Главная страница
Навигация по странице:

  • Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка

  • Сегодня эта тема актуальна и востребована. Каждому есть, что сказать. А что еще можно добавить

  • Декабрьское сочинение. дек.соч. Правила оформления итогового сочинения просты


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеПравила оформления итогового сочинения просты
    АнкорДекабрьское сочинение
    Дата10.11.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладек.соч.docx
    ТипПравила
    #781801

    Правила оформления итогового сочинения просты:

    • Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.

    • Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).

    • Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

    Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один). 

    • от 5 до 6 – 1 балл;

    • от 7 до 8 – 2 балла;

    • от 9 до 10 – 3 балла;

    • от 13 до 14 – 5 баллов;

    • от 15 до 16 – 6 баллов;

    • 17 – равны 7 баллам;

    • 18 – 8 баллам;

    • 19 – 9 баллам;

    • 20 – 10 баллам.

    Алгоритм написания итогового сочинения:

    1. Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;

    2. Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;

    3. Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;

    4. Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».

    5. Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.

    6. Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.

    7. Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.


    8. Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?

    Аргументы на тему «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» для итогового сочинения

    Внутренний мир человека и его личностные качества

    Именно такие пояснения к направлению предложили авторы на ФИПИ. Для каждого из них найдутся аргументы.

    1. А. Платонов, «Юшка». Внутренний мир человека, как правило, скрыт от посторонних глаз. Поэтому люди далеко не всегда могут сразу понять, кто перед ними на самом деле. Например, главный герой произведения был отзывчивым, мудрым и стойким человеком, способным противостоять эгоизму, гордыне и гневу. Но окружающие не видели в нем хороших качеств, потому что «встречали по одежке». Юшка был беден и болен. Он выглядел старше своих лет. Герой считал, что своим неуважением другие выражают любовь к нему, поэтому никогда не мстил за оскорбления и не защищался. За это многие презирали его. А он все это время совершал благие дела — поддерживал и содержал сироту, которая стала врачом в его родном селении. Не зная об этом, люди не могли составить верное представлении о сущности его характера. Поэтому мы часто обманываемся, не видя истинного внутреннего мира человека.

    2. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Личностные качества человека лучше всего проявляются в поступках. И зачастую дела говорят красноречивее слов. В этом мы убеждаемся, глядя на поведение Матрены. Героиня всегда бескорыстно помогала окружающим и выручала тех, кто нуждается в покровительстве. Она приютила колченогую кошку и взяла квартиранта, хотя никто не хотел принимать его. Все знали, что Матрена — безотказный человек, которому свойственны доброта и мягкосердечие. Она даже воспитала племянницу, которой не нашлось места в большой семье. Даже погибла Матрена тогда, когда помогала перетащить свою же горницу в подарок Кире. Поступки Матрены доказывают богатство ее внутреннего мира и разнообразие положительных качеств ее характера.

    3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Богатство внутреннего мира человека часто проявляется в критических случаях, когда он должен мобилизовать все силы своей души. Именно так произошло в жизни Марьи Мироновой. Даже в родном доме героиню считали «трусихой». Ее поведение было предметом шуток: она боялась резких звуков, хотя выросла в военной части. Окружающие видели в ней лишь прелестную девушку, робкую от природы. Но сила ее характера неожиданно проявилась, когда ее возлюбленный попал в беду. Петр стал жертвой ложного обвинения. Чтобы спасти его, Марья разыскала императрицу и добилась аудиенции. В те времена это был настоящий подвиг! Благодаря заступничеству Марьи Петр был освобожден. Этот пример показывает, что человек проявляет себя в полной мере тогда, когда ситуация требует максимального напряжения.

    4. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Какие личностные качества человека нужно ценить больше всего? Конечно же, это доброта, сила духа и человечность. Всеми этими свойствами обладал Андрей Соколов. Он был верным мужем, ответственным отцом и хорошим работником. Однако все богатство его внутреннего мира проявилось в военные годы, когда герою пришлось встать на защиту Родины. Андрей мужественно исполнял свой долг и не потерял человеческий облик даже тогда, когда все обстоятельства ломали волю людей. Потеряв семью, он нашел в себе силы начать жить заново и усыновить мальчика Ваню, который нуждался в заботе. Таким образом, доброта, сила воли и человечность позволили герою выстоять в сложной ситуации, поддержать Родину и спасти все то, ради чего стоит биться до конца.

    5. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Деградация внутреннего мира начинается с потворства своим порокам. Именно это доказывает Н.В. Гоголь в своей знаменитой поэме. Каждый помещик стал жертвой своих дурных наклонностей, навеянных праздностью и вседозволенностью. Манилов стал ленив и изнежен, Коробочка — скупой и ограниченной, Ноздрев — распутным и подлым, Собакевич — бесчестным и алчным, Плюшкин — жадным до полной потери человеческого достоинства. Все герои «выпали из жизни» — перестали мыслить, чувствовать, сопереживать ближним. Даже материальный достаток не делает их счастливыми, ведь они потеряли способность искренне радоваться чему-то. Их внутренние миры увяли потому, что они не работали над собой и не избавлялись от пороков, отравляющих их лучшие помыслы.

    Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

    Аргументы о выборе между добром и злом мы уже писали. Вот еще немного примеров:

    1. А. Грин, «Алые паруса». Нравственный идеал, необходимый каждому человеку, получил наименование «мечта». В этом слове выражаются все созидательные силы, скрывающиеся в душах людей. Именно они ведут нас вперед. В этом мы убеждаемся, знакомясь с Ассоль. Героиня произведения с детства стремилась к возвышенной грезе — встрече с принцем на судне с алыми парусами. Наивная детская сказка стала жизненной философией Ассоль. Она жила в предвкушении чуда и радовалась каждому дню. Пока другие люди разочаровывались во всем, что их окружало, и «звезд с неба не хватали», Ассоль всем существом тянулась к свету и была вознаграждена судьбой. Узнав о ее мечте, Грэй и правда захотел ее исполнить. Ведь нравственный облик Ассоль привлекал его своей исключительностью. Тот, у кого есть мечта, всегда будет окрылен ею и интересен для окружающих.

    2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Добро и зло постоянно борются за душу человека. Эту борьбу мы видим в жизни Родиона Раскольникова. Герою свойственны отзывчивость, доброта, милосердие, но в то же время в нем живут гордыня и высокомерие. Он думает, что принадлежит к высшей касте людей, которой все позволено. Проверить это он решил убийством ростовщицы. Но ни этот поступок, ни вырученные деньги не принесли Родиону власти и способности изменить мир к лучшему, как он планировал изначально. Постепенно он понял, что нельзя строить счастье одних на несчастье других людей. Усомнился он и в своем праве решать, кому жить, а кому умирать. В финале Родион сделал выбор в пользу искупления и победил гордыню. Но эта победа далась ему нелегко. Нравственный выбор — крайне сложный шаг, который может потребовать от нас напряжения всех сил.

