Главная страница
Навигация по странице:

  • Преподаватель: Куспанова М.Т Студентка группы зМО3-18 Канафина А.О Подбор упражнений на дыхание, звукообразование. Упражнение 1

  • Основные правила цепного дыхания

  • P

  • Овладение техническими особенностями произведений. Целостное их исполнение по нотам.

  • Канафина. Практикум работы с хором Преподаватель Куспанова М. Т студентка группы зМО318


    Скачать 139.93 Kb.
    НазваниеПрактикум работы с хором Преподаватель Куспанова М. Т студентка группы зМО318
    Дата28.12.2022
    Размер139.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКанафина.docx
    ТипПрактикум
    #868109

    М .ҚОЗЫБАЕВ АТЫНДАҒЫ

    СОЛТҮСТІК ҚАЗАҚСТАН МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ

    Хоровой класс и практикум работы с хором

    Преподаватель: Куспанова М.Т

    Студентка группы зМО3-18

    Канафина А.О

    Подбор упражнений на дыхание, звукообразование.
    Упражнение 1

    Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом: раз - два - три - четыре - пять... При каждом повторении упражнения выдох удлиняется, благодаря увеличению рядя цифр и постепенному замедлению темпа.
    Упражнение 2

    Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.
    Упражнение 3

    Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.
    Упражнение 4

    Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голоса. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения. Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.

    Также в практике работы с детьми применяю метод произнесения слов песни, а также скороговорок активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

    Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

    Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь, - на качество певческого дыхания. В этой цепи действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться. Используя упражнение, построенное на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, мы с учащимися тренируем плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания:



    Регуляцией продолжительности фонационного выдоха является длина музыкальной фразы. Я рекомендую использовать упражнение, способствующее продолжительности фонационного выдоха:



    На начальном этапе работы с хором особенно важно выбирать произведения с учётом степени развития навыка экономного распределения дыхания при пении: от песен с короткими музыкальными фразами я постепенно перехожу к песням с более длинными. Если музыкальная фраза оказалась для данных певцов слишком длинна, то в процессе разучивания произведения я считаю допустимым немного ускорить темп, а затем постепенно замедлить его до нужного.

    Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. Но на репетициях хористы не всегда могут долго сохранять необходимую подтянутость. Нарушение правильной позы есть признак утомления певцов. В этом случае мы делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Повторяем движения несколько раз. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также снимают усталость, поднимают настроение певцов, повышают их работоспособность.
    Цепное дыхание
    Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (я использовала такие произведения, как: русская народная песня «Ничто в полюшке не колышется», латышская народная песня «Вей, вей, ветерок», «Тропарь Рождества Христова», «Тебе поем» муз. Бортнянского, «Аве Мария» Каччини и др.).

    Основные правила цепного дыхания:

    - не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

    - не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;

    - дыхание брать незаметно и быстро;

    - вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места партитуры;

    - чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

    Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться

    ожидаемого эффекта - беспрерывности и протяжности общего звучания хора. Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью я использую в работе упражнение, построенное на нисходящей или восходящей гамме с большими длительностями, без пауз и цезур. Например:



    Упражнение исполняется несколько раз в разных тональностях в пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю-, на-, ма, ю- и т.д.

    Дирижёру необходимо следить за тем, чтобы певцы брали дыхание не на стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно, внутри длинных нот.
    Также поём закрытым ртом либо на какой-то слог длинные по протяжённости звуки, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен:



    В хоровых партиях для каждого певца я указываю места, где можно возобновлять дыхание, так как наш хоровой коллектив небольшой по составу. Раньше при работе в большом хоре каждый певец сам выбирал время возобновления дыхания, соблюдая главное условие - не брать дыхание одновременно с соседом, что возможно лишь при наличии определённого опыта у хористов, развитого чувства ансамбля, понимания своей роли в коллективе.
    Правильное, спокойное дыхание - здоровое тело, здоровые мысли, здоровые чувства, легко отзывающиеся на любую художественную задачу. Нарушен плавный ритм дыхания - нарушены все физические и творческие функции организма, что неизбежно влечёт потерю творческой работоспособности артиста-певца.

    И здесь контроль проницательного и опытного дирижёра-хормейстера важнее всего для певцов.

