контрольная_РП - копия. Правовые отношения между супругами
Скачать 51.95 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Римское право» на тему: «ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ» Содержание Введение…………………………………………………………………….3 Семья в римском праве…………………….. …………………………….5 Заключение брака………………………………………………………….9 Расторжение брака…………. ……………………………………………12 Заключение ………………………………………………………………..15 Список источников и литературы………………………………………..16 Введение Актуальность темы исследования. Семья представляет из себя один из наиболее ранних социальных институтов, который появился еще в первобытном обществе. Однако основы семейного законодательства заложили именно римские правоведы, выделившие институты семьи и брака, личных и имущественных отношений членов семьи. Римское право, его терминология и принципы, созданные и кодифицированные столетия назад, продолжают оказывать влияние на юридические системы различных государств и в наше время. Исключением в данном случае не является и Россия. Римские основы в российском семейном праве очевидны. Такие нормы, как условия заключения брака, достижение брачного возраста, обстоятельства, препятствующие браку, дееспособность брачующихся лиц взяты, например, из Дигестов Юстиниана. Знание истоков, которые лежат в основе современного семейного права, способствует пониманию того, насколько оправдано их применение, так как норма, выдержавшая испытание веками, не требует доказательств своей актуальности. В процессе создания нормативно-правовых актов важнейшую роль играет преемственность, так как история применения нормы дает понять, стоит ли ее менять или необходимо оставить в прежнем виде. Используя доказавшие свою актуальность римские нормы, современные правоведы приспосабливают их к существующей действительности, однако основа остается неизменной. Римское семейное право и представляет из себя основу, базис современного семейного права. Объект исследования – римское семейное право как совокупность норм, принципов и идей. Предмет – нормы римского семейного права, регулирующие правовое положение членов семьи, правила заключения и расторжения брака. Цель исследования - изучение института семьи и брака, порядка его заключения и расторжения в римском праве. Задачи: Изучить правовые основы статуса римской семьи и ее членов; Рассмотреть нормы, регулирующие заключение брака; Проанализировать правила расторжения брака в римском праве. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Семья в римском праве Первичной ячейкой римского общества была семья (familia), характерной особенностью которой было деление на самостоятельных и подвластных субъектов. Положение в семейной иерархии, занимаемое человеком, определяло его правосубъектность также, как его гражданство и свобода. Семья в Древнем Риме строилась на строгих иерархических началах и во всем подчинялась главе семьи (paterfamilias), который волен был решать судьбу любого члена семьи по своему усмотрению. Супруга главы семьи не была равна ему в правах и занимала положение дочери при муже и сестры при собственных детях. Глава семьи волен был принимать любые решения в отношении членов семьи, а семья обязана была повиноваться этим решениям. Глав семей называли personae sui juris (лицами своего права), а подчиненных им членов семей называли personae alieni juris (лицами чужого права). Всеми имущественными правами обладал лишь глава семьи, причем как в отношении своего личного имущества, так и в отношении имущества подчиненных ему членов семьи. Супруга, дети, супруги детей и их потомство имели право совершать договоры по приобретению имущества от своего имени, однако это имущество все равно принадлежало главе семьи. Даже в случае, если сам глава семьи дарил имущество своим подвластным, такое имущество не полностью переходило в собственность членов семьи, а передавалось в аренду, и могло быть в любой момент возвращено главой семьи. Изначально глава семьи имел полную власть над членами семьи, рабами и имуществом (manus). Однако с развитием производства товаров и уходом от натурального хозяйства, появляются различия в степени властвования главы семьи над остальными членам его семьи. Термин manus постепенно начинает употребляться в отношении супруги, а что касается детей, то для обозначения власти над ними появляется термин patria potestas. Супруга не имела прав как в личном отношении, так и в имущественном. Супруг вполне мог продать свою жену в рабство, если того пожелал бы, а если жена проявляла своеволие и без разрешения уходила из дома, то