждению увиденного, услышанного, пережитого, происходит взаимодействие и самопознание участников процесса. Личностно-значимый характер деятельности. Участвуя в деятельности, важно увидеть смысл. «Для чего я это делаю? Зачем мне это нужно? Кому принесёт пользу?». Такой взгляд на мир позволяет по другому относиться к делу, воспитывает уровень ответственности, сопричастности жизни общества и развитию смыслообразования. Экспедиционная деятельность- расширение развивающего пространства. Экспедиция – это поход, поездка группы лиц, с каким-либо специальным заданием. Планирование содержания экспедиции происходит постепенно. Разрабатываются маршруты, виды деятельности. Составляются конкретные задания. Во время экспедиции дети могут найти ответы на возникшие вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, увеличиваются впечатления, все это способствует более длительному сохранению в памяти полученной информации. В классе были реализованы культурологические, этнографические и краеведческие экспедиции. Исследовательская деятельность. Путей развития ценностно-смысловой сферы существует, наверно, много, но собственная проектно-исследовательская деятельность бесспорно одна из самых эффективных. Проектная деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, при чем практически сам, ведь, как известно, знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, своими чувствами и преодолениями. При воспитания ценностных ориентаций у обучающихся классный руководитель должен обобщить исторический опыт человечества и выработанную им систему ориентиров, так называемых ценностей. Для выработки собственных ориентиров в процессе социализации каждому ребёнку требуется помощь классного руководителя. Формирование ценностных ориентаций является приоритетной задачей воспитания. Две формы существования ценностей: социальная (идеалы общественного сознания) и индивидуальная (жизненные цели каждого). Задача воспитания – обеспечить понимание и принятие социальных идеалов. Для решения этой задачи необходимо знать особенности работы с ценностно-смысловой сферой обучающихся. Чтобы ценность стала реальным регулятором поведения, она должна быть пережита, её смысл ребёнок должен открыть сам, т.е. нужно создать эмоциональную ситуацию-событие. Жизнь коллектива, в котором формируются ценностные ориентиры, должна стать личностно развивающей и ценностно ориентированной. Усвоение ценностей проходит успешнее при их постоянном проговаривании в любой беседе и при сравнении их с антиценностями.
|