    3. Л.Н. Толстой, «Война и мир». В мире добро и зло редко обнажают свою суть и скрываются под многочисленными личинами. Поэтому сложно понять, где одно, а где другое? Не сразу разобрался и князь Андрей. Он считал, что участие в сражении под русскими знаменами на чужой земле — это благое начинание. Однако в бою он понял, что война — чудовищное и противоестественное дело, от которого лучше держаться подальше. Жизни простых солдат там служили тщеславным и карьерным интересам знати, не более. Болконский увидел, что за славными лозунгами и бравыми песнями скрывается настоящее зло — разрушение, грязь, смерть. А добром в этой ситуации была созидательная деятельность во благо государства, которая реально делала жизнь людей лучше. Разобраться в этом Болконскому удалось с большим трудом, ведь добро и зло скрывают свою истинную сущность в многообразии форм, явлений и идей.

    4. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». В произведении автор противопоставляет навязанные и исконные нравственные идеалы. Так, Евгений рос без семейного тепла и уюта, был предоставлен самому себе, поэтому не обрел себя настоящего. Он стремился подражать модным образцам и потворствовать общественному мнению. Герой, лишенный родительской любви, хотел быть принятым хотя бы окружении. Поэтому он пожертвовал любовью и дружбой в погоне за иллюзорным одобрением со стороны. Боясь сплетен Зарецкого, он пошел на дуэль и убил друга. А вот Татьяна была совсем другой: будучи цельной и самодостаточной личностью, она пошла против предрассудков и сама призналась в любви мужчине. В дальнейшем Татьяна сохранила верность мужу, несмотря на все соблазны и влияние высшего света. Таким образом, Евгений в попытке быть кем-то другим потерял себя и променял важные вещи на второстепенные. А Татьяна осталась верна себе и устояла против воздействия окружения. Ее нравственные идеалы оказались непоколебимыми.

    5. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Добро и зло далеко не так очевидны и монохромны, как о них принято думать. Порой тяжело понять, где светлая, а где темная сторона. Вот и Андрий, герой повести, запутался в противоречиях. Ему был чужд мир казачества, где его любви, тяге к красоте и учености не нашлось места. Он не хотел жить так, как его отец. И многие считают его бегство от казаков изменой, трактуя его однозначно: «Зло!». Однако этот взгляд на ситуацию упрощает и искажает реальность. Ведь поведение Тараса по отношению к семье — это вовсе не добро. Он бил жену, не участвовал в воспитании детей и горел лишь одним делом — войной. Образ жизни казаков и их жестокость на поле брани — все это тоже далеко от светлого начала. Поэтому нельзя сказать, что побег Андрия — это проявление тьмы в его душе. Оба его пути имели и положительные, и отрицательные стороны, все зависит от угла зрения. Вот почему люди так часто запутываются между добром и злом.

    Познание человеком самого себя

    О самопознании мы тоже аргументы уже делали. Добавим вот что:

    1. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Самопознание имеет важнейшую роль в определении жизненного пути человека. Ведь если мы не знаем, куда стремиться, мы окажемся не там, где хотели бы оказаться. Это доказывает пример из произведения Бунина. Главная героиня состояла в отношениях с богатым и красивым кавалером. У нее было все для счастья: большое состояние, возможность учиться и путешествовать, беззаботность и доступ к роскоши. Однако она выбрала вовсе не семейную жизнь с тем, кого любила, а службу в монастыре. В процессе самопознания женщина поняла, что ее влечет духовный путь, а не мирская суета. Если бы она не пришла к этому, то тяготилась бы существованием в браке и в окружении того, что было ей чуждо. Методом проб и ошибок она набрела на дорогу, которая привела ее к полной гармонии.

    2. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Когда человек не задумывается о том, зачем живет, вся его жизнь может пройти впустую. Именно так произошло в жизни господина из Сан-Франциско. Все время он потратил на заработок денег. Он не успел уделить должного внимания ни семье, ни хобби, ни путешествиям. Герой решил отдохнуть и прислушаться к себе слишком поздно — когда ему уже было за пятьдесят. Он окунулся в океан удовольствий, только начал чувствовать вкус жизни, как она оборвалась. Господин даже не успел толком насладиться тем, что заработал. Свое время он потратил зря, ведь так и не понял, чего он хотел получить? Куда его влекло все эти годы? Без самопознания мы рискуем превратиться в таких же господ — без цели, времени на досуг и интересов.

    3. А.И. Куприн, «Олеся». Человек часто познает себя и свои подлинные нужды слишком поздно. Именно так произошло в жизни Ивана, героя повести. Он полюбил девушку «без рода и племени», а сам был небогатым, но все же помещиком. Роман с Олесей вскоре перерос в серьезное чувство, но Иван медлил и колебался: не мог же он взять в жены знахарку из леса. Что сказали бы его знакомые, родители, друзья, коллеги? Олеся чувствовала его нерешительность и сама охотно признавала, что они — не пара. Но ее поход в церковь ради одобрения Ивана доказывает, что девушка хотела и ждала его предложения, несмотря ни на что. Он же так и не понял, как много Олеся значит для него, пока она не исчезла. А тогда уже было поздно что-то менять. Иван упустил любовь всей своей жизни, потому что вовремя не задал себе главные вопросы и на нашел на них честные ответы.

    4. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Порой человек понимает себя и свои чувства только после сильного потрясения. Так случилось и в жизни Веры. Она жила с мужем и была довольна их отношениями, но они едва ли были настоящей страстной любовью. Такое чувство, как утверждает автор, встречается раз в сотню лет. И оно прошло мимо героини. Тайный поклонник, который присылал ей письма о любви, был одержим ею и хотел только одного — хотя бы говорить о своих эмоциях. Но брат и муж Веры запретили ему досаждать замужней даме. Она и сама попросила Желткова закончить всю эту историю поскорее. Ее слова были восприняты буквально. Желтков наложил на себя руки. Только после этого Вера поняла, что мимо нее прошло чувство, которому нет аналогов, у которого нет границ. И в своей душе она ощутила сожаление. Лишь эта ситуация помогла ей разгадать и лучше узнать себя.

    5. М. Горький, «Челкаш». Свою истинную сущность мы познаем в критических ситуациях, когда истинная природа берет верх над условностями. Такое открытие пережил Гаврила, герой рассказа. Крестьянский парень приехал в город на заработки и наткнулся на выгодное предложение от контрабандиста. В деле Гаврила струсил и вел себя не лучшим образом. Но когда речь пошла о дележе денег, герой оказался способным на убийство из-за угла. Он попытался лишить жизни Челкаша, чтобы завладеть всей суммой. Его настоящее «Я» проявилось именно в этом моменте, когда рука с камнем направила всю силу на подлый удар. После этого Гаврила понял себя намного лучше, как и Челкаш. Теперь стало очевидно, что истинная сущность героя — безграничная и жестокая алчность.

    Свобода человека и ее ограничения


    Сегодня эта тема актуальна и востребована. Каждому есть, что сказать. А что еще можно добавить?

