Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Правовые основы интеллектуальной собственности. 1.1. Развитие авторского права в России.

  • 1.2. Международные стандарты в сфере авторского права.

  • Глава 2. Общие положения о произведении. Виды произведений. 2.1. Правовое регулирование произведений науки и искусства как объектов авторского права. Условия их правовой охраны.

  • 2.2. Правовые особенности отдельных видов произведений искусства и литературы как объектов авторского права.

  • авторское право. Правовые основы интеллектуальной собственности. Развитие авторского права в России


    Скачать 81.74 Kb.
    НазваниеПравовые основы интеллектуальной собственности. Развитие авторского права в России
    Дата20.04.2022
    Размер81.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаавторское право.docx
    ТипГлава
    #487533
    страница1 из 3
      1   2   3

    План.

    Введение

    Глава 1. Правовые основы интеллектуальной собственности.

    1.1. Развитие авторского права в России

    1.2. Международные стандарты в сфере авторского права.

    Глава 2. Общие положения о произведении. Виды произведений.

    2.1. Правовое регулирование произведений науки и искусства как об объектов авторского права. Условия их правовой охраны.

    2.2. Правовые особенности отдельных видов произведений искусства и литературы как объектов авторского права.

    Глава 3. Проблемы правового регулирования правоотношений по поводу охраны изобретений как авторских прав.

    3.1. Проблемы практики правоприменения.

    3.2. Проблемы законодательного регулирования.

    Заключение

    Список использованной литературы.

    Введение

    Охрана интеллектуальной собственности и прав авторов на произведения, являющихся результатом их интеллектуального труда, относится к очень значимым направлениям государственной политики, основной задачей которой является создание эффективно функционирующего механизма пресечения и предотвращения нарушения авторских прав. Однако решение проблем, которые выдвигает современный уровень развития интеллектуальной сферы, обуславливает необходимость детальной проработки законодательного регулирования охраны прав авторов произведений. Интеллектуальный потенциал общества, который относится к практически единственному возобновляемому ресурсу, является главенствующим фактором, обеспечивающим успешное культурное, экономическое и научно-техническое развитие многих стран. Данным фактом обусловлено то внимание, которое уделяется защите и охране объектов авторского и смежных с ним прав, что является подтверждением актуальности рассматриваемых вопросов. История российского авторского права отличается от истории авторского права других стран по многим причинам, среди которых - особенности общественно-политического устройства нашего государства и своеобразие ее исторического развития. Этими фактами обусловлена актуальность исследования исторического развития охраны произведений, поскольку это позволяет объяснить происходящие в настоящее время процессы в исследуемой сфере и спрогнозировать дальнейшее развитие законодательства и правоприменительной практики. Гражданский кодекс Российской Федерации в части IV содержит большой блок норм, посвященных правовому регулированию произведений как объектов авторских прав. Однако, несмотря на достаточно детальное регулирование рассматриваемых в рамках настоящего исследования правоотношений, представляется, что за непродолжительное время действия четвертой части ГК РФ, в правоприменительной деятельности уже обозначился ряд проблем, имеющих отношение к произведениям, что, наряду с вышеуказанными обстоятельствами, свидетельствует об актуальности рассматриваемых вопросов.

    Актуальность темы заключается в том, что авторское право регулирует отношения общества с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора и общества с тем, чтобы, с одной стороны, стимулировать должным образом творческую деятельность авторов, а с другой стороны, обеспечить преумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.

    Целью настоящей работы является анализ правового регулирования произведений как объектов авторского права, выявление проблем практики и законодательного регулирования в исследуемой сфере и предложения способов их разрешения. Для достижения указанной цели авторов были поставлены следующие задачи:

    • охарактеризовать историческое развитие международного авторского права и защиты авторских прав;

    • проанализировать исторический путь авторского права и охраны произведений как объектов его охраны;

    • рассмотреть общие положения о произведении как об объекте авторского права и установить условия охраны произведения как объекта авторского права;

    • определить особенности отдельных видов произведений как объектов авторского права;

    • установить проблемы практики правоприменения в исследуемой сфере;

    • выявить проблемы законодательного регулирования в отношении охраны произведений; предложить решение вышеобозначенных проблем.

    Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся по поводу правовой охраны произведений как объектов авторского права. Предмет исследования - положения нормативных правовых актов, материалы правоприменительной практики, а также научная и учебная литература по рассматриваемому вопросу.

