Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическая работа за _ 2

  • Санкт-Петербург 2019 г. Содержание

  • Материализм и идеализм

  • Основные исторические формы материализма

  • Различие между метафизическим и диалектическим материализмом

  • Идеализм и его исторические формы

  • Список литературы

  • Философия. Философия Контрольная. Практическая работа за 2 семестр По дисциплине


    Скачать 43.81 Kb.
    НазваниеПрактическая работа за 2 семестр По дисциплине
    АнкорФилософия
    Дата07.06.2022
    Размер43.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Контрольная.docx
    ТипПрактическая работа
    #574301

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

    ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
    Практическая работа за _2_ семестр

    По дисциплине _Философия_

    Исторические формы главных философских направлений.


    Санкт-Петербург

    2019 г.

    Содержание

    1. Введение____________________________________________________________2

    2. Материализм и идеализм_______________________________________________3

    3. Основные исторические формы материализма_____________________________5

    4. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом__________6

    5. Идеализм и его исторические формы_____________________________________10

    6. Заключение__________________________________________________________14

    7. Список литературы____________________________________________________16

    Введение

    Философию нередко представляют как весьма мудреную, абстрактную науку, оторванную от реальной, повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности все проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку в его бытии, жизненных перипетиях, в совершенствовании и развитии, в достижении желаемых целей и идеалов, в преодолении невзгод и обеспечении успеха. Философия дает человеку богатый фактический материал для размышлений, а также и весьма эффективный инструментарий мыслительной деятельности. Изучение философии — это проверенная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать новые идеи и подвергать критике известные суждения, отделять существенное от несущественного, выявлять взаимосвязи явлений и раскрывать законы, действующие в мире. Философия помогает человеку определить жизненную позицию и ориентацию, позволяет разумнее и оперативнее решать встающие перед ним жизненные проблемы.

    Определенное представление о философии имеет каждый культурный человек. Дело в том, что каждый из нас постоянно, вольно или невольно, сталкивается с теми вопросами, которые обсуждаются в философии. К ним относятся: когда и каким образом возник мир или он существует вечно? Как он устроен? Находится ли он в состоянии хаоса или в нем наличествует порядок? Мир изменяется или находится в покое?

    В еще большей степени человека волнуют вопросы, которые касаются его непосредственно. Какое место в мире занимает человек? Какую роль он в нем играет? Когда и в силу каких причин появился человек? В чем его предназначение, смысл жизни? Человек смертен или бессмертен? Что ожидает его за порогом жизни? Каковы возможности разума и деятельности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи? Есть ли в мире аналоги человека или он в нем пребывает в одиночестве? Добр или зол человек по своей природе? Искоренимо ли зло? Может ли в развитии человечества наступить «эпоха всеобщего мира и согласия»?

    Это «вечные вопросы бытия». Поиск ответов на них люди вели в прошлом, ведут сегодня и будут вести в будущем. Этот поиск дает возможность человеку самоопределиться, не «потерять себя», обрести уверенность в своих силах, мыслях и действиях, прочную основу в жизни. Ответы на эти вопросы как раз и призвана дать философия.

    Цель данной работы рассмотреть основные формы материализма и идеализма.

     

    Материализм и идеализм

    Основными философскими направлениями являются материализм и идеализм, а их историческими формами выступают, соответственно, метафизический, вульгарный и диалектический материализм, с одной стороны, и объективный и субъективный идеализм, с другой стороны.

    Отвечая на этот вопрос о соотношении бытия и мышления, природы и духа, философы разделились на два больших лагеря материалистов и идеалистов. Существовали и позиции, признававшие равноценность, равноправие обоих начал – материального и духовного. Это позиция называется дуализмом. Другой стороной основного вопроса является вопрос о познаваемости мира. Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма и агностицизма, а положительный – для представителей эмпиризма, материалистического сенсуализма, рационализма и диалектического материализма. Представители иррационализм также признают познаваемость мира, но нерациональными, внетеоретическими методами озарения, инстинкта, интуиции, откровения, воображения.

    Классическое определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем: «Материализм всё объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник вещей… Идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

    Другие определения материализма и идеализма сформулированы в современных философских словарях, однако они лишь дополняют определения Ф. Шлегеля.