    1. М. Горький, «На дне». Свобода человека ограничена его волей: то, что он не может себе позволить, ему не под силу. Это доказывает пример из пьесы Горького. Все жители ночлежки — люди крайне апатичные и отчаявшиеся. Они по привычке или из-за обиды винят общество в своих бедах, но главная их проблема — они сами. Никто из бедняков не желает работать честно, все ищут легкие пути или спасительные иллюзии. Например, Актер всегда оправдывает себя, ищет жалости, но пить не бросает. Настя придумывает великую любовь, но так и продает себя за деньги. Пепел мечтает о новой жизни, но продолжает воровать, связывая свои надежды с Наташей, как будто от нее все зависит. Сатин играет и пьет, отрицая труд как таковой. Каждый герой может начать все сначала и обрести себя, но ни у кого нет воли к свободе. Люди ограничены ленью и апатией.

    2. И.А. Гончаров, «Обломов». Человек находится в рабстве у своих пороков. Они и сдерживают его развитие. Это доказывает пример Обломова. Илья Ильич мечтает о светлом будущем, но не покидает дивана. Он не работает, не встречается с друзьями, не интересуется искусством или наукой. Все, что требует малейших усилий, недоступно Обломову, потому что он слишком ленив. На момент начала романа ему уже больше 30 лет, а он еще ничего не достиг в жизни. При этом у него все есть, чтобы реализоваться в работе, обществе и семье. Но все его движения скованы апатией. Герой стал заложником своей бездеятельности. Его свобода была разменяна на покой и праздность.

    3. М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Жизнь без свободы теряет весь свой смысл. Это доказывает пример из поэмы Лермонтова. Мцыри был пленен еще в детстве. Война на Кавказе лишила его крова, родных и даже выбора судьбы. Он оказался в монастыре не по своей воле, но ему навязали путь послушника и монаха. Не принимая чужой устав, Мцыри бежит из своей тюрьмы. Три дня на свободе кажутся ему единственной реальностью. За это время он прожил целую жизнь, полную приключений, счастья, борьбы. Только этот период он и считал своим подлинным опытом. Мцыри променял прозябание в монастыре на три дня полноценного существования. Дорогой ценой он купил независимость, но только она и придала его жизни смысл.

    4. А.С. Пушкин, «Дубровский». Свободу человека ограничивает его морально-нравственный кодекс. В этом мы убеждаемся, анализируя поведение героини книги. Марья любила Владимира и не хотела выходить замуж за Верейского. Этот брак по расчету навязал ей отец. Но она не могла бежать до того, пока не испробовала все способы убедить Троекурова в ненужности этого союза. Все мольбы дочери оказались напрасны. Троекуров намеренно перенес дату венчания, чтобы Владимир не успел помешать им. Но как только Марья стала женой Верейского перед Богом, она уже не могла уйти от супруга, как бы ни хотела. Она не убежала с возлюбленным. Ее свобода отныне была ограничена святым обетом. Мораль всегда препятствует вседозволенности и ограничивает человека в действиях.

    5. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Свобода человека ограничена морально-нравственными установками его времени. Так, Некрасов в своей знаменитой поэме пишет: «Еще ты в семействе — раба, Но мать уже вольного сына!». Он охарактеризовал положение женщины после отмены крепостного права. Несмотря на реформы в государстве, девушки по-прежнему во всем зависели от своих отцов, а потом мужей и свекров. Их удел — поклоняться каждому домочадцу, который сильнее и старше их. Зачастую их смирением пользовались, их покорностью злоупотребляли. Например, та же Матрена вынуждена была сносить обиды от свекрови, золовки, приказчика и даже побои от мужа. Увы, в ту эпоху положение женщины было зависимым, потому что уровень общественного сознания еще не достиг высот гуманизма, справедливости и эмпатии. Так что свобода человека во многом зависит от исторического контекста.

    Аргументы на тему: «Семья, общество, Отечество в жизни человека» для итогового сочинения

    Семья, род; семейные ценности и традиции 

    К этому подразделу подойдут аргументы по направлениям «Портрет моего поколения», «Материнская любовь», «Он и Она». А что еще можно сказать об этой теме?

    1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Тема семьи — одна из главных в романе-эпопее «Война и мир». Лев Николаевич в произведении изобразил три семьи и их семейные ценности. Читатель знакомится с традициями семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти семьи абсолютно не похожи друг на друга. Однако судьбы героев тесно переплетаются. Семью Ростовых можно назвать одной из самых образцовых семей. Ростовы придерживаются таких семейных ценностей, как взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, милосердие, гармония человеческих отношений. Помимо этого, для семьи Ростовых важно такое понятие, как патриотизм. Так, Николай Ростов добровольно записался в военный полк, чтобы защитить народ. Наташа Ростова решила отдать подводы раненым и пожертвовать своими вещами. Граф и графиня отдали свой дом раненным. А Петя Ростов, будучи совсем юным, погибает за Родину. Совершенно очевидно, что именно особое воспитание и личный пример родителей сделали детей Ростовых достойными гражданами своей страны. Семья во многом определяет жизненные ценности личности.

    2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Тема семейных ценностей занимает важное место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Вспомним семью Раскольниковых. В ней все люди связаны между собой узами взаимоуважения и трепетной любви. Каждый готов отдать все ради благополучия всех остальных. Например, Родион Раскольников корит себя из-за того, что живет за счет матери. Тяжёлое финансовое положение женщины толкает персонажа на убийство старухи-процентщицы. Он думает, что лишь приобретенная значимость позволит ему наладить жизнь близких. Из-за нищенского существования и Дуня Раскольникова готова выйти замуж за нелюбимого человека — богатого Лужина. Так она хочет обеспечить брата связями в мире юриспруденции и оплатить его давнейшую учебу. А Пульхерия Александровна не щадит здоровья и упорно работает, откладывая для сына каждую копейку. Можно сделать вывод, что семья Раскольниковых построена на понимании и уважении, ведь каждый человек готов пойти на жертвы ради семейного благополучия. Таким образом, в романе Фёдор Михайлович утверждает, что семья является незаменимой опорой для каждого человека, которую необходимо беречь. Несмотря на отчаяние и нищету, искренняя любовь и уважение к родным позволяют человеку не утратить своих истинных качеств.

    3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». «Береги платье снову, а честь смолоду» — такой наказ дал отец Петру Гриневу. В известной повести Александра Пушкина тесно взаимосвязаны темы семейных ценностей и воспитания. В роду Гриневых главными нравственными доминантами являются честь и достоинство. Пётр Гринев получил прекрасное воспитание. Благодаря этому главного героя смело можно называть человеком чести. Несмотря на столь юный возраст, Гринев вёл себя очень благородно в любой ситуации, являясь истинным офицером — опорой Родины. Например, главный герой совершил достойный поступок, защищая честь своей возлюбленной Марии и отвергнув предложение Пугачева предать присягу. Находясь перед нравственным выбором, Петр всегда ориентировался на отца, мысленно искал его одобрения. Усвоив правильную модель семьи, Гринев строил свои отношения с Марьей, руководствуясь примером старших. Это доказывает, что семья имеет фундаментальное значение в жизни человека.