    Основными методами работы стали исторический, описательный.

    Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.

    Структура работы обусловлена целью и задачами, которые были поставлены перед исследованием. Работа состоит из настоящего введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, содержащего выводы по проведенному исследованию, и список использованных источников. Первая глава посвящена исследованию исторического развития авторского права в целом и произведения как объекта охраны в России. Вторая глава освещает вопросы практической реализации правоотношений по охране произведений в авторском праве, содержанию понятия произведения, характеристике особенностей различных видов. Третья глава освещает проблемы правового регулирования правоотношений по поводу охраны произведений, складывающиеся в правоприменительной сфере, а также проблемы законодательного регулирования исследуемой сферы правоотношений.

    Глава 1. Правовые основы интеллектуальной собственности.

    1.1. Развитие авторского права в России.

    История развития авторского права в России связана с особенностью рыночной экономики, а также ее переходом к плановой системе после революции 1917 года.

    Впервые об авторском праве можно было узнать в период создания частных типографий в соответствии с указом 1783 года1. Развитие авторского права в данный период было связано с эпохой просвещенного абсолютизма и непродолжительным снижением уровня государственной цензуры. Авторское право в тот период означало не только возможность выпуска произведений, но и несение юридической ответственности за высказываемые мысли. В 1796 году после смерти Екатерины II и воцарения Павла I вернулась государственная монополия на книгопечатанье и цензуру, которая ограничила возможности авторского права.

    В эпоху Александра I возобновилось частное книгопечатанье при усилении государственной цензуры. Государственная монополия на цензуру исключала развитие авторского права, в связи с этим писатели находились в гражданских правоотношениях исключительно с издателями.

    Развитие авторского права началось в эпоху Николая I, когда требования к итогам интеллектуального труда фиксировались в цензурных уставах от 1828 и 1830 годов. Данный процесс был обусловлен развитием культуры и науки и требованием со стороны создателей защиты прежде всего материальных интересов. Авторское право на музыкальную и художественную собственность законодательно было признано в середине XIX века, когда закреплялось право авторов на получение не только материального поощрения, но и известности. В 1877 году авторское право переходит из Цензурного устава в Свод законов Российской Империи в качестве приложения к статье № 420. Это связано не с ослаблением цензуры, а с необходимостью регулирования гражданско-правовых отношений, взимания налогов и контроля авторов.

    Период контрреформ Александра III ознаменовался не только усилением ответственности авторов в рамках «цензурного законодательства», но и разделением понятий музыкальной, художественной и литературной собственности.

    Принципиально новый закон, обеспечивающий защиту интересов как авторов, так и пользователей произведений, был окончательно принят в 1911 году. Он содержал нормы западноевропейского авторского права, но характеризовался достаточно низким уровнем защиты авторских прав, так как содержал лишь общие положения и не описывал порядок судебной защиты данных прав. В положение об авторском праве входило2:

    1. авторские права на литературные, художественные, драматические, кинематографические и фотографические произведения;

    2. правила и условия издательского договора;

    3. регламентация привлечения за нарушения цензурного законодательства.

    После революции 1917 года гражданское законодательство Российской империи было ликвидировано по причине смены как политического, так и экономического строя. ЦИК Совета Рабочих солдатских и крестьянских депутатов принял Декрет от 29.12.1917 года «О государственном издательстве», который установил государственную собственность на все литературные произведения. Это означало, что все доходы от издательской деятельности получает государство, выделяя автору регламентированный законом гонорар и иные формы вознаграждения в соответствии с утвержденными государственными расценками.

    Декрет Совнаркома от 26.11.1918 года регламентировал авторские правоотношения в рамках плановой экономики, когда доходы автора формировались за счет гонораров по строго регламентированным государственным ставкам. Данный Декрет признавал как опубликованные, так и неопубликованные произведения живых или умерших авторов достоянием советского государства. Авторы получали деньги за использование их произведений, а также право публикации под собственным именем. Права наследников умерших авторов не признавались, хотя наследники могли получать небольшое содержание в связи с заслугами предков. Отмена наследственных прав на интеллектуальную собственность была обусловлена не только плановой экономикой, но и строгой государственной цензурой в отношении культурных и научных достижений.