    Материализм (от лат. materialis вещественный) – это философское направление, в соответствии с которым материя (объективная реальность -  природа, материальная субстанция) является  первичным началом. А идеальное (дух, сознание) — вторичным. Материализм признает существование единственной субстанции  — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

    Сторонников материализма объединяет убеждение в том, что мир, в котором мы живем, существует вне и независимо от нашего сознания. Нас окружает объективная реальность, на которую мы можем воздействовать лишь объективно-реальными (а не существующими только в нашем субъективном сознании или воображении) средствами. Для обозначения её используется термин материя.

    Материализм настаивает на том, что мир материален, т.е. в нем есть нечто такое, что существует вне и независимо от сознания; что сознание из ничего или из себя самого сотворить материальные объекты не может; что произвести изменения в материальных объектах сознание способно не само по себе, а лишь через посредство материальны, физических действий.

    Идеализм (франц. idealisme, от греч. Idea) – это философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу (духу, сознанию), и ставящее материальное в зависимость от идеального.

    Различают две формы идеализма – объективный и субъективный.

    Объективный идеализм – философское направление, которое берет за начало идеальное, не зависящее от человека. Термин объективного идеализма означает – независимый от субъекта познания (человека). Представители данного направления — Платон, Ф. Аквинский, Гегель.

    Субъективный идеализм – философское направление, которое утверждает, что первичным является идеальное начало, зависящее от субъекта познания (человека). Представители — Декарт, Мальбранш, Фихте, Беркли.

    Следует отметить, что вопрос взаимодействия материализма и идеализма также имел много точек зрения. На сложность взаимоотношений материализма и идеализма указывает известный российский философ  В.В.Соколов, который пишет, «…что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два взаимопроницаемых лагеря, а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались».

    Более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживаются в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики  и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

    Основные исторические формы материализма

    1. Стихийный материализм античности сложился в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия и Китай) в период возникновения и укрепления рабовладельческого общества. Дальнейшее развитие получил в учениях материалистов Древней Греции и Рима (Левкипп, Демокрит, Лукреций Кар, Эпикур и др.).

    2. Метафизический материализм (ХVII – пер. пол. XIX в.) сложился в условиях развития капиталистических отношений, господства механического естествознания. Его основные недостатки: непонимание идеи развития мира; Стремление подвести под законы механики все явления мира; созерцательность; неспособность материалистически объяснить общественную жизнь (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, Ж.Ламетри, Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, Л.Фейербах и др.). ((Вульгарный материализм Фогта))

    3. Материализм революционных демократов XIX в. (А.И. Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.) – высшая форма домарксистского материализма. Революционные демократы, критически усваивая философские традиции XVIII – начала XIX в., пытались соединить материализм с диалектическим методом (с идеей развития); они близко подошли к диалектическому материализму.

    4. Диалектический материализм. Философское учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина – форма материализма второй половины XIX-XX в., преодолевшая основные ограниченности метафизического материализма на основе синтеза материализма и диалектики.

    Вторую сторону основного вопроса философии Ф.Энгельс характеризовал следующим образом: “… Но вопрос об отношения мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос…

    Но рядом с этим существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант, и они играли очень значительную роль в развитии философии”.

    Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а само направление отрицания познаваемости мира – агностицизм. В лагере агностицизма в основном находятся субъективные идеалисты, хотя в нем можно также встретить объективных идеалистов и даже метафизических материалистов.

    В разные исторические эпохи основной вопрос философии приобретал различные оттенки, выступал в различных мировоззренческих контекстах, системах знаний и оценок.

    Он то выходил на первый план в многообразии философской проблематики, тол отступал на вторые роли (как было в средневековье), но при этом всегда, в конце концов, оставался основным вопросом, характеризующим наиболее важные черты мировоззрения.
    Различие между метафизическим и диалектическим материализмом

    Источником и внутренним содержанием процесса развития является борьба противоположностей.

    Характеризуя марксистский   диалектический  метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную черту всего   диалектического процесса развития.