    4. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Тема воспитания и семейных ценностей — одна из ключевых в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин». Главными героями произведения являются Онегин и Ленский — два дворянина, которые получили разное воспитание. Воспитанием Онегина занимались французские гувернеры. Главный герой получил домашнее образование. Родители Онегина практически не уделяли времени своему сыну. Они даже не разговаривали с ним на родном русском языке, поэтому Евгению легче было говорить по-французски. Французский гувернер научил Онегина вести себя в светском обществе, однако он был не в силах привить ученику те добродетели, которые передают матери и отцы своим детям. Ленский, в отличие от Онегина, получил образование в любящей семье, а потом в университете. Когда он осиротел, то продолжил свое нравственное формирование в семье Лариных. Он общался с людьми, для которых не чужды были такие понятия, как любовь и дружба. Ленский отличался пылкостью и искренностью. В романе Пушкин показывает, как семейное  воспитание влияет на формирование личности. Онегин не получил в детстве родительской заботы и ласки, ему не прививали семейные ценности. Поэтому главными чертами героя стали гордость, эгоизм и самолюбование. Александр Сергеевич говорит о важности семейного воспитания для формирования лучших качеств человека.

    Человек и общество 

    Для этого раздела подойдут аргументы по направлениям «Я и другие», «Время переменен». А что еще можно сказать? Вот несколько аргументов из литературы для итогового сочинения 2022-2023:

    1. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Противостояние человека и общества можно заметить в произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Автор наглядно показал, что может произойти с благородным человеком под воздействием агрессивной среды. Главным персонажем произведения является довольно незаурядный человек, фамилия которого Печорин. В отличие от окружения, главному герою присущи наблюдательность, аналитический ум, независимость характера. Печорин терпеть не может рутину и пошлость, которые так привычны в светских кругах. Он с презрением относится к свету, понимая, что большинству дворян нет дела до человеческого ума или сердца. Влияние такой среды на Печорина сильно, и, к сожалению, оно не является положительным. Светское общество превратило главного героя в равнодушного человека. Печорин замкнулся в своём внутреннем мире, став жестоким и эгоистичным. Таковы последствия дурного влияния со стороны окружения.

    2. Н.С. Лесков, «Левша». Рассказ Лескова «Левша» наглядно демонстрирует, к каким последствиям может привести равнодушие к талантливому человеку со стороны общества. Главный герой — изобретатель с очень богатым внутренним миром и широкой душой. Это простой русский мастер, прозвище которого — Левша. Подковав блоху, персонаж показал свой невероятный талант. Однако никто по достоинству не оценил его мастерство, кроме иностранцев. Они предложили ему остаться в Англии и работать на хороших условиях, но патриотичный Левша отказался и вернулся домой, желая развивать свою страну. Вместо уважения и внимания герой получил грубость и безразличие. О нем все забыли. Вельможи просто использовали его, чтобы похвалиться перед царем, а реальное положение умельца их не волновало. Гениальный изобретатель умер в больнице для нищих, никто так и не помог ему. Таков удел одаренного человека в толпе, которая не отличается ни благодарностью, ни дальновидностью. Безразличие людей друг к другу — вот корень социальных зол.

    3. М. Горький, «Старуха Изергиль». Порой общество отталкивает людей по вполне обоснованным причинам. Если они нарушают границы дозволенного, их приходится изгонять из общего дома. Но жизнь личности вне окружения невозможна. Об этом говорит Горький в своем рассказе. Человек, рождённый от союза женщины с орлом, не желает принимать законы племени. Ларра не способен к социализации. Он отказался от всех общественных правил и устоев, что привело к его изгнанию из племени. Находясь вне социума, герой окончательно утратил человеческие качества. Изгнание — худшее наказание для человека, которое может привести к его духовной смерти. Без социального взаимодействия невозможна полноценная жизнь индивидуума. 

    4. А.И. Куприн, «Олеся». Проблема взаимодействия человека и общества остро поставлена в произведении Куприна «Олеся». Главная героиня попала в сети общественных предрассудков. Девушка живёт в лесу, занимаясь сбором лечебных трав и индивидуальным хозяйством. Крестьяне считают Олесю настоящей ведьмой, потому что она знает секреты лекарственных трав и даже проявляет экстрасенсорные способности. Однако ничего плохого девушка им не сделала. Главная героиня всего лишь сильно отличается от окружения, за что её презирают. Ради возлюбленного Олеся готова сблизиться с обществом. Девушка, набравшись смелости, покидает свой уединенный край и отправляется в церковь. Однако окружение не принимает героиню. Толпа безжалостно накинулась на Олесю и сильно избила её. Попытка стать частью общества чуть не стоила жизни главной героине. Вот почему конфликт большинства с меньшинством вечен: всегда найдется несоответствие взглядов, которое приведет к вражде.

    5. М. Горький, «На дне». Люди не могут жить вне общества. Если судьба забрасывает их за рамки социальных связей и контактов, то их личность разрушается постепенно. В произведении Горького «На дне» главные герои — жители ночлежки, которые опустились на дно жизни. Такие люди оторваны от социума. Каждый из них выдвигает свои истины, пытаясь найти свое жизненное предназначение. Так, по мнению Сатина, к людям ни в коем случае нельзя проявлять жалость, ведь они могут привыкнуть к состраданию. Сатин считает, что человек должен сам справиться со своими проблемами. Лука является антиподом Сатина. Он старается утешить жителей ночлежного дома, внушив им надежду на счастливое будущее. По мнению героя, лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Автор показывает, что обман не может привести к положительным последствиям, ведь человек будет жить только приятными иллюзиями. Но обе философии никак не влияют на положение других обитателей ночлежки: они не меняют свою жизнь, даже несмотря на усилия Луки и критику Сатина. Горький наглядно показал, как деградирует личность человека, оказавшегося на социальном дне. В своём произведении писатель доказал мысль, что жизнь человека невозможна в условиях изоляции от общества.

    Родина, государство, гражданская позиция человека 

    Многомудрый Литрекон уже подготовил аргументы о патриотизме, героизме, гражданской позиции. Вот что еще можно сказать:

    1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Одной из главных в поэме Некрасова является тема Родины. Поэт выразил свою любовь к родной стране и народу. Несмотря на то, что в произведении он изобразил бедную Русь, читатель все равно находит в ней все самое прекрасное — героическое прошлое и великое будущее. Для Некрасова Родина ассоциируется с народом. Поэт всегда переживал за судьбу родной страны и людей, которые являются ее плотью и кровью. Исследуя жизнь представителей различных слоев общества, Некрасов пытается понять, кто является самым счастливым на Руси? Несмотря на те негативные последствия, которые произошли после реформы 1861 года, автор искренне верит в светлое будущее своей Родины и находит ее вестника — счастливца Гришу Добросклонова, который черпает силы и оптимизм в любви к своей стране. По-настоящему счастлив тот, кто живет интересами и нуждами своего отчего дома, кто ощущает духовное единение с ним.