супруг имел право требовать ее возврата от кого бы то ни было, как если бы он требовал возврата незаконно отобранного имущества. Для обозначения брака в древнеримский период использовался термин cum manu mariti (брак с мужней властью), так как супруга в таком браке не имела никаких даже имущественных прав. Все имущество принадлежало супругу и лишь с его смертью в порядке получения наследства переходило его супруге и детям. Со временем с развитием экономического хозяйства и товарно-денежных отношений права супруги начинают расширяться и появляется термин sine manu mariti (без мужней власти). В таком браке женщина продолжала пользоваться статусом personae sui juris, если до брака им обладала, а если нет, то она оставалась во власти своего отца. Здесь уже родственные связи с ее родной семьей не прерывались и супруга в правовом смысле оставалась равной мужу. Если жена решала уйти из дома, то супруг не имел права, как раньше, требовать ее возвращения. Все имущество, принадлежавшее женщине до ее вступления в брак, а также полученное ею в дар или наследство в браке, принадлежало самой женщине, а не ее супругу. Особенностью имущественных отношений супругов было: Дарение между супругами считалось незаконным (для исключения в будущем имущественных споров по поводу принадлежности подаренного имущества в случае развода); Супруги не могли обращаться в суд с иском друг против друга, даже если супруг растратил имущество другого супруга, то иск становился возможным лишь после развода1. В этот период бесправие женщины сходит на нет и римские правоведы разрабатывают даже правовой режим приданого (dos). В браке cum manu mariti (брак с мужней властью) все приданое после вступления в брак принадлежало лично супругу и женщина не имела на него никаких прав. Однако в браке sine manu mariti (без мужней власти) ситуация изменилась. Возврат приданого стал зависеть от того, в чем состоит причина развода между супругами и кто предоставил приданое при заключении брака. Если причиной расторжения брака была жена, то приданое оставалось мужу, а если брак расторгался по вине мужа, то приданое возвращалось, в случае, если ничья вина не прослеживалась, то возврат зависел от того, чьей инициативой был развод. Если муж умирал, то приданое надлежало вернуть жене или ее отцу, если же умирала жена, то приданое подлежало возврату в том случае, если был жив отец, предоставивший за нее приданое при вступлении в брак. В семейных отношениях римляне признавали лишь моногамию. Двоеженство считалось не преступлением, но бесчестием. Если мужчина обманом женился на женщине, заявляя о том, что он не женат, его могли обвинить в разврате. Женщина при этом от подобного обвинения освобождалась, так как не была осведомлена о супружеском статусе мужа. Если первая жена знала о наличии второй, но не заявила об этом властям, то и она считалась виновной в разврате2. Заключение брака между родственниками про прямой линии было запрещено. Дочь брата или сестры, тетя или дядя по отцовской или материнской линии не могли стать супругой. Те же ограничения накладывались на брак с приемной дочерью или невесткой, мачехой или тещей. Неотъемлемой частью семейных отношений являются дети, для чего требуется рассмотреть их статус. Власть отца (patria potestas) в древнейшее время не имела границ. Мать по отношению к детям была на положении их сестры, а после смерти мужа она подчинялась старшему сыну. Власть отца возникала при рождении ребенка, его усыновлении либо после того, как ребенок проходил через процедуру признания его законнорожденным. После того, как отец умирал, терял римское гражданство или свободу, его власть над детьми заканчивалась. Изначально отец имел право распоряжения как жизнью, так и смертью своих детей, например, имея свободу выбросить новорожденного ребенка или продать своего ребенка в рабство. Однако в конце существования Римской империи права отца были ограничены и они уже имели право даже подать жалобу в магистрат на излишнюю строгость со стороны отца. Если магистрат признавал вину отца, то его обязывали дать свободу своим детям. Что касается имущественных прав, то на все, что приобреталось детьми, распространялись полные права отца, но по обязательствам, взятым на себя детьми, отец отвечать был не должен. Опять же к концу существования Римской империи права детей были расширены и сыну принадлежало все, что он заработал на военной или государственной службе, а также получил за оказание услуг адвоката. Отец мог совершенно легально освободить от своей власти детей путем их эмансипации. В