    В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский   диалектический   метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

    На протяжении всей истории философии вопрос об источнике развития в природе был камнем преткновения для идеалистов и метафизиков. Не будучи в состоянии дать научное решение этого вопроса, они апеллировали к сверхъестественным силам или же обходили этот вопрос.

    В противоположность идеализму и метафизике  диалектический материализм видит источник развития во внутренней борьбе противоположностей, объективно присущих каждому предмету, явлению.

    Процесс развития от низшего к высшему в природе и обществе протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, в порядке "борьбы" противоположностей.

    Раскрытие процесса развития как борьбы противоположностей позволяет более конкретно и глубоко познать сущность всех основных черт марксистского   диалектического метода. Борьба противоположностей есть особый вид взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, взаимодействие противоположных сил в природе и обществе.

    С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как "довод" в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в "чистой форме", т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.

    Немецкий философ И. Кант утверждал, что все противоположные силы в природе нейтрализуют друг друга и в результате этого в природе нет будто бы внутреннего источника движения. Из этого метафизического положения Кант сделал идеалистический вывод: "Мир в его целом сам по себе есть ничто, и лишь по воле другого он есть нечто", Кант рассматривал противоречия конечного и бесконечного в природе не как объективно существующие, а как свидетельство бессилия человеческого разума познать мир и стремился подчинить науку религии, принизить знание, чтобы расчистить место вере.

    Не только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, "первый толчок".

    Материалистическая диалектика понимает развитие как возникновение нового, как переход к высшему качественному состоянию и видит источник развития в борьбе противоположностей.

    Диалектический  материализм ведёт борьбу против   метафизического  подхода к природе и к обществу. Разоблачение метафизики по вопросу о противоречиях процесса развития означало удар и по идеализму.

    Классики марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной критике метафизический подход к явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира.

    Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.

    Эти стороны предметов и явлений называются противоположностями. Отношения (борьба) противоположностей, являющиеся двигательной силой развития, называются   диалектическими  противоречиями.

    В процессе развития предметов и явлений, в их внутреннем содержании обнаруживаются сходные или отличные друг от друга черты. Эти различия бывают несущественными или существенными, а в определённых условиях доходят до прямой противоположности друг другу.

    Внутренние противоречия в неорганической природе. Наука раскрыла внутренние противоречия в таком явлении природы, как механическое движение тел в пространстве. Как указывал Ф. Энгельс, "движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия - и есть именно движение".

    Наукой давно были обнаружены противоречащие друг другу и в то же время присущие самой природе силы: притяжение и отталкивание.

    Критикуя точку зрения современных ему естествоиспытателей, односторонне считавших, что только притяжение есть необходимое свойство материи, Ф. Энгельс подчёркивал, что "истинная теория материи должна отвести отталкиванию такое же важное место, как и притяжению, и что теория материи, основывающаяся только на притяжении, ложна, недостаточна, половинчата". Исследования современной науки показали громадную роль не только притяжения, но и отталкивания в механике и физике (в том числе роль светового давления).

    Только материалистическая диалектика смогла в борьбе против метафизики и идеализма сделать правильные выводы из открытий современного естествознания, рассматривая развитие природы как результат взаимодействия противоположных сил. Познание противоречий в природе даёт возможность активно использовать силы природы и общественно-производственной деятельности людей.

    Марксистское понимание процесса развития как борьбы противоположностей коренным образом противоположно метафизике, отвергающей внутренние противоречия в развитии природы и общества.

    Борьба противоположностей, внутренне присущих предметам и явлениям природы, является объективной закономерностью всего материального мира - двигательной силой процесса развития. Это доказано всей историей науки и опытом развития общества. Данные естествознания, общественной науки и науки о мышлении свидетельствуют о всеобщности закона борьбы противоположностей и о специфичности его действия в различных формах движущейся материи, а также в развитии мышления.

    Марксистский  диалектический метод учит всесторонне анализировать процесс развития, опираясь на данные науки и практики, вскрывать в любом явлении как положительные, так и отрицательные стороны исследуемых предметов и явлений. Но при этом марксистский   диалектический  метод требует не созерцательного отношения к противоречивым сторонам предметов и явлений, а самой активной поддержки нового, имеющего будущее, и самой активной борьбы против старого, отживающего.