    2. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Михаил Александрович Шолохов считал связь человека и его земли священной, что отразилось в его знаменитом произведении «Судьба человека». Жизнь главного героя Андрея Соколова автор тесно переплел с судьбой Отчизны. Главный герой столкнулся со многими жизненными испытаниями, выпавшими на долю всего советского народа. Он потерял семью, годы провел в нечеловеческих условиях трудового лагеря, не раз рисковал жизнью. Что бы ни случилось, он никогда не терял веру в победу над врагом. Вместе со своей страной Соколов переживает очень тяжёлое время и делает это достойно. Главный герой является олицетворением мужества, отваги и выносливости. В жестоких условиях войны он показал истинное мужество русского солдата. Образ Андрея Соколова является собирательным. Автор утверждает, что именно на таких волевых людях держится и процветает наша страна. Некрасов продемонстрировал связь между судьбой Отчизны и жизнью человека.

    3. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Тема любви к Родине занимает центральное место в повести Васильева «А зори здесь тихие». В своём произведении писатель рассказал о судьбе пяти отважных женщин, которые по разным причинам попали на фронт. Однако у них одна цель — защитить свой дом. Рита Осянина после кончины супруга добровольно отправилась в полковую зенитную школу. Женя Комелькова отправилась воевать после того, как потеряла родных. Некоторым девушкам ради спасения Родины даже пришлось отказаться от желаемого. Лиза Бричкина, например, не успела закончить школу. Из-за военных событий Соня Гурвич рассталась с любимым человеком. А Галина Четвертак не смогла закончить библиотечный техникум. Женщины проявили настоящий героизм и мужество во время военных действий. Они показали свою искреннюю любовь к Родине и неравнодушие к будущему страны. 

    4. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». В романе-эпопее Михаил Шолохов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем народа. Тема Родины и родного дома — главная в произведении «Тихий Дон». Автор показал противостояние между донским казачеством и Красной Армией, которое запутало многих людей. Ведь одно дело — стеречь землю от врагов, другое — драться с согражданами из-за идеологических разногласий. Главным героем романа является Григорий Мелехов. Во время военных действий главный герой показал себя настоящим патриотом. Он заслужил множество почётных наград. Однако во время Гражданской войны Мелехов не может занять ни одну сторону. Главный герой никак не может понять, кто виноват в этой войне, а кто прав. Лишь светлые воспоминания о Родине позволяли Мелехову не падать духом и не сдаваться. Григорий выступает в роли правдоискателя и лишь в финале осознает истину: обе стороны воевали за одно и то же, кровопролитие было чудовищной ошибкой, которую не исправить. Но будущие поколения должны понять, что Родина — это, прежде всего, не земля, а народ, поэтому братоубийство — это преступление перед страной.

    5. Н.В. Гоголь, «Ревизор». В комедии «Ревизор» Николай Гоголь показал неприглядный образ России, разоблачая пороки общества, которые сдерживают ее развитие. Действие происходит в небольшом уездном городке. Грязь, кабаки, голодные люди — вот чем может запомниться это место. Уездный город отображает проблемы целого государства. Представители власти вместо того, чтобы решать важные проблемы, занимаются взяточничеством, кумовством, казнокрадством. Даже деньги, выделенные на строительство храма, растрачены впустую. Здесь нельзя найти чиновника, который бы добросовестно исполнял свои обязанности. Таким образом, писатель показал главные России, которые остаются нерешенными по сей день и тормозят прогресс. Наша страна может опередить все остальные, только если с коррупцией, блатом, всеобщим равнодушием к правде будет покончено раз и навсегда.

    Аргументы на тему «Природа и культура в жизни человека» для итогового сочинения

    Природа и человек

    О природе и человеке у нас есть большая и подробная подборка аргументов. А еще есть об экологии. Что еще можно сказать об этой теме?

    1. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Природа нуждается в заботе и охране человека, ведь она представляет собой естественную среду нашего обитания, без которой нам просто не выжить. Это доказывает пример из повести Васильева. Федор Бурьянов, будучи ответственным лицом в заповеднике, ничего не предпринимал для его сохранения. Напротив, он всячески разорял его для своих нужд и нажил немалое состояние на браконьерстве. И его поступки не прошли бесследно: экология леса пришла в упадок. Теперь «лебяжье озеро» было пустым и названию не соответствовало. А вековые липы погибли просто потому, что Федор содрал с них всю кору ради денег. Небрежное и безответственное отношение к природе ведет к оскудению края и ухудшению жизни на Земле.

    2. А.П. Чехов, «Крыжовник». Многие люди не интересуются экологией и совершенно напрасно. Эта проблема касается нас всех. Уже не один век об этом пишут известнейшие авторы. Например, Чехов в своем рассказе говорит об ужасающем состоянии имения, которое купил главный герой. Река возле дома имела «кофейный цвет» из-за неприятного соседства с заводами. Тогда никто не следил за выбросами отходов, поэтому Николай Иванович долго и безуспешно судился с местными дельцами, не получая никакой отдачи. Из-за промышленных выбросов ни воздух, ни вода, ни почва в этом районе не могли быть безопасными для человека. Но всеобщее равнодушие привело к тому, что люди стали его главными жертвами. Природа — это наш дом, мы должны его охранять, иначе жить нам будет негде.

    3. Е.И. Носов, «Кукла». Прогресс порой очень болезненно сказывается на экологическом состоянии природы. Эту тему поднял Евгений Носов в рассказе «Кукла». Рассказчик встретил давнего друга, но заправские рыбаки уже не могли найти места, чтобы поудить рыбу. Если раньше здесь царило изобилие, то теперь речи обмелели и заросли тиной. Вместо исконных обитателей водоемов герои увидели лишь бутылки, пластик и другой мусор. Удобрения с полей попали в воду и способствовали феноменальному распространению тины. Теперь экосистема реки была разрушена. На ее восстановления уйдут годы. Вот к чему ведет равнодушие к природе и безответственность людей. 

    4. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Вмешательство прогресса в естественные процессы природы может привести человечество к настоящей катастрофе. Это доказывает пример из книги Булгакова. Профессор Преображенский хотел провести эксперимент и создать из собаки человека. Но он упустил главное — человечность. Ее не пересадить и не ампутировать. Ее можно только воспитать в семье и обществе, когда личность проходит все стадии становления. А Шариков так и не смог наверстать упущенное. Он лишь внешне напоминал человека, а в душе и сознании остался на самой низшей ступени. Осознав провал, ученый все вернул на свои места и прекратил вмешиваться в естественный ход вещей. Ведь мы не должны воевать и соперничать с природой, как ребенок не должен идти против матери и отца.