начальный период для этого нужно было фиктивно трижды продать сына в рабство и единожды дочь. Дело обставлялось так, что покупатель по договоренности с отцом немедленно объявлял ребенка свободным после продажи. После освобождения от власти отца ребенок становился человеком своего права. В период правления Юстиниана процедура была упрощена и отец мог лишь заявить об эмансипации детей перед судом3. Заключение брака Для заключения брака требовалось выполнение нескольких условий: достижение определенного возраста (для мужчин-14 лет, для женщин – 12); согласие paterfamilias как жениха, так и невесты, если они не прошли процедуру эмансипации; в более поздний срок римской истории – согласие самих вступающих в брак молодых людей; отсутствие близких родственных отношений между женихом и невестой. Перед заключением брака устраивалась помолвка, при этом расторжение помолвки без уважительной на то причины считалось бесчестием, и сторона пострадавшая вполне могла подать иск о возмещении понесенного ущерба (в виде подарков, расходов на питание гостей в ходе помолвки и т.д.). Помолвка подтверждалась соглашением, заключенным между сторонами. При этом женщина могла и отказаться от помолвки и не дать на нее согласие, если отец вынуждал ее выйти замуж за бесчестного мужчину, которого она не приемлет по моральным соображениям. Если для вступления в брак требовалось достижение определенного возраста, то для помолвки достаточно было того, чтобы молодые люди понимали последствия того, что с ними совершают. Считалось, что с семи лет люди осознают происходящее и могут быть помолвлены. Помолвленные люди обретали некий юридический статус, согласно которому они уже не могли выступать свидетелями в суде друг против друга, а также своих родственников. В этом случае также проявляется слабость позиции женщины, которая не приобретала права подать иск в случае, если кто-либо оскорблял ее жениха. Жених же имел полное право обратиться в суд в том случае, если была оскорблена его невеста. Примечательно, что помолвка не означала для женщины невозможность отказа от заключения брака с женихом. Если она решала выйти замуж за другого, то вопрос должен был решить глава ее семьи, а если она уже эмансипирована, то могла решить вопрос самостоятельно. В законодательстве не было предусмотрено наказания за отказ от помолвки, требовалось лишь вернуть подарки, полученные в ходе помолвки4. Брак cum manu mariti (с властью мужа) мог быть заключен несколькими способами: confarreatio - для проведения ритуала привлекались жрецы, десять свидетелей, приносилось жертвоприношение богам. Название происходит от необычного хлеба (panis farreus), который во время обряда ели жених и невеста и затем должны были принести в жертву богам. Интересно, что жрецом впоследствии мог стать лишь тот, кто сам родился в браке, заключенном по правилам confarreatio; coemptio - фиктивная покупка жены у главы ее семьи со стороны мужа. Существовали специальные правила совершения покупки ценных вещей и именно согласно этим правилам приобреталась жена. При заключении такого брака должны были присутствовать пять свидетелей, глава семьи невесты и жениха (если он не эмансипирован), а также весовщик. Произносились слова, предписанные к произношению при всяком заключении договора купли-продажи, затем жених передавал главе семьи невесты слиток металла якобы как денежные средства за покупку товара; usus - не сопровождался ритуалами и при нем брак считался заключенным, если супруги один год фактически прожили супружеской жизнью. С течением времени третий способ заключения брака (usus) стал использоваться для расширения прав женщин в браке sine manu mariti (без мужней власти). Законом было установлено, что если женщина покидает дом мужа на три ночи подряд, то отсчет годичного срока для заключения брака начинается заново. При этом женщина сохраняла свои права и не подпадала под полную власть мужа, но дети, рожденные в таком браке, обладали полными правами законнорожденных детей и приобретали римское гражданство5. С процедурой заключения брака неразрывно связано понятие приданого. Размер приданого законом не оговаривался, но обычно размер его равнялся сумме, на которую семья могла бы прожить год. Нередко дочери при выходе ее замуж выделялось фактически раннее наследство, то есть то, что она могла бы получить как наследница своего отца. Римские юристы оговорили и ситуацию признания брака действительным. Даже при отсутствии документов, которые свидетельствовали бы о заключении брака, брак мог быть признан действительным по воле