    В период с 1925 по 1928 года появились основы авторского права, которые признавали исключительные права авторов на сотворенные ими произведения в течение 25 лет с момента первой публикации. В этот период впервые появилось право наследников на переход к ним авторских прав.

    Новый виток развития авторских прав начался в 1990-х годах XX века, когда произошел переход к рыночным отношениям и потребовалась новая законодательная база для защиты интеллектуальной собственности. В ходе изменения законодательства появился Гражданский Кодекс, который регламентировал отношения не столько между автором и государством, сколько между физическими и юридическими лицами.
    1.2. Международные стандарты в сфере авторского права.

    Особенность современного международного гражданского права заключается в том, что подобные права регулируются с учетом национального права, а также международных договоров, регламентирующих оборот прав на объект интеллектуальной собственности. Существует три основных направления, которые регулируют право на интеллектуальную собственность:

    1. охрана авторского права, при котором защита предоставляется сторонам правоотношений, если их участники являются сторонами международных договоров и конвенций;

    2. охрана промышленной собственности связана с особенностями внутреннего законодательства той территории, на которой расположены промышленные объекты. Основу правовых коллизий составляет столкновение норм гражданского права той страны, гражданам которой принадлежат объекты промышленности, а также правовых норм места нахождения объекта. Данная ситуация обусловлена общемировой тенденцией, связанной с тем, что государства с более развитыми технологиями переносят производства в развивающиеся страны с целью сокращения издержек, что приводит к утечке информации о научно - технических достижениях.;

    3. охрана нетрадиционных объектов представляет собой защиту секретов производства (ноу-хау), которые служат для обозначения коммерческих проектов3.

    Нормы международного права в первую очередь регламентируют порядок сочетания национального права с международными конвенциями. Сложность заключается в том, что гражданское право относится к частному праву, поэтому отдельные нормы договоров не могут соответствовать особенностям национального права всех стран - участников международных договоров. Это обусловлено не только правовыми, но и экономическими особенностями: типом экономической системы, направлением внешнеторговой политики.

    Условием предоставления защиты интеллектуальных прав является ее согласование в положениях международного договора или требование данного вида защиты в соответствии с нормами внутреннего законодательства другого государства, если право на интеллектуальную собственность было нарушено на его территории.

    Защита прав интеллектуальной собственности на законодательном уровне начала свое развитие в конце XIX века, когда было принято первое международное соглашение в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Это документ 1883 года, именуемый Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Нормы этого соглашения были направлены на преодоление территориального принципа охраны права на интеллектуальную собственность и создание возможности для унификации защиты интеллектуальной собственности для стран - участниц. Данная конвенция на сегодняшний день насчитывает более 160 участников, а ее стандарты охраняют промышленную собственность в большинстве развитых и части развивающихся стран.

    Нормы авторского права, касающиеся литературы и искусства были зафиксированы в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Этот документ закрепил стандарты в области авторского права. Он является унифицированным правовым актом, который позволяет странам - участникам защищать право на интеллектуальную собственность наиболее эффективным с их точки зрения образом.

    Многосторонние договоры, которые действуют в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 1996 года, подразделяют все международные договоры на следующие категории:

    1. устанавливают системы и стандарты охраны различных объектов права интеллектуальной собственности в области литературы и искусства;

    2. устанавливают международные классификации для правоотношений между конкретными участниками;

    3. носят обеспечивающий и вспомогательный характер в случае возникновения правовой коллизии.

    Нормы международного права в области защиты интеллектуальной собственности можно считать многосторонне межгосударственные и двусторонние межправительственные договоры, заключенные странами - участницами СНГ.

    Главными документами в области защиты интеллектуальных прав на постсоветском пространстве в условиях рыночной экономики являются4:

    • Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 года;

    • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности 1994 года;

    • Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности 1998 года;

    • Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний 1999 года.

    Цели международного сотрудничества в сфере защиты авторских прав заключаются в следующем:

    1. преодоление сложности выявления нарушения прав на интеллектуальную собственность в сети «Интернет» (данная проблема обусловлена не только анонимностью пользователей, но и техническими возможностями получения доступа к материалам, представляющим объект защиты);

    2. создание единой унифицированной для всех правовой основы охраны объектов авторского права в условиях мировой глобализации, развитие норм международного права происходит менее интенсивно, чем осуществляются запросы на преодоление национально - правового барьера (данный аспект затрудняет процесс международного сотрудничества в области литературного, научного и творческого взаимодействия);

    3. борьба с распространением пиратства и контрафакта как в сети «Интернет», так и на нелегальных каналах;

    4. необходимость разграничения юрисдикции в международных гражданских спорах по вопросам авторского права (в данном случае имеется в виду определение подсудности в случае как односторонних, так и многосторонних претензий).