    5. А.И. Куприн, «Олеся». Человек может жить в гармонии с природой и пользоваться ее мудростью. Она способна научить нас нравственности, свободе, любви. Доказательство мы находим на страницах повести Куприна. Олеся выросла в уединении на лоне природы. Никто не учил ее, кроме бабушки, старой знахарки. Почти все свои знания и умения Олеся подчерпнула из кладезя окружающего мира. В лесу она знала все травы и плоды, умела лечить людей и даже обладала экстрасенсорными способностями, опираясь на природное чутье. Героиня стала гармоничной и свободной личностью, в отличие от деревенских жителей, которые во всем ориентировались на предрассудки и суеверия. Этот пример заставляет нас задуматься о том, что все лучшее в человеке — от его матери-природы. Она дает нам мудрость, нравственный закон и силу подлинного чувства.

    Наука и человек

    Еще 10 аргументов на тему «Наука» и «Прогресс: зло или благо?» Вы можете найти в копилке Литрекона.

    1. М.А. Булгаков, «Звездная сыпь». Наука дает человеку ответы на главные вопросы, а наше нежелание в ней разбираться порой приводит к трагическим последствиям. В этом мы убеждаемся на страницах рассказа. Молодой врач поражен нежеланием деревенских жителей лечиться от сифилиса. Они попросту не верят ему и хотят лишь избавиться от симптомов. Никто не может признать, что заразился «нехорошей болезнью» и принес заразу в дом. Отсталость и незнание очевидных научных истин привели к настоящей эпидемии. Лишь настойчивость и энтузиазм врача убедили некоторых пациентов бороться до конца и избавиться от недуга. Видно, наука может спасти людей от серьезных проблем, но надо дать ей возможность это сделать, борясь с ленью, невежеством и устаревшими суевериями.

    2. Е.И. Замятин, «Мы». Наука может стать смертоносным оружием в руках тиранов. Об этом нас предупреждает Е. Замятин в своей антиутопии. Герои стали заложниками новой системы, где человеческая личность низведена до положения винтика в общей машине. Все люди лишены индивидуальности, личной жизни, семьи, права выбора своей судьбы. Их окружают машины, которым и уподобляются «нумера». Технологии пошли не на пользу обществу будущего, а во вред, ведь использовались в целях слежки и тотального контроля за населением. Новые виды оружия и пыточных приспособлений запугивали тех, кто еще хотел что-то изменить. Увы, наука без этического императива может уничтожить тот мир, который мы все любим. Ведь технику можно направить против человека.

    3. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Говоря о значении науки в жизни человека, нельзя не вспомнить о романе Шолохова. Герои смогли существенно поднять экономические показатели сельского труда благодаря трактору и другим новшествам. Если раньше крестьяне не могли себе позволить покупку машины, то после объединения в колхоз они сделали это и ускорили процесс заготовок в разы. Это высвобождение времени привело к тому, что люди стали больше сил направлять на саморазвитие и досуг. В деревне открыла «Изба-читальня», люди начали выходить за рамки своей матрицы и раскрывать свой потенциал в других областях. Например, Макар изучил иностранный язык, а Варя решила поступать в училище. Технологии помогают нам перейти на новый уровень жизни и повысить эффективность труда.

    4. А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Технологии и наука необходимы человечеству в борьбе с несовершенством его природы. Ведь мы часто сталкиваемся с болезнями, травмами и другими недугами, которые можно побороть лишь умом и мастерством. Жаль, что не все это понимают. Вот и труд доктора Сальватора не оценили по достоинству. Узнав о чудесном исцелении и особых способностях Ихтиандра, люди поспешили осудить его и посадить за решетку. Подумать только: человек спас ребенка от неминуемой гибели, защищал от расправы годами, а получил за это лишь осуждение! Эти события стали ответом на вопрос, почему уникальные достижения врача не стали палочкой-выручалочкой для многих других больных? Доктор знал, что его методы общество принять не готово. Отсталость людей приводит к тому, что полезные открытия вводятся в обиход годами. А люди платят за это жизнями.

    5. А. И Б. Стругацкие, «Шесть спичек». Научные достижения нужны человечеству, но не стоит забывать об опасности гонки за прогрессом. Эту проблему затронули в своем рассказе братья Стругацкие. Комлин разработал методику, многократно усиливающую способности людей. Но свой эксперимент он поставил на себе, ни у кого не спрашивая, никого не ставя в известность. Сначала ученый стал удивлять всех новыми навыками и знаниями. Его память, ловкость, мышление развивались со стремительностью пули. Но у каждого прорыва есть изнаночная сторона. Ее-то Комлин и не увидел. Он довел себя до такого состояния, что получил травмы и оказался в больнице. Чудом он не погиб и не лишился рассудка. Его пример должен стать назиданием для всех нас: в погоне за открытиями важно помнить о ценности человеческой жизни и ее приоритете в любых поисках.

    Искусство и человек

    Аргументы об искусстве мы уже написали. Вот еще шесть примеров:

    1. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Искусство способно утешить человека и вывести его из состояния тоски, отчаяния, горя. Об этом нам напоминает Куприн в своей повести. Вера винила себя в трагедии, произошедшей с Желтковым — ее тайным поклонником. Она резко ответила ему, что желает прекращения всех его попыток контактировать с ней. Георгий не смог с этим смириться. Это любовь была всем, что было ему дорого. Он покончил с собой. Вера, узнав об этом, чувствовала себя причастной к смерти человека. Но прощальный совет Желткова вернул ей способность жить без укора совести. Она послушала музыку Бетховена и поняла по тональности этой мелодии, что Георгий простил ее. Вера смогла побороть негативные эмоции благодаря прекрасной музыке.

    2. Н.В. Гоголь, «Портрет». Искусство может очень сильно и даже негативно повлиять на человека. В этом мы убеждаемся, глядя на историю Чарткова. Увидев роковой портрет, он попал под его чары. Демонический взгляд ростовщика усилил соблазны, одурманивающие юношу. Бедный художник, найдя крупную сумму в раме, привык к роскоши и решил посвятить всего себя погоне за золотом. Он начал работать на заказ и подражать вкусу толпы — весьма посредственному. Из-за этого его талант деградировал. Он упустил то время, когда нужно было совершенствовать свой стиль. И в зрелом возрасте он понял, как много потерял, продав музу за деньги. Бесплодное раскаяние привело к сумасшествию героя. Вот так искусство может повлиять на жизнь человека.

    3. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Искусство развивает личность, делает ее внутренний мир богаче. В этом нас убеждает пример Татьяны Лариной. Она и ее сестра Ольга росли в одинаковых условиях, но одна девушка была «такой как все», ничем не выделялась из толпы, а другая пленяла знающих людей глубиной чувства и мысли. Татьяна была развита не по годам и не по окружению благодаря чтению. Оно подарило героине опыт, новые поводы для раздумий и солидный словарный запас. Татьяна могла поговорить на самые разные темы и проявить индивидуальный подход ко всему. Чего стоит только ее признание Онегину! Она поступила смело и нетипично для той эпохи. Как мы понимаем, именно искусство дает людям стимул для развития.