сторон. При этом наличие документов с подписями сторон не могло препятствовать признанию брака недействительным, если он был фиктивным и заключался без истинного намерения заключить брак. Для того, чтобы брак был признан действительным, достаточно было привлечь свидетелей, которые подтвердили бы проживание женщины в доме мужа и признание отцом своих детей. При рассмотрении института брака в римском праве невозможно не затронуть тему конкубината. В Древнем Риме конкубинат был формой нынешнего гражданского брака. При конкубинате: не заключалось никаких брачных соглашений; фактически сожительствовали римлянин и женщина низкого социального положения; он мог существовать одновременно с законным браком; мужчина не приобретал безграничные права на женщину; социальный статус мужа на женщину не распространялся; дети не наследовали статус отца и не имели никаких прав на его имущество. Только при усыновлении отцом дети приобретали полные права. Расторжение брака В силу патриархальных традиций римской семьи разводы в Древнем Риме были довольно редким явлением. Причин тому было несколько: правовое положение женщин в патриархальных семьях было таково, что в условиях полной власти paterfamilias и нежелания последних портить имидж добропорядочной семьи развод был исключительным событием, даже в случае смерти супруга женщина в большинстве случаев оставалась в семье; в браке cum manu женщина права на развод по своему желанию не имела; мужчина опасался процедуры развода, так как он рисковал потерять приданое жены и должен был принести жертвы богине плодородия, что влекло финансовые расходы; дети, находящиеся под властью paterfamilias, для развода нуждались в согласии главы семьи, которое он не давал, чтобы не портить репутацию добропорядочного рода; религиозный брак confarreatio, который выбирали большинство патрициев, долгое время вообще не предусматривал процедуры развода, лишь в 1 веке н.э. появилась форма развода diconfarreatio; за нарушение процедуры развода предусматривалось наказание, что также не повышало число желающих рисковать репутацией. Итак, процедура развода супругов зависела от того, какой брак был между ними заключен. Если это был брак confarreatio, то соответственно предстояло расторжение брака diconfarreatio, если же супруги сочетались браком coemtio, то разводились через процедуру remancipatio. В случае брака sine manu для развода необходимо было лишь заявление обеих сторон, или даже одной, причем обоснования не требовалось. Правители Рима видели, что чрезмерная простота развода может привести к падению уровня нравственности и уничтожению семейных традиций. Люди постоянно женились и разводились, при этом не спешили заводить детей. В итоге падала рождаемость, римская армия не получала достаточное количество солдат, а экономика страдала от нехватки рабочих рук. В связи с этим особенно в классический период началось ужесточение и без того сложной процедуры развода. Lex Julia de adulteriis 18 г. до н.э. обязал мужа и главу семьи неверной жены добиваться ее наказания, иначе наказание ожидало самого мужа и главу семьи. Мужчина же, виновный в неверности супруге, не имел права после развода взять в жены женщину, с которой он изменял жене. Согласно данному закону главной причиной развода были: adulter (прелюбодеяние) и stuprum (измена мужа с незамужней женщиной). Прелюбодеяние жены закон объявил публичным деликтом, который должен был рассматриваться в общественном совете по вопросам нравственности или традиционном суде. Наказанием за измену были: потеря семьи; лишение имущественных прав на совместное имущество; ссылка на острова; мужчина мог быть лишен части брачного имущества, если того пожелает жена6. Lex Julia et Papia Poppaea ввел обязательство иметь детей и состоять в браке для всех лиц мужского пола в возрасте от 25 до 60 лет и женщин от 20 до 50 лет. Последствия несоблюдения данного правила были строгими: холостой или незамужняя не могли получить наследство по завещанию, а супруги без детей получали лишь половину от завещанного объема. При этом мужчина считался выполнившим свой долг при наличии одного ребенка, а женщина – трех. Ограничивались наследственные права тех, кто заключал брак с проститутками, сводниками, их вольноотпущенниками, женщинами, застигнутыми при измене мужу, а также осужденными за уголовно наказуемое деяние. По закону нельзя было запретить вступать в брак с женщиной, имеющей на то право, однако такой брак объявлялся юридически недействительным, так как его последствием было поражение в наследственных правах как для