    Преодоление территориального принципа защиты интеллектуальной собственности возможно без отказа от доминирования норм международного права. Это обусловлено именно процессом глобализации, при котором стираются границы государств, а приоритет международного права является основополагающим признаком правового государства.

    Таким образом, можно выделить следующие тенденции международного сотрудничества в области авторского права5:

    1. продолжение унификации правовых норм в данной области;

    2. создание новых региональных систем патентования объектов права промышленной собственности;

    3. создание стандартов правовой защиты для новых объектов интеллектуальной собственности.


    Глава 2. Общие положения о произведении. Виды произведений.

    2.1. Правовое регулирование произведений науки и искусства как объектов авторского права. Условия их правовой охраны.

    Закон определяет объектами авторских прав произведения науки, искусства или литературы вне зависимости от их назначения, их оценки и способа создания данного произведения. Необходимыми условиями признания произведений в качестве объектов авторских прав являются выражение в объективной, то есть общепринятой и законодательно установленной форме в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Ст. 1257 ГК РФ считает обязательным условием для признания произведения объектом авторских прав, защищаемых законом доказательство факта о том, что эти произведения являются итогом творческой деятельности. Данное требование представляет собой факт самостоятельного воспроизводства художественного или научного произведения. Участие в производстве данного объекта может быть доказано исключительно экспертным путем.

    Научно-правовая литература определяет произведения как совокупность мыслей, идей и образов, которые становятся результатом творческой деятельности и получают объективную форму только в том случае, если существует возможность воспроизведения этих результатов. Творчество представляет собой характеристику той человеческой деятельности, которая приводит к созданию принципиально новой по замыслу и исполнению ценности культурного или материального характера.

    Закон регламентирует лишь установление факта самостоятельности в ходе создания научного, литературного или культурного произведения. Также, закон устанавливает правовые основания использования произведений данного рода.

    Порядок оборота научных и культурных произведений определяется не только положениями ГК РФ, но и постановлениями Пленумов Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда от 26.03.2009 № 5/25 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации».

    Уникальность и оригинальность произведения является субъективным фактором, поэтому он не может быть неоспоримым доказательством отсутствия творческого начала. Плагиат не тождественен отсутствию творческой новизны, поэтому также доказывается в результате технической, творческой или иной экспертизы6. Образы, идеи и мысли автора становятся объектом авторского права и попадают под охрану закона, если имеют материальное выражение и возможность доказательства их принадлежности конкретному лицу.

    Ст. 1259 ГК РФ определяет перечень объективной формы выражения научного, культурного или литературного произведения. Помимо письменной формы возможно выражение в устной форме, которая должна выражаться в публичном исполнении. Публичный характер необходим для возможности доказывания авторских прав с помощью свидетелей или средств массовой информации. Признается авторское право при наличии изображения произведения, звуковой или видеозаписи, а также в объемно-пространственной форме (например, скульптура).

    Объективная форма выражения предполагает обязательную возможность воспроизведения научного или культурного результата труда. Понятие объективной формы не является однозначным, поэтому наличие авторского права на определенные произведения возможно только с помощью экспертиз и не противоречащих друг другу свидетельских показаний. Например, отсутствие записанных нот (материального воплощения) не лишает автора возможности защиты своих прав, поскольку он мог исполнить по памяти на публике свое произведение, тем самым утвердив его авторство.

    Объективная форма выражения произведения отличается от формы самого произведения, потому что последнее является не юридическим, а литературным или искусствоведческим понятием. Например, авторское право охраняет выраженные художественные образы, особенности композиции, язык и речевые приемы, используемые автором.

    В литературных произведениях под действие авторского права попадают формальные части произведения: имена героев, последовательность событий, сюжетные изменения. Тема, материал произведения, идеи и сюжетная концепция являются предметом реализации авторского права только в том случае, если экспертиза докажет факт их прямого заимствования, потому что данные элементы не могут считаться оригинальными и уникальными в силу повторяемости их в обыденной жизни. П. 5 ст. 1259 ГК РФ не распространяет действие авторских прав на методы, идеи, способы и принципы, которые используются в ходе создания культурных и научных произведений. Это обусловлено тем, что упомянутые факторы используются в процессе создания, но не являются итогами.