    Марксистский   диалектический  метод показывает значение марксистской теории классовой борьбы, непримиримой классовой, пролетарской политики, значение коммунистической партийности, принципиальности.

    Марксистская диалектика показывает значение критики и самокритики как специфической формы воспитания кадров, как формы раскрытия и преодоления неантагонистических противоречий в развитии советского общества.

    Закон борьбы противоположностей есть важнейшая черта марксистского  диалектического метода, суть и ядро материалистической диалектики именно потому, что он раскрывает наиболее глубокое внутреннее содержание процесса развития.

    Идеализм и его исторические формы

    Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея), общее обозначение философских учений. Утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное-первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 году французский материалист Д.Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем».

    При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: Идеализм объективный; Идеализм субъективный.

    Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания.

    Для второго неприемлемо допущение, какой бы-то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

    Объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона.

    Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем.

    В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

    Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки.

    Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции.

    В лице Платона (427 - 347г. до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противоставляет себя материализму.

    По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины - бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти причины, или формы, Платон называет видами («эйдосами) и, гораздо реже, идеями. Область «видов», или «идей», образует, по Платону, систему, подобную пирамиде, на вершине этой пирамиды находится «идея» блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от неё они получают свою сущность.

    Среди учеников Платона выделялся гениально одарённый мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение ― одно из величайших в древнегреческой философии.

    Учение Аристотеля - объективный идеализм, включающий в себя ряд по существу материалистических положений.

    Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Однако сам Аристотель в результате этой критики не приходит к отрицанию идеалистического положения о существовании нематериальных причин чувственно воспринимаемых вещей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы».

    В конце 4 века до н.э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. В это время возникают три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

    Родоначальником скептицизма был Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий.

    Философия Эпикура - высший этап развития древнегреческого атомистического материализма. Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Всё, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков, основанная Зеноном.
    У стоиков единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отожествляется с богом.

    По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как понятия, выражающее религиозное миросозерцание, и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры.

    Огромную роль в развитии философии сыграли работы великого философа Иммануила Канта, представителя немецкой классической философии 18 в.

    Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период до начала 70 годов, Кант пытался решать философские проблемы – вопрос о бытие, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным.

    Во второй период, с начала 70х годов, Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от «вещей в себе»; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы познаём лишь «явления» или тот способ, каким эти «вещи в себе» воздействуют на нас. В этот период Кант исследует состав, происхождения и границы различных функций познания. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его «критикой разума».

    Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познать сущность вещей, оставляя за ним познание только явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, так как оно лишает основания всякого рода логические «доказательства» бытия бога, потустороннего мира и т. п. Однако Кант всё же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примирить требование нравственного сознания с существованием зла.

    Основная черта «критической философии» Канта – примирение материализма с идеализмом, агностицизм.

    Наиболее вдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель.

    Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

    Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания.

    «Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими.»

    Мышление, по Гегелю, _ это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира.

    В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений (правда, высшее на Земле) некого абсолютного, вне человека существующего мышления – абсолютной идеи, т. е. бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом , согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: всё действительное разумно, всё разумное действительно.

    Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

    Оно по его учению, «есть начало всякой жизни и представляет собой бесконечную, творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником»

    Итак, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление бытия и мышления, сведение всех процессов к процессу мышления.

    Рассматривая логический процесс познания как саморазвитие объективной действительности, Гегель поставил вопрос об объективности логических форм. Таким образом «рациональное зерно» идеалистической диалектики Гегеля составляют многие его идеи, относящиеся к познанию наиболее общих законов развития природы, общества и познании.

    Заключение

    Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии — это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления — умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит — видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление — это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.

    Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.

    В критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде, сокровища этого опыта выражает именно философия.

    Дело заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».

    Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же, составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.

    Список литературы

    1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. / Под ред. Фролова И.Т.- М., 2009.

    2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2009.

    3. Новая философская энциклопедия. 1-4 т. — М.: Мысль. 2008.

    4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2007.

    5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2009.

    6. Философский энциклопедический словарь. – М., 2008.


    написать администратору сайта