холостого или бездетного. Позднеклассические юристы Emilius Papinianus и Gerenius Modestinus разработали критерии определения законности процедуры развода: брак считается завершенным в случае развода, смерти, пленения или рабства одного из состоящих в нем; лишь присутствие семи свидетелей делает развод законным; уголовную ответственность влечет введение в дом замужней женщины и извещение об этом законного мужа; отсутствие подтверждения серьезности намерений, уход женщины от мужа на короткий срок с последующим возвращением, раскаяние супруга, пославшего юридическое извещение о разводе – не влекут за собой правовых последствий в виде прекращения брака; безумие женщины, возникшее в ходе брака, не считается основанием для развода, только если желание развестись не исходит от мужа или отца женщины; в случае плена мужа жена приобретает право на развод в том случае, если в течение 5 лет не было показаний свидетелей о том, что муж жив. В целом, к концу существования Римской империи наблюдалась гуманизация законодательства в отношении разводов с расширением прав женщин на расторжение брака. Однако стоит отметить, что расширение права на развод привело лишь к подтачиванию патриархальных устоев римской семьи и падению нравов в римском обществе, что выразилось в падении рождаемости и сопутствующих проблемах в экономике. Заключение Семья в римском праве имела четко патриархальные черты со строгой подчиненностью одних другим. В наше время члены семьи и в особенности женщины имеют более широкие права, чем в Древнем Риме, однако римское право соответствовало тем реалиям, в которых существовало общество в тот момент. Римские правоведы стремились сохранить традиционные устои общества, воспрепятствовать разрушению его нравственных основ. К сожалению, расширение прав отдельных лиц и либерализация семейного законодательства в конце существования империи способствовали падению нравов и рождаемости, снижению авторитета традиционной семьи. Но это не говорит о том, что устойчивое поступательное развитие любого общества возможно лишь при ущемлении прав одних в пользу других. Дело лишь в том, что законодательство как живой организм требует своевременного его приспособления к существующим реалиям, тогда оно будет служить во благо общества, а не наоборот. Краткие выводы из проведенного исследования: Основа семьи в римском праве – власть отца (paterfamilias). Дети до освобождения из-под власти отца обладали ограниченной правоспособностью, не имея прав даже на собственное имущество в независимости от занимаемой ими должности. Права женщины были в значительной мере ограничены, в законодательстве в отношении женщин нормы имели обязательный характер, в то время как в отношении мужчин они зачастую допускали исключения и послабления В законодательстве имелись четкие правила заключения и расторжения брака, нормы, регулирующие имущественные права супругов. Римское семейное право было в значительной мере кодифицировано. Список источников и литературы Учебная и научная литература Мнацаканян Э.Г. Белюшина Т.И. Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве / Э.Г. Мнацаканян, Т.И.Белюшина //Государство и право в 21 веке.- 2015 - №2. С.47 Афонасин Е.В. Казусы римского права: учебное пособие. Новосибирск: РИНЦ НГУ, 2014. С.65 Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Ленинград: Изд. Ленинградского университета,1975.С.40 Римское частное право: учебник для бакалавров и магистров / И. Б. Новицкий [и др.]; ответственный редактор И. Б. Новицкий, И. С. Перетерский. — М.: Зерцало-М, 2012. - С.141 Дячук Л.В. Формы прекращения брака в римском праве античной эпохи /Л.В. Дячук // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2014. - №4 (315). - С.260 1 Мнацаканян Э.Г. Белюшина Т.И. Исторический процесс формирования и развития юридического статуса женщин в древнеримском праве / Э.Г. Мнацаканян, Т.И.Белюшина //Государство и право в 21 веке.- 2015 - №2. С.47 2Афонасин Е.В. Казусы римского права: учебное пособие. Новосибирск: РИНЦ НГУ, 2014. С.65 3Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Ленинград: Изд. Ленинградского университета,1975.С.40. 4 Афонасин Е.В. Казусы римского права: учебное пособие. Новосибирск: РИНЦ НГУ, 2014. С.72 5 Римское частное право: учебник для бакалавров и магистров / И. Б. Новицкий [и др.]; ответственный редактор И. Б. Новицкий, И. С. Перетерский. — М.: Зерцало-М, 2012. - С.141 6Дячук Л.В. Формы прекращения брака в римском праве античной эпохи /Л.В. Дячук // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2014. - №4 (315). - С.260 |