    В литературных произведениях подлежит охране запрет на частичное использование в соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Персонаж или название произведения в ходе экспертизы может быть признана отдельным результатом творческого труда, поэтому данные фрагменты также подлежат охране со стороны авторского права.

    Авторское право распространяется на фразы и словосочетания, если экспертизой будет доказана уникальность данной фразы, которая относится не к содержанию, а форме произведения. Персонажи произведений охраняются авторским правом также исключительно в том случае, если признаются частью формы произведения. Единственным способом избежать нарушения авторского права является использование приема антономасии, при употреблении которого имя собственное используется в качестве нарицательного (например, ревнивый персонаж, имеющий вполне конкретное и обыденное имя, может иметь прозвище «Отелло», так как является ревнивым человеком).

    Монополия конкретного автора может быть установлена на объект, не представляющий художественной ценности, так как закон предъявляет требования, связанные исключительно с оригинальностью. Закон не делает различий в зависимости от области применения произведения и его критической оценки. Статья 1259 ГК РФ распространяет авторское право на необнародованные произведения, авторы которых достоверно установлены.

    Охрана авторского права в Российской Федерации связана с территориальным и гражданственным факторами. Это выражается в том, что исключительное право на научное или литературное произведение признается за авторами и их правопреемниками независимо от их гражданства в том случае, если их произведение было обнародовано на территории России. Граждане РФ имеют права в том случае, если произведение было обнародовано за пределами Российской Федерации или необнародованное находилось за пределами территории при возможности установления авторства. Граждане других государств и лица без гражданства обладают авторскими правами на обнародованные или необнародованные произведения за пределами границ Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации7.

    Произведение считается впервые обнародованным, если оно было опубликовано в Российской Федерации, а также в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации. Объекты авторского права находятся под охраной закона, если соблюдается срок, в течение которого данная охрана предоставляется в Российской Федерации или в стране происхождения. По истечении этого срока произведение считается общественным достоянием.

    В случае предоставления произведению науки или литературы законной охраны обязательно должен учитываться срок действия исключительного права, который установлен в той стране, где было создано произведение. Это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, согласно которым действие исключительного права на территории Российской Федерации не должно превышать срок «родины произведения». При этом Гражданский кодекс РФ не предусматривает формальной процедуры регистрации для возникновения осуществления и защиты авторских прав.

    П. 6 ст. 1259 ГК РФ перечисляет произведения, на которые не распространяются авторские права:

    1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

    3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    Официальные документы не являются объектами авторского права, так как содержат фактическую информацию, пишутся деловым языком и имеют четко установленную форму. Государственные и муниципальные символы и знаки также не являются объектами авторских прав, так как носят официальный и общепринятый характер. Произведения народного творчества не попадают под действие авторского права в силу анонимности характера. Сообщения о фактах и событиях, которые носят информационный характер также не попадают под действие авторского права, так как данные сообщения не предполагают указание автора и носят осведомительный характер.

    Авторское право на результаты интеллектуального труда не связано с правом собственности на материальный объект, воплощающий итог интеллектуальной собственности8. Передача права собственности на материальный объект или право владения данным объектом не означает передачу авторских прав на само произведение. Это предусмотрено положениями статьи 1227 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1291 ГК РФ возможно отчуждение авторства произведения при условии, что собственник произведения не является по факту его автором. В этом случае право на владение произведением переходит к приобретателю оригинала.

    П. 1 ст. 1343 ГК РФ предполагает переход материального права на произведение к приобретателю оригинала, если зафиксирован факт отчуждения оригинала данного творения тем собственником, который имеет право публикации произведения. Данное правило применяется в отношении произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это обусловлено их обязательным воплощением в материальном плане. Если право на произведение не перешло к приобретателю оригинала, то он вправе без согласия и материального вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в печатных изданиях и передавать оригинал для демонстрации иным лицам. Данное право обусловлено положениями ст. 1291 ГК РФ, так как приобретатель оригинала уже получил по договору права на данное произведение.
    Условия охраны произведений как объекта авторского права.

