Главная страница

Проблема власти и личности в романе. Проблема власти и личности в романе Мастер и Маргарита в романе Мастер и Маргарита


Скачать 14.61 Kb.
НазваниеПроблема власти и личности в романе Мастер и Маргарита в романе Мастер и Маргарита
Дата26.06.2018
Размер14.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроблема власти и личности в романе.docx
ТипДокументы
#47914

Проблема власти и личности в романе «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита» рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершалаиме и в современной ему Москве.

В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.

Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана». 

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слово остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни.

Это показывает нам, что отдельно взятый человек лишь пешка, неспособная противостоять огромной машине, именуемой властью.

В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.

Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати.

Устами Мастера автор делает ценное замечание: «Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдо-литераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем. 

Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.


написать администратору сайта