    4. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Искусство объединяет людей и стирает границы, разобщающие их. Об этом писал еще Л.Н. Толстой в знаменитом на весь мир романе. Наташа Ростова после охоты гостила у родственника и услышала плясовую мелодию. Тут же она надела яркий платок и начала танцевать так, как принято в народе. И напряжение в комнате мгновенно сменилось радостным оживлением. И крестьянка, и графиня были на одном уровне, на одной волне. Наташа сердцем почуяла, как надо двигаться, как надо себя вести и ощутила связь с Родиной. Не западные бальные танцы, а русские-народные обеспечили ей небывалый душевный подъем. Они сблизили Наташу с простыми людьми и показали важную истину о том, что все мы равны.

    5. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Далеко не все люди признают, что искусство важно для человека. Например, Евгений Базаров считал чтение поэзии ненужным и даже вредным, а к музыке был равнодушен. Он думал, что так люди тратят время попусту, ведь занятие наукой намного важнее и интереснее. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» — так говорил герой. Быть может, он и прав, но разве можно измерять все вещи в мире лишь по одному критерию полезности? Тогда человек низведет себя до состояния функции, уничтожив все многообразие своего сложного и прекрасного сознания. Отказываясь от искусства, мы крадем у себя же редкое удовольствие, интересный опыт и уникальные ощущения. Как и Базаров, мы не сможем преуспеть в личной жизни, ведь не сможем говорить на языке чувств, подсказанным нам творчеством. Пример Базарова доказывает, что отказ от искусства и культуры делает внутренний мир человека неполноценным.  

    Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

    Звучит занудно, но на деле направление вовсе не сложное. Для любителей литературы и психологии — в самый раз. Если любите поговорить о себе и узнавать, какой Вы смешарик, то сфокусируйтесь на этом блоке. В него войдут такие составляющие (по информации ФИПИ):

    1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Если помните, были такие направления в прошлом. Например, вот аргументы по направлению «Разговор с собой», «Внутренний мир«.

    2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. И это мы проходили. Вот аргументы по направлениям «Он и Она», «Добро и зло», «Нравственный выбор».

    3. Познание человеком самого себя. Вот аргументы на тему «Смысл жизни», «Книга… про меня» и «Призвание». 

    4. Свобода человека и ее ограничения. Об этом мы писали в прошлом году в рамках направления «Преступление и наказание».

    Всем, кому интересна психология, это направление будет понятно и близко. Пригодятся подробные краткие содержания романов «Преступление и наказание», «Война и мир», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин». Там раскрыты все поставленные здесь темы.

    Семья, общество, Отечество в жизни человека

    Это направление будет включать в себя и патриотические, и семейные темы. Оно удобно для тех, кто готовится сдавать «Обществознание», «Историю» и хорошо владеет историческими сведениями. 

    1. Семья, род; семейные ценности и традиции. Здесь вписываются темы и аргументы из блоков «Он и Она», «Портрет моего поколения».

    2. Человек и общество. Направление с таким названием тоже было в предыдущие годы. У нас есть подборки по направлениям «Я и другие», «Время перемен».

    3. Родина, государство, гражданская позиция человека. Для этих тем прекрасно подойдут материалы прошлых лет: аргументы «Кому на Руси жить хорошо», «Забвению не подлежит», «Война и мир – к 150-летию великой книги».

    Для подготовки понадобится взять за основу такие романы в сокращении, как «Капитанская дочка», «Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо?», «Тихий Дон».

    Природа и культура в жизни человека

    Здесь тоже довольно сжатая формулировка, отражающая понятные и прозрачные темы. И природу, и культуру мы уже описываем не первый год. Темы такого толка будут интересны тем выпускникам, которые сами интересуются творчеством, наукой, окружающим миром. А примеры из литературы всегда найдутся, как уже находились несколько лет подряд.

    1. Природа и человек. Это одна из самых удобных тем. Любой современный человек наслышан об экологии и может сказать пару слов о глобальном потеплении и вреде пластика. Вам помогут аргументы прошлых лет: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»; «Человек и природа»; «Экология».

    2. Наука и человек. Этот раздел уже сложнее, так как о науке в программе не так уж много произведений, да и темы там, прямо скажем, не торт для обывателя. Раскрыть их помогут аргументы прошлых лет: «Цивилизация и технологии», «Время перемен», «Наука«.

    3. Искусство и человек. С этим разделом проще, ведь проблема искусства очень волновала каждого автора. В больших произведениях всегда найдется пара строк об этом деле. Сэкономить время на подготовке помогут подборки аргументов: «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», «Искусство в жизни человека», «Искусство и ремесло».

    Отличный материал для раскрытия любой темы из этого блока найдется в романах и повестях в сокращении: «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Обломов».

    Для вступления

    • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

    • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.

    • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.

    • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…

    • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.

    • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …

    • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…

    • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.

    • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

    Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

    • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.

    • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.

    • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…

    • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…

    • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.

    • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…

    • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.

    • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

    Для основной части

    • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

    • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).

    • Нельзя не признать, что в наши дни…

    • По ему мнению…

    • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как

    • Конечно, сегодня мы понимаем, что…

    Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

    • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)

    • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …

    • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).

    • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …

    • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.

    • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

    • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).

    Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

    • Авторская позиция ясна:

    • Автор повествует о…

    • Автор показывает…

    • Автор обращает свое внимание на проблему…

    • Писатель обращает наше внимание…

    • Автор хочет этим сказать, что

    • Автор подводит нас к мысли о том, что

    Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

    • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что

    • Писатель считает, что…

    • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

    Для заключения

    • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что

    • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…

    • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,

    • Итак, можно сделать вывод, что…

    • В заключение хочется выразить надежду на то, что…

    • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…

    • Нельзя не согласиться с тем, что


    Бездушие — это Проявление жестокости и безразличия к судьбе людей./Отсутствие моральных норм и принципов./Безразличие по отношению ко всему, что дорого остальным людям.

    Взросление — это Эпоха в жизни человека, когда он еще не возмужал, но уже покинул страну детства./Временной промежуток, когда личность развивается наиболее интенсивно.

    Великодушие

    Великодушие — это Качество личности, которое выражается в отзывчивости и готовности к самопожертвованию./ Благородное стремление к доброте и миру.

    Война — это Ужасное историческое событие, в котором все участники являются жертвами.

    Воображение — это Мир грез, куда человек удаляется от суеты и порочности мира;/Стремление к созданию миражей и иллюзий.

    Воспитание — это Моральное и этическое образование личности./ Нравственное совершенствование личности.

    Доверие — это Готовность принять за правду все, что было услышано и увидено. / Стремление во всем видеть истину, не подвергая ее сомнению.

    Любознательность — это Желание познавать и открывать для себя тайны мироздания./ Стремление расширять горизонты познания и обогащать свой внутренний мир.

    Малодушие — это Уязвимость в характере человека, делающая его трусом./Нерешительность, обусловленная слабостью духа.