    Охрана авторских прав происходит с помощью способов, которые изложены в нормативных актах гражданского права. Одним из главных условий охраны авторского права является принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства, который заключается в том, что если у данного произведения установлен автор и существуют доказательства именного его авторства, то использование данного произведения полностью или фрагментарно невозможно без отсылки на данного автора и без соблюдения установленных договором условий использования. Данный принцип выполняется при соблюдении следующих условий:

    1. произведение должно иметь реальное воплощение;

    2. произведение должно носить творческий характер, то есть отличаться оригинальностью;

    3. использование охраняемых объектов должно происходить в соответствии с законом.

    Вторым условием охраны произведений является оригинальность произведения, доказанная соответствующей экспертизой. Если будет установлен факт копирования иного защищенного законом произведения, нормы авторского права уже не действуют. Также данное право не распространяется на произведения, авторского право на которые не было установлено или было добровольно передано. Например, молодой автор заключает устное, то есть юридически неоформленное, соглашение с мэтром литературы об участии в создании нового произведения, автором которого единолично указывается мэтр. Таким образом, начинающий литератор теряет авторское право на данное произведение, но получает покровительство известного деятеля9.

    Третьим условием охраны авторского права на произведения литературы, науки и искусства является принцип возникновения данного права не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением названия. Данное условие является продолжением патентного права, когда главным доказательством авторства является «регистрация» под конкретным названием (даже рабочим).

    Условием охраны не целого произведения, а его части, именуемой персонажем, возможно, если персонаж является самостоятельным результатом творческого труда. Авторское право распространяется на произведение, созданное конкретной личностью, а не машиной, хотя наличие оригинального замысла и возможности автора доказать его принадлежность не исключает возможность применения технических средств.

    Также условием действия авторского права является его материальное воплощение. Например, незафиксированная речь или декларация литературного произведения, а также любая импровизация не могут быть защищены совсем. В данных условиях суд может принять утверждение об авторстве, если экспертиза подтвердит «руку автора» или достоверно будет изложена история создания данного произведения.

    Правила применения авторского права на произведения науки, литературы и искусства носят как правило императивный характер, то есть закон требует в обязательном порядке признания и соблюдения норм авторского права. Однако данное условие может носить диспозитивный характер, если в установленном законом порядке заключается договор об уступке авторских прав на основе гражданско-правового договора.

    Не является объектом авторского права название произведения, так как оно может содержать распространенные слова и термины, устойчивые выражения, которые являются общеупотребительными. Постановление Президиума ВАС от 02.12.1997 № 4894/97 установило, что название книги «Энциклопедия для детей» не является объектом авторского права, потому что не доказана его оригинальность, а понятие «энциклопедия» является общим и не характеризует авторства создателя. Понятие энциклопедии - родовое обозначение для обучающей литературы, поэтому данное название связано не с конкретным произведением, а с предназначением и формальным воплощением конкретного права. Данное название не является оригинальным и не представляет собой результат творческого труда. В связи с гражданским делом от 28.09.1999 Президиум ВАС постановил, что название произведения охраняется авторским правом, если соблюдены условия оригинальности и творческого характера его создания.

    Иным условием действия норм авторского права является использование определенных языковых и художественных оборотов, оригинальность которых можно доказать с помощью литературной экспертизы. Оригинальность «авторского слога» подтверждается особым построением предложений и использованием определенного порядка слов, устойчивых выражений и иных отличительных приемов.
    2.2. Правовые особенности отдельных видов произведений искусства и литературы как объектов авторского права.

    К объектам авторских прав относятся произведения науки, искусства и литературы независимо от их назначения, способа выражения и культурной ценности. Перечень произведений науки, литературы и искусства, авторское право на которые защищается законом10:

    1. поэтические, прозаические и драматические произведения конкретных авторов;

    2. сценарные произведения;

    3. музыкальные произведения (независимо от наличия текста);

    4. хореографические произведения и пантомимы;

    5. произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, дизайн, комиксы и графические рассказы);

    6. аудиовизуальные произведения (кинематографические произведения, теле- и видео произведения, слайд-фильмы) - они могут сопровождаться звуками или быть немыми;

    7. произведения декоративно-прикладного искусства;

    8. фотографические произведения, а также произведения, полученные аналогичным способом;

    9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в том числе проекты, макеты, чертежи и изображения);

    10. географические, геологические и иные карты, планы, эскизы, диорамы и пластические произведения;

    11. программы для ЭВМ, которые также являются результатом интеллектуальной собственности;

    12. научные и публицистические статьи, монографии, диссертации, которые написаны с обязательным указанием тех научных произведений, на которые ссылается автор;

    13. переводы иностранных произведений (как научных, так и художественных) с обязательным указанием автора, переводы также являются результатом творческого труда, потому что представляют собой существенную переработку исходного текста.