    Владение опёртым дыханием - основное отличие профессионального пения от любительского «напевания», которое абсолютно непригодно для профессионала.

    Короткий вдох.

    Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

    Упражнение 1.

    Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

    С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

    Упражнение 2(выполнение упражнения активным шепотом).

    Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.

    Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

    Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).

    Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

    Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).

    Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

    Распевание

    Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.

    Прием «эхо».

    Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом, поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

    Прием «перекличка».

    Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.

    Прием «соревнование».

    Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.

    Распевание можно исполнять как на различные открытые слоги – ле, ля, ма, ми и т. д., так и со словами. Роль распеваний с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объему, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся обучающимися. Если ребятами разучивается народная песня, то впоследствии ее начало также можно использовать в качестве попевки. Приведем перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:

    прима – «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока»;

    секунда – «Уж как шла лиса по саду»;

    терция – «Ходит зайка по саду»;

    кварта – «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни);

    квинта – «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле березка стояла» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза). Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М. Красева «Елочка», В. Калашникова «Тень-тень», вокализированные пьесы Э. Грига «Утро».

    Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, таких как «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объеме квинты), «Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама» (четырехкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков, допустим, от соль, фа, ми и ре с приходом в тонику до

    Pабота над дыханием и звукообразованием в произведениях a,cappella.

    На начальном этапе работы рационально использовать народные песни с предельно простым интонационным и метроритмическим рисунком, ясным ладовым построением, содержащие привычные для слуха учащегося мелодические обороты.

    Начинать работу над развитием навыка a'cappella следует как можно раньше, с простых попевок, небольших по объему и диапазону («Андрей-воробей», «Сорока-сорока» и т.д.) с постепенным снятием сопровождения и тональной опоры. Конечно же, многое зависит от индивидуальных способностей обучающегося, степени развития его музыкального слуха, вокальных возможностей, координации между слухом и голосом. От сочетания этих факторов зависит и выбор произведения, а так же различных форм и методов, применяемых на занятии педагогом.

    Вокально-интонационные особенности мелодии песен

    Необходимым условием для начала работы над песней без сопровождения является хорошее усвоение учащимся ее мелодии и словесного текста. Поэтому на начальном этапе обучения пению без сопровождения необходимо упростить задачи воспроизведения: интонационные и вокально-технические, т. е. создать вокальный «комфорт».

    Для создания наиболее благоприятных условий для работы голосового аппарата в начале обучения пению без сопровождения следует подбирать песни с очень ограниченным диапазоном и исполнять их в удобной для учащегося тональности, чтобы тесситура песен была приближена к примарной зоне звучания его голоса.

    На начальном этапе обучения полезны песни с плавным мелодическим рисунком, в основном с поступенным и терцовым движением, а также интервалами кварты и квинты, образованными из устойчивых ступеней.

    Рекомендуются песни кантиленного напевного характера в умеренном, но не медленном темпе. На таких произведениях учащийся лучше себя контролирует и быстрее добивается качественного звучания.

    Формы и методы работы над пением a'cappella

    При непосредственной работе над исполнением произведения без сопровождения можно использовать различные приемы и упражнения, помогающие устойчивому формированию этого навыка:

    Исполнение мелодии куплета песни на нейтральный слог (выбор слога зависит от часто повторяемых согласных в тексте). Это позволяет учащемуся сконцентрироваться на мелодии, ее звуковысотных особенностях, не боясь ошибиться в тексте. В результате – более правильное усвоение мелодии. В процессе данной работы целесообразно время от времени менять слог (замена гласного, или согласного звука)

    Исполнение мелодии с инструментальной поддержкой (исполнение мелодии песни на инструменте на октаву ниже, или гармоническое басовое сопровождение T-S-D). Такой прием дает учащемуся необходимую инструментальную поддержку, но при этом не лишает его самостоятельности и ответственности за чистое интонирование.

    Исполнение с сопровождением в терцию (на инструменте), или с воспроизведением 2-го голоса (на инструменте). Данный прием несколько схож с предыдущим, однако немного сложнее в исполнении.

    Основной причиной возникновения трудностей на начальном этапе обучения рассматриваемому навыку является отсутствие налаженных связей между слуховыми (звуковысотными) представлениями и вокальным аппаратом. Учащиеся обычно точно исполняют песню при «тихом» пении – таким звуком, каким они пользуются в классе сольфеджио. Но у них нередко проявляется неточность интонации при попытках спеть ту же песню с оптимальной силой звука, какой они исполняют вокальные упражнения и произведения с сопровождением на уроках сольного пения.