    Мечта — это Желание, диктующее человеку жизненные ориентиры./Стремление к тому, что дорого больше всего на свете.

    Настоящий друг — это Близкий человек, на помощь которого всегда можно понадеяться./ Родственная душа, которая понятна без слов./Тот, кто выручит в трудную минуту, а в случае удачи не позавидует.

    Нравственная опора — это Моральные основы, определяющие поведение человека в сложных ситуациях./ Совокупность моральных принципов, позволяющая человеку развить в себе стойкость и силу духа.

    Природа — это Окружающая среда. Мастерская, где человек — работник (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»).

    Раскаяние — это Чувство вины за совершенный проступок./ Готовность к признанию вины и соответствующей отвественности.

    Решительность — это Качество лидера, которое позволяет человеку своевременно реализовывать свои планы./ Готовность к переходу от слов к деятельности.

    Самопожертвование — это Желание отдать свою жизнь или поступиться своими интересами ради достижения цели./ Духовный подвиг, на который способны только исключительные люди.

    Сознательность — это Умение в полной мере понять мир и окружение./Принципиальность, руководящая всеми поступками человека.

    Тщеславие — это Погоня за одобрением толпы./ Желание быть в центре внимания, ничего собой не представляя.

    Учитель — это Моральный авторитет, указывающий направление в жизни./ Человек, который открывает ученикам мир знаний и открытий.

    Целеустремленность — это Упорство в реализации мечты./ Настойчивость в создании своего будущего.

    Бескорыстие – это Возможность и стремление помочь, ничего не ожидая взамен. / Безвозмездная помощь кому-либо.

    Благодарность – это Умение быть справедливым./ Чувство, которое обязывает человека отвечать добром на добро.
    Верность – это Умение сохранить единственность своей дружбы, любви и других отношений./ Стремление к нравственному постоянству.

    Вежливость — это Умение правильно вести себя в обществе./ Культура общения с людьми.

    Взаимовыручка – это Взаимное желание людей помочь друг другу. /Проявление благодарности в деле.

    Внутренний мир человека – это Совокупность моральных, социальных и интеллектуальных установок, определяющих поведение личности.\Духовная жизнь, протекающая в душе каждого из нас.

    Выбор – это Умение личности решить свою судьбу и нести ответственность за это решение./ Свобода человека формировать свою жизнь самостоятельно.

    Высокомерие – Гордыня, заставляющая человека чувствовать мнимое превосходство над обществом./ Завышенная самооценка.

    Героизм – это Готовность человека к самопожертвованию во имя великой цели. / Стремление помочь другим, пронося в жертву свои интересы.

    Гордость – это Чувство собственного достоинства./ Ощущение своей значимости.

    Детство – это Ранний период формирования человеческой натуры, когда строится характер. / Первая ступень на пути к взрослению личности, когда ребенок постигает азы взаимоотношений между людьми.

    Доброта – Качество души, позволяющее людям любить ближних, несмотря на их недостатки./ Стремление совершать хорошие поступки и делать мир лучше.

    Драгоценные книги – это Произведения, вдохновляющие человека на саморазвитие./ Литература, которая исцеляет и очищает душу.

    Дружба – это Союз, основанный на эмоциональной идентичности./ Взаимное притяжение в личном общении.

    Жизненные ценности – это То, что человек ставит во главу угла своего существования. /То, ради чего мы живем.

    Зависть – это Страдание из-за того, что кто-то другой обрел счастье./ Отрицательное качество человека, который не может смириться с успехом другого.

    Любовь – это Взаимное притяжение мужчины и женщины, обусловленное биологической необходимостью продолжать род./ Родство душ, связывающее двух людей навеки.

    Материнская любовь – это Естественная привязанность женщины к своему ребенку./ Эмоциональная связь между мамой и ее потомством.

    Искусство –Творческая самореализация человека./Воплощение причудливой игры сознания человека.

    Красота – это Эстетическое превосходство человека над другими людьми./То, что радует глаз людей.

    Милосердие – это Помощь и прощение даже тому, кто не достоин этого./Добродушие и терпение в отношении страждущих и нуждающихся людей.

    Мужество – это Умение достойно справиться с тяжелыми жизненными задачами./Готовность выстоять с борьбе с судьбой.

    Надежда – это Вера в лучшее, которая помогает человеку не сдаваться и идти к цели, даже если все вокруг разочарованы в ней.\Вера в успех, которая поддерживает людей на пути к их мечте.

    Неуверенность в себе – Низкая самооценка, мешающая человеку объективно судить о себе. \Излишняя требовательность к себе, образующая комплексы.

    Нравственный выбор – это Распутье, на котором человек определяет свою жизненную тропу, где он оставит свой след для потомка.\Решение, от которое формирует моральный облик личности.

    Ответственность – это Качество личности, определяющее ее способность оправдать доверие других людей.\ Умение держать свое слово.
    Призвание – Дело, которое является для личности смыслом жизни.\Любовь и уважение человека к своему ремеслу.

    Преданность – это Постоянство в отношении в чему-либо или кому-либо.\ Сильное чувство привязанности к тому, что дорого.

    Равнодушие (черствость) – это Холодность и безучастность по отношению ко всему, кроме себя.\Безответственное отношение к миру и людям.

    Родина – это Отчий дом, откуда мы родом. \ Отечество, которое воспитало и выкормило каждого из нас.

    Самовоспитание – это Работа над своим телом, умом и характером.\ Развитие своей личности.

    Сила духа – это Напряжение воли, которое помогает человеку преодолеть испытания.\Мужество в борьбе с лишениями и трудностями.

    Скупость – это Зацикленность на материальных благах.\Неуемная жажда личного обогащения в ущерб интересам всех остальных людей.

    Смелость –это Отвага, которую человек проявляет в случае крайней необходимости.\Умение преодолевать страх риска и неудачи.

    Совесть – это Обостренное чувство справедливости.\Орудие нравственного самоконтроля.

    Сострадание – это Готовность поддержать словом или делом человека, нуждающегося в этом.\Стремление облегчить тяжелую участь того, кто мучается.

    Справедливость – это Стремление к правде во всех ее проявлениях.\ Качество личности, определяющее ее тягу к честной жизни.

    Счастье –это Радость жизни, которую человек чувствует спонтанно и мимолетно \Чувство восторга, переполняющее душу.

    Талант – это Дар свыше, который человеку возможность сделать что-то лучше других.\Выдающаяся способность личности к какому-либо виду деятельности.

    Человечность – это Гуманизм, ставший основой мировоззрения.\Деятельная любовь к людям.

    Честь – это Моральный принцип, в основе которого лежит желание жить по закону совести.\Хорошая репутация личности в обществе.

    Эгоизм – это Тип мировоззрения человека, который ставит себя выше всех остальных людей.\Обостренное чувство собственной значимости.

    так, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

    • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)

    • Тезис 1

    Доказательства, примеры

    Микровывод

    • Тезис 2

    Доказательства, примеры

    Микровывод

    • Заключение: формулировка вывода.



    написать администратору сайта