Главная страница

СТАТЬЯ Преданья старины глубокой Сахаров Вадим (Баранова ЛМ). Преданья старины глубокой


Скачать 273.91 Kb.
НазваниеПреданья старины глубокой
Дата23.01.2023
Размер273.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСТАТЬЯ Преданья старины глубокой Сахаров Вадим (Баранова ЛМ).docx
ТипДокументы
#899600


ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

В.С. Сахаров, научный руководитель Л.М. Баранова

ОБПОУ «Областной многофункциональный колледж имени Даниила Гранина»

email: omk_22@mail.ru
История нашей многонациональной страны отражена не только в официальных летописях и хрониках, но и в традициях, которые складывались и укоренялись на протяжении долгого времени. Многое изменилось за века, осталась неизменной потребность русской души в культуре. Потребность в душевной лирической песни, задорного танца, потешных частушек, поэтому сельские традиции для многих являются очагом прекрасного, где душа отдыхает, веселится, а иногда и плачет. [1]

Эту статью хочу посвятить своей бабушке Коровкиной Марии Стефановне, которая с трепетом и любовью рассказывала мне о традициях, обрядах, обычаях её малой родины - села Амонь.

К престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. По словам Марии Стефановны, к Покрову заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, частушек. К ним приходили парни, которые обычно играли в карты, но кое – кто мог тут же чинить сбрую или домашнюю утварь. Это сопровождалось задушевными беседами, шутками, прибаутками и ухаживанием. Засиживались, бывало, до утра – так было интересно. «Вот там я и запомнила много песен и частушек, которые пою и сейчас. Вели себя пристойно, уважительно друг к другу, потому что все были крещёные. Старались жить с богом в душе и с любовью к ближнему. Это самый правильный образ жизни!», - говорила мне бабушка и напевала смешные «юморные» частушки.

Приезжали меня сватать,
На серой кобыле.
Все приданое забрали,
А меня забыли.

Мой миленок тракторист,

Ну, а я - доярочка.

Он в мазуте, я в навозе,

Сладкая мы парочка.

Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Да и как ещё было отдохнуть крестьянину после напряженного трудового дня кроме как, не спев вечером на завалинке пару душевных песен. Одна из любимых песен моей бабушки - русская народная песня «По Дону гуляет казак молодой»

По Дону гуляет казак молодой.
А дева там плачет над быстрой рекой.
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?
А как мне не плакать, слез горьких не лить?
Цыганка гадала, за ручку брала.
Не быть тебе дева замужней женой.
Потонешь девица в день свадьбы своей.

В тяжелые послевоенные годы Мария была уже подростком и работала наравне с взрослыми. Слышала девчонка, как амонские женщины пели солдатские песни, которые запали ей в душу. Пела она их всегда со слезами на глазах.

Над озером чаечка вьётся,

Ей некуда дальше лететь,

Лети, же ты, чаечка, далёко,

Неси, ты, печальную весть,

А там за горой за высокой

Солдат молодой умирал

Накрыт он был серой шинелью

Тихонько родных вспоминал

Прощайте, мамаша, папаша,

Прощай молодая жена

Прощайте, вы, малые детки

Не увидеть вам больше отца

Очень любила рассказывать Мария Стефановна о народных праздниках. С каким нетерпением дети ждали их. Хотя и времена не жаловали тех, кто за одно был с церковью, но вековые традиции всё же были сильнее. В канун Рождества Христова дети, молодежь в вывернутых наизнанку тулупах, ходили из дома в дом под видом «сеятелей», бросали зерно в красный угол и пели – выкрикивали:

Пришла Коляда на кануне Рождества,

Под старый Новый год до Шиковых ворот. (Называли по подворью фамилию)

С пышками, с лепешками, со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога - тому скота, живота,

Кто не даст пирога - мы корову за рога!

Каждый хозяин, заботясь об урожае и здоровье, считал обязательным хорошенько угостить засевальщиков. Иногда первых засевальщиков просили сесть у порога или на лавку - «чтобы раньше квочки садились».

По словам бабушки, Масленицу ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовыми действиями, традиционными играми и забавами. Каждый день Масленицы имел название, за каждым закреплены были определенные действия:

  • Понедельник – «встреча»,

  • Вторник – «заигрыш»,

  • Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,

  • Четверг – «разгуляй – четверток», «широкий»,

  • Пятница – «тещины вечера», «тещиы вечерки»,

  • Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,

  • Воскресенье – «прощеный день».[2]

Я был удивлен, когда узнал, что на Масленице – первый блин за упокой. Этот блин клали на окошко «для душ родительских». Жители села поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное пиршество плохим самочувствием

Главной фигурой была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на санки и везли в гору с песнями. В «Прощеный день» устраивали проводы Масленицы, на которых было весело, пели много песен, водили хороводы. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

На Сороки (день памяти Сорока мучеников Севастийских) хозяйки пекли из ржаной муки «жаворонков», с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали заклинать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали на пригорки, сбившись в кучу, что есть силы, кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

После освещения веточек вербы на Вербное воскресенье детвора хлестали друг друга ветками, приговаривая:

Не я хлещу верба,

Какая? Святая!

Будь великий, как верба,

Будь здоровый, как вода,

А богатый, как земля.

Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веток пушистые вербныепочки. А ещё бабушка говорила, что на краю села росла «святая » верба. На самом деле это быль. Перед войной на вербное воскресение женщины ездили в Рыльск, чтобы осветить «вайю» (вербу). Одна из женщин преклонного возраста взяла и воткнула в землю на окраине освещённую вербу, чтобы она охраняла село от бед и напастей. Видно, и правда велика господняя сила: принялась она, и выросло шикарное дерево, которое стало талисманом для жителей Амони. Во время уборки урожая люди подходили и отламывали веточки с вербы, стараясь ей не навредить, для того, чтобы положить их на плоды, которые опускали в ямы и погреба, чтобы они не гнили. Никто до сих пор не может поверить в то, что урожай сохранялся очень долго!

Недавно я прочитал произведение Льва Конорева о курской земле (повести и рассказы «Росные травы»). Особенно запали в душу такие слова: «Беден, нищ человек, если непамятлив он сердцем, если за круговертью шумливой и пестрой жизни позабыл отчий край, не дорожит им. Катится он по жизни, как гонимый ветром куст перекати-поля, и не за что ему зацепиться».[3] Какие верные слова. Мы должны любить свой край, свою малую родину, гордиться людьми, живущими и жившими здесь.
Список используемых источников

  1. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/04/russkie-traditsii - Русские традиции. Образовательная социальная сеть.

  2. https://www.livelib.ru/book/94200/read-tserkovnonarodnyj-mesyatseslov-na-rusi-ip-kalinskij/

32 – Церковно-народный месяцеслов на Руси. И.П. Калинский.

  • Росные травы: Повести и рассказы / Лев Конорев; [Худож. С. Т. Поляков], 254,[2] с. ил. 21 см, Воронеж Центр.-Чернозем. кн. изд-во 1989.


  • написать администратору сайта