    Конечно же, при непосредственной работе необходим постоянный слуховой контроль со стороны преподавателя за качеством исполнения, исправление интонационных, артикуляционных и иных ошибок и неточностей, анализ причин их возникновения (например: неточная интонация как результат пения без опоры, или излишнее форсирование звука).

    После того, как на протяжении нескольких занятий песня будет исполняться достаточно интонационно чисто, можно усложнять исполнительскую задачу в виде добавления элементов хореографии и работы над художественным образом произведения.

    Работу по освоению навыка пения a'cappella следует проводить постоянно, в процессе обучения в классе сольного пения. При постепенном совершенствовании этого навыка необходим особый подход к выбору репертуара: усложнение вокально-технической стороны воспроизведения по мере увеличения диапазона, использование позиционных требований при исполнении широких интервалов в восходящем и нисходящем движении, исполнение неустойчивых, увеличенных и уменьшенных интервалов, пение на штрихе «стаккато».

    Овладение техническими особенностями произведений. Целостное их исполнение по нотам.

    При работе над хоровым произведением можно использовать следующие методы разучивания:

    1. Деление произведения на небольшие, имеющие относительную законченность отрезки и изучение их с каждой хоровой партией в отдельности, а также в различных сочетаниях партий;

    2. Соединение выученных отрезков в заключенные построения в пении как отдельных партий. Так и всего хора;

    3. Работа над вокально-хоровыми навыками – культура звука, дикция, ансамбль, мелодический и гармонический строй (активное прослушивание произведения с помощью внутреннего слуха, сольфеджирование, вокализация, пение на различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения, пение с закрытым ртом, пение гармонических последовательностей партитуры вне ритма);

    4. Применение специальных вокальных и музыкально – слуховых упражнений при разучивании трудных мест;

    5. Использование музыкального инструмента в работе с хором;

    6. Работа над художественным исполнением произведения: фразировка, нюансировка, нахождение нужного темпа, эмоциональная подача словесного текста. Ознакомление хорового коллектива с исполнительским планом.

    Пути разучивания произведений в каждом хоровом коллективе могут быть различны, как не одинаковы по своему мастерству и опыту их руководители, но основополагающие принципы остаются всегда общими. Главный из них – единство художественных и технических приемов.

    Знакомство певцов с произведением, предназначенным для выучивания, может быть организовано по-разному. Одни руководители проигрывают его на инструменте и пропевают основную мелодию; другие дают прослушать его в грамзаписи. Третьи считают достаточным рассказать об образе произведения, сообщить об особенностях творчества его композитора.

    В детском и взрослом любительском хоре, участники которого не имеют возможности систематически изучать нотную грамоту, выучивание произведения происходит «с голоса», т.е. путем повторения хором или группой хора небольших музыкальных фраз после непосредственного пропевания их хормейстером. Такой способ освоения репертуара крайне ограничен, он сковывает технический и творческий рост коллектива, делает невозможным изучение интересных и более сложных хоровых сочинений.

    В хоре, участники которого слабо владеют навыком чтения нот с листа, на первом этапе изучения произведения целесообразно проводить занятия отдельно с каждой партией. Хоры достаточно высокого исполнительского уровня могут выучивать произведения без раздельных репетиций. Тем не менее последние необходимы для сокращения сроков подготовки новых концертных программ, а также для систематической работы над чистотой, ровностью и слаженностью звучания унисона в партиях. Общим для всех хоров должно быть правило: любое произведение следует выучивать по нотам.

    Особо следует остановиться на вопросе о роли подыгрывания на инструменте мелодий хоровых партий на начальном этапе работы с хором. Пользоваться каким-либо инструментом при работе с хором нужно очень осторожно, даже в том случае, если произведение написано с сопровождением. К сожалению, есть немного хоровых коллективов, где руководитель, независимо от того, с сопровождением произведение или a`cappella, прорабатывает мелодическую линию каждой партии, задавая тон от камертона. При этом дирижеру приходится многое «объяснять» своим пением, например как «заострить» звуковысотную интонацию, «осветлить» окраску звука, «округлить» его форму, подстроить свой голос к общему звучанию, как передать интонацию слова, чувства, настроение и т.д.