    Авторские произведения могут быть сохранены в устной, письменной или иной объективной форме, которая допускает возможность применения его третьими лицами с обязательной отсылкой на автора произведения. При публичном исполнении авторские права не нарушаются при соблюдении данного условия.

    Наиболее сложными в правоприменении являются литературные произведения, которые состоят не только из художественных произведений, но и публицистических, научных и учебных работ. Особую сложность представляет не только процесс их фиксации (они могут быть выражены в устной форме), но и доказательства авторства, так как сюжеты, речевые обороты, описательные формы и другие элементы могут быть похожими и даже повторяющимися, что создает ряд сложностей при определении авторства.

    Объектами авторского права с точки зрения закона считаются музыкальные, драматические и хореографические произведения, хотя, по факту, это просто исполнение авторского замысла. Они становятся объектами авторского права именно в том случае, если имеют материальное воплощение: ноты для музыкального произведения, партитура для арии или песни, сценарий для постановки пьесы или фильма, либретто для оперы или оперетты11.

    Аудиовизуальное произведение (фильм, сериал, телеспектакль) являются сложными авторскими произведениями, потому что в работе принимают участие несколько «творцов», поэтому каждый из участников обладает авторским или исполнительским правом на свое произведение. При создании аудиовизуального произведения необходимы значительные инвестиции в создание проекта, которые окупаются после выхода произведений и должны быть разделены между создателями проекта (с одной стороны) и финансовыми инвесторами (с другой стороны), которые также могут предъявлять права на данное произведение.

    Произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна относятся к традиционным объектам авторского права, так как имеют материальное воплощение, которое является доказательством принадлежности произведения конкретному автору. Охранять авторское право в этой сфере помогает наличие этюдов и эскизов, которые являются уменьшенной копией авторского замысла.

    Произведения изобразительного искусства также являются результатом интеллектуального труда, поэтому доказательством авторства является способность автора рассказать о своем замысле и его истоках.

    Таким образом, не только экспертизы и технические исследования способствуют защите авторского права. Специфика произведений науки в области авторского права заключается в том, что, будучи результатом творческого труда, они основаны на рациональном воспроизведении окружающего мира, потому что связаны с наличием причинно-следственной связи с изучением закономерностей развития и учитывании ранее открытых законов.

    В тоже самое время произведения искусства литературного, изобразительного, музыкального родов основаны на субъективном восприятии и базировании на этических, эстетических и философских нормах. Однако обе группы объектов авторского и патентного права заключаются в том, что в основе доказательства права на них лежит наличие материального воспроизведения.

    Особенностью произведений декоративно-прикладного искусства является их бытовое назначение в сочетании с художественно-эстетическими достоинствами. Сложность применения к этим произведениям норм авторского права заключается в том, что Гражданский кодекс не содержит конкретного определения для произведений декоративно-прикладного искусства. Это обусловлено тем, что данные произведения могут быть растиражированы без указания автора произведения.

    Произведения фотографического искусства являются объектами авторского права в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так как они являются результатом творческого процесса.

    Объектом авторского права признаются голографические произведения, а также слайды, которые не только являются результатом творческой и интеллектуальной деятельности, но и могут содержать запатентованные торговые и иные знаки.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что перечень произведений, в отношении которых действует понятие «авторское право» является открытым, что связано не только с несовершенством законодательства, но и с постоянным изменением произведений художественного и интеллектуального рода, что обусловлено непрерывным развитием техники и новыми потребностями в развитии культуры и науки.

    Положения Гражданского кодекса и содержание судебных прецедентов не содержат однозначного определения как научной, так и творческой деятельности. Понятие «интеллектуальная деятельность» в юридической доктрине объединяет как творческую, так и научную деятельность, результатом которой становится объект авторского права. Данная доктрина предполагает наличие принципиально нового и оригинального результата интеллектуального процесса.

    Таким образом, положения ст. 1257 ГК определяют в качестве автора человека, который создал произведение в результате интеллектуального труда.
      1   2   3


    написать администратору сайта