Главная страница

Философия. Проблема сознания в истории философии


Скачать 16.11 Kb.
НазваниеПроблема сознания в истории философии
АнкорФилософия
Дата06.09.2022
Размер16.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.docx
ТипДокументы
#664574

  1. Проблема сознания в истории философии. Генезис сознания (как в истории философии рассматривалось сознание человека с течением времени)

На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, старалась ответить на вопросы о содержании и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Эти вопросы были неразрывно связаны и с проблемой существования мира, и проблемами познания человеком самого себя. Поэтому вопросы сознания справедливо относят к основной проблеме философии.

Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа "Я знаю, что ничего не знаю".

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека.

Важным для понимания проблем сознания и особенно познания были работы И. Канта, в которых исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика познавательных способностей человека как субъекта познания (его чистого разума практического разума, способностей к суждению умозаключению). С точки зрения Канта три основные способности познания — чувственность, рассудок и разум не могут дать истину человеку, потому что взаимодействие человека с миром вещей, окружающих его, позволяет понять только явление (феномен), а не сами вещи.

На протяжении многих веков развивалась и материалистическая традиция анализа сознания и познания. Чаще всего она была связана с естественными науками и содержала в своем объяснении сознания и; познания как все достижения, так и все заблуждения науки своего времени. Вместе с тем материалистические традиции философского анализа сознания позволили сделать целый ряд принципиально важных выводов, которые лежат в основе современных естественных гуманитарных и социальных наук.

  1. Сущность сознания и его структура (что мы понимаем под сознанием)

Сознание представляет собой единство психического состояния и функцию человеческого мозга. Сущность этого явления заключается в связывании вновь поступившей информации с прежним опытом, где человек выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя этому миру как субъект объекту, наделяя этот мир эмоциональной оценкой и созданием предварительного мыслительного образа о том, что происходит в окружающем материальном и в собственном духовном мире.

Таким образом, сознание есть знание о внешнем окружающем мире и своём внутреннем мире, которое совместно вырабатывается с другими людьми в форме языка.

В структуру сознания обязательно входят: самосознание, самооценка, самоконтроль, саморазвитие, самосовершенствование.


  1. Сознательное и бессознательное. Концепция бессознательного в истории философии

(тетрадь)


написать администратору сайта