    Начальный период выучивания произведения требует от дирижера особенно большой выдержки, терпения и усердия в преодолении технических трудностей. Дирижер, готовясь к предстоящей работе над новым сочинением, должен заготовить целую систему способов и приемов, которые обогатили бы репетицию, заинтересовали певцов содержанием выполняемых заданий, нацеленных на постепенное создание художественного образа, оригинального и своеобразного в каждом конкретном случае. Для этого хормейстер должен систематически обогащать свой арсенал средств новыми репетиционными и исполнительскими приемами. Это, безусловно, происходит в процессе накопления личного опыта, изучения методической и научной литературы. Но не менее важен и другой путь – посещение репетиций ведущих хоровых дирижеров, их публичных выступлений на эстраде и всевозможных хоровых концертов.

    Основное условие успешной репетиционной работы в любом коллективе – сочетание самой серьезной трудовой дисциплины с непринужденной творческой атмосферой. Это означает, что руководитель должен сочетать требовательность, серьезность тона с веселой шуткой, вовремя снимающей напряжение, усталость.

    Основой всей деятельности хора следует считать работу над унисоном как в каждой партии, так и в целом в хоре. Нередко в звучании хора, владеющего многоголосием, при исполнении унисонных эпизодов нарушаются ровность звуковедения, точность интонирования, слышится разнобой в фонации гласных, позиционная неустойчивость и т.п. Это говорит о том, что на хоровых репетициях систематически следует вокально отрабатывать одноголосные элементы репертуара, будь то песня или унисонный фрагмент многоголосной музыки.

    Одним из способов по формированию хорошего унисона может быть упражнение по впеванию мелодического эпизода, представляющего для всего хора или отдельных партий сложность в интонационном, тесситурном или позиционном отношении. Нотный пример выписывается на доске или прослеживается по хоровым партитурам (партиям). Пропевание идет в более медленном темпе, трудные для вокализации звуки целесообразно неоднократно повторить, включить их в импровизированные дидактические, простейшие мелодические обороты, добиваясь ровности и естественности в звучании унисона, тембральной и эмоциональной окрашенности.

    Особого внимания и специальных методов требует изучение в хоре многоголосных партитур (двух-, трехголосных и более). Если хор еще не готов к тому, чтобы всем коллективом сразу знакомиться с нотным текстом, то сначала необходимо проработать с каждой хоровой группой ее мелодическую линию, применяя способ, описанный выше.

    Работа над ансамблевой стройностью созвучий, их динамической сбалансированностью, определение внутрифункциональных связей между голосами, художественное «вживание» в гармоническую сферу произведения – кропотливый путь освоения произведения, успех которого в большой степени обусловлен уровнем творческого отношения к нему поющих. Репетиционных приемов на этом пути много: впевать отдельные аккорды на ферматах; повторяя, менять их динамику, способ звуковедения; «поднять» аккорд на полтона вверх, «опустить» вниз; спеть на слог, закрытым ртом и т.п. Иногда в аккордовой партитуре следует сначала тщательно отработать ансамбль тех партий, между которыми возникают наиболее сложные интонационно-слуховые сочетания.

    Немаловажным в исполнении любого произведения является ритмический ансамбль в хоре. Ритмичность исполнения – это не только одновременность. Ритм формирует мотивы, фразы и в общем движении определяет характер музыкальной речи. Организуется ритм правильным распределение метрических и ритмических акцентов. У каждого дирижера есть свой арсенал методов по изучению ритмических структур.

    Одним из способов изучения репертуара можно считать контрольный прием хоровых партий у певцов. Убедиться в их знаниях руководитель, безусловно, может и по ходу репетиции, проводя индивидуальный опрос некоторых хористов, и чисто визуально. Но специальный прием партий позволяет дирижеру прослушать каждого исполнителя и, если надо, исправить недостатки. Ощутимую пользу общему делу принесет более высокий уровень требований к певцам – прием партий ансамблями: дуэтами – двухголосного сочинения, трио – трехголосного, квартетами – четырехголосного и т.д. Такой путь особенно повышает ответственность и исполнительскую самостоятельность каждого певца.


    написать администратору сайта